Напоминание

"Удивительная вода"


Авторы: Ковалев Владимир Александрович, Василенко Мария Михайловна
Должность: учитель биологии, учитель химии
Учебное заведение: ГОУ СОШ 594 Московского р-на
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Межпредметный интегрированный урок
Тема: "Удивительная вода"
Раздел: полное образование





Назад




PAGE \* MERGEFORMAT1

Василенко Марина Михайловна, учитель химии,

Ковалев Владимир Александрович, учитель биологии

ГБОУ СОШ № 594 Московского р-на Санкт-Петербурга,

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный

интегрированный урок "Химия-Биология:"Удивительная вода"

8-11 класс"

1 Цель и задачи мероприятия

ГБОУ

СОШ

594

работает

с

детьми

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее

обучение). Дети страдают самыми разными соматическими и душевными

заболеваниями.

В процессе работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу,

что одной из существенных проблем детей является отсутствие опыта

общения со сверстниками, и другие проблемы социальной адаптации.

Чтобы помочь

детям

постепенно

решить

эти

проблемы,

в

школе

применяются различные методики. Одну из методик несколько лет назад

разработали педагоги естественно-научного цикла - методику проведения

метапредметных уроков для старшеклассников.

Урок проводится вне расписания, как дополнительное, не обязательное

мероприятие. Несколько лет назад темой урока была избрана "Пресная вода".

На урок приглашаются ученики 8-10 классов.

Перед

уроком

проводится

большая

индивидуальная

подготовка.

Учащиеся

готовят

выступления,

презентации,

демонстрации

опытов.

Осваивают под руководством учителей различные источники информации и

способы коммуникации в соответствии со своими индивидуальными

физическими, психологическими и интеллектуальными возможностями.

Таким образом, урок является итогом большой подготовительной

работы педагогов и учащихся.

Цели мероприятия:

а) в направлении личностного развития: формировать умение тактично

вести себя в присутствии человека с ОВЗ; укреплять умение справляться со

своими физическими недостатками в публичном пространстве; развивать

качества личности, обеспечивающих культуру речи, патриотизм, любовь к

родной природе, «экологическое мышление»; расширять способности к

интеллектуальному

эксперименту,

необходимому

для

адаптации

в

современном обществе;

б) в метапредметном направлении - формировать общие способы

интеллектуальной деятельности, характерные для предметов естественно-

научного цикла;

в) в предметном направлении - актуализировать знания, полученные

в процессе обучения по отдельным предметам.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Задачи мероприятия:

воспитывать интерес к предметам естественно-научного цикла;

способствовать

формированию

коммуникативной

компетенции

учащихся, быть объективным в оценке своей деятельности и деятельности

окружающих;

углубить понимание внутренней схожести предметов естественно-

научного цикла (предмет изучения – законы природы; методы укладываются

в схему: "наблюдение–описание–эксперимент- изучение–объяснение");

расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном

веществе, без которого невозможна жизнь;

способствовать

формированию

представления

о

воде,

как

о величайшей универсальной ценности;

содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;

донести информацию о водных ресурсах мира и России;

формировать

способности

к

интеллектуальному

эксперименту,

к концентрации внимания на изложении конкретной проблемы;

формировать коммуникативную компетенцию.

2 Технологии, методы обучения

Используемые

технологии:

информационно-коммуникативные

(текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые), компьютерные

(информационные), обучение в сотрудничестве, ролевая игра.

Применяемые методы обучения: организация групповой работы,

поляризация пространства, учебная дискуссия, самооценка выполнения

заданий на уроке, словесные и наглядные методы, метод наблюдения,

практические методы, технические средства обучения.

3 Оборудование

Оборудование:

компьютер,

медиапроектор,

экран,

презентации

учителей и учеников, химические стаканы, вода, фильтровальная бумага,

фломастеры, медные монеты.

4 Форма организации

Межпредметный интегрированный урок.

5 Структура (элементы) мероприятия

организационный момент - 0,5 мин.

постановка целей и задач урока - 1,5 мин.

начало совместной работы. Актуализация собственных знаний

учащихся о воде (викторина) - 5 мин.

актуализация опорных знаний и умений учащихся - 14 мин.

выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера

(опыты, презентации, викторины) - 21 мин.

подведение итогов - 3 мин.

6 Ход мероприятия

Часть 1 - Организационный момент

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом

уровне "я хочу", "я смогу".

PAGE \* MERGEFORMAT1

Деятельность учителя: приветствует учеников; необходимо снять

эмоциональное

напряжение,

неизбежное

для

детей

в непривычной

обстановке массового мероприятия; нужно учесть, что ученики мало знают

друг друга; спокойно и доброжелательно корректирует поведение детей;

помогает им занять удобные места.

Действия учеников: занимают места за круглый столом, формируя две

"условные команды".

Часть 2 - Постановка целей и задач урока

На

экране

высвечивается

слайд

с

названием

темы

урока

и репродукцией с картины о пресной воде.

