Напоминание

Система работы при организации подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Автор: Милютина Татьяна Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОГУ ОШ с УИОП
Населённый пункт: пгт Афанасьево Кировская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Система работы при организации подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Раздел: полное образование





Назад




Милютина Т.П.

Система работы учителя при организации подготовке учащихся к итоговой аттестации в

форме ЕГЭ по литературе (из опыта работы) 2016-2017 учебный год.

Экзамен по литературе – одна из труднейших образовательных тем сегодня. По

праву ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь

ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения, можно сказать,

начиная с пятого класса, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно

ж е , образы главных героев произведений.

В целом, к литературе невозможно

подготовиться за год, за полгода, тем более за 2 месяца. В идеале такая подготовка должна

проводиться постепенно – на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно

всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен в старшей школе.

Пятилетний

опыт проведения ЕГЭ по литературе позволил мне

разработать

подходы

к

итоговому

контролю

по

предмету,

повысить

объективность

результатов

экзамена,

дифференцировать

выпускников

школы

по

уровню

их

образовательных

достижений. Вместе с тем проблема подготовки учащихся 11-х классов

к итоговой

аттестации по литературе остается актуальной…

Если о подготовке к ЕГЭ по русскому языку написано достаточно статей и издано

много пособий, то здесь, можно так сказать, на сегодняшний день определённая система

подготовки к ЕГЭ по литературе отсутствует: «каждый «варится в собственном соку».

Кроме того, практически ежегодно меняются форма заданий и критерии оценивания

заданий 2( 17.1, 17.2, 17.3) части. Следовательно, для достижения

положительного

результата, необходимо не только обеспечить самостоятельную подготовку учащихся к

этому экзамену, но и выработать определённую систему подготовки к ЕГЭ.

Каждые два- три года мои выпускники планируют

сдавать ЕГЭ по литературе.

Такой

выбор

обусловлен

тем,

что

литература

как

экзамен

требуется

не

только

при

поступлении на филологический факультет. … Да, таких учащихся мало, обычно 2-3

человека со всей параллели, но если сравнить средний балл ЕГЭ 2013-2014 учебного года

с

нынешним

годом,

то

можно

сказать

с

уверенностью,

что

определённая

система,

применяемая при подготовке к ЕГЭ, всё-таки работает… Если в 2014 году средний балл

(сдавали 3 человека) был 57, а максимальный64, то в 2017 году ( сдавали 2 человека) он

стал выше –88, а максимальный – 91.

Причем, анализ экзаменационной работы показывает, что во 2 части( 17.1, 17.2,

17.3) одна из выпускниц не допустила ни одной ошибки, а вторая – две ошибки ( одна в 8

задании, другая ошибка-в 11задании!). .

Известно, что в

структурном отношении 1 и 2 части экзаменационной работы

выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-

литературных

знаний

(часть

1:

1

–7,

8

–14)

к

заданиям

повышенного

уровня

обобщающего

типа

(2 часть

(17.1-17.3) включает альтернативные задания высокого

уровня сложности

(одно из заданий по выбору выпускника) , в наибольшей степени

отражающие требования стандарта профильного уровня.

Итак,

с

чего

начинаю

подготовку

к

экзамену? Конечно,

со

знакомства

с

демоверсией,

спецификацией

и кодификатором.

Именно

там

содержатся

элементы

содержания и требования к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе.

Дальше отталкиваюсь от структуры экзаменационной работы

Часть

1

предполагает

анализ

фрагмента

эпического,

или

лироэпического,

или

драматического произведения, состоит из 16 заданий:

предполагает

анализ

лирического

произведения

(стихотворения

или

фрагмента

лирической поэмы.

Часть 2 работы требует полноформатного развернутого высказывания на литературную

тему.

Очевидно, что при таком разнообразии заданий необходимо разделить подготовку к

экзамену на несколько частей.

Итак, организация подготовки к 1 части( 2 уровень).

Во-первых, знание основных литературных направлений, теоретико-литературных

понятий.

