Автор: Земцова Валентина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОУ ДО " Детская школа искусств" пгт. Свеча Свечинского муниципального округа Кировской области
Населённый пункт: пгт.Свеча Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье учащихся - залог успешного обучения"
Раздел: дополнительное образование
« Здоровье учащихся - залог успешного обучения».
Подготовила: Земцова Валентина Николаевна,
преподаватель по классу фортепиано
МОУ ДО « Детская школа искусств» пгт.Свеча
Свечинского муниципального округа Кировской области
Всем известно, что обучение в современной школе – это крайне энергозатратный
процесс. В процессе обучения школьники испытывают разного рода физические и
интеллектуальные перегрузки. Между тем, никто и нигде специально не обучает
учащихся искусству восстановления сил, вследствие чего страдает их физическое и
психическое здоровье.
Уже сейчас существует ряд эффективных методов и приёмов, которые способны,
если не полностью ликвидировать, то хотя бы частично нейтрализовать негативные
влияния на здоровье школьников.
По моему мнению, в системе дополнительного
образования педагог располагает
бóльшими возможностями использования в своей
работе новейших техник по преодолению стрессов, возникающих у школьников, чем
учитель общеобразовательной школы.
В школу искусств дети приходят либо после школьных занятий, и преподаватель
дополнительного образования может помочь ребёнку сбросить накопившееся напряжение
и расслабиться, либо взбодриться, настроиться на «волну» активной деятельности, в том
числе и умственной.
Учебный стресс – это разновидность обычного стресса, который включает в себя все
компоненты (физиологический, информационный и эмоциональный), так как появляется в
результате деятельности, имеющей отношение к телу, интеллекту и эмоциям учащегося:
ребёнку нравится бегать и прыгать – его ограничили в движении (физический аспект
стресса);
ребёнку нравится задавать вопросы и искать ответы – ему предлагают просто
запомнить и что-то делать «как я сказала» (информационный аспект стресса).
ребёнку хочется, чтобы его принимали таким, каков он есть, - он находится под
постоянной оценкой (эмоциональный аспект стресса)
Учебный стресс – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением
тела,
снижением
эмоционального
и
интеллектуального
потенциала,
ведущее
в
перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста.
Физические последствия учебного стресса: общее напряжение мышц, дрожь,
спазмы, высокое давление, затруднение дыхания, излишняя потливость.
Учебный стресс – это, как правило, очень долгое воздействие негатива, из которого
нет возможности выйти. Бунт исключён. Поэтому психосоматические заболевания
(болезни горла, желудка, сердца и сосудов и т. п.) не являются редкостью в школьной
среде.
Психологические
последствия
учебного
стресса:
ощущение
постоянного
беспокойства,
раздражительность,
гневливость,
агрессивность,
невозможность
сосредоточиться, чувство недовольства всем и вся, беспомощность, перекладывание
ответственности за происходящее на других, сложности в обучении, минимизация
общения, потеря интереса к своему внешнему виду и т. п.
Выполнение специальных упражнений для восполнения физических и психических
ресурсов организма ребёнка, к сожалению, пока не входит в повседневную школьную
жизнь, за исключением утренней физзарядки, которая призвана «разбудить» зевающего
по утру ученика. Но для большей части детей эта проблема не столь актуальна, так как
зарядке предшествует 10-15-минутная прогулка от дома до школы.
Очень хочется верить в то, что когда-нибудь обучение в школе станет по-
настоящему
здоровьесберегающим
и
гуманным
по
отношению
к
обучающимся.
Здоровьесбережение и защита прав учителя тоже должны стоять не на последнем месте,
но это, как говорится, тема для отдельной беседы. Преподаватели дополнительного
образования могут начать помогать нашим школьникам уже сейчас, используя методы и
приёмы системы психофизической саморегуляции на своих занятиях.
В
своей
основе
методы
системы
психофизической
саморегуляции
(СПС)
воздействуют на тело, сознание и подсознание человека. Техники СПС просты
процессуально, их может повторить самостоятельно любой из педагогов и обучающихся,
они ограничены временными рамками и очень действенны по конечному результату.
Система включает в себя работу с дыханием, телом и сознанием. Особенно эффективна
СПС для работы с физиологическим и эмоциональным аспектами учебного стресса.
Умело используя различные техники воздействия на своё дыхание, мы можем
менять своё настроение, улучшать своё состояние, успокаиваться или, наоборот, входить в
рабочий режим. Глубокое замедленное дыхание позволяет нам расслабиться, а частое и
поверхностное, напротив, позволяет войти в активный рабочий ритм.
Для примера приведу несколько дыхательных техник, которые можно использовать
во время занятий для снятия напряжения.
Дыхательные упражнения
Попробуйте посчитать свои вдохи и выдохи – просто сосредоточьтесь на этом.
Сделайте глубокий вдох носом на 4 счёта, одновременно поднимая руки через
стороны вверх, затем на 4 счёта выдох через рот, опуская руки через стороны вниз.
Повторите три-четыре раза.
Подышите так, чтобы выдох стал длиннее вдоха примерно в два раза.
Техника «Дыхание треугольником»
Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым
воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите
вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку
правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы дышите как бы
треугольником. Тем, у кого особенно богатое воображение, можно попробовать
представить, что воздух, который вы вдыхаете и выдыхаете голубого цвета. Подышите
голубым цветом одну минуту.
