Автор: Кулинич Игорь Владимирович
Должность: ГБОУ Школа 814
Учебное заведение: ГБОУ Школа 814
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Начальная военная подготовка в кадетском классе
Раздел: дополнительное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Кадетский класс в московской школе
7-8 класс
УЧЕБНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.
Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.
Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Учебная программа предмета «Начальная военная подготовка» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи
к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.
Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:
формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных
заведениях;
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;
практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки;
Учебная программа рассчитана на 35 часов и имеет модульную структуру:
модуль «Основы обороны государства» - 6 часов;
модуль «Основы допризывной подготовки» - 15 часов;
модуль «Оказание первой медицинской помощи» - 10 часов;
интегрированный зачет – 4 часа.
Преподавание курса «Начальной военной подготовки» осуществляется преподавателем – организатором ОБЖ или специалистом, прошедшим соответствующую
подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса «Основы начальной военной подготовки» заканчивается итоговой аттестации в форме дифференци-
рованного зачета.
Учебно-тематический план
(7 - 8 класс)
№
Наименование раздела, темы
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Модуль «Основы обороны государства»
6
-
1.1.
Вооруженные Силы Российской Федерации.
1
-
1.2.
Современная военная доктрина
1
-
1.3.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-
ции.
Строевой устав.
1
-
1.4.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-
ции.
Устав гарнизонной и караульной служб.
1
-
1.5.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-
ции.
Устав внутренней службы.
1
-
1.6.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-
ции.
Дисциплинарный устав.
1
-
2.
Модуль «Основы допризывной подготовки»
4
11
2.1.
Тактическая подготовка.
1
3
2.2.
Топографическая подготовка.
1
3
2.3.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
2
4
3.
Модуль «Оказание первой медицинской помощи»
1
10
3.1.
Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
1
2
3.2.
Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепло-
вом и солнечном ударе.
-
2
3.3.
Первая медицинская помощь при травмах.
-
1
3.4.
Первая медицинская помощь при ранениях.
-
1
3.5.
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
-
1
3.6.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недоста-
точности и инсульте.
-
1
3.7.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недоста-
-
1
2
точности и остановке дыхания.
3.8.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
-
1
4.
Дифференцированный зачет
2
-
Всего:
34
Содержание программы
1. Основы обороны государства.
1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи
современных Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.
1.2. Современная военная доктрина России.
Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Военная организация государства. Основные принципы и приоритеты
военной организации государства. Основы применения Вооруженных сил Российской Федерации. Международное военное (военно-политическое, военно-техническое и
др.) сотрудничество России.
1.3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предназначение и основные положения строевого устава.
1.4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предназначение и основные положения устава гарнизонной и караульной служб.
1.5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предназначение и основные положения устава внутренней службы.
1.6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предназначение и основные положения дисциплинарного устава.
2. Основы допризывной подготовки.
2.1. Тактическая подготовка.
Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных
заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных действий, выполняемых солдатом в бою.
2.2. Топографическая подготовка.
Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по
азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
3
2.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка
индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия
(ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.
3. Оказание первой медицинской помощи.
3.1. Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и ан-
тисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммоби -
лизации и транспортировки пострадавшего.
3.2. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.
Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.
3.3. Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски по-
страдавших.
3.4. Первая медицинская помощь при ранениях.
Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, жи-
вот, верхние и нижние конечности.
3.3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных крово-
течениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.
3.1. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.
Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.
3.2. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.
Понятие об острой сердечной недостаточности и инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.
Отработка приемов проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
3.3. Первая медицинская помощь при использовании оружия массового поражения.
4
Отработка способов оказания неотложной (экстренной) медицинской помощи при авариях на химических производствах, использовании оружия массового по-
ражения или террористических атаках: применение средств индивидуальной защиты (фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, тканевых масок и
ватно-марлевых повязок).
4. Дифференцированный зачёт.
Примерные вопросы
для итоговой аттестации
1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.
2. Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.
3.
Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.
4.
Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
5.
Действия личного состава по команде «К бою».
6.
Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
7.
Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
8.
Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.
9.
Основные термины и понятия строевой подготовки.
10.
Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.
11.
Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.
12.
Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.
13.
Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.
14.
Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; дви-
жение по азимутам.
15.
Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
16.
Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.
17.
Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
18.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.
19.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.
20.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.
21.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
22.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
23.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.
24.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.
25.
Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.
26.
Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.
5
27.
Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка,
аптечка индивидуальная и др.)
28.
Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).
Примерные контрольные тесты
по теме «Первая медицинская помощь»
ВАРИАНТ 1
1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздей-
ствий».
2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».
3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».
4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».
5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой
соды, или 0,5-процентного раствора _____».
6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в
пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».
7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».
8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».
9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1)
Механическая
анти-
септика.
А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма;
применяются антибиотики, ферменты или сыворотки.
2)
Химическая
анти-
септика.
Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется
гипертонический раствор или бактерицидная лампа.
3) Физическая антисепти-
ка.
В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел.
4) Биологическая анти-
септика.
Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических
средств, синтетических сульфаниламидных препаратов.
10. Установите очередность действий по наложению жгута:
А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30 – 40 см ближе к середине;
Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;
6
В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;
Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;
Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;
Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;
Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20 – 30 см.
ВАРИАНТ 2
1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и сли-
зистых оболочек».
2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».
3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».
4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».
5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ со -
стояние».
6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».
7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».
8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конеч-
ностей».
9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации) и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, напри-
мер 3 В).
1) Стадия 1.
А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки на-
рушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают наруше-
ния дыхания.
2) Стадия 2.
Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние
раздражители.
3) Стадия 3.
В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблени-
ем кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39 – 40
0
С.
4) Стадия 4.
Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки
после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное воз-
буждение, нарушение сна.
10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:
А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;
Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;
В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;
Г) конец бинта крепят к одной из держалок;
7
Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;
Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;
Ж) держалки связывают под подбородком;
З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.
ВАРИАНТ 3
1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».
2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».
3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».
4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсиче-
ской (отравляющей) дозе».
5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».
6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием
которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».
7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы ор -
ганизма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».
8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____
функции сердца».
9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1) 1-я степень.
А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пора-
женного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на сто-
пе или запястье ослабевает или вовсе исчезает.
2) 2-я степень.
Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей.
3) 3-я степень.
В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается
также омертвение кости.
4) 4-я степень.
Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи.
10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:
А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;
Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;
В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;
Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);
Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;
Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
№
В-1
В-2
В-3
1
Травмой
Раны
Сепсиса, газовой гангрены
8
2
Инфекцией
Загрязнены
Бешенства
3
Ушибленная
Скальпированных
Микробов
4
Иммобилизация
Открытый
Травма
5
Воды, марганцовки
Нейтральное
Самолечении
6
Кровообращения, согревание
Перегреванием
Перегрева, крови
7
Мокрые, влажная
Узкого, широкому
Боли, шока
8
Противоположной
Размозжение
Кровообращения, насосной
9
1в, 2г, 3б, 4а
1б, 2в, 3а, 4г
1г, 2б, 3а, 4в
10
е, ж, а, д, б, г, в
б, е, д, а, в, з, г, ж
а, г, в, б, д, е
Учебно-методическое и техническое обеспечение
1.
Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.
2.
Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
3.
Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.
4.
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
5.
Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.
6.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
7.
Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.
8.
Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.
9.
Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.
10.
Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С.
25 – 29.
11.
Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980
12.
П.А.Гусак, А.М. Рогачев. Начальная военная подготовка. Справочное пособие .М: «Просвещение»,1987
13.
С.В.Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М: Яуза, Эксмо, 2006.
• Стенды и плакаты по тематике курса;
• компьютерные слайдовые презентации;
• презентации и фильмы на CD-дисках;
• наглядные пособия, макеты и оборудование.
9