Ученик должен уметь анализировать

художественное произведение, используя

сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов и

т.д.), определять жанрово-родовую специфику произведения, характеризовать особенности

стиля писателя. Для того чтобы перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в

начале 10 класса предлагаю завести словарик литературоведческих терминов, в который

записываем, что такое литературный род, стараюсь проводить такие уроки и консультации

с использованием презентаций

В

данный

момент,

считаю

меня

сейчас

9

классники),

что

для

успешного

овладения

учащимися

материалом

для

выполнения

2

части

необходимо

систематизировать творчество писателей по периодам (18 век, 1-ая треть 19 века, 2- и 3-ая

треть

19

века,

20

век),

ввести

хронологическую

схему

расположения

писателей,

соответственно,

и

определение

границ

существования

конкретного

литературного

направления. Для упрощения запоминания надо очертить круг основных тем и проблем ,

поднимаемых писателями в определенном литературном направлении. Подобная схема ,

записанная в начале тетради по литературе и постоянно пополняемая в течение учебного

года , позволит учащимся,

во-первых, постоянно обращаться к одному и

тому же

материалу, а во-вторых, создаст в их голове стройную закономерность и зависимость

тематики и проблематики от периода русской истории и существования определенного

литературного направления.

Такой словарик поможет при выполнении

самостоятельных работ, в которых знания

учащихся уже реализованы в вопросах:

1.

Какое

литературное

направление,

признающее

существование

социально-

исторических закономерностей, является ведущей в творчестве Л.Толстого?

2.

Каким

термином

обозначаются

выразительные

подробности

внешнего

облика

Обломова?

3. Укажите номер строфы, в которой А.А.Фет использует анафору.

4. Какой прием используется в размышлениях героя М.Ю. Лермонтова о своей

молодости (" то мрачные , то радужные образы")?

Да, подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как

вновь

изученного,

так

и

ранее

пройденного

материала

курса,

содержание

которого

определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам

предлагаются проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной

направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов

Все проверочные работы можно разделить на три типа:

1) работы, проверяющие знакомство учащихся с содержанием произведений, входящих в

круг обязательного чтения;

2)

работы,

проверяющие

глубину

освоения

литературных

произведений

и

знаний

о

литературе;

3) работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе

изучения литературы.

Задания первого типа проверяют знакомство учащихся с кругом обязательного чтения и

охватывают изученный курс литературы, в основном произведения, предназначенные для

текстуального изучения. Эти работы предполагают краткие ответы.

Вопросы, входящие в состав этих проверочных работ, двух видов. Один из них – на

узнавание произведения по отрывку, по высказываниям писателей и критиков. Другой вид

заданий

вопросы,

проверяющие

знание

тематики,

героев,

понимание

взаимосвязи

событий сюжетного развития.

Пример задания за курс 10 класса:

«Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Пророк». Назовите автора этих

стихотворений. В каком из них развиваются мотивы поэта и поэзии?

Из приведенного примера видно, что задание состоит из двух вопросов. Причем один

из

них

рассчитан

на

воспроизведение

элементарных

сведений

о

литературном

произведении (авторство, название, герои), а другой предполагает осмысление отдельных

сторон его содержания и формы (тема, проблема).

Таким образом,

проверяется готовность учащихся к самостоятельному истолкованию

художественного текста.

Работы

второго

типа

направлены

на

выявление

глубины

освоения

изученных

произведений и знаний о литературе.

Учащимся предлагаю фрагменты изученного произведения и вопросы, направленные на

объяснение изображенного. Таким образом, проверяю умения выделять и истолковывать

художественные особенности текста,

объяснять мотивы поведения, характеры или

отношения героев, а также истолковывать общий смысл фрагмента как части целого

произведения ( его связь с проблематикой и роль в композиции).

Приведем образец проверочной работы этого типа.

И.С.Тургенев. Вариант №1

Перечитайте фрагмент 10 главы романа «Отцы и дети» со слов «Схватка произошла в тот

же день…» до слов «Оба приятеля вышли…» и выполните задания:

1.Покажите

на

нескольких

примерах,

как

с

помощью

ремарок

автора

раскрывается

душевное состояние спорящих.

2.Назовите несколько самых важных вопросов, которые разделяют спорящих; раскройте

смысл спора героев о русском народе; объясните, на чьей вы стороне.

