Автор: Гаврилова Валентина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда школы
Раздел: среднее образование
ГАВРИЛОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА
Учитель-логопед, высшей квалификационной категории
г. Хабаровск, МБОУ СОШ № 68
Индивидуальный план самообразования
на 2016 – 2017 учебный год
Тема:
«Преодоление
и
своевременное
предупреждение
различных
форм
нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Цель:
обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило
бы
использовать
подходы
и
методы, современные и эффективные формы проведения
занятий, соответствующих требованиям
ФГОС, при которых учащихся приобретут
умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях
Задачи:
построить
учебный
процесс
с
использованием
инновационных
технологий:
информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской;
проводить учебные и внеурочные занятия с применением ИКТ;
использовать полученные знания: на практических занятиях, конкурсах
профессионального мастерства;
организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков
обучающимися
с
ЗПР
с
учетом
темпа
учебной
работы
("пошаговом»
предъявлении
материала,
дозированной
помощи
взрослого,
использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
формировать
навыки
пользования
фонетически
чистой,
лексически
развитой,
грамматически правильной речью; самоконтроля, взаимоконтроля;
составить
программу
коррекционного
логопедического
сопровождения
обучающихся с нарушениями слуха;
проводить
мониторинг
усвоения
материала
через
результаты
выполненных
заданий
с
целью
выявления
эффективности
использования
тех
или
иных
применяемых форм, методов и или технологий
Результативность
В результате систематической работы добиться положительных продвижений в устной и
письменной речи у учащихся, обогатить словарный запас, подтвердить положительную
динамику в развитии устной речи и письменной обучающихся с ОВЗ.
ПЛАН РАБОТЫ
№ п/п
Содержание работы
Сроки
1
Изучение
современной
литературы
по
теме
самообразования. «Особенности развития речи детей,
имеющих
нарушения
слуха
(коррекция
КИ,
слуховыми
аппаратами)
.Обзор
информации
в
интернете по изучаемой теме.
Обобщение знаний по специальной литературе.
В
т е ч е н и е
учебного
года
2
Изучить новые методы и приемы по развитию лексико
-
грамматического
строя
речи
и
обогащению
словарного запаса у учащихся с ЗПР, нарушениями
слуха.
Использовать литературные источники, практические
наработки педагогов-практиков школы-интерната для
детей с нарушениями слуха
В течение года
3
Своевременное
выявление
детей
с
ОВЗ,
сбор
анамне за,
разработка
анкет
и
п р о в е д е н и е
анкетирования,
формирование
групп
коррекции,
выработка
индивидуального
маршрута
коррекции
речи каждого ребенка.
Организация образовательного процесса.
В
т е ч е н и е
учебного года
4
Составление АОП на обучающихся инклюзивно по
варианту 7.1; 7.2; 2.1.
Октябрь
5
Консультирование
родителей
(по
запросу)
по
вопросам речевого развития посредством общения на
страницах сайта школы
Постоянно
6
Использовать в работе компьютерные презентации в
процессе
коррекции
устной
и
письменной
речи
обучающихся с нарушениями речи.
Продолжить
разработку
компьютерных
презентаций
для проведения занятий с обучающимися.
Ф е в р а л ь
-
апрель
7
Разме стить
на
с айте
школы
м е т од и ч е с к и е
рекомендации
для
педагогов,
работающих
с
обучающимися
с
ОВЗ
(ЗПР)
«Основные
условия
эффективного
планирования
ко р р е к ц и о н н о -
развивающих уроков»
Ноябрь
8
Семинар
для
педагогов
школы
«Обновление
содержания и технологии образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья: проблемы,
перспективы в условиях реализации ФГОС»
Ноябрь
9
Посещение
методического
объединения
учителей
начальных классов.
Выступить с докладом:
« Ло го п е д и ч е с ко е
с о п р о в ож д е н и е
д е т е й
с
ограниченными возможностями»
П о
п л а н у
работы МО
10
Обучение,
курсы
повышения
квалификации,
вебинары,
конференции,
самообразование
по
проблеме
коррекционной
работы
с
учащимися,
имеющими ЗПР, нарушения слуха
В
течение
года
по плану
11
Посещение городских и краевых семинаров учителей
– логопедов, МО
П о
п л а н у
работы
12
Индивидуальные
и
групповые
консультации
для
родителей
:
«Причины
речевых
нарушений»,
«Проявления
речевых
нарушений»,
«Условия
полноценного речевого развития», «Норма речевого
развития:
как
ее
достичь?»,
«Речь
и
моторика»,
«Речевое дыхание: что это?»
В течение года
13
Пропаганда логопедических знаний среди педагогов
начальных классов
Беседа с учителями начальных классов на тему: « Как
помочь
ученику
с
ЗПР
преодолеть
трудности
в
обучении письму и чтению»
П о
п л а н у
работы
ШМО
учителей
начальных
классов
14
Опубликовать
на
сайте
на
сайте
Мультиурок
материала «Рабочая программа учителя-логопеда как
инст румент
эффективного
планирования
и
организации деятельности в современных условиях
Декабрь
15
С и с т е м а т и з а ц и я
и п о п ол н е н и е
п о р т ф о л и о
материалами по теме самообразования
В течение года
16
Отчёт по самообразованию
Май
Список литературы
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963.
Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /
К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008.
Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей
/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004.
Инструктивное
письмо
Министерства
образования
РФ
«Об
организации
работы
логопедического пункта образовательного учреждения» №2 от 14.12.2000
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-
логопеда
при
общеобразовательной
школе.
(Основные
направления
формирования
предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с
речевой патологией). - М.: Когито-Центр, 1996 - 47 с.
Разработка рабочей коррекционной программы учителя-логопеда общеобразовательной
школы в соответствии с ФГОС НОО: методические рекомендации к 2012-2013 учебному
году/авт.-сост. О.Л. Кубанова.-Хабаровск: ХК ИРО, 2012.
М а з а н о в а
Е .
В .
У ч у с ь
р а б о т а т ь
с
т е к с т о м .
Ко н с п е к т ы
з а н я т и й
п о
ко р р е к ц и и
д и с г р а ф и и
н а
п о ч в е
н а р у ш е н и я
а н а л и з а
и
с и н т е з а /
Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 117 стр.
Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по
коррекционной
логопедической
работе
с
детьми,
имеющими
отклонения
в
развитии.
Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и
синтеза,
и
аграмматическая
дисграфия:
Комплект
тетрадей
по
коррекционной
логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.:
ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
Мазанова Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по
коррекционной
логопедической
работе
с
детьми,
имеющими
отклонения
в
развитии.
Мазанова
Е.
В.
Логопедия.
Оптическая
дисграфия:
Комплект
т е т р а д е й
по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
С а д о в н и ко ва
И . Н .
Н а ру ш е н и я
п и с ь м е н н о й
р еч и
и
и х
п р е о д о л е н и е
у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;
Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать