Автор: Халимоненко Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Формирование функциональной грамотности в начальной школе во внеурочной деятельности
Тема: Функциональная грамотность
Раздел: начальное образование
Формирование функциональной грамотности в начальной школе во внеурочной
деятельности
Функциональная грамотность -способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основная цель введения функциональной грамотности в школе: развитие
способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для
решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи обучения
с жизнью).
Функциональная грамотность в начальной школе:
1.Читательская
2.Математическая
3.Финансовая
4.Естественно-научная
Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего
образования, Институт стратегии развития образования РАО предлагает следующий
подход к эффективному использованию часов, отведенных на внеурочную деятельность:
- 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется
отводить на занятие «Разговор о важном».
- 1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по формированию функциональной
грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной,
финансовой, направленной в том числе и на развитие их предпринимательского
мышления.
Для реализации предложения Института стратегии развития образования РАО о
введении функциональной грамотности в ОО за счет одного часа внеурочной
деятельности, издательство «Планета» разработало и выпустило мини УМК.
1 класс
ЧГ – занятия 1-8
МГ – занятия 9-16
ФГ – занятия 17-24
ЕНГ – занятия 25-33
Весь материал курса построен на сказках. Главные действующие лица любого
занятия – сказочные герои, хорошо знакомые детям еще с детского сада. Эти герои
живут обычной жизнью, и попадают в различные жизненные ситуации, которые
знакомы детям. Это безусловно является отличным мотивирующим фактором,
ученики с удовольствием выполняют задания, стараясь помочь свои любимым
героям.
2 класс
ЧГ – занятия 1,5,9,13,17,21,25,29
МГ – занятия 2,6,10,14,18,22,26,30
ФГ – занятия 3,7,11,15,19,23,27,31
ЕНГ – занятия 4,8,12,16,20,24,28,32
Итоговые, обобщающие занятия – 33,34
Курс состоит из мини-тем, в которых одни и те же действующие лица.
Например, в занятиях 1-4 главный персонаж – Белочка. Сначала читательская
грамотность – М.Пришвин «Беличья память». Затем, математическая грамотность –
«Про беличьи запасы», потом финансовая грамотность – «Беличьи деньги», и
наконец естественно-научная – «Про белочку и погоду».
Таким образом выстроен весь курс. Восемь мини-тем.
3 класс
ЧГ – занятия 1,3,5,7,9,11,13,15
ЕНГ – занятия 2,4,6,8,10,11,12,14,16
Проверочная работа – занятие 17
ФГ – занятия 18,20,22,24,26,28,30,32
МГ – занятия 19,21,23,25,27,29,31,33
Проверочная работа – занятие 34
В третьем классе материал разбит на два блока. Первый блок ЧГ и ЕНГ. Второй
блок ФГ и МГ.
ЧГ и ЕНГ между собой связаны основной мыслью – содержание занятия по ЕНГ
«привязано» к предыдущему научно-популярному тексту в ЧГ.
Аналогично связаны между собой финансовая и математическая грамотность.
Основные понятия по финансовой грамотности, еще раз выполняются и
закрепляются при выполнении заданий из раздела математическая грамотность.
4 класс
ЧГ – занятия 1-8
ЕНГ – занятия 9-16
Творческая работа – занятие 17
ФГ – занятия 18-25
МГ – занятия 26-33
Творческая работа – занятие 34
Курс четвёртого класса максимально приближен к структуре ВПР.
Обязательно дается научно-популярный текст и задания к нему. Разница в том, что
по сравнению с ВПР каждое последующее задание опирается на предыдущее и
представляет собой практическую, жизненную ситуацию.
Обратите внимание, на первом месте в любом классе стоит Читательская
грамотность. Это объясняется тем, что в начальной школе сначала мы обязаны
сформировать у детей навыки работы с текстом.
Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников
способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для
решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной
проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических
принципов – связь образования с жизнью.