Напоминание

Игровая – деятельность для младшего школьного возраста с ОВЗ


Автор: Зуева Наталия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат 18
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Игровая – деятельность для младшего школьного возраста с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Игровая – деятельность для младшего школьного возраста с ОВЗ

Внеурочная

деятельность школьников

объединяет

все

виды

деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых

возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно

связаны

между

собой.

Следовательно,

все

направления

внеурочной

деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при

построении соответствующих образовательных программ, а разработку и

реализацию

конкретных

форм

внеурочной

деятельности

школьников

основывать на видах деятельности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников

необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно

восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую, для

них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию,

обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение

ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как

правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко

активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с

другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной

деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное

восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на

протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к

четвертому

классу

реальную

возможность

выхода

в

пространство

общественного действия.

Такой выход для ученика начальной коррекционной школы должен

быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает

наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно

в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как

никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях

развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В

игре как в ведущем виде деятельности активно формируются, или

перестраиваются психические процессы, начиная от простых, и кончая

самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия

для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления

к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры

развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных

образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Чрезвычайно важно, что в

процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как

психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к

созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях

значимости.

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются

новые виды деятельности ребенка. Именно в игре зарождается

художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда,

обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает

обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Коррекционно-развивающая работа в виде игр и упражнений поможет

положительно повлиять на характер и содержание различных видов

деятельности, речи, поведения дошкольника, на состояние его эмоционально-

волевой сферы. Ведь в играх дети смогут ощущать свое тело, его части;

координировать свои движения; развивать подвижность, силу и гибкость

тела; понимать направления движения; внимательно рассматривать и

анализировать образец, предложенный взрослым; чувствовать и радоваться

достигнутому результату.

Форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна

иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом

процессе в целом. Воспитательно-образовательные возможности игры

возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности.

Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и

конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры,

последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в

развитии, формирует навыки самоорганизации.

Для всех игр с готовыми правилами характерны следующие особенности:

наличие игрового замысла (игровая задача + игровые действия =

содержание игры);

действия и отношения участвующих людей регулируются правилами;

наличие правил, и готовое содержание игры позволяет детям

самостоятельно организовывать и проводить игры;

воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом

замысле, действиях, правилах и не является самостоятельной задачей

детей.

Каждая из обозначенных выше групп игр имеет следующие разновидности:

1 группа:

сюжетно-ролевые;

строительно-конструктивные;

игры-драматизации.

2 группа:

дидактические (игры с предметами или игрушками, словесно-

дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические);

народные (подвижные и дидактические);

подвижные;

игры-развлечения;

развивающие;

музыкальные.

Большое

значение

имеет

игровая

деятельность

в

развитии

мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности.

Обращая внимание на эту особенность Д. Б. Эльконин, пишет:

«Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые

по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.

Существенно,

важным

является

то,

что

в

игре

возникает

новая,

психологическая форма мотивов».

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали

крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

В настоящее время появилось целое направление в педагогической

науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод

воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы,

приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ

обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и

нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно

успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические

свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность,

творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие

виды деятельности, среди которых труд и учение. По мере развития игры

ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится

ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти

умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.

А. С. Макаренко считал, что хорошая игра похожа на хорошую работу:

их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость

творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А. С. Макаренко,

игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует

труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В

силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее,

учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость

и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой

деятельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени

способствует формированию новообразований у ребенка, его психических

процессов, в том числе воображения. К. Д. Ушинский одним из первых

связал развитие игры с особенностями детского воображения. Он обратил

внимание на воспитательную ценность образов воображения. Ребенок

искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные

чувства. В игре воображение проявляется и развивается при определении

замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов.

Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в

мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между воображаемым в игре и

реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по

правде так не бывает».

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание

нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию

помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через

игры, познание социальных ролей.

3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи - в этом направлении большое влияние оказывают игры-

инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют

выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие

«особого» ребенка. В сюжетно-ролевой игре он учится взаимодействию со

сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует

развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных

игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом.

Кроме того, «подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств

общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей

развивает детскую фантазию, способствует формированию речи». Также

нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые

способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих

способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и

дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и

внимания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры

с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия

не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения,

способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-

воспитательной работе с детьми данной категории, имеют

значение дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и

развитие основных высших психических функций ребенка (речи,

мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Итак, игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а

поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра

– тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая

или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие

способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а

также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые

помогут эти навыки закрепить.

Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы

определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться.

Такими условиями являются: развивающая предметная среда (игровые и

развивающие предметы, игрушки, детская библиотека, физкультурно-

игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.)

и содержательное общение со взрослыми. Ребенок с ограниченными

возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи родителей,

педагогов на всех этапах своего развития. Для него общение практическое,

когда взрослый обучает ребенка овладению тем или иным предметом,

является основным с первых дней жизни.

Ведущей деятельностью детей является игра и ее средство –

игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения.

Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить

малыша к вхождению в общественные отношения.

При грамотном выборе и поддержке взрослого, игрушки способствуют

разностороннему развитию ребенка с ОВЗ. Так, они могут формировать и

развивать познавательную и личностную (эмоционально-волевую,

коммуникативную) сферы ребенка.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие

психических процессов ребенка. Любая дидактическая игрушка ставит перед

ребенком соответствующую определенному возрасту обучающую задачу,

условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или

содержании игры. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти,

мышления, речи. Правильно подобранные по цвету, форме, величине,

количеству, дидактические игрушки являются прекрасным средством

развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте и не

только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат мыслить. Основная

задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить

внимание ребенка с ОВЗ на различные свойства предметов, научить его

выполнять задачи на подбор их по сходству и различию.

Итак, для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в

первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы

интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения

и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке

игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им

игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки,

стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов

разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью

присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок;

кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4

частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового

ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и

предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для

развития образного, пространственного и творческого мышления.

Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми,

имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-

печатные игры (разрезные картинки, паззлы, лото, домино

;

карточки,

предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и

др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Причем следует отметить,

что игры с разнообразным строительным материалом полезны как

мальчикам, так и девочкам.

Игрушки, предполагающие развитие личностной сферы ребенка,

используются им в сюжетно-ролевой игре. Это фигурки животных и людей,

растений, предметы обихода, профессиональной деятельности человека

(набор доктора, повара, продавца), транспорт. Среди игрушек ребенка

должно быть все, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов (в

магазин, почту, больницу, дом, гараж, детский сад и т. д.). Это разнообразные

игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины,

строительный материал. Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные

мелкие предметы, которые могут быть заместителями продуктов, лекарств,

то есть все то, что понадобится ребенку для реализации сюжетного замысла.

В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми

могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации: пальчиковые

куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки, с

которыми можно разыгрывать разнообразные сюжеты. Здесь также могут

использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы:

по сказкам, видам животных (домашние / дикие), зонам обитания, типу

поселения (деревня / город). С их помощью ребенок может разыгрывать

разнообразные сюжеты, наблюдаемые им в реальной жизни или являющиеся

предметом его фантазий.

Для полноценного развития ребенка необходимы звучащие игрушки и

детские музыкальные инструменты: ударные (бубен, барабан, металлофон,

кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они

развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют развитию

слухового восприятия и внимания, формированию речевого выдоха и

профилактике заболеваний органов дыхания.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает

наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно

в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как

никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях

развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В

игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или

перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая

самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия

для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления

к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры

развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных

образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Специально проводимые в

последние годы исследования в НИИ детского воспитания АПН РФ

показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного

мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов

игровых действий, смысла их. Чрезвычайно важно, что в процессе игровой

деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая

основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в

различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.



В раздел образования