Напоминание

Начальная военная подготовка в кадетском классе


Автор: Кулинич Игорь Владимирович
Должность: ГБОУ Школа 814
Учебное заведение: ГБОУ Школа 814
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Начальная военная подготовка в кадетском классе
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»

Кадетский класс в московской школе

7-8 класс

УЧЕБНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.

Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.

Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. (Академический школьный учебник).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Учебная программа предмета «Начальная военная подготовка» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи

к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.

Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:

формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных

заведениях;

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;

практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки;

Учебная программа рассчитана на 35 часов и имеет модульную структуру:

модуль «Основы обороны государства» - 6 часов;

модуль «Основы допризывной подготовки» - 15 часов;

модуль «Оказание первой медицинской помощи» - 10 часов;

интегрированный зачет – 4 часа.

Преподавание курса «Начальной военной подготовки» осуществляется преподавателем – организатором ОБЖ или специалистом, прошедшим соответствующую

подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса «Основы начальной военной подготовки» заканчивается итоговой аттестации в форме дифференци-

рованного зачета.

Учебно-тематический план

(7 - 8 класс)

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Модуль «Основы обороны государства»

6

-

1.1.

Вооруженные Силы Российской Федерации.

1

-

1.2.

Современная военная доктрина

1

-

1.3.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-

ции.

Строевой устав.

1

-

1.4.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-

ции.

Устав гарнизонной и караульной служб.

1

-

1.5.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-

ции.

Устав внутренней службы.

1

-

1.6.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера-

ции.

Дисциплинарный устав.

1

-

2.

Модуль «Основы допризывной подготовки»

4

11

2.1.

Тактическая подготовка.

1

3

2.2.

Топографическая подготовка.

1

3

2.3.

Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2

4

3.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

1

10

3.1.

Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

1

2

3.2.

Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепло-

вом и солнечном ударе.

-

2

3.3.

Первая медицинская помощь при травмах.

-

1

3.4.

Первая медицинская помощь при ранениях.

-

1

3.5.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

-

1

3.6.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недоста-

точности и инсульте.

-

1

3.7.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недоста-

-

1

2

точности и остановке дыхания.

3.8.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

-

1

4.

Дифференцированный зачет

2

-

Всего:

34

Содержание программы

1. Основы обороны государства.

1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи

современных Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.

1.2. Современная военная доктрина России.

Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Военная организация государства. Основные принципы и приоритеты

военной организации государства. Основы применения Вооруженных сил Российской Федерации. Международное военное (военно-политическое, военно-техническое и

др.) сотрудничество России.

1.3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения строевого устава.

1.4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения устава гарнизонной и караульной служб.

1.5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения устава внутренней службы.

1.6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения дисциплинарного устава.

2. Основы допризывной подготовки.

2.1. Тактическая подготовка.

Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных

заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных действий, выполняемых солдатом в бою.

2.2. Топографическая подготовка.

Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по

азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.

3

2.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка

индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия

(ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

3. Оказание первой медицинской помощи.

3.1. Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и ан-

тисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммоби -

лизации и транспортировки пострадавшего.

3.2. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.3. Первая медицинская помощь при травмах.

Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски по-

страдавших.

3.4. Первая медицинская помощь при ранениях.

Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, жи-

вот, верхние и нижние конечности.

3.3. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных крово-

течениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.

3.1. Первая медицинская помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой медицинской помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.2. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

Понятие об острой сердечной недостаточности и инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.

Отработка приемов проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

3.3. Первая медицинская помощь при использовании оружия массового поражения.

4

Отработка способов оказания неотложной (экстренной) медицинской помощи при авариях на химических производствах, использовании оружия массового по-

ражения или террористических атаках: применение средств индивидуальной защиты (фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, тканевых масок и

ватно-марлевых повязок).

4. Дифференцированный зачёт.

Примерные вопросы

для итоговой аттестации

1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.

2. Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.