Работы третьего типа направлены на проверку главным образом уровня развития

школьников в процессе изучения литературы, который может быть проверен с помощью

сочинений разных жанров на материале литературных произведений .

Например, в 10-11 классе можно предложить учащимся сочинение – рассуждение в виде

вопроса: «Нигилизм – панацея от социальных болезней или болезнь века? Излечима ли

она или смертельна для общества?»

Предлагаю учащимся в качестве зачёта составить самостоятельно тест. Не могу сказать,

что это легко, так как школьники повторяют теоретический материал, возобновляют в

памяти текст самого художественного произведения и критических статей о нём. Этот вид

работы

не

только

готовит

выпускников

к

ЕГЭ

по

литературе,

но

и

акцентирует

их

внимание на важных художественных особенностях изучаемых текстов. Предлагаю им

составить тестовые задания разных типов (чаще всего это 10 вопросов)

, которые

классифицируются следующим образом:

1.Задания теоретического блока.

2.Задания историко – биографического блока.

3.Задания идейно – тематического блока.

4.Задания по форме произведения.

5.Задания по художественно – изобразительным средствам.

Приведу

пример

фрагмента

теста,

подготовленного

учащимися

10

класса

при

изучении творчества А.Н.Островского.

1.Островский

раскрывает

социально

типические

и

индивидуальные

свойства

персонажей определенной общественной среды, какой?

-помещичье – дворянской, -купеческой, -аристократической, -народной.

2.Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются (найди лишнее)

-Тихон, -Дикой , -Кабаниха, -Кулигин.

3.Финал

пьесы

трагичен.

Самоубийство

Катерины,

по

мнению

Добролюбова,

является проявлением:

-духовной силы и смелости, -слабости и бессилия, -эмоционального взрыва,

-безответной любви

Большое внимание уделяю зачетно – практической работе по теме: « Художественное

произведение: содержание и форма», для учащихся, выбравших на итоговой аттестации

литературу.

Какие же литературные понятия должен усвоить ученик, сдавший зачет?

Содержание произведения

Тема. Проблема. Идея. Конфликт.

Форма произведения

Сюжет. Композиция. Персонажи. Характеры. Приемы создания образов: через действия и

поступки, прямая авторская характеристика, портрет, описание среды, психологический

анализ,

речевая

характеристика.

Пейзаж.

Интерьер.

Художественная

деталь.

Речь

художественная.

Организация подготовки к части 2 (17.1, 17.2, 17.3)

В

работе

над

сочинением

рассуждением

стараюсь

учитывать

типичные

ошибки,

допущенные при выполнении заданий части С: полное или частичное несоответствие теме

и жанру, неубедительность доказательств, отсутствие логической связи между частями

сочинения. Поэтому на занятиях в первую очередь составляется развернутый план работы

над сочинением – рассуждением, ведется разработка темы сочинения как доказательство

или опровержение, учащиеся знакомятся с принципом построения сочинения обзорного

характера по нескольким произведениям разных писателей.

Обучая детей написанию сочинения и изучив критерии проверки и оценки выполнения

заданий, я разработала структуру написания сочинений.

Задания 15 и 16.

1. Тезисы

2. Доказательства

3. Вывод

Иногда предлагаю в качестве домашнего задания письменные сочинения -

миниатюры, темы для которых предоставлены в сборниках ЕГЭ. При оценивании таких

работ обязательно учитываю не только ответ на вопрос, но и соответствие вышеуказанным

критериям.

Стараюсь ограничивать объем работы именно 10 предложениями , чтобы

научить кратко и четко излагать материал.

В начале 10 класса можно дать схему-образец , на которую впоследствии может опираться

учащийся.

Критерии

оценки

в

действии покажу

на

примере

реальных

ответов

на

вопросы №15 и 16 заданий.

– «На

чем

основан

комизм

приведенной сцены из пьесы «Ревизор» и в каких

произведениях

русской

классики

встречаются

подобные

комические

ситуации?»

(подчеркнем:

в

вопросе

не

сказано,

что

примеры следует

искать

в

комедиях,

а

в

большинстве

ответов

ученики

приводят

в

пример комедии

«Горе

от

ума»

и

«Недоросль»).

