Напоминание

"Родной дом - уголок Отчизны"


Автор: Чаплыгина Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 29"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Родной дом - уголок Отчизны"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением

отдельных предметов им. И. Н. Зикеева»

г. Курска

План – конспект открытого урока

по окружающему миру

на тему:

«Родной дом - уголок Отчизны»

(3 класс УМК «Перспектива»)

Автор: учитель начальных классов Чаплыгина Светлана

Анатольевна

2025 год

0

Цель урока: познакомить детей с различными значениями слова «мир»; создание условий

для формирования нравственных ценностей, чувства личной ответственности за

Отечество.

Задачи урока: познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной

структурой старинного дома как образа вселенной; с правилами совместной жизни в

общем

доме

особенно

с

соседями,

земляками,

незнакомыми

людьми;

дать

представление об устройстве старинной и современной общественной жизни, о

необходимости общих дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по

отношению друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формирование положительного отношения к учебной деятельности;

формирование представления о значении окружающего мира в целом в жизни

человека;

формирование способности к самооценке.

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем умение ставить учебные цели и задачи;

проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

высказывание своих предположений;

Познавательные УУД

формирование умения осуществлять анализ, сравнение;

под руководством учителя умение осуществлять обобщение;

умение высказываться в устной форме;

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД

умение формулировать собственное мнение;

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.

Оборудование:

учебник

Окружающий

мир

3

класс:

учебник

А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая

«Перспектива»,

2ч.,

раздаточный

материал,

цветные

карандаши,

фломастеры; компьютер, проектор

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока:

1.

Организационный момент

Приветствие ребят, проверка готовности к уроку.

- Мы начинаем урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку.

1

2.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока:

Тот, кто хочет много знать,

Должен САМ всё постигать!

- Скажите, какое слово я выделила крупным шрифтом? (Дети: САМ)

-А можно ли заставить кого-то учиться? (Дети: Нет, он должен сам этого захотеть)

-Я уверена, что вы хотите учиться. И желаю вам на этом уроке многому научиться.

3. Актуализация знаний и умений.

- На прошлом занятии мы закончили работать по разделу «Мир как дом». Что было

предметом нашего изучения в данном разделе? (Дети: Мы изучали окружающий нас мир,

т.е. живую и неживую природу)

- Прочитайте название раздела, к изучению которого мы приступаем («Дом как мир»).

- Что мы изучим в этом разделе? (стр. 3 учебника. Чтение детьми «по цепочке»: «Мы

узнаем в этом разделе…»)

- Ребята, есть такая сказка, в которой молодой парень отправляется в путь по белу свету,

чтобы заработать себе на хлеб. Его братья взяли с собой все деньги, какие были в их

семье, какие-то важные вещи. А ему остался только гвоздь в стене. Парень не стал

расстраиваться. Выдернул из стены гвоздь и вышел в путь с весёлой песенкой. Так

получилось, что гвоздь этот оказал ему неоценимую помощь, выручал в самых сложных

ситуациях. И вернулся домой парень счастливым, разбогатевшим, научившимся многим

ремёслам. Очень удивились его братья и отец. А парень ответил, что ничего

удивительного, ведь с ним был гвоздь из РОДНОГО ДОМА. Сказка так и называется —

«Гвоздь из родного дома (шведская народная сказка)

- Мне хочется спросить вас, в чём же была сила этого гвоздя. Как вам кажется? (Дети:

Сила гвоздя в том, что он – это частица родного дома, который в трудные минуты

оберегал, успокаивал и помогал. Хозяин гвоздя думал, что с ним рядом его дом, который

он любит)

- Что для каждого из вас значит сочетание «родной дом»? (Дети: Родной дом – это место,

куда мы возвращаемся из школы, где нам хорошо и уютно)

- А для меня это... уютный бабушкин дом, где тепло и вкусно пахнет блинами.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Дети читают тему урока в учебнике на стр.

