Напоминание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Школа безопасности»


Автор: Кулинич Игорь Владимирович
Должность: ГБОУ Школа 814
Учебное заведение: ГБОУ Школа 814
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Школа безопасности»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа безопасности»

Возраст детей: от 9 до 17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Педагог дополнительного образования

Кулинич Игорь Владимирович

Москва

1

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.

Пояснительная записка ……………………………………….. 3

2.

Прогнозируемый результат ………………………………….. 6

3.

Учебный план ………………………………………………… 7

4.

Содержание программы ……………………………………… 8

5.

Методическое обеспечение …………………………………..11

6.

Список литературы ……………………………………………13

7.

Документы и материалы на основании которых составлена

программа ……………………………………………………...14

8.

Средства необходимые для реализации программы ……….15

9.

Особенности возрастной группы детей ……………………...16

10. Образовательно-воспитательная работа…..………………….17

2

1.

Пояснительная записка.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными

знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях

современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Воспитание

детей

опирается

на

систему

духовно-нравственных

ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как

человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,

вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим

собой, своей семьей и своим Отечеством.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей

сложились определенные направления и формы в области воспитания и

социализации

детей,

учитывающих

их

интересы,

актуальные

потребности современного российского общества и государства

глобальные

вызовы

и

условия

развития

страны

и

мирового

сообщества.

В связи с этим предназначение данной программы заключается в

том, что она призвана содействовать в формировании социокультурной

инфраструктуры,

содействующей

успешной

социализации

детей

и

интегрирующей

воспитательные

возможности

образовательных,

культурных, спортивных, экскурсионно-туристических и других направлений

воспитательной деятельности.

Таким образом, на практике программа ориентирована на детей,

подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:

• поддержка взросления (социализирующее общение, социальная

адаптация и реабилитация);

поддержка

и

помощь

в

экстраординарных

и

сложных

жизненных

обстоятельствах (отношения

в семье, по месту жительства,

проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях,

социальная защита);

• обеспечение условий для инициативного и пoливариативного

организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).

Цели и задачи программы:

- пропаганды и популяризации среди молодежи

здорового и

безопасного образа жизни;

- совершенствования форм и методов подготовки участников к

безопасному

поведению

в

чрезвычайных

ситуациях,

по

оказанию

взаимопомощи;

- обучение основам туристских навыков на пересеченной местности;

- проверки уровня и качества практической подготовки участников по

программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- обучение основам туристских навыков и умений;

3

Реализацию

программы

предлагается

осу

ществлять

на

основе следующих принципов:

создание условий для консолидации условий социальных институтов

по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение

поддержки

семейного

воспитания,

содействие

формированию ответственного отношения родителей или законных

представителей к воспитанию детей;

приоритета

интересов

каждого

обучающегося

и учета его

интеллектуальных

и

психофизиологических

личностных

особенностей;

непрерывности образования и воспитания;

учета специфических региональных особенностей культуры, экологии

и условий жизни;

обеспечения

подростку

комфортной

эмоциональной среды -

«ситуации ycпexa » и развивающего общения;

содействия выбору индивидуального образовательного маршрута и

темпа его освоения.

Приоритеты реализации программы:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,

ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного

развития, чувства причастности к историко-культурной общности

российского народа и судьбе России;

поддержка

единства

и

целостности,

преемственности

и

непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями

духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному

языку Российской Федерации, являющемуся основной гражданской

идентичности

россиян

и

главным

фактором

национального

самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов ребенка,

в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования,

физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к

окружающей действительности;

развитие

на

основе

признания

определенной

роли

семьи

и

соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов

системы воспитания с целью совершенствования содержания и

условий воспитания подрастающего поколения России.

Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков от 9 до

17 лет. Набор обучающихся в группы - свободный: могут заниматься все,

кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но,

главное, без медицинских противопоказаний.