Комизм приведенной сцены из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» основан на том, что

Хлестаков вовсе не ревизор. Не зная, кто такой Хлестаков, Городничий пытается

всячески угодить ему. Он приглашает Хлестакова поселиться у него в доме, переехать

из

гостиницы.

Городничий

далее

не

говорил

об

оплате,

деньгах,

в то

время

как

Хлестаков

тут

же

начинает

оправдываться.

В

результате городничий

одолжил

Хлестакову

не

200

рублей,

а

400.

Подобные

комические ситуации

встречаются

в

произведении

Фонвизина

«Недоросль»,

Грибоедова «Горе от ума»».

Оценка – « 1 »

балл.

Этот

ответ

также

неполон,

отмечена

ошибка городничего,

а не обоих персонажей, не указано последствие этой ошибки – страх, который испытывали

оба героя.

Высший балл получил бы выпускник за ответ, в котором, помимо указания основы комизма

– страха героев друг перед другом – были бы указаны и причины страха, объяснены

мотивы поведения городничего и Хлестакова. Вторая часть вопроса, как можно судить по

ответам выпускников, сложна. Никто не указал те произведения,

в

которых

основа

комического

заключается

в

ошибке, провоцирующей страх персонажей

Задания 8 и 9

Задания 8 и 9 Единого государственного экзамена по литературе нацелены на

проверку умения включать анализируемое в заданиях №15 и16 произведение (эпизод и

стихотворение) в литературный контекст.

Это одно из самых сложных заданий ЕГЭ, особенно с этого года, когда ужесточились

требования к работе

Работу

по

подготовке

к

написанию

№15,16

тоже

можно

разбить

на

несколько

направлений:

1. Отработка модели написания такого сочинения-ответа

Для успешной подготовки к решению таких заданий я предлагаю в

10 классе при

изучении

романа

Тургенева

"Отцы

и

дети"

учащимся

модель

сопоставления

,

выработанную мною на основании требований ЕГЭ.

Схема ответа и строение сочинения № 15 и 16.

1.

Вступление (= тезис)

2.

Ответ на вопрос

а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении , приемах, подходе к

материалу и т.д.

б) вторая позиция сопоставления , общее и различия в изображении , приемах, подходе

к материалу и т.д.

3. Заключение(= вывод), соответствующий тезису.

2. Составление таблицы сквозных образов , мотивов, сюжетов , приемов и т.д.

Подготовка к№8 и 9 при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1.

В

каких

произведениях

русской

литературы

созданы

сатирические

портреты

уездных и губернских чиновников и в чем сходство и различие этих портретов с

тургеневскими?

2.

В основе каких произведений русской литературы:

3.

лежит идеологический конфликт ;

4.

описывается подробно быт помещиков;

5.

поднимается тема семьи;

6.

рассказана история любви;

7.

изображена дворянская усадьба;

8.

пейзаж несет смысловую нагрузку;

9.

в композиции используется прием контраста;

10. женский образ;

11. изображен «лишний человек»;

12. герой умирает и т.д.

Задание№17 (17.1, 17.2, 17.3)

В задании 17экзаменационной работы проверяется умение построить связное

высказывание на одну из трех предложенных тем, сформулированных как проблемные

вопросы. В этой части работы у учащегося есть возможность выбрать один из трех

вариантов задания: первый адресует к произведениям первой половины XIX века, второй –

к произведениям второй половины XIX века, третий – к произведениям XX века. При этом

формулировка задания может представлять собой традиционный проблемный вопрос или

включать

цитату,

требующую,

по

контексту

задания,

комментария,

обоснования,

выражения согласия или несогласия с предложенной трактовкой художественного текста.

1. Владение теоретико-литературными понятиями

Согласно критерию 2, учащийся должен продемонстрировать в работе знание теоретико-

литературных понятий. В связи с этим в ежедневных ответах учащихся ( устных и

письменных) необходимо обращать внимание на использование подобной лексики. здесь

пригодится опыт , полученный при работе с частью В.

