Автор: Ларина Антонина Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ Табольская ООШ
Населённый пункт: с. Таболо Кимовского района Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие ключевых компетенций обучающихся через решение компетентностных задач на уроках химии".
Раздел: среднее образование
Развитие
ключевых компетенций обучающихся
через решение компетентностных
задач на уроках химии
.
Подготовила учитель МКОУ Табольской ООШ Ларина А.Н.
1
Слайд №2.
Давно сказано, что образование для народа — самое важное после хлеба. В
последнее время активно обсуждается вопрос о модернизации образования на основе
компетентностного подхода. Целью реализации компетентностного подхода в процессе
обучения химии является формирование системы компетенций школьников,
соответствующих данной образовательной области.
Слайд №3.
«Компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному
кругу предметов и процессов и необходимых для качественной деятельности в этой сфере.
Компетенция для ученика — это ориентир для освоения, это образ его будущего.
Слайд №4.
В соответствии с разделенным содержанием образования на общеметапредметное
(для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных
областей) и предметное (для каждого учебного материала)
выделяют следующую иерархию компетенций:
1) ключевые; 2) общепредметные; 3) предметные.
Что же такое ключевые компетенции? Это свойства и качества, необходимые любому
человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности,
наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и
достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного
общества.
Они являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это
своего рода ключ к успешности.
Слайд №5.
Ключевыми образовательными компетенциями, по мнению А. В. Хуторского,
являются следующие:
1. Ценностносмысловая
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать
свою роль и предназначение, созидательную направленность;
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, при-
нимать решения
2. Общекультурная
Хорошая осведомленность ученика, его познания и опыт об особенностях национальной
и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и че-
2
ловечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влия-
нии на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой деятельности
3. Учебно-познавательная
Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятель-
ности: организация целеполагания, генерация идей, анализ, рефлексия, самооценка
учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов, владение
измерительными навыками, использование различных методов познания
4. Информационная
Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер,
принтер, модем, копир, Интернет и др.), организовывать, преобразовывать сохранять
и передавать ее
5. Коммуникативная
Знание необходимых языков, взаимодействие с окружающими и удаленными людьми
и событиями, навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе.
Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать
вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально - трудовая
Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности,
социально-трудовой сфере, сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах
экономики и права, в области профессионального самоопределения
7. Личностное самосовершенствование
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Слайд №6
Развитие ключевых компетенций обучающихся осуществляется через решение
компетентностных задач.
Компетентностные задачи занимают промежуточное положение между реальной
жизненной ситуацией и хорошо известными традиционными предметными задачами. Для
компетентностной задачи характерны следующие признаки
имитация жизненной ситуации;
обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
содержание выходит за рамки одной образовательной области, и привязка таких задач к
конкретным учебным предметам «непрозрачна»;
3
наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора
дан-
ных, среди которых могут быть и лишние;
часть данных, необходимых для ответа на поставленный вопрос, отсутствует;
предполагается, что учащиеся самостоятельно осознают это
смогут найти недостающие данные в справочной литературе или других источниках.
Слайд №7.
Структура компетентностно – ориентированного задания:
1.
Ситуация (желательно из жизни)
2.
Стимул – введение в проблему, погружает в контекст задания, мотивирует на его
выполнение. Стимул в КОЗ должен быть кратким, не должен содержать информацию,
которая отвлекает учащихся от выполнения задания.
3.
Задачная формулировка – что именно должен сделать обучающийся, глаголы для
постановки целей. Их должно быть достаточно для того, чтобы школьники могли
показать, что нужно учителю. Задачная формулировка КОЗ должна быть интересна
учащимся и соответствовать возрасту.
4.
Источник информации должен содержать информацию, достаточную для
успешного выполнения задания.
5.
Бланк ответов (критерии) – конкретно что, сколько и как должен указать ребенок, в
какой форме.
6.
Модельный ответ
7.
Оценочная шкала
Примечание: используя модельный ответ, школьники выполняют самопроверку или
взаимопроверку.
Можно выделить четыре типа компетентностных задач:
предметная
метапредметная
межпредметная
комбинированная
Прежде чем приступить к созданию или подбору задач, следует учитывать, что:
1) у обучающихся разный уровень подготовленности;
2) в перечне компетенций, формируемых при изучении разных дисциплин, важно
определить ключевые компетенции. Именно они дадут
4
успех в формировании внутрипредметных компетенций, не отвлекут от главных и
важных. Другими словами, важно правильно расставить приоритеты. Кроме того, при
работе с текстом задачи формируется «компетентность понимания», которая
в материалах PISA («Программа международной оценки обучающихся») занимает
значительное место. Учащимся требуется проявить умения наиболее общего
интеллектуального характера:
уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки
зрения;
уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для
этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или
опровергающую данную точку зрения;
уметь извлекать нужную информацию из текста;
уметь обобщать факты и делать выводы;
уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе
анализа выводы, объясняющие что-либо и т. д.
