Напоминание

"Здоровье учащихся - залог успешного обучения"


Автор: Земцова Валентина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МОУ ДО " Детская школа искусств" пгт. Свеча Свечинского муниципального округа Кировской области
Населённый пункт: пгт.Свеча Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье учащихся - залог успешного обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Здоровье учащихся - залог успешного обучения».

Подготовила: Земцова Валентина Николаевна,

преподаватель по классу фортепиано

МОУ ДО « Детская школа искусств» пгт.Свеча

Свечинского муниципального округа Кировской области

Всем известно, что обучение в современной школе – это крайне энергозатратный

процесс. В процессе обучения школьники испытывают разного рода физические и

интеллектуальные перегрузки. Между тем, никто и нигде специально не обучает

учащихся искусству восстановления сил, вследствие чего страдает их физическое и

психическое здоровье.

Уже сейчас существует ряд эффективных методов и приёмов, которые способны,

если не полностью ликвидировать, то хотя бы частично нейтрализовать негативные

влияния на здоровье школьников.

По моему мнению, в системе дополнительного

образования педагог располагает

бóльшими возможностями использования в своей

работе новейших техник по преодолению стрессов, возникающих у школьников, чем

учитель общеобразовательной школы.

В школу искусств дети приходят либо после школьных занятий, и преподаватель

дополнительного образования может помочь ребёнку сбросить накопившееся напряжение

и расслабиться, либо взбодриться, настроиться на «волну» активной деятельности, в том

числе и умственной.

Учебный стресс – это разновидность обычного стресса, который включает в себя все

компоненты (физиологический, информационный и эмоциональный), так как появляется в

результате деятельности, имеющей отношение к телу, интеллекту и эмоциям учащегося:

ребёнку нравится бегать и прыгать – его ограничили в движении (физический аспект

стресса);

ребёнку нравится задавать вопросы и искать ответы – ему предлагают просто

запомнить и что-то делать «как я сказала» (информационный аспект стресса).

ребёнку хочется, чтобы его принимали таким, каков он есть, - он находится под

постоянной оценкой (эмоциональный аспект стресса)

Учебный стресс – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением

тела,

снижением

эмоционального

и

интеллектуального

потенциала,

ведущее

в

перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста.

Физические последствия учебного стресса: общее напряжение мышц, дрожь,

спазмы, высокое давление, затруднение дыхания, излишняя потливость.

Учебный стресс – это, как правило, очень долгое воздействие негатива, из которого

нет возможности выйти. Бунт исключён. Поэтому психосоматические заболевания

(болезни горла, желудка, сердца и сосудов и т. п.) не являются редкостью в школьной

среде.

Психологические

последствия

учебного

стресса:

ощущение

постоянного

беспокойства,

раздражительность,

гневливость,

агрессивность,

невозможность

сосредоточиться, чувство недовольства всем и вся, беспомощность, перекладывание

ответственности за происходящее на других, сложности в обучении, минимизация

общения, потеря интереса к своему внешнему виду и т. п.

Выполнение специальных упражнений для восполнения физических и психических

ресурсов организма ребёнка, к сожалению, пока не входит в повседневную школьную

жизнь, за исключением утренней физзарядки, которая призвана «разбудить» зевающего

по утру ученика. Но для большей части детей эта проблема не столь актуальна, так как

зарядке предшествует 10-15-минутная прогулка от дома до школы.

Очень хочется верить в то, что когда-нибудь обучение в школе станет по-

настоящему

здоровьесберегающим

и

гуманным

по

отношению

к

обучающимся.

Здоровьесбережение и защита прав учителя тоже должны стоять не на последнем месте,

но это, как говорится, тема для отдельной беседы. Преподаватели дополнительного

образования могут начать помогать нашим школьникам уже сейчас, используя методы и

приёмы системы психофизической саморегуляции на своих занятиях.

В

своей

основе

методы

системы

психофизической

саморегуляции

(СПС)

воздействуют на тело, сознание и подсознание человека. Техники СПС просты

процессуально, их может повторить самостоятельно любой из педагогов и обучающихся,

они ограничены временными рамками и очень действенны по конечному результату.

Система включает в себя работу с дыханием, телом и сознанием. Особенно эффективна

СПС для работы с физиологическим и эмоциональным аспектами учебного стресса.

Умело используя различные техники воздействия на своё дыхание, мы можем

менять своё настроение, улучшать своё состояние, успокаиваться или, наоборот, входить в

рабочий режим. Глубокое замедленное дыхание позволяет нам расслабиться, а частое и

поверхностное, напротив, позволяет войти в активный рабочий ритм.

Для примера приведу несколько дыхательных техник, которые можно использовать

во время занятий для снятия напряжения.

Дыхательные упражнения

Попробуйте посчитать свои вдохи и выдохи – просто сосредоточьтесь на этом.

Сделайте глубокий вдох носом на 4 счёта, одновременно поднимая руки через

стороны вверх, затем на 4 счёта выдох через рот, опуская руки через стороны вниз.

Повторите три-четыре раза.

Подышите так, чтобы выдох стал длиннее вдоха примерно в два раза.

Техника «Дыхание треугольником»

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым

воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите

вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку

правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы дышите как бы

треугольником. Тем, у кого особенно богатое воображение, можно попробовать

представить, что воздух, который вы вдыхаете и выдыхаете голубого цвета. Подышите

голубым цветом одну минуту.

