Автор: Чаплыгина Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 29"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Родной дом - уголок Отчизны"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением
отдельных предметов им. И. Н. Зикеева»
г. Курска
План – конспект открытого урока
по окружающему миру
на тему:
«Родной дом - уголок Отчизны»
(3 класс УМК «Перспектива»)
Автор: учитель начальных классов Чаплыгина Светлана
Анатольевна
2025 год
0
Цель урока: познакомить детей с различными значениями слова «мир»; создание условий
для формирования нравственных ценностей, чувства личной ответственности за
Отечество.
Задачи урока: познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной
структурой старинного дома как образа вселенной; с правилами совместной жизни в
общем
доме
(и
особенно
с
соседями,
земляками,
незнакомыми
людьми;
дать
представление об устройстве старинной и современной общественной жизни, о
необходимости общих дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по
отношению друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формирование положительного отношения к учебной деятельности;
формирование представления о значении окружающего мира в целом в жизни
человека;
формирование способности к самооценке.
Регулятивные УУД
в сотрудничестве с учителем умение ставить учебные цели и задачи;
проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
высказывание своих предположений;
Познавательные УУД
формирование умения осуществлять анализ, сравнение;
под руководством учителя умение осуществлять обобщение;
умение высказываться в устной форме;
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
умение формулировать собственное мнение;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.
Оборудование:
учебник
Окружающий
мир
3
класс:
учебник
А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая
«Перспектива»,
2ч.,
раздаточный
материал,
цветные
карандаши,
фломастеры; компьютер, проектор
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока:
1.
Организационный момент
Приветствие ребят, проверка готовности к уроку.
- Мы начинаем урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку.
1
2.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока:
Тот, кто хочет много знать,
Должен САМ всё постигать!
- Скажите, какое слово я выделила крупным шрифтом? (Дети: САМ)
-А можно ли заставить кого-то учиться? (Дети: Нет, он должен сам этого захотеть)
-Я уверена, что вы хотите учиться. И желаю вам на этом уроке многому научиться.
3. Актуализация знаний и умений.
- На прошлом занятии мы закончили работать по разделу «Мир как дом». Что было
предметом нашего изучения в данном разделе? (Дети: Мы изучали окружающий нас мир,
т.е. живую и неживую природу)
- Прочитайте название раздела, к изучению которого мы приступаем («Дом как мир»).
- Что мы изучим в этом разделе? (стр. 3 учебника. Чтение детьми «по цепочке»: «Мы
узнаем в этом разделе…»)
- Ребята, есть такая сказка, в которой молодой парень отправляется в путь по белу свету,
чтобы заработать себе на хлеб. Его братья взяли с собой все деньги, какие были в их
семье, какие-то важные вещи. А ему остался только гвоздь в стене. Парень не стал
расстраиваться. Выдернул из стены гвоздь и вышел в путь с весёлой песенкой. Так
получилось, что гвоздь этот оказал ему неоценимую помощь, выручал в самых сложных
ситуациях. И вернулся домой парень счастливым, разбогатевшим, научившимся многим
ремёслам. Очень удивились его братья и отец. А парень ответил, что ничего
удивительного, ведь с ним был гвоздь из РОДНОГО ДОМА. Сказка так и называется —
«Гвоздь из родного дома (шведская народная сказка)
- Мне хочется спросить вас, в чём же была сила этого гвоздя. Как вам кажется? (Дети:
Сила гвоздя в том, что он – это частица родного дома, который в трудные минуты
оберегал, успокаивал и помогал. Хозяин гвоздя думал, что с ним рядом его дом, который
он любит)
- Что для каждого из вас значит сочетание «родной дом»? (Дети: Родной дом – это место,
куда мы возвращаемся из школы, где нам хорошо и уютно)
- А для меня это... уютный бабушкин дом, где тепло и вкусно пахнет блинами.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Дети читают тему урока в учебнике на стр.
