Авторы: Причислов Сергей Борисович, Причислова Ирина Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МАОУ города Нягани "Гимназия"
Населённый пункт: город Нягань
Наименование материала: Готовим детей к олимпиадам по математике
Тема: Готовим детей к олимпиадам по математике
Раздел: полное образование
Готовим детей к олимпиадам по математике.
Основная цель современной системы образования заключается в развитии универсальных
учебных действий учащихся. Согласно требованиям учителя должны помочь своим ученикам не
только узнать новые факты и понимать их смысл, но и научить их применять полученные знания в
реальных ситуациях. Поэтому образовательный процесс должен быть основан на решении задач и
научных исследованиях, которые помогают ученикам получать новые знания. Оценка знаний
проводится на практике, то есть проверяется умение учеников применять свои знания.
Программа обучения математике в средней школе включает как уроки в классе, так и
внеурочные занятия. Внеклассные занятия могут быть организованы в различных формах, таких
как научно-практические конференции, научно-исследовательские работы, кружки и олимпиады.
Участие в математических олимпиадах помогает учащимся применять свои знания на практике,
учиться самостоятельно находить необходимую информацию и развивать личностные качества.
Во многих задачах, особенно логических, важно не только правильно рассчитать ответ, но и уметь
аргументировать свои рассуждения. Для решения таких задач необходимо знать общие
математические методы, такие как метод обратного, метод математической индукции, а также
научиться противопоставлять различные точки зрения.
Математические кружки, например, могут помочь учащимся развить логические навыки. Их
можно разделить на два типа.
Цель этих клубов – повысить познавательный интерес учащихся к предмету математики. В
этих клубах учащиеся часто разгадывают кроссворды и головоломки или играют в математические
настольные игры. Учителя обычно выбирают такие задания, которые позволяют ученикам достичь
результатов, не испытывая трудностей, но при этом не теряя интереса к предмету и не развивая
уверенность в себе.
Кружки предназначены для подготовки учащихся к олимпиадам по математике. В этих
кружках обычно уделяется внимание общим математическим приемам решения задач, а также
решению и анализу типичных задач, встречающихся в олимпиадных заданиях. Кроме того,
домашние задания являются обязательными и обсуждаются в классе. Учеников учат думать
самостоятельно, а не следовать алгоритму. Работая со своими учителями в математическом
клубе, ученики не только решают сложные математические задачи, но и приобретают
уверенность в решении реальных проблем по другим предметам и в окружающем мире.
Преимущества подготовки школьников к олимпиадам по математике могут быть выделены
следующим образом:
1.
Развитие математического мышления и логических операций.
2.
Повышение уровня интеллектуального развития учеников и их способности
контролировать и направлять свои мысли в любой ситуации.
3.
Развитие критического мышления и адекватности оценки результатов своих
действий.
4.
Работа в команде в процессе подготовки к олимпиадам позволяет
учащимся научиться работать в группе, слушать других и учитывать их мнения, если они
доказаны правильными.
5.
Выполнение домашних заданий по решению олимпиадных задач вместе с
родителями полезно как для учащихся, так и для их родителей, позволяя им проводить
больше времени вместе и совместно работать.
Согласен, что подготовка к олимпиадам по математике может быть как системной, так и
интенсивной.
Системная подготовка обычно проводится на протяжении длительного времени и
осуществляется по расписанию, чтобы обеспечить регулярное занятие математикой. Такой подход
позволяет учащимся развивать свои навыки постепенно и систематически, укрепляя базовые
знания и умения. Кроме того, занятия на кружках и факультативах дают возможность работать в
коллективе, обмениваться опытом и учиться у друг друга.
Интенсивная подготовка, как правило, организуется перед соревнованием и нацелена на
ускоренное и более глубокое изучение математических тем, которые могут встретиться на
олимпиаде. Такой подход может быть полезен, если ученики уже имеют достаточную базу знаний
и готовы к более интенсивной работе. Однако интенсивная подготовка не всегда дает желаемые
результаты, так как не всегда возможно изучить все необходимые темы за короткий период
времени и освоить их достаточно глубоко.
Поэтому наиболее эффективным способом подготовки к олимпиадам является
комплексный подход, который включает в себя и системную, и интенсивную подготовку. Важно,
чтобы подготовка была правильно организована и сбалансирована, чтобы учащиеся имели
достаточно времени для обучения, самостоятельной работы и отдыха. Поэтому студентам,
которые хотят добиться высоких результатов, а также участвовать в Олимпийских играх,
необходима систематическая подготовка. При такой подготовке важно учитывать
индивидуальные особенности студента, так как правильный баланс между силой и личными
способностями имеет решающее значение. Это включает в себя:
1.
уровень умственного развития ученика – способность к обучаемости,
имеющиеся знания, умения, навыки, т.е. способность в достаточно короткие сроки
повышать свой уровень знаний;
2.
личностные черты характера школьника, отражающие такие качества, как
трудолюбие, отношение к учебе, самостоятельность, оказывающие влияние на успешность
ученика;
3.
типологические особенности, отражающие трудолюбие,
работоспособность, скорость запоминания и восприятия нового материала учеником, а
также умения переключиться или сосредоточиться на материале, необходимом в данный
момент;
4.
возрастные закономерности психологического развития.
Математические олимпиады и конкурсы призваны решать следующие задачи:
подготовка обучающихся к участию в любых предметных соревнованиях;
подготовка обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
повышение интереса учеников к более глубокому изучению предмета «Математика»;
повышение интереса школьников к внеурочной и внешкольной деятельности;
развитие соревновательных возможностей учащихся, используя знание предмета;
применение в процессе подготовки информационных технологий.
Важно, чтобы учителя дали понять всем учащимся, что любой ученик, независимо от его
оценок, может принять участие в математических конкурсах. Все конкурсы должны
способствовать развитию математических знаний, развивать умение решать нестандартные
задачи, стимулировать интерес к учебной и исследовательской деятельности, развивать навыки
познания, выявлять одаренных детей и обеспечивать дальнейшую поддержку и обогащение.
Для того чтобы школьник мог успешно участвовать в интеллектуальных соревнованиях по
математике, необходимо принимать во внимание специфику математики как науки, а именно:
расширенный математический интерес;
владение математическими знаниями для решения оригинальных задач;
владение способами решения математических задач и умениями практически их
применять.
Знание этих особенностей может помочь учителям направлять подготовку своих учеников к
олимпиаде по математике. Важным аспектом подготовки к олимпиаде по математике является
выбор учителем системы заданий. Это означает, что в олимпиадные задания не входят задачи, в
которых используются сложные формулы или справочные материалы, а их решение требует
нестандартного подхода. В задачах на доказательство часто используются метод отрицания,
принцип Дирихле и математическая индукция, и они должны быть адекватно объяснены, чтобы
оценки не были сняты. Для задач, требующих всех методов решения, общее количество баллов
будет зависеть от указанных методов решения и их количества.
Роль учителей в подготовке учащихся к участию в математических соревнованиях разного
уровня крайне важна. Важной частью этой сложной задачи является желание учителя развивать и
совершенствовать собственные навыки и достигать новых высот вместе со своими учениками.
Учителя могут повысить интерес к математике, используя увлекательные занятия, математические
игры и прошедшие математические олимпиады.
Поэтому участие в олимпиадах и математических конкурсах имеет неоценимое значение в
процессе решения задач школьного математического образования. Оно способствует
формированию универсальных учебных действий и познавательного интереса к математике у
учащихся. Решение математических задач учит школьников нестандартно мыслить и принимать
самостоятельные решения не только в процессе изучения математики, но и в повседневной
жизни.