Авторы: Ковалев Владимир Александрович, Василенко Мария Михайловна
Должность: учитель биологии, учитель химии
Учебное заведение: ГОУ СОШ 594 Московского р-на
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: Межпредметный интегрированный урок
Тема: "Удивительная вода"
Раздел: полное образование
PAGE \* MERGEFORMAT1
Василенко Марина Михайловна, учитель химии,
Ковалев Владимир Александрович, учитель биологии
ГБОУ СОШ № 594 Московского р-на Санкт-Петербурга,
Методическая разработка мероприятия "Межпредметный
интегрированный урок "Химия-Биология:"Удивительная вода"
8-11 класс"
1 Цель и задачи мероприятия
ГБОУ
СОШ
№
594
работает
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее
обучение). Дети страдают самыми разными соматическими и душевными
заболеваниями.
В процессе работы коллектив педагогов школы пришёл к выводу,
что одной из существенных проблем детей является отсутствие опыта
общения со сверстниками, и другие проблемы социальной адаптации.
Чтобы помочь
детям
постепенно
решить
эти
проблемы,
в
школе
применяются различные методики. Одну из методик несколько лет назад
разработали педагоги естественно-научного цикла - методику проведения
метапредметных уроков для старшеклассников.
Урок проводится вне расписания, как дополнительное, не обязательное
мероприятие. Несколько лет назад темой урока была избрана "Пресная вода".
На урок приглашаются ученики 8-10 классов.
Перед
уроком
проводится
большая
индивидуальная
подготовка.
Учащиеся
готовят
выступления,
презентации,
демонстрации
опытов.
Осваивают под руководством учителей различные источники информации и
способы коммуникации в соответствии со своими индивидуальными
физическими, психологическими и интеллектуальными возможностями.
Таким образом, урок является итогом большой подготовительной
работы педагогов и учащихся.
Цели мероприятия:
а) в направлении личностного развития: формировать умение тактично
вести себя в присутствии человека с ОВЗ; укреплять умение справляться со
своими физическими недостатками в публичном пространстве; развивать
качества личности, обеспечивающих культуру речи, патриотизм, любовь к
родной природе, «экологическое мышление»; расширять способности к
интеллектуальному
эксперименту,
необходимому
для
адаптации
в
современном обществе;
б) в метапредметном направлении - формировать общие способы
интеллектуальной деятельности, характерные для предметов естественно-
научного цикла;
в) в предметном направлении - актуализировать знания, полученные
в процессе обучения по отдельным предметам.
PAGE \* MERGEFORMAT1
Задачи мероприятия:
воспитывать интерес к предметам естественно-научного цикла;
способствовать
формированию
коммуникативной
компетенции
учащихся, быть объективным в оценке своей деятельности и деятельности
окружающих;
углубить понимание внутренней схожести предметов естественно-
научного цикла (предмет изучения – законы природы; методы укладываются
в схему: "наблюдение–описание–эксперимент- изучение–объяснение");
расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном
веществе, без которого невозможна жизнь;
способствовать
формированию
представления
о
воде,
как
о величайшей универсальной ценности;
содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;
донести информацию о водных ресурсах мира и России;
формировать
способности
к
интеллектуальному
эксперименту,
к концентрации внимания на изложении конкретной проблемы;
формировать коммуникативную компетенцию.
2 Технологии, методы обучения
Используемые
технологии:
информационно-коммуникативные
(текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые), компьютерные
(информационные), обучение в сотрудничестве, ролевая игра.
Применяемые методы обучения: организация групповой работы,
поляризация пространства, учебная дискуссия, самооценка выполнения
заданий на уроке, словесные и наглядные методы, метод наблюдения,
практические методы, технические средства обучения.
3 Оборудование
Оборудование:
компьютер,
медиапроектор,
экран,
презентации
учителей и учеников, химические стаканы, вода, фильтровальная бумага,
фломастеры, медные монеты.
4 Форма организации
Межпредметный интегрированный урок.
5 Структура (элементы) мероприятия
организационный момент - 0,5 мин.
постановка целей и задач урока - 1,5 мин.
начало совместной работы. Актуализация собственных знаний
учащихся о воде (викторина) - 5 мин.
актуализация опорных знаний и умений учащихся - 14 мин.
выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера
(опыты, презентации, викторины) - 21 мин.
подведение итогов - 3 мин.
6 Ход мероприятия
Часть 1 - Организационный момент
Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом
уровне "я хочу", "я смогу".
PAGE \* MERGEFORMAT1
Деятельность учителя: приветствует учеников; необходимо снять
эмоциональное
напряжение,
неизбежное
для
детей
в непривычной
обстановке массового мероприятия; нужно учесть, что ученики мало знают
друг друга; спокойно и доброжелательно корректирует поведение детей;
помогает им занять удобные места.
Действия учеников: занимают места за круглый столом, формируя две
"условные команды".
Часть 2 - Постановка целей и задач урока
На
экране
высвечивается
слайд
с
названием
темы
урока
и репродукцией с картины о пресной воде.