4):
«Родной дом – уголок Отчизны»
- Знакомо ли вам слово «Отчизна»? Подберите синоним к этому слову. (Дети: Родина)
4.
Постановка задач урока.
2
- Конечно, мы жители Вселенной, жители мира. Но мы не можем одновременно жить и в
Африке, и в Антарктиде, и в Курске, и на севере, и на юге. Каждый раз после уроков,
после работы мы возвращаемся в какое-то небольшое, по сравнению с размерами
Вселенной, место. Именно это место мы и называем своим домом. Волшебный клубочек
любви, тепла, уюта неизменно возвращает наши мысли к дому, о нём мы скучаем в
путешествиях.
- А знаете ли вы, как в старину строили дома? (Дети: «Да» или «Нет».) Сейчас узнаем…
(Класс делится на 4 группы и рассаживается по группам. На столах каждой группы лежит
лист А3, карандаши и фломастеры).
5. Открытие новых знаний.
В процессе показа учителем презентации дети выполняют рисунок.
- Вспомним правила коллективной работы.
1. Уважай своего товарища.
2.Умей каждого выслушать.
3.Не согласен – предлагай.
Слайд 1
- Как строили русскую избу
Слайд 2
- Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм.
Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий!
Слайд 3
- Русская изба строилась основательно, «на века». На берегу реки или озера подбиралось
для нее место высокое, сухое – на высоком холме.
Слайд 4
- В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в
себе индивидуальность и отражала внутренний мир рода, в ней проживающего.
Слайд 5
- Изба представляла собой сруб из бревен, которые связывались между собой в венцы. На
Руси было принято строить дома без гвоздей, при этом дома были очень прочные.
Небольшое количество гвоздей использовалось только для прикрепления украшений –
причелин, полотенец, наличников.
Слайд 6
- Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома
похожи на названия частей тела человека.
Слайд 7
- На крыше – тяжелый «конёк – охлупень». Конек вытёсывали из очень толстого дерева,
которое выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы.
3
Конек смотрит в небо и защищает дом не только от непогоды, но и от злых сил. Конь в
древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу везут крылатые
невидимые кони, вот и громоздили на крышу конька, чтобы поддержать солнышко.
Слайд 8
-
На
фасаде
дома
(стене,
выходящей
на
улицу)
располагались
окна.
Окна (от слова «око» - глаза) считались глазами на лице дома. Окна в доме старались
ориентировать «на лето» — то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда
смотрели на улицу и на реку, их называли «красными» . Снаружи окна закрывались
ставнями.
Слайд 9
- Крыльцо русской избы было чаще открытым и просторным. На крыльце общались,
отдыхали, провожали солдат, встречали сватов, новобрачных, разговаривали о делах.
Поэтому крыльцо занимало видное место, было высоким и поднималось на столбах или
срубах ввысь. Украшали крыльцо тщательно и красиво, орнамент использовался такой же,
как и на элементах дома. Это мог быть геометрический или растительный орнамент.
Слайд 10
- Изба была двухэтажной, жилые комнаты располагались на «втором этаже», так как там
было теплее. А на «первом этаже», то есть на нижнем ярусе, был подклет. Он предохранял
жилые помещения от холода. Подклет использовался для хранения продуктов и делился
на 2 части: подвал и подполье.
- Конечно же любому дому необходимо иметь фундамент, стены, крышу, но какими бы не
были прочными материалы, есть что-то важнее этого, то, без чего не выстоит ни один
крепкий дом. Это то, что невозможно купить в магазине. Может вы мне ответите, что же
надо вложить в дом, чтобы он был крепким, прочным, красивым, уютным и чтобы
каждый раз человеку хотелось в него возвращаться. Запишите прямо на доме те хорошие
и добрые слова, которые должны жить в каждом доме и в каждой семье….(Дети: любовь,
забота, дружба, мир, уважение, радость….).
Оформление выставки коллективных работ.