4):

«Родной дом – уголок Отчизны»

- Знакомо ли вам слово «Отчизна»? Подберите синоним к этому слову. (Дети: Родина)

4.

Постановка задач урока.

2

- Конечно, мы жители Вселенной, жители мира. Но мы не можем одновременно жить и в

Африке, и в Антарктиде, и в Курске, и на севере, и на юге. Каждый раз после уроков,

после работы мы возвращаемся в какое-то небольшое, по сравнению с размерами

Вселенной, место. Именно это место мы и называем своим домом. Волшебный клубочек

любви, тепла, уюта неизменно возвращает наши мысли к дому, о нём мы скучаем в

путешествиях.

- А знаете ли вы, как в старину строили дома? (Дети: «Да» или «Нет».) Сейчас узнаем…

(Класс делится на 4 группы и рассаживается по группам. На столах каждой группы лежит

лист А3, карандаши и фломастеры).

5. Открытие новых знаний.

В процессе показа учителем презентации дети выполняют рисунок.

- Вспомним правила коллективной работы.

1. Уважай своего товарища.

2.Умей каждого выслушать.

3.Не согласен – предлагай.

Слайд 1

- Как строили русскую избу

Слайд 2

- Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм.

Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий!

Слайд 3

- Русская изба строилась основательно, «на века». На берегу реки или озера подбиралось

для нее место высокое, сухое – на высоком холме.

Слайд 4

- В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в

себе индивидуальность и отражала внутренний мир рода, в ней проживающего.

Слайд 5

- Изба представляла собой сруб из бревен, которые связывались между собой в венцы. На

Руси было принято строить дома без гвоздей, при этом дома были очень прочные.

Небольшое количество гвоздей использовалось только для прикрепления украшений –

причелин, полотенец, наличников.

Слайд 6

- Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома

похожи на названия частей тела человека.

Слайд 7

- На крыше – тяжелый «конёк – охлупень». Конек вытёсывали из очень толстого дерева,

которое выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы.

3

Конек смотрит в небо и защищает дом не только от непогоды, но и от злых сил. Конь в

древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу везут крылатые

невидимые кони, вот и громоздили на крышу конька, чтобы поддержать солнышко.

Слайд 8

-

На

фасаде

дома

(стене,

выходящей

на

улицу)

располагались

окна.

Окна (от слова «око» - глаза) считались глазами на лице дома. Окна в доме старались

ориентировать «на лето» — то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда

смотрели на улицу и на реку, их называли «красными» . Снаружи окна закрывались

ставнями.

Слайд 9

- Крыльцо русской избы было чаще открытым и просторным. На крыльце общались,

отдыхали, провожали солдат, встречали сватов, новобрачных, разговаривали о делах.

Поэтому крыльцо занимало видное место, было высоким и поднималось на столбах или

срубах ввысь. Украшали крыльцо тщательно и красиво, орнамент использовался такой же,

как и на элементах дома. Это мог быть геометрический или растительный орнамент.

Слайд 10

- Изба была двухэтажной, жилые комнаты располагались на «втором этаже», так как там

было теплее. А на «первом этаже», то есть на нижнем ярусе, был подклет. Он предохранял

жилые помещения от холода. Подклет использовался для хранения продуктов и делился

на 2 части: подвал и подполье.

- Конечно же любому дому необходимо иметь фундамент, стены, крышу, но какими бы не

были прочными материалы, есть что-то важнее этого, то, без чего не выстоит ни один

крепкий дом. Это то, что невозможно купить в магазине. Может вы мне ответите, что же

надо вложить в дом, чтобы он был крепким, прочным, красивым, уютным и чтобы

каждый раз человеку хотелось в него возвращаться. Запишите прямо на доме те хорошие

и добрые слова, которые должны жить в каждом доме и в каждой семье….(Дети: любовь,

забота, дружба, мир, уважение, радость….).

Оформление выставки коллективных работ.

