Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях истории и обществознания в учреждении СПО


Автор: Наумова Юлия Юрьевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГАПОУ СО "СКСМГС"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях истории и обществознания в учреждении СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на

занятиях истории и обществознания в учреждении СПО

Наумова Ю.Ю., преподаватель

истории и обществознания

ГБОУ СО СПО «Саратовский

колледж строительства мостов

и гидротехнических

сооружений»

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий

уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,

умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и

воспитав у него культуру здоровья.

Для преподавателя в учреждении СПО важно правильно организовать урок,

так как он является основной формой педагогического процесса.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к

каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание

студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных

ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности,

уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не

весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию

способностей каждого студента.

Среди здоровьесберегающих технологий можно выделить технологии

личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого

студента и направленные на возможно более полное раскрытие его

потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности,

дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные

игровые технологии.

Современным обществом востребовано не только повышение качества

образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья

учащихся, и обеспечение психологического комфорта участникам

педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития

высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в

динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов

решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения,

является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

В системной последовательности приобщение каждого преподавателя к

здоровьесберегающим технологиям выглядит так:

1) признание педагогами своей солидарной ответственности за

неблагополучие состояния здоровья студентов;

2) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями

(обретение компетенций);

3) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии

друг с другом, с медиками, с самими студентами и их родителями.

Наукой и практикой выработаны приемы здоровьесберегающих

технологий, которые широко используются мной на занятиях по

истории и обществознанию.

Прием доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего

созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто

что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Попробуем отказаться от

декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою

доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям,

Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их

интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.

Прием успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и

готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и

причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других

людях (и в себе самих!), но не манипулируя, а искренне и умело находя то,

что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это

необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и

здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно

всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем

важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии

здоровья и педагогической психотерапии.

Прием эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего

пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов.

Пускай не всех,но больше части, которая способна создать «критическую

массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров,

повышение профессионализма учителей - самая мудрая стратегия серьезного

руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство

грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться

грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

Прием результативности здоровьесберегающих технологий - в

целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности,

способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и

телесном благополучии (а материальное приложится!).

Прием соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном

отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет

независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук

своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях -

механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.

Прием заинтересованности участников в проводимой работе, без которой

невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни

банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать

работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников

необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.

Следует отметить, что использование отмеченных приемов благотворно

влияют на мотивационную сферу студентов, повышает интерес к учебному

материалу, улучшается психологический климат на занятиях по истории и

обществознанию в целом.



В раздел образования