Физминутка
Раз, два,три, четыре, пять.(прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.(на носочках тянемся вверх)
Окна ставим, крышу кроем.(сомкнуть крышу над головой)
Вот такой красивый дом!(руки вытягиваем вперёд)
Будем жить мы с вами в нём.(приседаем)
- Теперь посмотрим на различия старинного и современного дома.
4
- Чем старинный дом отличается от современного? (Дети: Старинный дом сделан из
дерева, современный из бетона или кирпича. В старинном доме один или два этажа, в
современном может быть очень много этажей. В старинном доме печное отопление, в
современном- газовое. В старинном доме вечерами освещали помещения огнем, в
современном - электричеством. В старинном доме удобства были на улице, в современном
все в квартире)
6. Первичное закрепление.
- Очень важное слово для нашего времени вами было произнесено. Это слово «МИР».
- Что такое мир? (Дети: Мир – это отсутствие войны)
- А вот какое значение этого слова в словаре Ожегова (Учитель открывает «Толковый
словарь Ожегова» и читает значения слова. Одновременно на доске дети прикрепляют
карточки с каждым значением)
МИР
- отдельная область Вселенной
- Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.
- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны, спокойствие, тишина.
- Последнее значение этого слова очень важно для нас сейчас, когда в нашем регионе идут
боевые действия, когда погибают мирные люди, когда наши славные защитники делают
всё возможное и невозможное, чтобы поскорее наступил мир для всей нашей большой
Родины.
- Наступил 2025 год, и Президент Российской Федерации Путин В. В. объявил этот год
Годом Защитника Отечества.
- Это год, который напоминает нам о важности исторической памяти и о непреходящей
ценности мира, который защищают наши защитники Отечества своей мужественностью и
самоотверженностью. Есть такая профессия - Родину защищать и она по силам людям
смелым, верным, преданным. «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!» С
давних времен люди гордились своими защитниками Отечества.
- В 2025 году мы отмечаем 80-летие Победы над фашистской Германией в годы Великой
Отечественной войны.
(Учитель включает видео с песней из кинофильма «Офицеры»).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Чтение страниц учебника (стр. 6-7)
- Найдите на этих страницах все пословицы и объясните их соседу.
8. Включение в систему знаний
-Найдите рубрики "Обсудим" и «Подумаем» (стр. 7 учебника)
Дети читают вопросы и рассуждают.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
5
-Что нового вы сегодня узнали? (Дети: мы узнали, как строили избы в старину, что такое
мир, узнали, что это слово многозначное)
-Где находится «уголок Отчизны»? (Дети: в родном доме)
-А кто ответственен за этот уголок? (Дети: все члены семьи)
- Внимательно послушайте песню и продолжите предложение: «Дом – это…»
Звучит песня «Дом» в исполнении Ады Якушевой
(Дети: Дом – это там, где нас поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о
плохом)
- Давайте попробуем по приходу домой выполнить несколько простых, но очень важных
действий, чтобы сохранить дом в чистоте и порядке (Дети: подойдя к дому, тщательно
стряхнуть с сапог снег и грязь, зайдя в дом, не забыть запереть его за собой, аккуратно
сложить вещи и школьные принадлежности по своим местам,не раскидывать мусор,
предложить родителям помощь по дому.)
- Соблюдая такие несложные правила, вы увидите, как уютно станет в вашем доме!
- После школы всех нас ждёт встреча с родными стенами. Есть даже такая поговорка:
«Дома и стены помогают».
- Мне хотелось бы, чтобы вы поделились впечатлениями от нашего урока.
- Зажгите свет в окне дома, который на вашей карточке.
- Кто считает, что было интересно, и он узнал много нового – повесить яркий фонарь на
окно дома.
- Кто считает, что было не интересно и ничего нового не узнал – выберите тёмный цвет
фонаря.
- Я очень рада, что наше окно засветилось ярким светом!
Домашнее задание: стр. 4-5 (пересказ), подобрать 3 пословицы о доме.
6