Физминутка

Раз, два,три, четыре, пять.(прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.(на носочках тянемся вверх)

Окна ставим, крышу кроем.(сомкнуть крышу над головой)

Вот такой красивый дом!(руки вытягиваем вперёд)

Будем жить мы с вами в нём.(приседаем)

- Теперь посмотрим на различия старинного и современного дома.

4

- Чем старинный дом отличается от современного? (Дети: Старинный дом сделан из

дерева, современный из бетона или кирпича. В старинном доме один или два этажа, в

современном может быть очень много этажей. В старинном доме печное отопление, в

современном- газовое. В старинном доме вечерами освещали помещения огнем, в

современном - электричеством. В старинном доме удобства были на улице, в современном

все в квартире)

6. Первичное закрепление.

- Очень важное слово для нашего времени вами было произнесено. Это слово «МИР».

- Что такое мир? (Дети: Мир – это отсутствие войны)

- А вот какое значение этого слова в словаре Ожегова (Учитель открывает «Толковый

словарь Ожегова» и читает значения слова. Одновременно на доске дети прикрепляют

карточки с каждым значением)

МИР

- отдельная область Вселенной

- Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.

- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны, спокойствие, тишина.

- Последнее значение этого слова очень важно для нас сейчас, когда в нашем регионе идут

боевые действия, когда погибают мирные люди, когда наши славные защитники делают

всё возможное и невозможное, чтобы поскорее наступил мир для всей нашей большой

Родины.

- Наступил 2025 год, и Президент Российской Федерации Путин В. В. объявил этот год

Годом Защитника Отечества.

- Это год, который напоминает нам о важности исторической памяти и о непреходящей

ценности мира, который защищают наши защитники Отечества своей мужественностью и

самоотверженностью. Есть такая профессия - Родину защищать и она по силам людям

смелым, верным, преданным. «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!» С

давних времен люди гордились своими защитниками Отечества.

- В 2025 году мы отмечаем 80-летие Победы над фашистской Германией в годы Великой

Отечественной войны.

(Учитель включает видео с песней из кинофильма «Офицеры»).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтение страниц учебника (стр. 6-7)

- Найдите на этих страницах все пословицы и объясните их соседу.

8. Включение в систему знаний

-Найдите рубрики "Обсудим" и «Подумаем» (стр. 7 учебника)

Дети читают вопросы и рассуждают.

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

5

-Что нового вы сегодня узнали? (Дети: мы узнали, как строили избы в старину, что такое

мир, узнали, что это слово многозначное)

-Где находится «уголок Отчизны»? (Дети: в родном доме)

-А кто ответственен за этот уголок? (Дети: все члены семьи)

- Внимательно послушайте песню и продолжите предложение: «Дом – это…»

Звучит песня «Дом» в исполнении Ады Якушевой

(Дети: Дом – это там, где нас поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о

плохом)

- Давайте попробуем по приходу домой выполнить несколько простых, но очень важных

действий, чтобы сохранить дом в чистоте и порядке (Дети: подойдя к дому, тщательно

стряхнуть с сапог снег и грязь, зайдя в дом, не забыть запереть его за собой, аккуратно

сложить вещи и школьные принадлежности по своим местам,не раскидывать мусор,

предложить родителям помощь по дому.)

- Соблюдая такие несложные правила, вы увидите, как уютно станет в вашем доме!

- После школы всех нас ждёт встреча с родными стенами. Есть даже такая поговорка:

«Дома и стены помогают».

- Мне хотелось бы, чтобы вы поделились впечатлениями от нашего урока.

- Зажгите свет в окне дома, который на вашей карточке.

- Кто считает, что было интересно, и он узнал много нового – повесить яркий фонарь на

окно дома.

- Кто считает, что было не интересно и ничего нового не узнал – выберите тёмный цвет

фонаря.

- Я очень рада, что наше окно засветилось ярким светом!

Домашнее задание: стр. 4-5 (пересказ), подобрать 3 пословицы о доме.

6



В раздел образования