Напоминание

"Развитие ключевых компетенций обучающихся через решение компетентностных задач на уроках химии".


Автор: Ларина Антонина Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ Табольская ООШ
Населённый пункт: с. Таболо Кимовского района Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие ключевых компетенций обучающихся через решение компетентностных задач на уроках химии".
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие

ключевых компетенций обучающихся

через решение компетентностных

задач на уроках химии

.

Подготовила учитель МКОУ Табольской ООШ Ларина А.Н.

1

Слайд №2.

Давно сказано, что образование для народа — самое важное после хлеба. В

последнее время активно обсуждается вопрос о модернизации образования на основе

компетентностного подхода. Целью реализации компетентностного подхода в процессе

обучения химии является формирование системы компетенций школьников,

соответствующих данной образовательной области.

Слайд №3.

«Компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,

умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному

кругу предметов и процессов и необходимых для качественной деятельности в этой сфере.

Компетенция для ученика — это ориентир для освоения, это образ его будущего.

Слайд №4.

В соответствии с разделенным содержанием образования на общеметапредметное

(для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных

областей) и предметное (для каждого учебного материала)

выделяют следующую иерархию компетенций:

1) ключевые; 2) общепредметные; 3) предметные.

Что же такое ключевые компетенции? Это свойства и качества, необходимые любому

человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности,

наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и

достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного

общества.

Они являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это

своего рода ключ к успешности.

Слайд №5.

Ключевыми образовательными компетенциями, по мнению А. В. Хуторского,

являются следующие:

1. Ценностносмысловая

Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать

свою роль и предназначение, созидательную направленность;

уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, при-

нимать решения

2. Общекультурная

Хорошая осведомленность ученика, его познания и опыт об особенностях национальной

и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и че-

2

ловечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных,

общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влия-

нии на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой деятельности

3. Учебно-познавательная

Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятель-

ности: организация целеполагания, генерация идей, анализ, рефлексия, самооценка

учебно-познавательной деятельности, умение отличать факты от домыслов, владение

измерительными навыками, использование различных методов познания

4. Информационная

Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию

при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер,

принтер, модем, копир, Интернет и др.), организовывать, преобразовывать сохранять

и передавать ее

5. Коммуникативная

Знание необходимых языков, взаимодействие с окружающими и удаленными людьми

и событиями, навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе.

Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать

вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально - трудовая

Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности,

социально-трудовой сфере, сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах

экономики и права, в области профессионального самоопределения

7. Личностное самосовершенствование

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,

эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Слайд №6

Развитие ключевых компетенций обучающихся осуществляется через решение

компетентностных задач.

Компетентностные задачи занимают промежуточное положение между реальной

жизненной ситуацией и хорошо известными традиционными предметными задачами. Для

компетентностной задачи характерны следующие признаки

имитация жизненной ситуации;

обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;

содержание выходит за рамки одной образовательной области, и привязка таких задач к

конкретным учебным предметам «непрозрачна»;

3

наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора

дан-

ных, среди которых могут быть и лишние;

часть данных, необходимых для ответа на поставленный вопрос, отсутствует;

предполагается, что учащиеся самостоятельно осознают это

смогут найти недостающие данные в справочной литературе или других источниках.

Слайд №7.

Структура компетентностно – ориентированного задания:

1.

Ситуация (желательно из жизни)

2.

Стимул – введение в проблему, погружает в контекст задания, мотивирует на его

выполнение. Стимул в КОЗ должен быть кратким, не должен содержать информацию,

которая отвлекает учащихся от выполнения задания.

3.

Задачная формулировка – что именно должен сделать обучающийся, глаголы для

постановки целей. Их должно быть достаточно для того, чтобы школьники могли

показать, что нужно учителю. Задачная формулировка КОЗ должна быть интересна

учащимся и соответствовать возрасту.

4.

Источник информации должен содержать информацию, достаточную для

успешного выполнения задания.

5.

Бланк ответов (критерии) – конкретно что, сколько и как должен указать ребенок, в

какой форме.

6.

Модельный ответ

7.

Оценочная шкала

Примечание: используя модельный ответ, школьники выполняют самопроверку или

взаимопроверку.

Можно выделить четыре типа компетентностных задач:

предметная

метапредметная

межпредметная

комбинированная

Прежде чем приступить к созданию или подбору задач, следует учитывать, что:

1) у обучающихся разный уровень подготовленности;

2) в перечне компетенций, формируемых при изучении разных дисциплин, важно

определить ключевые компетенции. Именно они дадут

4

успех в формировании внутрипредметных компетенций, не отвлекут от главных и

важных. Другими словами, важно правильно расставить приоритеты. Кроме того, при

работе с текстом задачи формируется «компетентность понимания», которая

в материалах PISA («Программа международной оценки обучающихся») занимает

значительное место. Учащимся требуется проявить умения наиболее общего

интеллектуального характера:

уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки

зрения;

уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для

этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;

уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или

опровергающую данную точку зрения;

уметь извлекать нужную информацию из текста;

уметь обобщать факты и делать выводы;

уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе

анализа выводы, объясняющие что-либо и т. д.

