Напоминание

Методическая разработка урока химии


Автор: Сокорутова Марфа Михайловна
Должность: Учитель биологии ихимии
Учебное заведение: МБОУ Ынгинская СОШ
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Томпонский район, с Новый
Наименование материала: Оксид серы VI .Серная кислота
Тема: Методическая разработка урока химии
Раздел: полное образование





Назад




Урок по химии 9 класс.

Тема урока: Оксид серы (VI)Серная кислота.

Цель урока: изучить состав, свойства и применение оксида серы (VI) и разбавленной

серной кислоты.

Задачи урока:

Образовательные:- изучить химические и физические свойства серной кислоты

закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии; дать представление

о практическом значении серной кислоты в народном хозяйстве и жизни человека;

Развивающие:- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать

информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов;

Воспитательные:- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости

привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в

окружающем мире.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.

Орг. Момент.

II.

Актуализация прежних знаний и умений.

-На прошлом уроке мы изучили оксид серы(IV) и сернистую кислоту, их физические и

химические свойства. Ответим на некоторые вопросы: 1 Какими свойствами обладает

оксид серы(IV)? 2С чем способен взаимодействовать оксид серы(IV)? 3. Какими

свойствами обладает сернистая кислота H

2

SO

3

?

- Проведем небольшой химический диктант. Ваша задача отвечать «да» или «нет»

1.Оксид серы (IV) это сернистый газ

2 .Оксид серы (IV) – бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха, ядовит

3 . Оксид серы (IV) плохо растворим в воде

4. Сернистый газ обладает свойствами кислотного оксида при растворении его в воде

образуется серная кислота

5. SO

2

реагирует с основными оксидами

6 .SO

2

реагирует со щелочами

7. В оксиде серы (IV) SO

2

степень окисления +2

8.Сернистый газ проявляет свойства окислителя и восстановителя

9 .Первая помощь при отравлении газами: сероводородом, сернистым газом: промывание

носа, полости рта 2% раствором гидрокарбоната натрия NaHCO

3

, покой, свежий воздух.

10. Сернистая кислота диссоциирует ступенчато

11. Раствор сернистой кислоты H

2

SO

3

обладает восстановительными свойствами

12. H

2

SO

3

образует два ряда солей:- средние (сульфиты), - кислые (гидросульфиты)

13. H

2

SO

3

не обладает всеми свойствами кислот

14. H

2

SO

3

неустойчива, существует только в водных растворах

-Сейчас я зачитаю правильные ответы, а вы проверьте свои записи и поставьте себе

оценку.

III. Актуализация новых знаний и умений.

- В прошлом году мы с вами прошли классы неорганических веществ. Давайте их

вспомним. Правильно. На сегодняшнем уроке мы изучим какими свойствами обладает

оксид серы (VI) и серная кислота . Формулы этих веществ вам известны. Назовите,

пожалуйста, их. Сначала давайте разберем оксид серы.

Оксид серы (VI) - SO

3

(серный ангидрид)

Физические свойства

Бесцветная летучая маслянистая жидкость, t°пл. = 17°C; t°кип. = 66°С;

SO

3

хорошо растворяется в 100%-ной серной кислоте, этот раствор называется олеумом.

Химические свойства

Серный ангидрид - кислотный оксид, образует два ряда солей - средние (сульфаты) и

кислые (гидросульфаты). SO

3

- сильный окислитель.

Взаимодействие с основаниями

2NaOH + SO

3

→ Na

2

SO

4

+ H

2

O

NaOH + SO

3

(избыток) → NaHSO

4

Взаимодействие с основными оксидами

Na

2

O + SO

3

→ Na

2

SO

4

Взаимодействие с водой

SO

3

на воздухе "дымит", сильно поглощает влагу, т.к. энергично соединяется с водой,

образуя туман из капелек серной кислоты (хранят в запаянных сосудах). Растворяясь в

воде, выделяет большое количество тепла и, если прибавлять не постепенно, а сразу

большое количество оксида, то может произойти взрыв. Если капля H

2

O попадает на

оксид серы(VI), то происходит реакция со взрывом.

SO

3

+ H

2

O → H

2

SO

4

-С оксидом разобрались. Теперь перейдем к кислоте. Следует вспомнить технику

безопасности при работе с этой кислотой. Давайте запишем в тетрадь.

Запомни:

Сначала -вода,

Затем –кислота

Иначе случится беда!

Работать с серной кислотой следует очень осторожно. Серная кислота вызывает сильные

ожоги кожи. Поэтому при работе с ней нужно строго соблюдать правила техники

безопасности.

- Используя знания, полученные ранее заполним таблицу

- теперь рассмотрим строение молекулы серной кислоты и её свойства.