4

Количество воспитанников в группах:

Группы 1-го года обучения - 15 человек;

Группы 2-го года обучения - 15 человек;

Группы 3-го года обучения - 15 человек.

Время реализации программы - 3 года обучения.

Режим занятий:

1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, за год 144 часа.

2-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, за год 144 часов.

3-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, за год 144 часов.

Формы учебных занятий:

1.

Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала

должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.

2.

Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий

либо культурно-досуговым мероприятием.

3.

Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

4.

Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в

совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию

материальной базы,

что предполагает использование педагогом личного примера как

метода решения воспитательной задачи.

5.

Досуговые,

массовые

мероприятия,

соревнования,

посвященные различным историческим памятным датам.

6.

Выездные формы занятий -

экскурсии, профильные лагеря,

экспедиции, соревнования.

Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:

походы по знаменательным историческим местам;

участие в соревнованиях по традиционным и боевым

искусствам;

учебные семинары;

помощь ветеранам войн;

вахта памяти;

показательные выступления.

2. П р о г н о з и р у е м ы е р е з у л ь т а т

1-й год обучения:

- овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания;

-

получение

навыков

походной

и

маршевой

подготовки, умения

5

ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу,

различать съедобные и лекарственные растения;

2-й и 3-й год обучения:

- совершение полученных навыков походной и маршевой подготовки,

умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и

пищу, различать съедобные и лекарственные растения;

Оценка результатов обучения

В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся:

Тесты на ОФП:

- бег - 30, 60, 100 м;

- прыжки в длину;

- подтягивания;

- отжимания;

- подъемы корпуса.

Итоговый контроль:

- контрольные занятия;

-соревнования;

- показательные выступления.

Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с

обучающимися и их родителями.

3. Учебно-тематический план.

Учебный план 1 года обучения.

№ Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1.

Вводное

2

-

2

2.

Общефизическая и специальная

физическая подготовка

8

59

67

6

3.

Основы выживания

8

49

57

4.

Ориентирование, топография

6

10

16

5.

Итоговое занятие

-

2

2

Итого 144

Учебный план 2 года обучения.*

№ Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1.

Вводное

2

-

2

2.

Общефизическая и специальная

физическая подготовка

8

59

67

3.

Основы выживания

8

49

57

4.

Ориентирование, топография

6

10

16

5.

Итоговое занятие

-

2

2

Итого 144

Учебный план 3 года обучения.*

№ Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

6.

Вводное

2

-

2

7.

Общефизическая и специальная

физическая подготовка

8

59

67

8.

Основы выживания

8

49

57

9.

Ориентирование, топография

6

10

16

10.Итоговое занятие

-

2

2

Итого 144

* Материал распределяется от простого к сложному. Для групп первого года

обучения используется простой материал, а для старших групп более

сложный.

4.Содержание программы.

Раздел 1. Общефизическая и специальная физическая подготовка

Задачи раздела:

1.

Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях

физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения

к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению

7

человеческих способностей.

2.

Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение

работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических

качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т. п.

п/п

Тема

Количество часов п о

годам обучения

1 год 2 год 3 год

Теоретические занятия

1

История физической культуры.

2

2

2

2

Основы гигиены и закаливания.

4

4

4

3

Методика самоподготовки

2

2

2

Практические занятия

1

Строевая подготовка.

9

9

9

2

Упражнения на развитие силы и скоростно-

силовых качеств, общей, силовой, скоростной и

специальной

выносливости,

упражнение

на

реакцию и ловкость, акробатика.

10

10

10

3

Гимнастика.

10

10

10

4

Легкая атлетика.

10

10

10

5

Лыжная подготовка.

10

10

10

6

Спортивные и подвижные игры

10

10

10

Итого

67

67

67

Раздел 2. Основы выживаемости

Задачи раздела:

1.

Осознание обучающимися перманентности факторов опасностей в

процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение

знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной

оценки их опасного, негативного воздействия.

8

2.

Освоение обучающимися правил и принципов безопасного

поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных

ситуациях.