2. Работа с текстом

Если учащийся пишет работу по лирике ,то текст должен привлекаться не в виде пересказа

, а в виде прямого цитирования. Для этого рекомендуется при изучении лирических

произведений заучивать наизусть не все произведения , а отдельные , самые важные

фрагменты (Например, при изучении темы "Гражданская лирика Некрасова" я просила

учеников 10 класса выучить основные тезисы Некрасова о том . кто такой настоящий

гражданин)

3. Структура работы

Отработка навыка написания сочинения происходит регулярно при написании сочинений

по литературе. для качественной работы я всегда прошу учащихся составлять план к

сочинению, требую сдавать план вместе с сочинением , даю задание составить план в

качестве домашнего , требую иметь план к каждому устному ответу.

Обучая детей написанию сочинения и изучив критерии проверки и оценки выполнения

заданий, я разработала структуру написания сочинений.

Задание №8 и 9. 1. Тезисы 2. Доказательства 3. Вывод

Задание №15 и 16.

1. Размышления по проблеме (ответ на вопрос), с привлечением

литературного контекста

2. Примеры произведений по данной теме 2-3 писателей с названиями произведений

3. Сопоставительный анализ данных произведений, приводя аргументы

4. Вывод - Очень хорошо на начальном этапе помогли клише (показ клише).

Задание №17.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе:

- Формулировка понимания проблемы с учетом позиции автора

- Тезисы – доводы и аргументы

- Вывод по ним

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями:

- Применение теоретико-литературных знаний при анализе литературного материала

3. Обоснованность привлечения текста произведения:

- Анализ

текста

с

частичным

кратким

пересказом

содержания,

обращение

к

микротемам текста и их интерпретация

- Подтверждение суждений цитатами с комментариями к ним

4. Последовательность и логичность изложения 5. Нормы речи

Усердно отрабатывая материал и усиленно работая в такой системе, мы смогли вместе

достичь высоких результатов на экзамене по литературе.

Смежность подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Немаловажную роль при подготовке к ЕГЭ по литературе играет и

подготовка к другому смежному предмету - русскому языку . Хотелось бы

обратить внимание на соответствия в заданиях ЕГЭ по русскому языку и литературе :

1.

В

ЕГЭ

по

русскому

языку

есть

задание24.

Оно

проверяет

знание

учащимися

изобразительно-выразительных средств и напрямую пересекается с теоретическим блоком

ЕГЭ по литературе. Соответственно . отработка на уроках русского языка заданий В8

помогает в выполнении заданий части В по литературе.

2.

Сочинение

в

ЕГЭ

по

русскому

языка

предполагает

использование

в

качестве

аргументации 2 -х литературных произведений , соотносящихся по теме , проблеме ,

образному ряду и т.д. А это напрямую помогает при выполнении заданий №15 и 16в ЕГЭ

по литературе.

3. Написание аргумента в ЕГЭ по русскому языку должно строго соответствовать плану

( тезис -доказательство-вывод), а это и есть структура и объем ответа на вопрос№8 и 9.

Таким образом ,при подготовке к ЕГЭ по русскому языка тоже происходит частичная

отработка

навыка

,

который

пригодится

на

ЕГЭ

по

литературе,

и

ученик

получает

возможность собрать материал , используя его на экзамене по литературе.

В

связи

с

этим

следует

подчеркнуть,

что

подготовка

к

экзамену

не

требует

штудирования вариантов тестовых заданий. Она должна осуществляться в рамках текущей

работы с текстом произведения, а также при выполнении письменных работ. При этом

важной

установкой

является

проверка

основных,

определенных

государственным

образовательным

стандартом

знаний,

умений

и

навыков

работы

с

художественным

текстом.

В

заключение

хотелось

бы

отметить,

что

использование

данных

методических

рекомендаций по подготовке учащихся к итоговой аттестации по литературе в форме

ЕГЭ

позволяет

реализовать

требование

государственной

программы

по

формированию коммуникативной компетенции учащихся, по созданию на уроках

культурной речевой среды, анализа образцов правильной, грамотной и красивой

речи, которые встречаются в художественных произведениях, изучаемых на уроках

литературы.



В раздел образования