Автор: Сокорутова Марфа Михайловна
Должность: Учитель биологии ихимии
Учебное заведение: МБОУ Ынгинская СОШ
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Томпонский район, с Новый
Наименование материала: Оксид серы VI .Серная кислота
Тема: Методическая разработка урока химии
Раздел: полное образование
Урок по химии 9 класс.
Тема урока: Оксид серы (VI)Серная кислота.
Цель урока: изучить состав, свойства и применение оксида серы (VI) и разбавленной
серной кислоты.
Задачи урока:
Образовательные:- изучить химические и физические свойства серной кислоты
закрепить знания о правилах техники безопасности в кабинете химии; дать представление
о практическом значении серной кислоты в народном хозяйстве и жизни человека;
Развивающие:- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать
информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов;
Воспитательные:- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости
привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в
окружающем мире.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I.
Орг. Момент.
II.
Актуализация прежних знаний и умений.
-На прошлом уроке мы изучили оксид серы(IV) и сернистую кислоту, их физические и
химические свойства. Ответим на некоторые вопросы: 1 Какими свойствами обладает
оксид серы(IV)? 2С чем способен взаимодействовать оксид серы(IV)? 3. Какими
свойствами обладает сернистая кислота H
2
SO
3
?
- Проведем небольшой химический диктант. Ваша задача отвечать «да» или «нет»
1.Оксид серы (IV) это сернистый газ
2 .Оксид серы (IV) – бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха, ядовит
3 . Оксид серы (IV) плохо растворим в воде
4. Сернистый газ обладает свойствами кислотного оксида при растворении его в воде
образуется серная кислота
5. SO
2
реагирует с основными оксидами
6 .SO
2
реагирует со щелочами
7. В оксиде серы (IV) SO
2
степень окисления +2
8.Сернистый газ проявляет свойства окислителя и восстановителя
9 .Первая помощь при отравлении газами: сероводородом, сернистым газом: промывание
носа, полости рта 2% раствором гидрокарбоната натрия NaHCO
3
, покой, свежий воздух.
10. Сернистая кислота диссоциирует ступенчато
11. Раствор сернистой кислоты H
2
SO
3
обладает восстановительными свойствами
12. H
2
SO
3
образует два ряда солей:- средние (сульфиты), - кислые (гидросульфиты)
13. H
2
SO
3
не обладает всеми свойствами кислот
14. H
2
SO
3
неустойчива, существует только в водных растворах
-Сейчас я зачитаю правильные ответы, а вы проверьте свои записи и поставьте себе
оценку.
III. Актуализация новых знаний и умений.
- В прошлом году мы с вами прошли классы неорганических веществ. Давайте их
вспомним. Правильно. На сегодняшнем уроке мы изучим какими свойствами обладает
оксид серы (VI) и серная кислота . Формулы этих веществ вам известны. Назовите,
пожалуйста, их. Сначала давайте разберем оксид серы.
Оксид серы (VI) - SO
3
(серный ангидрид)
Физические свойства
Бесцветная летучая маслянистая жидкость, t°пл. = 17°C; t°кип. = 66°С;
SO
3
хорошо растворяется в 100%-ной серной кислоте, этот раствор называется олеумом.
Химические свойства
Серный ангидрид - кислотный оксид, образует два ряда солей - средние (сульфаты) и
кислые (гидросульфаты). SO
3
- сильный окислитель.
Взаимодействие с основаниями
2NaOH + SO
3
→ Na
2
SO
4
+ H
2
O
NaOH + SO
3
(избыток) → NaHSO
4
Взаимодействие с основными оксидами
Na
2
O + SO
3
→ Na
2
SO
4
Взаимодействие с водой
SO
3
на воздухе "дымит", сильно поглощает влагу, т.к. энергично соединяется с водой,
образуя туман из капелек серной кислоты (хранят в запаянных сосудах). Растворяясь в
воде, выделяет большое количество тепла и, если прибавлять не постепенно, а сразу
большое количество оксида, то может произойти взрыв. Если капля H
2
O попадает на
оксид серы(VI), то происходит реакция со взрывом.
SO
3
+ H
2
O → H
2
SO
4
-С оксидом разобрались. Теперь перейдем к кислоте. Следует вспомнить технику
безопасности при работе с этой кислотой. Давайте запишем в тетрадь.
Запомни:
Сначала -вода,
Затем –кислота
Иначе случится беда!
Работать с серной кислотой следует очень осторожно. Серная кислота вызывает сильные
ожоги кожи. Поэтому при работе с ней нужно строго соблюдать правила техники
безопасности.
- Используя знания, полученные ранее заполним таблицу
- теперь рассмотрим строение молекулы серной кислоты и её свойства.