3.

Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.

4.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

5.

Действия личного состава по команде «К бою».

6.

Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

7.

Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.

8.

Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.

9.

Основные термины и понятия строевой подготовки.

10.

Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.

11.

Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.

12.

Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.

13.

Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.

14.

Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; дви-

жение по азимутам.

15.

Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.

16.

Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.

17.

Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

18.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.

19.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.

20.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.

21.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.

22.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.

23.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.

24.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.

25.

Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.

26.

Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.

5

27.

Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка,

аптечка индивидуальная и др.)

28.

Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).

Примерные контрольные тесты

по теме «Первая медицинская помощь»

ВАРИАНТ 1

1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздей-

ствий».

2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».

3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».

4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».

5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой

соды, или 0,5-процентного раствора _____».

6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в

пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».

7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».

8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».

9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1)

Механическая

анти-

септика.

А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма;

применяются антибиотики, ферменты или сыворотки.

2)

Химическая

анти-

септика.

Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется

гипертонический раствор или бактерицидная лампа.

3) Физическая антисепти-

ка.

В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел.

4) Биологическая анти-

септика.

Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических

средств, синтетических сульфаниламидных препаратов.

10. Установите очередность действий по наложению жгута:

А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30 – 40 см ближе к середине;

Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;

6

В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;

Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;

Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;

Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;

Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20 – 30 см.

ВАРИАНТ 2

1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и сли-

зистых оболочек».

2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».

3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».

4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».

5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ со -

стояние».

6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».

7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».

8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конеч-

ностей».

9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации) и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, напри-

мер 3 В).

1) Стадия 1.

А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки на-

рушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают наруше-

ния дыхания.

2) Стадия 2.

Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние

раздражители.

3) Стадия 3.

В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблени-

ем кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39 – 40

0

С.

4) Стадия 4.

Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки

после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное воз-

буждение, нарушение сна.

10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:

А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;

Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;

В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;

Г) конец бинта крепят к одной из держалок;

7

Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;

Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;

Ж) держалки связывают под подбородком;

З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.

ВАРИАНТ 3

1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».

2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».

3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».

4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсиче-

ской (отравляющей) дозе».

5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».

6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием

которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».

7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы ор -

ганизма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».

8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____

функции сердца».

9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) 1-я степень.

А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пора-

женного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на сто-

пе или запястье ослабевает или вовсе исчезает.

2) 2-я степень.

Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей.

3) 3-я степень.

В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается

также омертвение кости.

4) 4-я степень.

Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи.

10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:

А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;

Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;

В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;

Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);

Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;

Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

В-1

В-2

В-3

1

Травмой

Раны

Сепсиса, газовой гангрены

8

2

Инфекцией

Загрязнены

Бешенства

3

Ушибленная

Скальпированных

Микробов

4

Иммобилизация

Открытый

Травма

5

Воды, марганцовки

Нейтральное

Самолечении

6

Кровообращения, согревание

Перегреванием

Перегрева, крови

7

Мокрые, влажная

Узкого, широкому

Боли, шока

8

Противоположной

Размозжение

Кровообращения, насосной

9

1в, 2г, 3б, 4а

1б, 2в, 3а, 4г

1г, 2б, 3а, 4в

10

е, ж, а, д, б, г, в

б, е, д, а, в, з, г, ж

а, г, в, б, д, е

Учебно-методическое и техническое обеспечение

1.

Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.

2.

Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.

3.

Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.

4.

Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.

5.

Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.

6.

Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.

7.

Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.

8.

Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.

9.

Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.

10.

Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С.

25 – 29.

11.

Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980

12.

П.А.Гусак, А.М. Рогачев. Начальная военная подготовка. Справочное пособие .М: «Просвещение»,1987

13.

С.В.Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М: Яуза, Эксмо, 2006.

• Стенды и плакаты по тематике курса;

• компьютерные слайдовые презентации;

• презентации и фильмы на CD-дисках;

• наглядные пособия, макеты и оборудование.

9



В раздел образования