Деятельность учителя: в вводном слове указывается на традиционность

проведения

внеклассных

занятий

межпредметных

связей

"Химии",

"Биологии". Занятие является продолжением изучения, систематизации

знаний, повторения материала, пройденного на уроке по теме "Вода",

и рассмотрению результатов совместной работы учеников с учителем

в рамках внеклассного мероприятия; объявляется тема и цели урока;

сообщается, что за правильные ответы будут присуждаться "снежинки". По

окончанию урока результаты будут подсчитаны по двум группам, а также

ученикам будет дана возможность оценить мероприятие.

Часть 3 -

Начало совместной работы. Актуализация собственных

знаний учащихся о воде (викторина)

Действия учителя: проводится викторина "Загадки об удивительном

веществе"; посредством ярких демонстрационных слайдов о природе воды

должен создаваться эмоционально позитивный настрой учеников на урок.

Ответы

загадок

демонстрируются

на

слайдах

в

виде

высококачественных художественных изображений.

Деятельность учеников: участвуют в общей работе.

Часть 4 - Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Деятельность

учителя:

создаёт

обстановку,

мотивирующую

самостоятельную деятельность учащихся по активизации знаний о воде, её

физических свойствах и важности в природе Земли; руководит общей

дискуссией; следит за тем, чтобы успели высказаться дети, имеющие

трудности в произношении.

Деятельность детей: восстанавливают знания, полученные на уроках,

формулируют ответы, получают опыт общения. Отвечающие получают в

награду снежинки.

На экране – гидрологический цикл.

Деятельность учителя: помогает вспомнить эту схему; подводит к

пониманию важности этого процесса в природе Земли; старшие ученики

приходят к обобщению – это один из важнейших процессов на Земле,

обеспечивающих имеющиеся природные условия; участвующие в дискуссии

получают снежинки.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Деятельность

учеников:

заранее

подготовленное

выступление

о

круговороте воды в природе; заранее подготовленная презентация о

свойствах облаков.

Ученики выступают с короткими презентациями:

роль воды в растениях;

физиологическое значение воды;

бытовое использование воды;

роль воды в клетке.

Деятельность

учителя:

моральная

поддержка

выступающих;

организация положительной и доброжелательной обстановки; комментарии,

обращающие внимание учащихся на тех аспектах презентаций, которые

раскрывают тему урока; проводит блиц-турнир "Вопросы о воде" (учитель

химии

и

биологии

задают

короткие

вопросы

по

просмотренным

презентациям

и

оценивают

уровень

внимательности

обучающихся

к

представленному материалу), поощрение "снежинками".

Часть 5 - Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего

характера (опыты, презентации, викторины)

Деятельность

учителя:

опираясь

на

базовые

знания

учеников,

напоминает

основные

физические

свойства

воды

и

предлагает

экспериментальным путем рассмотреть некоторые из этих свойств.

Демонстрация

опытов.

Цель

-

показать

на

практике

пример

эксперимента, формирование универсальных учебных действий.

Деятельность учеников: две группы под руководством учителя химии

проводят опыты, демонстрирующие уникальные свойства воды: "вода течет

вверх",

"поверхностное натяжение воды"; "мозговым штурмом" каждая

группа формулирует объяснение этим явлениям.

Деятельность учителя: определяет наиболее правильный ответ и

оценивает коллективную работу групп учащихся (поощрение "снежинками");

акцентирует внимание учеников на химическую и физическую сущность

"снежинок" - их индивидуальность, уникальность и неповторимость в

природе.

Деятельность учеников: заранее подготовленный одним из учеников

вариант ответа; заранее подготовленная презентация "Биологическая роль

воды на Земле".

Деятельность учителя: акцентирует на бережное отношение к воде как

к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы

России.

Часть 6 - Подведение итогов урока

Цели этого этапа урока:

в направлении личностного роста - укрепить ощущение успеха: «я

могу»;

в метапредметном направлении - мы смогли выявить связи между

разными предметами в изучении одного вещества.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Деятельность учителя:

задает контрольный вопрос: "У меня в руках два стакана. В одном вода

чистая, в другом грязная. Чем опасна грязная вода?";

обращает внимание детей на то, что опасность грязной воды связана с

её свойствами;

подводит итоги урока;

благодарит всех за проделанную работу;

раздает «Таблицу итогов урока».

PAGE \* MERGEFORMAT1

Таблица итогов урока:

да

нет

Понравился ли тебе урок?

Понравилось ли тебе работать в группе?

Хочешь ли ты участвовать в подобных мероприятиях?

Хочешь ли ты готовить выступления и выступать?

Интересно ли установить связи между химическими и

физическими свойствами воды и ее ролью в природе?

Прощание.

7 Анализ мероприятия

Учащиеся способны самостоятельно ставить перед собой учебную

задачу,

находить

средства

и

способы

ее

решения,

индивидуально

выстраивать траекторию собственного продвижения в учебном материале.

У учеников сформированы действия самоконтроля, они способны

контролировать свои учебные действия и критично оценивать полученный

результат.

У учеников успешно формируются навыки авторского действия,

которые проявляется в умении составить учебные задания, справочники,

творческие проекты.

Ученики

демонстрируют

владение

различными

формами

внутригруппового и межгруппового сотрудничества при решении учебно-

практических

задач:

ведение

диалога,

выстраивание

монологического

высказывания.

У учащихся проявляется высокая мотивация и интерес к предметам,

об этом свидетельствует активность участия.



В раздел образования