Техника «Волна»
Сделайте глубокий вдох, сначала с акцентом на выпячивании живота, а затем – на
подъёме груди. Задерживать дыхание на пике подъёма груди нужно не больше чем на 1-2
секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получался длиннее вдоха.
Затем нужно повторить цикл (максимально пять раз).
Подобное дыхание занимает очень мало времени, и уже через 1-3 вдоха вы уже
можете почувствовать, что расслабились.
Помимо дыхательных техник существует множество способов снятия напряжения
путём работы с телом. Например, пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж (для
самых маленьких), а для детей постарше – упражнения по методике су-джок и аюрведы.
Упражнение по методике су-джок
Пальцами правой руки помассируйте мизинец левой. Делайте движения вверх –
вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой
руки. Далее вам нужно соблюдать ту же последовательность: сначала – палец на левой
руке, затем – на правой. После того, как вы дойдёте до больших пальцев, всю процедуру
можно повторить.
Уже через несколько минут вы почувствуете, что организм стал работать иначе:
изменился ритм дыхания, в теле появилось приятное тепло. И на этом фоне вы можете
также заметить, что строй ваших мыслей отличается от того, что был пять минут назад.
Упражнение по методике аюрведы ( на расслабление)
Сядьте и постарайтесь расслабиться. Соедините подушечки указательных пальцев
обеих рук с подушечками больших пальцев и посидите так 5 минут. Остальные пальцы
должны быть выпрямлены, кончик языка прижат к верхнему нёбу. Глаза закрыты.
Это
упражнение
помогает
снимать
эмоциональное
напряжение,
тревогу,
беспокойство. Обращаться к этому способу нужно многократно, но эффект стоит того.
Даже самые перевозбуждённые дети успокаиваются и могут продолжать заниматься со
«свежими силами».
Очень важным компонентом в системе здоровьесбережения,
(да и просто в
повседневной жизни), является соблюдение питьевого режима как детьми, так и самим
педагогом.
Вода играет огромную роль в организме человека:
доставляет кислород в клетки;
обеспечивает гидратацию клетки;
служит амортизатором для костей и суставов;
регулируют температуру тела;
выводит из организма отходы жизнедеятельности;
вымывает из организма токсины;
предотвращает адгезию (слипание) клеток;
участвует в выработке гидроэлектроэнергии;
ускоряет процессы регенерации в организме
На сегодняшний день науке известно, что если содержание воды в организме
понизится всего на 2%, то мы почувствуем сильную усталость. Если содержание воды
упадёт на 10%, то нас ожидают серьёзные проблемы со здоровьем.
Если говорить о внешних проявлениях обезвоживания у школьников, то мы с ними
хорошо знакомы и можем наблюдать их достаточно часто. Мы можем видеть сонливость
ребёнка, невнимательность, невозможность сосредоточиться, невосприимчивость к
замечаниям и т. п. Тяга к сладкому, характерная для детей, тоже выдаёт симптом
обезвоживания. Глюкоза, которая появляется при расщеплении сладкого, вступает в
реакции организма, подменяя обычную воду.
На один килограмм веса человеку рекомендуется выпивать 30 мл воды в сутки
(в среднем взрослому человеку от 2 литров).
Избегайте напитков, обладающих мочегонными свойствами (кофе, чай, газированная
вода с сиропом).
Начинайте день с 0,3 – 0,5 литра воды, чтобы насытить организм водой после сна.
Пейте воду в течение всего дня с равными интервалами, не дожидаясь, пока вам
захочется пить.
Жажда – это признак того, что обезвоживание уже достигло значительной степени.
Возьмите за правило постоянно носить с собой бутылку воды.
Потейте. Это очищает лимфатическую и кровеносную системы, выводит из организма
токсины.
Пейте ещё больше, когда болеете.
Увеличивайте количество выпиваемой воды в те дни, когда активно занимаетесь
физическим трудом.
При занятии интеллектуальной деятельностью пейте обязательно, т. к. мозг
чувствительнее всех органов реагирует на обезвоживание.
Последний пункт имеет прямое отношение к учебному стрессу. Мозг работает
усиленно, и вода, являющаяся главным энергетическим источником обеспечения
мыслительных процессов, убывает очень быстро. Поэтому водный запас необходимо
постоянно обновлять.
Как это сделать практически? Наверное, нужно начинать с просветительской работы
с родителями и детьми. Далее возможны варианты. Это могут быть стационарные
установки воды или просто бутылочки с водой, которые дети могут приносить с собой.
Подводя итог, подчеркну, что в условиях учреждения дополнительного образования
преподаватель, помимо обучающих и воспитательных задач, может и должен ставить
перед собой и задачи валеологические. В условиях современного, стремительно
меняющегося мира, очень важно уделять большое внимание не только творческому,
эстетическому и физическому развитию ребёнка. Не менее важно научить его сознательно
относиться к своему здоровью, привить навыки здорового образа жизни, научить
простейшим приёмам саморегуляции. Использование как проверенных временем, так и
новейших технологий нейтрализации учебного стресса в повседневной педагогической
практике, позволяет нам способствовать здоровьесбережению и общему оздоровлению
школьников.