Одним словом, следует придерживаться уровней компетентности.
Первый уровень:
стандартные учебные задания;
стандартные вычисления;
стандартные процедуры;
стандартные методы решения задач.
Второй уровень:
составление моделей;
стандартные методы решения задач;
интерпретация, размышления;
различные известные методы.
Третий уровень:
сложная постановка проблем и решение;
размышления и интуиция;
оригинальный подход;
сложные методы решения;
обобщение
Уровни
Ключевые вопросы к каждому из
5
уровней
Уровень 1 — фактические знания:
вопросы предполагают фактическое
знание материала
Каким образом…
Сколько…
Кто есть…
Что есть…
Уровень 2 — понимание:
вопросы требуют от учащихся более
широкого мышления, демонстрации
глубокого понимания,
умения объяснять собственными
словами
Раскройте значение…
Переформулируйте собственными
словами…
Приведите примеры…
Насколько эти идеи сходны с…
Поясните значение… (рассказа,
диаграммы и т. д.)
Уровень 3 — применение:
задание предполагает применение
знаний к конкретной ситуации
Что произойдет, если…
Применить эту формулу для решения
следующей задачи…
Уровень 4 — анализ:
вопросы требуют умения учащихся
абстрагироваться
от конкретного материала, исследуя его
составляющие
Насколько одинаковы и насколько
различны…
Опишите возможные мотивы…
Различите теорию и факты…
Уровень 5 — синтез: вопросы
побуждают учащихся выходить за
пределы известного
Предложите новый подход к решению
проблемы…
Нарисуйте картину, сочините текст,
выведите формулу
и т. п., которые наилучшим образом
иллюстрируют новый способ
понимания…
Уровень 6 — оценка
Представьте детальную критику
теории…
Отметьте сильные и слабые стороны…
6
Обоснуйте свои выводы…
Руководствуясь классификацией уровней компетентностей PISA, таксономией Б.
Блума, характеристиками компетенций А. В. Хуторскогои А. Н. Тубельского, можно
выделить три основных способа составления задач.
Способ 1
Подбирается текст, который в какой-либо степени связан с предметом.
Затем в нем выделяют факт, явление и к ним ставят вопрос, который бы способствовал
формированию или развитию той или иной компетенции.
Слайды № 8,9,10
Пример (тема «Аллотропные модификации фосфора», 9 класс)
СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ
…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас,
смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры,
поморде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не
могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем
это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с
молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем,
глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже
засветились в темноте.
Артур Конан Дойл
Выделяем в тексте факты: «мерцающий огонь»,«голубоватое пламя», «мои пальцы
тоже засветились в темноте». Формулируем вопросы заданий:
Задание 1. О каком химическом элементе идет речь в рассказе?
Задание 2. Какая аллотропная форма этого химического элемента обладает свойством
светиться в темноте?
Задание 3. Какую неточность, с химической точки зрения, допустил Конан Дойл,
описывая светящуюся собаку? Объясните с научной точки зрения.
Первые два задания направлены на репродуктивное воспроизведение знаний:
1) речь идет о фосфоре;
2) способностью светиться в темноте обладает белый фосфор. Они предназначены для
учеников с первым уровнем развития образовательных целей
(фактические знания)
Задание 3 нацелено на формирование компетенций:
7
А. В. Хуторской
А. Н. Тубельский
Таксоно
мия Б.
Блума
Материалы PISA
Учебно-
познавательная:
генерация идей,
анализ, рефлексия,
самооценка
учебно-познавательной
деятельности, умение
отличать факты от
домыслов
Познавательные
Уметь строить предположения
о возможных причинах и
последствиях явлений
материального и идеального
мира, выдвигать гипотезы,
обосновывать их основания;
удерживать одновременно
несколько смыслов сложных
явлений событий
Уровень
4 —
анализ
Уровень 3 —
размышление,
интуиция.
Уметь выбрать
наиболее
взвешенную
аргументацию,
подтверждающую
или опровергающую
данную точку зрения
Слайд №11.
Одно из компетентностных заданий по химии, может выглядеть следующим : Тема:
«Подгруппа углерода» 9 класс
Римский историк Кай Плиний Старший (23
– 79 гг.н.э.) пересказал легенду о
жемчужинах Клеопатры. Египетская царица
устроила пир в честь римского полководца
Марка Антония. А надо сказать, что среди
сокровищ сказочно богатой Клеопатры
больше всего славились серьги с
огромными грушевидными жемчужинами,
массу которых историки оценивали в 40,2г.
Желая поразить римского гостя, Клеопатра
растворила одну из жемчужин в кубке с
вином и выпила это вино за здоровье
Антония
. Стимул.