СЕРНАЯ КИСЛОТА - H
2
SO
4
Физические свойства
Тяжелая маслянистая жидкость ("купоросное масло"); r = 1,84 г/см
3
; нелетучая, хорошо
растворима в воде – с сильным нагревом; t°пл. = 10,3°C, t°кип. = 296°С,
Химические свойства серной кислоты
H
2
SO
4
- сильная двухосновная кислота, водный раствор изменяет окраску индикаторов
(лакмус и универсальный индикатор краснеют)
Диссоциация протекает ступенчато:
H
2
SO
4
→ H
+
+ HSO
4
-
(первая ступень, образуется гидросульфат – ион)
HSO
4
-
→ H
+
+ SO
4
2-
(вторая ступень, образуется сульфат – ион)
H
2
SO
4
образует два ряда солей - средние (сульфаты) и кислые (гидросульфаты)
Взаимодействие с металлами:
Разбавленная серная кислота растворяет только металлы, стоящие в ряду напряжений
левее водорода:
Zn
0
+ H
2
+1
SO
4
(разб) → Zn
+2
SO
4
+ H
2
0
↑
Zn
0
+ 2H
+
→ Zn
2+
+ H
2
0
↑
Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами:
CuO + H
2
SO
4
→ CuSO
4
+ H
2
O
CuO + 2H
+
→ Cu
2+
+ H
2
O
Взаимодействие с основаниями:
H
2
SO
4
+ 2NaOH → Na
2
SO
4
+ 2H
2
O (реакция нейтрализации)
H
+
+ OH
-
→ H
2
O
Если кислота в избытке, то образуется кислая соль:
H
2
SO
4
+ NaOH → NaНSO
4
+ H
2
O
H
2
SO
4
+ Cu(OH)
2
→ CuSO
4
+ 2H
2
O
2H
+
+ Cu(OH)
2
→ Cu
2+
+ 2H
2
O
образование газа -
как сильная нелетучая кислота серная вытесняет из солей другие
менее сильные кислоты, например, угольную
MgCO
3
+ H
2
SO
4
→ MgSO
4
+ H
2
O + CO
2
↑
MgCO
3
+ 2H
+
→ Mg
2+
+ H
2
O + CO
2
↑
Качественная реакция на сульфат-ион:
Образование белого осадка BaSO
4
(нерастворимого в кислотах) используется для
идентификации серной кислоты и растворимых сульфатов. Ион бария реактив на сульфат
–ион.
BaCl
2
+ H
2
SO
4
→ BaSO
4
↓ + 2HCl
Ba
2+
+ SO
4
2-
→ BaSO
4
↓
Применение серной кислоты
Благодаря своим свойствам (способность поглощать воду, окислительные свойства,
нелетучесть) серную кислоту широко применяют в народном хозяйстве. Она относится к
основным продуктам химической промышленности. Нет кислоты,которая была бы нужнее
и применялась бы чаще, чем серная. За это она получила название , «хлеб химической
промышленности»
в производстве минеральных удобрений;
получение красителей;
очистка нефтепродуктов;
электролитическое получение меди;
как электролит в свинцовых аккумуляторах;
получение взрывчатых веществ;
для получения различных минеральных кислот и солей;
в производстве химических волокон, красителей, дымообразующих веществ и
взрывчатых веществ;
в нефтяной, металлообрабатывающей, текстильной, кожевенной и др. отраслях
промышленности;
получение глюкозы;
получение солей;
в пищевой промышленности — зарегистрирована в качестве пищевой добавки
E513(эмульгатор);
IV. Закрепление изученного материала:
1)Дайте характеристику серной кислоты:
-по наличию кислорода
- по основности-
-по растворимости в воде
-по степени диссоциации
-по летучести
2)Осуществите превращения по схеме:
1) Zn -> ZnSO4 -> Zn(OH)2 -> ZnSO4 -> BaSO4
Д/з § 13
Цель урока: изучить строение атома азота, его окислительно-восстановительные
свойства.
Задачи:
Обучающие.
Рассмотреть строение атома азота, его положение в ПС.
Изучить физические и химические свойства.
Развивающие.
Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы,
сравнивать.
Воспитывающие.
Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: наглядные, частично-поисковые.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
периодическая система Д. И. Менделеева,
ХОД УРОКА.
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы поговорим об элементе – загадке, противоречивость которого начинается уже
с названия. Ранее существовали многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ,
испорченный воздух и др. Однако благодаря наличию этого газа в атмосфере стала
возможна жизнь на земле. Мы с вами будем говорить о первом химическом элементе 5
группы главной подгруппы.
Как вы считаете, о каком химическом элементе идет речь?
Предполагаемые ответы учащихся
Азот.
Правильно, тема сегодняшнего урока. Азот.
III.
Изучение нового материала
Азот – основная часть воздуха. Но что мы знаем о воздухе? На этот вопрос вы должны
ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и
убеждениях. В столбике ДО поставьте +, если вы согласны с утверждением или - , если вы
не согласны с утверждением. Структура Эй ар гайд
до
утверждения
после
Воздух – смесь газов.
Основная часть воздуха – кислород.
В воздухе содержится космическая
пыль.
Воздух содержит 78% азота по объему.
Воздух в атмосфере распределен
равномерно.
Давайте посмотрим видеофрагмент о воздухе.
После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте +, если вы
согласны с утверждением или - , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики
ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?
Характеристика химического элемента по положению в ПС:
Структура Раунд тэйбл
1.