СЕРНАЯ КИСЛОТА - H

2

SO

4

Физические свойства

Тяжелая маслянистая жидкость ("купоросное масло"); r = 1,84 г/см

3

; нелетучая, хорошо

растворима в воде – с сильным нагревом; t°пл. = 10,3°C, t°кип. = 296°С,

Химические свойства серной кислоты

H

2

SO

4

- сильная двухосновная кислота, водный раствор изменяет окраску индикаторов

(лакмус и универсальный индикатор краснеют)

Диссоциация протекает ступенчато:

H

2

SO

4

→ H

+

+ HSO

4

-

(первая ступень, образуется гидросульфат – ион)

HSO

4

-

→ H

+

+ SO

4

2-

(вторая ступень, образуется сульфат – ион)

H

2

SO

4

образует два ряда солей - средние (сульфаты) и кислые (гидросульфаты)

Взаимодействие с металлами:

Разбавленная серная кислота растворяет только металлы, стоящие в ряду напряжений

левее водорода:

Zn

0

+ H

2

+1

SO

4

(разб) → Zn

+2

SO

4

+ H

2

0

Zn

0

+ 2H

+

→ Zn

2+

+ H

2

0

Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами:

CuO + H

2

SO

4

→ CuSO

4

+ H

2

O

CuO + 2H

+

→ Cu

2+

+ H

2

O

Взаимодействие с основаниями:

H

2

SO

4

+ 2NaOH → Na

2

SO

4

+ 2H

2

O (реакция нейтрализации)

H

+

+ OH

-

→ H

2

O

Если кислота в избытке, то образуется кислая соль:

H

2

SO

4

+ NaOH → NaНSO

4

+ H

2

O

H

2

SO

4

+ Cu(OH)

2

→ CuSO

4

+ 2H

2

O

2H

+

+ Cu(OH)

2

→ Cu

2+

+ 2H

2

O

образование газа -

как сильная нелетучая кислота серная вытесняет из солей другие

менее сильные кислоты, например, угольную

MgCO

3

+ H

2

SO

4

→ MgSO

4

+ H

2

O + CO

2

MgCO

3

+ 2H

+

→ Mg

2+

+ H

2

O + CO

2

Качественная реакция на сульфат-ион:

Образование белого осадка BaSO

4

(нерастворимого в кислотах) используется для

идентификации серной кислоты и растворимых сульфатов. Ион бария реактив на сульфат

–ион.

BaCl

2

+ H

2

SO

4

→ BaSO

4

↓ + 2HCl

Ba

2+

+ SO

4

2-

→ BaSO

4

Применение серной кислоты

Благодаря своим свойствам (способность поглощать воду, окислительные свойства,

нелетучесть) серную кислоту широко применяют в народном хозяйстве. Она относится к

основным продуктам химической промышленности. Нет кислоты,которая была бы нужнее

и применялась бы чаще, чем серная. За это она получила название , «хлеб химической

промышленности»

в производстве минеральных удобрений;

получение красителей;

очистка нефтепродуктов;

электролитическое получение меди;

как электролит в свинцовых аккумуляторах;

получение взрывчатых веществ;

для получения различных минеральных кислот и солей;

в производстве химических волокон, красителей, дымообразующих веществ и

взрывчатых веществ;

в нефтяной, металлообрабатывающей, текстильной, кожевенной и др. отраслях

промышленности;

получение глюкозы;

получение солей;

в пищевой промышленности — зарегистрирована в качестве пищевой добавки

E513(эмульгатор);

IV. Закрепление изученного материала:

1)Дайте характеристику серной кислоты:

-по наличию кислорода

- по основности-

-по растворимости в воде

-по степени диссоциации

-по летучести

2)Осуществите превращения по схеме:

1) Zn -> ZnSO4 -> Zn(OH)2 -> ZnSO4 -> BaSO4

Д/з § 13

Цель урока: изучить строение атома азота, его окислительно-восстановительные

свойства.

Задачи:

Обучающие.

Рассмотреть строение атома азота, его положение в ПС.

Изучить физические и химические свойства.

Развивающие.

Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы,

сравнивать.

Воспитывающие.

Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: наглядные, частично-поисковые.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

периодическая система Д. И. Менделеева,

ХОД УРОКА.

I.

Организационный момент.

II.

Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы поговорим об элементе – загадке, противоречивость которого начинается уже

с названия. Ранее существовали многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ,

испорченный воздух и др. Однако благодаря наличию этого газа в атмосфере стала

возможна жизнь на земле. Мы с вами будем говорить о первом химическом элементе 5

группы главной подгруппы.

Как вы считаете, о каком химическом элементе идет речь?

Предполагаемые ответы учащихся

Азот.

Правильно, тема сегодняшнего урока. Азот.

III.

Изучение нового материала

Азот – основная часть воздуха. Но что мы знаем о воздухе? На этот вопрос вы должны

ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и

убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы

не согласны с утверждением. Структура Эй ар гайд

до

утверждения

после

Воздух – смесь газов.

Основная часть воздуха – кислород.

В воздухе содержится космическая

пыль.

Воздух содержит 78% азота по объему.

Воздух в атмосфере распределен

равномерно.

Давайте посмотрим видеофрагмент о воздухе.

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы

согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики

ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?

Характеристика химического элемента по положению в ПС:

Структура Раунд тэйбл

1.

