Автор: Наумова Юлия Юрьевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГАПОУ СО "СКСМГС"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях истории и обществознания в учреждении СПО
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на
занятиях истории и обществознания в учреждении СПО
Наумова Ю.Ю., преподаватель
истории и обществознания
ГБОУ СО СПО «Саратовский
колледж строительства мостов
и гидротехнических
сооружений»
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий
уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,
умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и
воспитав у него культуру здоровья.
Для преподавателя в учреждении СПО важно правильно организовать урок,
так как он является основной формой педагогического процесса.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание
студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных
ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности,
уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не
весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию
способностей каждого студента.
Среди здоровьесберегающих технологий можно выделить технологии
личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого
студента и направленные на возможно более полное раскрытие его
потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности,
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные
игровые технологии.
Современным обществом востребовано не только повышение качества
образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья
учащихся, и обеспечение психологического комфорта участникам
педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития
высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в
динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов
решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения,
является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
В системной последовательности приобщение каждого преподавателя к
здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) признание педагогами своей солидарной ответственности за
неблагополучие состояния здоровья студентов;
2) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями
(обретение компетенций);
3) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии
друг с другом, с медиками, с самими студентами и их родителями.
Наукой и практикой выработаны приемы здоровьесберегающих
технологий, которые широко используются мной на занятиях по
истории и обществознанию.
Прием доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего
созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто
что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Попробуем отказаться от
декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою
доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям,
Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их
интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
Прием успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и
готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и
причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других
людях (и в себе самих!), но не манипулируя, а искренне и умело находя то,
что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это
необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и
здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно
всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем
важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии
здоровья и педагогической психотерапии.
Прием эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего
пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов.
Пускай не всех,но больше части, которая способна создать «критическую
массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров,
повышение профессионализма учителей - самая мудрая стратегия серьезного
руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство
грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться
грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
Прием результативности здоровьесберегающих технологий - в
целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности,
способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и
телесном благополучии (а материальное приложится!).
Прием соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном
отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет
независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук
своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях -
механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.
Прием заинтересованности участников в проводимой работе, без которой
невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни
банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать
работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников
необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
Следует отметить, что использование отмеченных приемов благотворно
влияют на мотивационную сферу студентов, повышает интерес к учебному
материалу, улучшается психологический климат на занятиях по истории и
обществознанию в целом.