Азот - элемент …… группы, …………… подгруппы.
2.
Заряд ядра атома азота равен ………..
3.
В ядре атома азота ………… протонов.
4.
В ядре атома азота ……… нейтронов.
5.
В атоме азота ………..электронов.
6.
Атом азота имеет ………… энергетических уровня.
7.
На внешнем уровне в атоме …………… электронов.
8.
Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна ……………….
9.
Минимальная степень окисления атома в соединениях равна ……………..
Предполагаемые ответы учащихся
1.
Азот - элемент V группы, главной подгруппы.
2.
Заряд ядра атома азота равен +7
3.
В ядре атома азота 7 протонов.
4.
В ядре атома азота 7 нейтронов.
5.
В атоме азота 7 электронов.
6.
Атом азота имеет 2 энергетических уровня.
7.
На внешнем уровне в атоме 5 электронов.
8.
Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна +5
9.
Минимальная степень окисления атома в соединениях равна -3 .
Строение молекулы
Молекула азота имеет тройную связь.
N
N
Связь: ковалентная неполярная, тройная, прочная.
Молекула: устойчивая, с низкой реакционной способностью.
Задание:
Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладает атом азота?
Ответ поясните на основе строения атома.
Структура Таймд пэа шэа
Предполагаемые ответы учащихся
Азот может обладать окислительными и восстановительными свойствами, т.к. может
как принимать электроны на последний энергетический уровень до его полного
завершения, так и отдавать электроны с последнего энергетического уровня.
Химические свойства
свойства атома азота (азот – восстановитель)
свойства атома азота (азот – окислитель)
На основе строения атома мы еще раз доказали, что азот может проявлять как
окислительные, так и восстановительные свойства.
Задание:
Допишите самостоятельно уравнения реакций. Подпишите какими свойствами обладает
азот.
Структура Клок баддис
Встретьтесь со партнером на 3 часа. Проверьте первое уравнение реакции. Говорит
первым тот учение, который выше. Какими свойствами облабает атом азота в первом
уравнении реакции? Свой выбор объясните на основе строения атома азота.
Встретьтесь со партнером на 6 часов. Проверьте второе уравнение реакции. Говорит
первым тот учение, который ниже. Какими свойствами облабает атом азота во втором
уравнении реакции? Свой выбор объясните на основе строения атома азота.
Задание в группах:
Запишите уравнения реакции явлений в природе. Подчеркните ключевые слова, на
которые вы опирались при написании уравнений реакций.
Предполагаемые ответы учащихся
В природе постоянно происходит круговорот азота:
Статистика утверждает, что в атмосфере нашей планеты ежегодно вспыхивают три с
лишним миллиарда молний. Мощность отдельных разрядов достигает 200 млн киловатт, а
воздух при этом разогревается (локально) до 20 тыс. градусов. При такой чудовищной
температуре молекулы кислорода и азота распадаются на атомы, которые, легко реагируя
друг с другом, образуют непрочное соединение – оксид азота (II):
N
2
+ O
2
→ 2NО.
Благодаря быстрому охлаждению (разряд молнии длится десятитысячную долю секунды)
оксид азота (II) не распадается и беспрепятственно окисляется кислородом воздуха до
более устойчивого оксида азота (IV):
2NO + О
2
→ 2NO
2
.
В присутствии атмосферной влаги и капель дождя (воды) оксид азота (IV)
превращается в азотную кислоту и оксид азота (II):
3NO
2
+ H
2
O → 2HNO
3
+ NO.
Закрепление (вставьте пропущенные слова в утверждениях).
Структура Релли тэйбл
1.
Азот – химический элемент ………….. группы ……………… подгруппы
2.
На внешнем энергетическом уровне азота ………….электронов.
3.
В ходе химической реакции азот может являться и ………….., и …………………...
4.
Максимальная степень окисления азота ………………
Заполните пропуски в утверждениях по очереди на одном листе бумаги (работа с
партнером по плечу)
Предполагаемые ответы учащихся
1.
Азот – химический элемент пятой группы главной подгруппы
2.
На внешнем энергетическом уровне азота 5 электронов.
3.
В ходе химической реакции азот может являться и окислителем, и
восстановителем.
4.
Максимальная степень окисления азота +5
Проверка полученных знаний.
Выберите правильные утверждения, которые можно отнести к азоту
(самостоятельная работа) Структура Сималтиниус раунд тэйбл
1. Азот - газ намного тяжелее воздуха.
2. Молекула азота - двухатомна.
3. В воздухе содержится 78 % азота.
4. Азот - химически активное вещество.
5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.
6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства
Предполагаемые ответы учащихся
1. Азот - газ намного тяжелее воздуха.
2. Молекула азота - двухатомна.
3. В воздухе содержится 78 % азота.
4. Азот - химически активное вещество.
5. С азотом связаны процессы дыхания и фотосинтеза.
6. Азот проявляет окислительные и восстановительные свойства
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Для перевозки овощей и фруктов на дальние расстояния используют рефрижераторы, в
которых в качестве хладоагента используют жидкий АЗОТ. На каких свойствах это
основано?