Азот - элемент …… группы, …………… подгруппы.

2.

Заряд ядра атома азота равен ………..

3.

В ядре атома азота ………… протонов.

4.

В ядре атома азота ……… нейтронов.

5.

В атоме азота ………..электронов.

6.

Атом азота имеет ………… энергетических уровня.

7.

На внешнем уровне в атоме …………… электронов.

8.

Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна ……………….

9.

Минимальная степень окисления атома в соединениях равна ……………..

Предполагаемые ответы учащихся

1.

Азот - элемент V группы, главной подгруппы.

2.

Заряд ядра атома азота равен +7

3.

В ядре атома азота 7 протонов.

4.

В ядре атома азота 7 нейтронов.

5.

В атоме азота 7 электронов.

6.

Атом азота имеет 2 энергетических уровня.

7.

На внешнем уровне в атоме 5 электронов.

8.

Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна +5

9.

Минимальная степень окисления атома в соединениях равна -3 .

Строение молекулы

Молекула азота имеет тройную связь.

N

N

Связь: ковалентная неполярная, тройная, прочная.

Молекула: устойчивая, с низкой реакционной способностью.

Задание:

Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладает атом азота?

Ответ поясните на основе строения атома.

Структура Таймд пэа шэа

Предполагаемые ответы учащихся

Азот может обладать окислительными и восстановительными свойствами, т.к. может

как принимать электроны на последний энергетический уровень до его полного

завершения, так и отдавать электроны с последнего энергетического уровня.

Химические свойства

свойства атома азота (азот – восстановитель)

свойства атома азота (азот – окислитель)

На основе строения атома мы еще раз доказали, что азот может проявлять как

окислительные, так и восстановительные свойства.

Задание:

Допишите самостоятельно уравнения реакций. Подпишите какими свойствами обладает

азот.

Структура Клок баддис

Встретьтесь со партнером на 3 часа. Проверьте первое уравнение реакции. Говорит

первым тот учение, который выше. Какими свойствами облабает атом азота в первом

уравнении реакции? Свой выбор объясните на основе строения атома азота.

Встретьтесь со партнером на 6 часов. Проверьте второе уравнение реакции. Говорит

первым тот учение, который ниже. Какими свойствами облабает атом азота во втором

уравнении реакции? Свой выбор объясните на основе строения атома азота.

Задание в группах:

Запишите уравнения реакции явлений в природе. Подчеркните ключевые слова, на

которые вы опирались при написании уравнений реакций.

Предполагаемые ответы учащихся

В природе постоянно происходит круговорот азота:

Статистика утверждает, что в атмосфере нашей планеты ежегодно вспыхивают три с

лишним миллиарда молний. Мощность отдельных разрядов достигает 200 млн киловатт, а

воздух при этом разогревается (локально) до 20 тыс. градусов. При такой чудовищной

температуре молекулы кислорода и азота распадаются на атомы, которые, легко реагируя

друг с другом, образуют непрочное соединение – оксид азота (II):

N

2

+ O

2

→ 2NО.

Благодаря быстрому охлаждению (разряд молнии длится десятитысячную долю секунды)

оксид азота (II) не распадается и беспрепятственно окисляется кислородом воздуха до

более устойчивого оксида азота (IV):

2NO + О

2

→ 2NO

2

.

В присутствии атмосферной влаги и капель дождя (воды) оксид азота (IV)

превращается в азотную кислоту и оксид азота (II):

3NO

2

+ H

2

O → 2HNO

3

+ NO.

Закрепление (вставьте пропущенные слова в утверждениях).

Структура Релли тэйбл

1.

Азот – химический элемент ………….. группы ……………… подгруппы

2.

На внешнем энергетическом уровне азота ………….электронов.

3.

В ходе химической реакции азот может являться и ………….., и …………………...

4.

Максимальная степень окисления азота ………………

Заполните пропуски в утверждениях по очереди на одном листе бумаги (работа с

партнером по плечу)

Предполагаемые ответы учащихся

1.

Азот – химический элемент пятой группы главной подгруппы

2.

На внешнем энергетическом уровне азота 5 электронов.

3.

В ходе химической реакции азот может являться и окислителем, и

восстановителем.

4.

Максимальная степень окисления азота +5

Проверка полученных знаний.

Выберите правильные утверждения, которые можно отнести к азоту

(самостоятельная работа) Структура Сималтиниус раунд тэйбл

1. Азот - газ намного тяжелее воздуха.

2. Молекула азота - двухатомна.

3. В воздухе содержится 78 % азота.

4. Азот - химически активное вещество.

5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.

6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства

Предполагаемые ответы учащихся

1. Азот - газ намного тяжелее воздуха.

2. Молекула азота - двухатомна.

3. В воздухе содержится 78 % азота.

4. Азот - химически активное вещество.

5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.

6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание.

Для перевозки овощей и фруктов на дальние расстояния используют рефрижераторы, в

которых в качестве хладоагента используют жидкий АЗОТ. На каких свойствах это

основано?



В раздел образования