В течение 5минут обсудите в группе
достоверность предлагаемой легенды с
точки зрения химического процесса
растворения. Выскажите мнение от группы.
Предложите название жидкости, которая,
могла бы содержаться в кубке, чтобы
растворить жемчужину. Составьте
молекулярную формулу основного
вещества, составляющего жемчуг и
перламутр.
Задачная формулировка
1._______________________
2.________________________
3.________________________
Бланк
8
4.________________________
Жемчуг – это округлые, с перламутровым
отливом образования из минерала
арагонита. Основное вещество в его составе
– карбонат кальция. Жемчуг может
образовываться в раковинах моллюсков,
которые выделяют перламутр. По составу
жемчуг и перламутр одинаковы.
Источник
.Опорные знания:
- посмотрите таблицу растворимости
- растворимость жемчуга в вине такая же,
как в воде
- вспомните свойства солей и кислот. -
Обсуждение длилось не более 5минут -
Обсуждение было конструктивным -
Выражено общее мнение группы
делегированным представителем -
Предложена жидкость, которая могла бы
растворить жемчужину - Составлена
молекулярная формула основного вещества,
составляющего жемчуг и перламутр. -
Инструмент проверки (бланк наблюдений)
Обсуждение длилось не более 5минут (2
балла)
- Обсуждение было конструктивным (2
балла)
- Выражено общее мнение группы
делегированным представителем (3 балла) -
Предложено название жидкости, которая
могла бы растворить жемчужину (3 балла)
- Составлена молекулярная формула
основного вещества, составляющего
жемчуг и перламутр. (1 балл)
Максимальный балл: 11 баллов
Химия 8 класс
Тема: Кислоты
Ключевая компетентность:информационная
Аспект: извлечение первичной информации
Уровень: II
Варианты стимула:
Твой папа планирует на выходных слить кислоту из старого аккумулятора. Работа с
кислотами опасна.
На следующем уроке у тебя будет практическая работа, на которой тебе предстоит
работать с кислотами. Работа с кислотами опасна.
Твоя бабушка занимается консервированием огурцов. При этом она использует
уксусную кислоту. Работа с кислотами опасна.
Задачная формулировка:
1.
Прочитай статью «Влияние кислот на здоровье человека. Работа с кислотами».
9
2.
Чтобы обезопасить папу / себя / бабушку, составь на основании этой статьи
памятку «Правила работы с кислотами». Рекомендации представь по пунктам.
Источник информации:
Статья :
Влияние кислот на здоровье человека. Работа с кислотами.
Кислоты очень агрессивны, сила раздражения в значительной степени зависит от
концентрации.
Кислоты разрушают ткани тела и вызывают химические ожоги при контакте с кожей
и слизистыми оболочками. Большую опасность они представляют для глаз. Пары кислот
раздражают дыхательные пути. Неоднократный контакт кислот с кожей может привести к
дерматитам. Случайное глотание концентрированных неорганических кислот вызывает
серьезное повреждение горла и желудка, разрушение тканей внутренних органов, и если
не принять немедленных мер, то возможно даже со смертельным исходом.
Вливание воды к концентрированным кислотам вызывает вскипание жидкости и ее
разбрызгивание, что также может привести к значительным травмам.
Бланк ответа:
Памятка «Правила работы с кислотами» При работе с кислотами
нельзя:___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
При работе с кислотами необходимо:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Максимальное количество баллов — 10 баллов
Модельный ответ:
Памятка «Правила работы с кислотами»При работе с кислотами нельзя:
1.
Трогать кислоты руками.
2.
Подносить емкость с кислотой близко к лицу.
3.
Пробовать кислоты на вкус.
10
4.
Вливать воду в кислоту.
При работе с кислотами необходимо:
1.
Работать осторожно.
2.
Работать в средствах индивидуальной защиты. / Работать в резиновых
перчатках. / Защитить открытые участки кожи.
3.
При необходимости разбавления кислоты приливать кислоту в воду. / Вливать
кислоту в воду.
Критерии оценивания:
Рекомендации представлены по пунктам – 2 балла
За каждый пункт памятки – 1 балл
Для памятки отобраны только те правила работы с кислотами, в которых
рекомендации написаны на основе представленной статьи – 1 балл
В памятке указаны рекомендации, суть которых не отражена в статье – минус 1
балл за каждую такую рекомендацию
Максимальное количество баллов — 10 баллов
Предполагается, что использование разработанных компетентностных задач в урочной
и внеурочной деятельности позволит учителю:
а) повысить свою профессиональную компетентность в использовании современ-
ных образовательных технологий;
б) разнообразить формы и методы проведения уроков; повысить качество знаний
обучающихся;
в) повысить эффективность урока;
г) активизировать участие школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.
Обучающимся: а) повысить уровень учебной мотивации к изучаемому предмету;
б) сформировать ключевые компетенции.
11