Одним словом, следует придерживаться уровней компетентности.

Первый уровень:

стандартные учебные задания;

стандартные вычисления;

стандартные процедуры;

стандартные методы решения задач.

Второй уровень:

составление моделей;

стандартные методы решения задач;

интерпретация, размышления;

различные известные методы.

Третий уровень:

сложная постановка проблем и решение;

размышления и интуиция;

оригинальный подход;

сложные методы решения;

обобщение

Уровни

Ключевые вопросы к каждому из

5

уровней

Уровень 1 — фактические знания:

вопросы предполагают фактическое

знание материала

Каким образом…

Сколько…

Кто есть…

Что есть…

Уровень 2 — понимание:

вопросы требуют от учащихся более

широкого мышления, демонстрации

глубокого понимания,

умения объяснять собственными

словами

Раскройте значение…

Переформулируйте собственными

словами…

Приведите примеры…

Насколько эти идеи сходны с…

Поясните значение… (рассказа,

диаграммы и т. д.)

Уровень 3 — применение:

задание предполагает применение

знаний к конкретной ситуации

Что произойдет, если…

Применить эту формулу для решения

следующей задачи…

Уровень 4 — анализ:

вопросы требуют умения учащихся

абстрагироваться

от конкретного материала, исследуя его

составляющие

Насколько одинаковы и насколько

различны…

Опишите возможные мотивы…

Различите теорию и факты…

Уровень 5 — синтез: вопросы

побуждают учащихся выходить за

пределы известного

Предложите новый подход к решению

проблемы…

Нарисуйте картину, сочините текст,

выведите формулу

и т. п., которые наилучшим образом

иллюстрируют новый способ

понимания…

Уровень 6 — оценка

Представьте детальную критику

теории…

Отметьте сильные и слабые стороны…

6

Обоснуйте свои выводы…

Руководствуясь классификацией уровней компетентностей PISA, таксономией Б.

Блума, характеристиками компетенций А. В. Хуторскогои А. Н. Тубельского, можно

выделить три основных способа составления задач.

Способ 1

Подбирается текст, который в какой-либо степени связан с предметом.

Затем в нем выделяют факт, явление и к ним ставят вопрос, который бы способствовал

формированию или развитию той или иной компетенции.

Слайды № 8,9,10

Пример (тема «Аллотропные модификации фосфора», 9 класс)

СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ

…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас,

смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры,

поморде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не

могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем

это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с

молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем,

глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже

засветились в темноте.

Артур Конан Дойл

Выделяем в тексте факты: «мерцающий огонь»,«голубоватое пламя», «мои пальцы

тоже засветились в темноте». Формулируем вопросы заданий:

Задание 1. О каком химическом элементе идет речь в рассказе?

Задание 2. Какая аллотропная форма этого химического элемента обладает свойством

светиться в темноте?

Задание 3. Какую неточность, с химической точки зрения, допустил Конан Дойл,

описывая светящуюся собаку? Объясните с научной точки зрения.

Первые два задания направлены на репродуктивное воспроизведение знаний:

1) речь идет о фосфоре;

2) способностью светиться в темноте обладает белый фосфор. Они предназначены для

учеников с первым уровнем развития образовательных целей

(фактические знания)

Задание 3 нацелено на формирование компетенций:

7

А. В. Хуторской

А. Н. Тубельский

Таксоно

мия Б.

Блума

Материалы PISA

Учебно-

познавательная:

генерация идей,

анализ, рефлексия,

самооценка

учебно-познавательной

деятельности, умение

отличать факты от

домыслов

Познавательные

Уметь строить предположения

о возможных причинах и

последствиях явлений

материального и идеального

мира, выдвигать гипотезы,

обосновывать их основания;

удерживать одновременно

несколько смыслов сложных

явлений событий

Уровень

4 —

анализ

Уровень 3 —

размышление,

интуиция.

Уметь выбрать

наиболее

взвешенную

аргументацию,

подтверждающую

или опровергающую

данную точку зрения

Слайд №11.

Одно из компетентностных заданий по химии, может выглядеть следующим : Тема:

«Подгруппа углерода» 9 класс

Римский историк Кай Плиний Старший (23

– 79 гг.н.э.) пересказал легенду о

жемчужинах Клеопатры. Египетская царица

устроила пир в честь римского полководца

Марка Антония. А надо сказать, что среди

сокровищ сказочно богатой Клеопатры

больше всего славились серьги с

огромными грушевидными жемчужинами,

массу которых историки оценивали в 40,2г.

Желая поразить римского гостя, Клеопатра

растворила одну из жемчужин в кубке с

вином и выпила это вино за здоровье

Антония

. Стимул.

