Напоминание

Функциональная грамотность


Автор: Халимоненко Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Формирование функциональной грамотности в начальной школе во внеурочной деятельности
Тема: Функциональная грамотность
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование функциональной грамотности в начальной школе во внеурочной

деятельности

Функциональная грамотность -способность человека вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основная цель введения функциональной грамотности в школе: развитие

способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для

решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи обучения

с жизнью).

Функциональная грамотность в начальной школе:

1.Читательская

2.Математическая

3.Финансовая

4.Естественно-научная

Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего

образования, Институт стратегии развития образования РАО предлагает следующий

подход к эффективному использованию часов, отведенных на внеурочную деятельность:

- 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется

отводить на занятие «Разговор о важном».

- 1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по формированию функциональной

грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной,

финансовой, направленной в том числе и на развитие их предпринимательского

мышления.

Для реализации предложения Института стратегии развития образования РАО о

введении функциональной грамотности в ОО за счет одного часа внеурочной

деятельности, издательство «Планета» разработало и выпустило мини УМК.

1 класс

ЧГ – занятия 1-8

МГ – занятия 9-16

ФГ – занятия 17-24

ЕНГ – занятия 25-33

Весь материал курса построен на сказках. Главные действующие лица любого

занятия – сказочные герои, хорошо знакомые детям еще с детского сада. Эти герои

живут обычной жизнью, и попадают в различные жизненные ситуации, которые

знакомы детям. Это безусловно является отличным мотивирующим фактором,

ученики с удовольствием выполняют задания, стараясь помочь свои любимым

героям.

2 класс

ЧГ – занятия 1,5,9,13,17,21,25,29

МГ – занятия 2,6,10,14,18,22,26,30

ФГ – занятия 3,7,11,15,19,23,27,31

ЕНГ – занятия 4,8,12,16,20,24,28,32

Итоговые, обобщающие занятия – 33,34

Курс состоит из мини-тем, в которых одни и те же действующие лица.

Например, в занятиях 1-4 главный персонаж – Белочка. Сначала читательская

грамотность – М.Пришвин «Беличья память». Затем, математическая грамотность –

«Про беличьи запасы», потом финансовая грамотность – «Беличьи деньги», и

наконец естественно-научная – «Про белочку и погоду».

Таким образом выстроен весь курс. Восемь мини-тем.

3 класс

ЧГ – занятия 1,3,5,7,9,11,13,15

ЕНГ – занятия 2,4,6,8,10,11,12,14,16

Проверочная работа – занятие 17

ФГ – занятия 18,20,22,24,26,28,30,32

МГ – занятия 19,21,23,25,27,29,31,33

Проверочная работа – занятие 34

В третьем классе материал разбит на два блока. Первый блок ЧГ и ЕНГ. Второй

блок ФГ и МГ.

ЧГ и ЕНГ между собой связаны основной мыслью – содержание занятия по ЕНГ

«привязано» к предыдущему научно-популярному тексту в ЧГ.

Аналогично связаны между собой финансовая и математическая грамотность.

Основные понятия по финансовой грамотности, еще раз выполняются и

закрепляются при выполнении заданий из раздела математическая грамотность.

4 класс

ЧГ – занятия 1-8

ЕНГ – занятия 9-16

Творческая работа – занятие 17

ФГ – занятия 18-25

МГ – занятия 26-33

Творческая работа – занятие 34

Курс четвёртого класса максимально приближен к структуре ВПР.

Обязательно дается научно-популярный текст и задания к нему. Разница в том, что

по сравнению с ВПР каждое последующее задание опирается на предыдущее и

представляет собой практическую, жизненную ситуацию.

Обратите внимание, на первом месте в любом классе стоит Читательская

грамотность. Это объясняется тем, что в начальной школе сначала мы обязаны

сформировать у детей навыки работы с текстом.

Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников

способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для

решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной

проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических

принципов – связь образования с жизнью.



В раздел образования