Напоминание

Готовим детей к олимпиадам по математике


Авторы: Причислов Сергей Борисович, Причислова Ирина Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МАОУ города Нягани "Гимназия"
Населённый пункт: город Нягань
Наименование материала: Готовим детей к олимпиадам по математике
Тема: Готовим детей к олимпиадам по математике
Раздел: полное образование





Назад




Готовим детей к олимпиадам по математике.

Основная цель современной системы образования заключается в развитии универсальных

учебных действий учащихся. Согласно требованиям учителя должны помочь своим ученикам не

только узнать новые факты и понимать их смысл, но и научить их применять полученные знания в

реальных ситуациях. Поэтому образовательный процесс должен быть основан на решении задач и

научных исследованиях, которые помогают ученикам получать новые знания. Оценка знаний

проводится на практике, то есть проверяется умение учеников применять свои знания.

Программа обучения математике в средней школе включает как уроки в классе, так и

внеурочные занятия. Внеклассные занятия могут быть организованы в различных формах, таких

как научно-практические конференции, научно-исследовательские работы, кружки и олимпиады.

Участие в математических олимпиадах помогает учащимся применять свои знания на практике,

учиться самостоятельно находить необходимую информацию и развивать личностные качества.

Во многих задачах, особенно логических, важно не только правильно рассчитать ответ, но и уметь

аргументировать свои рассуждения. Для решения таких задач необходимо знать общие

математические методы, такие как метод обратного, метод математической индукции, а также

научиться противопоставлять различные точки зрения.

Математические кружки, например, могут помочь учащимся развить логические навыки. Их

можно разделить на два типа.

Цель этих клубов – повысить познавательный интерес учащихся к предмету математики. В

этих клубах учащиеся часто разгадывают кроссворды и головоломки или играют в математические

настольные игры. Учителя обычно выбирают такие задания, которые позволяют ученикам достичь

результатов, не испытывая трудностей, но при этом не теряя интереса к предмету и не развивая

уверенность в себе.

Кружки предназначены для подготовки учащихся к олимпиадам по математике. В этих

кружках обычно уделяется внимание общим математическим приемам решения задач, а также

решению и анализу типичных задач, встречающихся в олимпиадных заданиях. Кроме того,

домашние задания являются обязательными и обсуждаются в классе. Учеников учат думать

самостоятельно, а не следовать алгоритму. Работая со своими учителями в математическом

клубе, ученики не только решают сложные математические задачи, но и приобретают

уверенность в решении реальных проблем по другим предметам и в окружающем мире.

Преимущества подготовки школьников к олимпиадам по математике могут быть выделены

следующим образом:

1.

Развитие математического мышления и логических операций.

2.

Повышение уровня интеллектуального развития учеников и их способности

контролировать и направлять свои мысли в любой ситуации.

3.

Развитие критического мышления и адекватности оценки результатов своих

действий.

4.

Работа в команде в процессе подготовки к олимпиадам позволяет

учащимся научиться работать в группе, слушать других и учитывать их мнения, если они

доказаны правильными.

5.

Выполнение домашних заданий по решению олимпиадных задач вместе с

родителями полезно как для учащихся, так и для их родителей, позволяя им проводить

больше времени вместе и совместно работать.

Согласен, что подготовка к олимпиадам по математике может быть как системной, так и

интенсивной.

Системная подготовка обычно проводится на протяжении длительного времени и

осуществляется по расписанию, чтобы обеспечить регулярное занятие математикой. Такой подход

позволяет учащимся развивать свои навыки постепенно и систематически, укрепляя базовые

знания и умения. Кроме того, занятия на кружках и факультативах дают возможность работать в

коллективе, обмениваться опытом и учиться у друг друга.