Деятельность учителя: в вводном слове указывается на традиционность
проведения
внеклассных
занятий
межпредметных
связей
"Химии",
"Биологии". Занятие является продолжением изучения, систематизации
знаний, повторения материала, пройденного на уроке по теме "Вода",
и рассмотрению результатов совместной работы учеников с учителем
в рамках внеклассного мероприятия; объявляется тема и цели урока;
сообщается, что за правильные ответы будут присуждаться "снежинки". По
окончанию урока результаты будут подсчитаны по двум группам, а также
ученикам будет дана возможность оценить мероприятие.
Часть 3 -
Начало совместной работы. Актуализация собственных
знаний учащихся о воде (викторина)
Действия учителя: проводится викторина "Загадки об удивительном
веществе"; посредством ярких демонстрационных слайдов о природе воды
должен создаваться эмоционально позитивный настрой учеников на урок.
Ответы
загадок
демонстрируются
на
слайдах
в
виде
высококачественных художественных изображений.
Деятельность учеников: участвуют в общей работе.
Часть 4 - Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Деятельность
учителя:
создаёт
обстановку,
мотивирующую
самостоятельную деятельность учащихся по активизации знаний о воде, её
физических свойствах и важности в природе Земли; руководит общей
дискуссией; следит за тем, чтобы успели высказаться дети, имеющие
трудности в произношении.
Деятельность детей: восстанавливают знания, полученные на уроках,
формулируют ответы, получают опыт общения. Отвечающие получают в
награду снежинки.
На экране – гидрологический цикл.
Деятельность учителя: помогает вспомнить эту схему; подводит к
пониманию важности этого процесса в природе Земли; старшие ученики
приходят к обобщению – это один из важнейших процессов на Земле,
обеспечивающих имеющиеся природные условия; участвующие в дискуссии
получают снежинки.
PAGE \* MERGEFORMAT1
Деятельность
учеников:
заранее
подготовленное
выступление
о
круговороте воды в природе; заранее подготовленная презентация о
свойствах облаков.
Ученики выступают с короткими презентациями:
роль воды в растениях;
физиологическое значение воды;
бытовое использование воды;
роль воды в клетке.
Деятельность
учителя:
моральная
поддержка
выступающих;
организация положительной и доброжелательной обстановки; комментарии,
обращающие внимание учащихся на тех аспектах презентаций, которые
раскрывают тему урока; проводит блиц-турнир "Вопросы о воде" (учитель
химии
и
биологии
задают
короткие
вопросы
по
просмотренным
презентациям
и
оценивают
уровень
внимательности
обучающихся
к
представленному материалу), поощрение "снежинками".
Часть 5 - Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего
характера (опыты, презентации, викторины)
Деятельность
учителя:
опираясь
на
базовые
знания
учеников,
напоминает
основные
физические
свойства
воды
и
предлагает
экспериментальным путем рассмотреть некоторые из этих свойств.
Демонстрация
опытов.
Цель
-
показать
на
практике
пример
эксперимента, формирование универсальных учебных действий.
Деятельность учеников: две группы под руководством учителя химии
проводят опыты, демонстрирующие уникальные свойства воды: "вода течет
вверх",
"поверхностное натяжение воды"; "мозговым штурмом" каждая
группа формулирует объяснение этим явлениям.
Деятельность учителя: определяет наиболее правильный ответ и
оценивает коллективную работу групп учащихся (поощрение "снежинками");
акцентирует внимание учеников на химическую и физическую сущность
"снежинок" - их индивидуальность, уникальность и неповторимость в
природе.
Деятельность учеников: заранее подготовленный одним из учеников
вариант ответа; заранее подготовленная презентация "Биологическая роль
воды на Земле".
Деятельность учителя: акцентирует на бережное отношение к воде как
к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы
России.
Часть 6 - Подведение итогов урока
Цели этого этапа урока:
в направлении личностного роста - укрепить ощущение успеха: «я
могу»;
в метапредметном направлении - мы смогли выявить связи между
разными предметами в изучении одного вещества.
PAGE \* MERGEFORMAT1
Деятельность учителя:
задает контрольный вопрос: "У меня в руках два стакана. В одном вода
чистая, в другом грязная. Чем опасна грязная вода?";
обращает внимание детей на то, что опасность грязной воды связана с
её свойствами;
подводит итоги урока;
благодарит всех за проделанную работу;
раздает «Таблицу итогов урока».
PAGE \* MERGEFORMAT1
Таблица итогов урока:
да
нет
Понравился ли тебе урок?
Понравилось ли тебе работать в группе?
Хочешь ли ты участвовать в подобных мероприятиях?
Хочешь ли ты готовить выступления и выступать?
Интересно ли установить связи между химическими и
физическими свойствами воды и ее ролью в природе?
Прощание.
7 Анализ мероприятия
Учащиеся способны самостоятельно ставить перед собой учебную
задачу,
находить
средства
и
способы
ее
решения,
индивидуально
выстраивать траекторию собственного продвижения в учебном материале.
У учеников сформированы действия самоконтроля, они способны
контролировать свои учебные действия и критично оценивать полученный
результат.
У учеников успешно формируются навыки авторского действия,
которые проявляется в умении составить учебные задания, справочники,
творческие проекты.
Ученики
демонстрируют
владение
различными
формами
внутригруппового и межгруппового сотрудничества при решении учебно-
практических
задач:
ведение
диалога,
выстраивание
монологического
высказывания.
У учащихся проявляется высокая мотивация и интерес к предметам,
об этом свидетельствует активность участия.