Техника «Волна»

Сделайте глубокий вдох, сначала с акцентом на выпячивании живота, а затем – на

подъёме груди. Задерживать дыхание на пике подъёма груди нужно не больше чем на 1-2

секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получался длиннее вдоха.

Затем нужно повторить цикл (максимально пять раз).

Подобное дыхание занимает очень мало времени, и уже через 1-3 вдоха вы уже

можете почувствовать, что расслабились.

Помимо дыхательных техник существует множество способов снятия напряжения

путём работы с телом. Например, пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж (для

самых маленьких), а для детей постарше – упражнения по методике су-джок и аюрведы.

Упражнение по методике су-джок

Пальцами правой руки помассируйте мизинец левой. Делайте движения вверх –

вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой

руки. Далее вам нужно соблюдать ту же последовательность: сначала – палец на левой

руке, затем – на правой. После того, как вы дойдёте до больших пальцев, всю процедуру

можно повторить.

Уже через несколько минут вы почувствуете, что организм стал работать иначе:

изменился ритм дыхания, в теле появилось приятное тепло. И на этом фоне вы можете

также заметить, что строй ваших мыслей отличается от того, что был пять минут назад.

Упражнение по методике аюрведы ( на расслабление)

Сядьте и постарайтесь расслабиться. Соедините подушечки указательных пальцев

обеих рук с подушечками больших пальцев и посидите так 5 минут. Остальные пальцы

должны быть выпрямлены, кончик языка прижат к верхнему нёбу. Глаза закрыты.

Это

упражнение

помогает

снимать

эмоциональное

напряжение,

тревогу,

беспокойство. Обращаться к этому способу нужно многократно, но эффект стоит того.

Даже самые перевозбуждённые дети успокаиваются и могут продолжать заниматься со

«свежими силами».

Очень важным компонентом в системе здоровьесбережения,

(да и просто в

повседневной жизни), является соблюдение питьевого режима как детьми, так и самим

педагогом.

Вода играет огромную роль в организме человека:

доставляет кислород в клетки;

обеспечивает гидратацию клетки;

служит амортизатором для костей и суставов;

регулируют температуру тела;

выводит из организма отходы жизнедеятельности;

вымывает из организма токсины;

предотвращает адгезию (слипание) клеток;

участвует в выработке гидроэлектроэнергии;

ускоряет процессы регенерации в организме

На сегодняшний день науке известно, что если содержание воды в организме

понизится всего на 2%, то мы почувствуем сильную усталость. Если содержание воды

упадёт на 10%, то нас ожидают серьёзные проблемы со здоровьем.

Если говорить о внешних проявлениях обезвоживания у школьников, то мы с ними

хорошо знакомы и можем наблюдать их достаточно часто. Мы можем видеть сонливость

ребёнка, невнимательность, невозможность сосредоточиться, невосприимчивость к

замечаниям и т. п. Тяга к сладкому, характерная для детей, тоже выдаёт симптом

обезвоживания. Глюкоза, которая появляется при расщеплении сладкого, вступает в

реакции организма, подменяя обычную воду.

На один килограмм веса человеку рекомендуется выпивать 30 мл воды в сутки

(в среднем взрослому человеку от 2 литров).

Избегайте напитков, обладающих мочегонными свойствами (кофе, чай, газированная

вода с сиропом).

Начинайте день с 0,3 – 0,5 литра воды, чтобы насытить организм водой после сна.

Пейте воду в течение всего дня с равными интервалами, не дожидаясь, пока вам

захочется пить.

Жажда – это признак того, что обезвоживание уже достигло значительной степени.

Возьмите за правило постоянно носить с собой бутылку воды.

Потейте. Это очищает лимфатическую и кровеносную системы, выводит из организма

токсины.

Пейте ещё больше, когда болеете.

Увеличивайте количество выпиваемой воды в те дни, когда активно занимаетесь

физическим трудом.

При занятии интеллектуальной деятельностью пейте обязательно, т. к. мозг

чувствительнее всех органов реагирует на обезвоживание.

Последний пункт имеет прямое отношение к учебному стрессу. Мозг работает

усиленно, и вода, являющаяся главным энергетическим источником обеспечения

мыслительных процессов, убывает очень быстро. Поэтому водный запас необходимо

постоянно обновлять.

Как это сделать практически? Наверное, нужно начинать с просветительской работы

с родителями и детьми. Далее возможны варианты. Это могут быть стационарные

установки воды или просто бутылочки с водой, которые дети могут приносить с собой.

Подводя итог, подчеркну, что в условиях учреждения дополнительного образования

преподаватель, помимо обучающих и воспитательных задач, может и должен ставить

перед собой и задачи валеологические. В условиях современного, стремительно

меняющегося мира, очень важно уделять большое внимание не только творческому,

эстетическому и физическому развитию ребёнка. Не менее важно научить его сознательно

относиться к своему здоровью, привить навыки здорового образа жизни, научить

простейшим приёмам саморегуляции. Использование как проверенных временем, так и

новейших технологий нейтрализации учебного стресса в повседневной педагогической

практике, позволяет нам способствовать здоровьесбережению и общему оздоровлению

школьников.



В раздел образования