Интенсивная подготовка, как правило, организуется перед соревнованием и нацелена на

ускоренное и более глубокое изучение математических тем, которые могут встретиться на

олимпиаде. Такой подход может быть полезен, если ученики уже имеют достаточную базу знаний

и готовы к более интенсивной работе. Однако интенсивная подготовка не всегда дает желаемые

результаты, так как не всегда возможно изучить все необходимые темы за короткий период

времени и освоить их достаточно глубоко.

Поэтому наиболее эффективным способом подготовки к олимпиадам является

комплексный подход, который включает в себя и системную, и интенсивную подготовку. Важно,

чтобы подготовка была правильно организована и сбалансирована, чтобы учащиеся имели

достаточно времени для обучения, самостоятельной работы и отдыха. Поэтому студентам,

которые хотят добиться высоких результатов, а также участвовать в Олимпийских играх,

необходима систематическая подготовка. При такой подготовке важно учитывать

индивидуальные особенности студента, так как правильный баланс между силой и личными

способностями имеет решающее значение. Это включает в себя:

1.

уровень умственного развития ученика – способность к обучаемости,

имеющиеся знания, умения, навыки, т.е. способность в достаточно короткие сроки

повышать свой уровень знаний;

2.

личностные черты характера школьника, отражающие такие качества, как

трудолюбие, отношение к учебе, самостоятельность, оказывающие влияние на успешность

ученика;

3.

типологические особенности, отражающие трудолюбие,

работоспособность, скорость запоминания и восприятия нового материала учеником, а

также умения переключиться или сосредоточиться на материале, необходимом в данный

момент;

4.

возрастные закономерности психологического развития.

Математические олимпиады и конкурсы призваны решать следующие задачи:

подготовка обучающихся к участию в любых предметных соревнованиях;

подготовка обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности;

повышение интереса учеников к более глубокому изучению предмета «Математика»;

повышение интереса школьников к внеурочной и внешкольной деятельности;

развитие соревновательных возможностей учащихся, используя знание предмета;

применение в процессе подготовки информационных технологий.

Важно, чтобы учителя дали понять всем учащимся, что любой ученик, независимо от его

оценок, может принять участие в математических конкурсах. Все конкурсы должны

способствовать развитию математических знаний, развивать умение решать нестандартные

задачи, стимулировать интерес к учебной и исследовательской деятельности, развивать навыки

познания, выявлять одаренных детей и обеспечивать дальнейшую поддержку и обогащение.

Для того чтобы школьник мог успешно участвовать в интеллектуальных соревнованиях по

математике, необходимо принимать во внимание специфику математики как науки, а именно:

расширенный математический интерес;

владение математическими знаниями для решения оригинальных задач;

владение способами решения математических задач и умениями практически их

применять.

Знание этих особенностей может помочь учителям направлять подготовку своих учеников к

олимпиаде по математике. Важным аспектом подготовки к олимпиаде по математике является

выбор учителем системы заданий. Это означает, что в олимпиадные задания не входят задачи, в

которых используются сложные формулы или справочные материалы, а их решение требует

нестандартного подхода. В задачах на доказательство часто используются метод отрицания,

принцип Дирихле и математическая индукция, и они должны быть адекватно объяснены, чтобы

оценки не были сняты. Для задач, требующих всех методов решения, общее количество баллов

будет зависеть от указанных методов решения и их количества.

Роль учителей в подготовке учащихся к участию в математических соревнованиях разного

уровня крайне важна. Важной частью этой сложной задачи является желание учителя развивать и

совершенствовать собственные навыки и достигать новых высот вместе со своими учениками.

Учителя могут повысить интерес к математике, используя увлекательные занятия, математические

игры и прошедшие математические олимпиады.

Поэтому участие в олимпиадах и математических конкурсах имеет неоценимое значение в

процессе решения задач школьного математического образования. Оно способствует

формированию универсальных учебных действий и познавательного интереса к математике у

учащихся. Решение математических задач учит школьников нестандартно мыслить и принимать

самостоятельные решения не только в процессе изучения математики, но и в повседневной

жизни.



В раздел образования