В течение 5минут обсудите в группе

достоверность предлагаемой легенды с

точки зрения химического процесса

растворения. Выскажите мнение от группы.

Предложите название жидкости, которая,

могла бы содержаться в кубке, чтобы

растворить жемчужину. Составьте

молекулярную формулу основного

вещества, составляющего жемчуг и

перламутр.

Задачная формулировка

1._______________________

2.________________________

3.________________________

Бланк

8

4.________________________

Жемчуг – это округлые, с перламутровым

отливом образования из минерала

арагонита. Основное вещество в его составе

– карбонат кальция. Жемчуг может

образовываться в раковинах моллюсков,

которые выделяют перламутр. По составу

жемчуг и перламутр одинаковы.

Источник

.Опорные знания:

- посмотрите таблицу растворимости

- растворимость жемчуга в вине такая же,

как в воде

- вспомните свойства солей и кислот. -

Обсуждение длилось не более 5минут -

Обсуждение было конструктивным -

Выражено общее мнение группы

делегированным представителем -

Предложена жидкость, которая могла бы

растворить жемчужину - Составлена

молекулярная формула основного вещества,

составляющего жемчуг и перламутр. -

Инструмент проверки (бланк наблюдений)

Обсуждение длилось не более 5минут (2

балла)

- Обсуждение было конструктивным (2

балла)

- Выражено общее мнение группы

делегированным представителем (3 балла) -

Предложено название жидкости, которая

могла бы растворить жемчужину (3 балла)

- Составлена молекулярная формула

основного вещества, составляющего

жемчуг и перламутр. (1 балл)

Максимальный балл: 11 баллов

Химия 8 класс

Тема: Кислоты

Ключевая компетентность:информационная

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: II

Варианты стимула:

Твой папа планирует на выходных слить кислоту из старого аккумулятора. Работа с

кислотами опасна.

На следующем уроке у тебя будет практическая работа, на которой тебе предстоит

работать с кислотами. Работа с кислотами опасна.

Твоя бабушка занимается консервированием огурцов. При этом она использует

уксусную кислоту. Работа с кислотами опасна.

Задачная формулировка:

1.

Прочитай статью «Влияние кислот на здоровье человека. Работа с кислотами».

9

2.

Чтобы обезопасить папу / себя / бабушку, составь на основании этой статьи

памятку «Правила работы с кислотами». Рекомендации представь по пунктам.

Источник информации:

Статья :

Влияние кислот на здоровье человека. Работа с кислотами.

Кислоты очень агрессивны, сила раздражения в значительной степени зависит от

концентрации.

Кислоты разрушают ткани тела и вызывают химические ожоги при контакте с кожей

и слизистыми оболочками. Большую опасность они представляют для глаз. Пары кислот

раздражают дыхательные пути. Неоднократный контакт кислот с кожей может привести к

дерматитам. Случайное глотание концентрированных неорганических кислот вызывает

серьезное повреждение горла и желудка, разрушение тканей внутренних органов, и если

не принять немедленных мер, то возможно даже со смертельным исходом.

Вливание воды к концентрированным кислотам вызывает вскипание жидкости и ее

разбрызгивание, что также может привести к значительным травмам.

Бланк ответа:

Памятка «Правила работы с кислотами» При работе с кислотами

нельзя:___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

При работе с кислотами необходимо:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Максимальное количество баллов — 10 баллов

Модельный ответ:

Памятка «Правила работы с кислотами»При работе с кислотами нельзя:

1.

Трогать кислоты руками.

2.

Подносить емкость с кислотой близко к лицу.

3.

Пробовать кислоты на вкус.

10

4.

Вливать воду в кислоту.

При работе с кислотами необходимо:

1.

Работать осторожно.

2.

Работать в средствах индивидуальной защиты. / Работать в резиновых

перчатках. / Защитить открытые участки кожи.

3.

При необходимости разбавления кислоты приливать кислоту в воду. / Вливать

кислоту в воду.

Критерии оценивания:

Рекомендации представлены по пунктам – 2 балла

За каждый пункт памятки – 1 балл

Для памятки отобраны только те правила работы с кислотами, в которых

рекомендации написаны на основе представленной статьи – 1 балл

В памятке указаны рекомендации, суть которых не отражена в статье – минус 1

балл за каждую такую рекомендацию

Максимальное количество баллов — 10 баллов

Предполагается, что использование разработанных компетентностных задач в урочной

и внеурочной деятельности позволит учителю:

а) повысить свою профессиональную компетентность в использовании современ-

ных образовательных технологий;

б) разнообразить формы и методы проведения уроков; повысить качество знаний

обучающихся;

в) повысить эффективность урока;

г) активизировать участие школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.

Обучающимся: а) повысить уровень учебной мотивации к изучаемому предмету;

б) сформировать ключевые компетенции.

11



В раздел образования