3.

Развитие у обучающихся таких качеств, как ответственность,

трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в

достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к

окружающей среде.

4.

Овладение навыками выживания в различных природных и

климатических условиях.

п/п

Тема

Количество часов п о годам

обучения

1 год

2 год

3 год

Теоретические занятия

1

Снаряжение. Укладка рюкзака. Групповое

снаряжение. Медицинская аптечка.

Ремонтный набор.

2

2

-

2

Автономное существование в природных

условиях.

4

2

-

3

Организация бивака. Установка палатки.

Костровое хозяйство.

2

4

8

Практические занятия

1

Снаряжение. Укладка рюкзака. Групповое

снаряжение. Медицинская аптечка.

Ремонтный набор.

15

9

3

2

Автономное существование в природных

условиях.

25

15

39

3

Организация бивака. Установка палатки.

Костровое хозяйство.

9

25

7

Итого

57

57

57

Раздел 3. Ориентирование топография

Задачи раздела:

1.

Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками.

2.

Ориентирование с помощью топографических средств (карта, компас,

план и т.д.), по небесным светилам и местным предметам.

9

п/п

Тема

Количество часов п о годам

обучения

1 год

2 год

3 год

Теоретические занятия

1

Стороны света. Азимут и дирекционный

угол. Определение расстояний до

ориентира п о видимому размеру

2

2

Ориентирование

п о

компасу

и

окружающим предметам. Пары

шагов

2

2

3

Ориентирование по светилам

2

4

Карты,

топографические

обозначения,

кроки.

2

2

6

Практические занятия

1

Измерение расстояний в парах шагов;

выход в точку п о азимуту и расстоянию

5

2

Ориентирование

п о

компасу.

Прохождение маршрута

п о

азимуту и

расстоянию. Прокладка маршрута.

5

3

Ориентирование

п о

окружающим

предметам

5

4

Ориентирование п о светилам.

5

5

Чтение карт, ориентирование п о н и м

5

6

Составление планов, карт.

5

Итого

16

16

16

5.Методическое обеспечение программ.

Методика

работы

по

программе

характеризуется

общим

поиском

эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на

развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-

личностных

проблем,

так

и

на

совершенствование

среды

их

жизнедеятельности.

Но

главным

образом

-

на

поддержку

подростка,

имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-

экономического плана.

10

Важнейшее требование к занятиям:

• дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,

физического развития, двигательной подготовленности;

• формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом

и получения новых знаний.

Используются

методика,

основанная

на

постепенном

изучении

программного материала.

Дидактические принципы построения

образовательного процесса

1.

Принцип сознательности.

Обучающиеся должны знать и понимать

цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.

2.

Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким

образом,

чтобы

учащиеся

не

просто воспринимали предлагаемый

материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и

навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей,

самостоятельно решали поставленные задачи.

3.

Принцип

систематичности.

Постепенная

и последовательная

подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности

физических нагрузок.

4.

Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать е себя

практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий,

плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися,

посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.

5.

Принцип

доступности.

Предполагает

своевременное

изучение

программного

материала,

его

соответствие

полу,

возрастным

особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и

подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план

занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.

6.

Принцип

прочности.

Необходимо

стремиться

к

тому,

чтобы

приобретенные знания, умения и навыки обучающихся были прочно

закреплены, в первую очередь, практически. Для этого необходимо их

участие в соревнованиях, где полученные умения и навыки можно

проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное

поддержание интереса обучающихся к занятиям.

7.

Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением

обучающимися

программного

материала,

что

дает

возможность

анализировать

ход

образовательного

процесса

и

вносить

в

него

необходимые изменения.

Методы, используемые в процессе обучения

Все используемые методы условно можно разделить на группы:

• методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;

• методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность,

сознание личности;

• методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое

11

подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.

Рассмотрим

более

подробно

используемые

методы

организации

деятельности по программе:

1.

Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие,

внушение, просьба.

2.

Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая

беседа, диспут, инструкция, объяснение.

3.

Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение

соревнований и т.п.

4.

Метод упражнения -

систематическое выполнение и повторение

изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

5.

Метод состязательности - поддержание у обучающихся интереса к

изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных

знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся,

определение успехов, ошибок и путей их исправления.

6.

Анкетирование, опрос обучающихся - позволяют выяснить состояние и

динамику развития личностных качеств обучающихся и определить

направления дальнейшего педагогического воздействия на них.

7.

Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет,

индивидуальная работа: дает возможность для согласованного воздействия

на обучающегося педагогов и родителей).

6. Список литературы.

Литература к разделу программы

« О б щ е ф и з и ч е с к а я и с п е ц и а л ь н а я физическая подготовка»

1.

Верхошанский В.Я. Общефизическая подготовка. Методические

рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1982.

Литература к разделу программы «Основы выживаемости»

12

1.

Базариый Ф Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. - М ,

1995.

2. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях,

авариях, катастрофах Гражданская оборона. Пособие. - М.: Воениздат, 1990.

4. Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - М., 1992.

5. Шойгy С.К. Не пустить беду на порог. Гражданская защита. - М , 1993.

6. Бардин К.В. Азбука туризма.

Литература к разделу программы «Ориентирование, топография»

1. Колядов А.А. В помощь туристу. - М., 1985.

2. Ориентирование и топография Пособие для курсантов вузов - М.:

Воениздат, 1990

7.Документы

и

материалы

на

основании

которых составлена программа.

Федеральный закон «Об образовании»;

Городская программа «Столичное образование-5»;

Должностная инструкция педагога дополнительного образования;

Инструкция по охране труда;

Нормативно-правовые акты и документы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального

закона от 13.01.96 N~ 12-ФЗ (извлечения).

13

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

4. Концепция модернизации российского образования.

5. Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.

6. Программа развития воспитания в системе образования России на 2001-

2003 гг. - (Мин. образование РФ).

7. Межведомственная программа развития системы дополнительного

образования детей на 2002-2005 гг. (Приказ Минобразования РФ N~ 193 от

25.01.2002.).

8. Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2001-2005 годы».

9. Федеральная

целевая

программа

«Формирование

установок

толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе (2001-2005

годы)».

1.

Письмо Минобразования РФ от 03.06.2002. № 30-51-395/16.

«Минимальный

объем

социальных

услуг

по

воспитанию

в

образовательных учреждениях общего образования».

2.

Проект

Концепции

дополнительного

образования

детей

в

Российской Федерации. - М.: ЦРСДДОД Минобразования РФ.

8.Средства необходимые для реализации

программы.

Класс;

Спортивный зал;

Гимнастические снаряды;

Различные игровые мячи;

Наглядные пособия.

14

9.Особенности возрастных групп детей.

В

возрастной

физиологии,

нейропсихологии

детский

организм

рассматривается

как

единая

саморегулируемая

система,

в

которой

взаимодействуют

управляемые

высшей

нервной

деятельностью

физиологические, психологические и функциональные процессы.

Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств

оказывают стимулирующее воздействие на интеллектуальные процессы детей

и подростков. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма

учебно-познавательного материала, гармонического развитие школьника без

физического

невозможно.

Двигательная

активность

естественная

потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую

работоспособность и является важнейшим условием формирования основных

структур и функций организма.

15

Одна из возрастных задач младшего школьника является задача овладеть

всеми

доступными

движениями,

испытать

и

совершенствовать

свои

двигательные способности и тем самым приобрести более широкую власть

над своим телом.

Старший

школьник

освоенные

движения

применяет

относительно

выбранного вида спорта, стараясь довести их до совершенства.

10.Образовательно-воспитательная работа.

Дата

Тематика

Планируемые мероприятия

сентябрь

День города

Привлечение учащихся в кружки, секции.

Неделя ПДД

Беседы о правилах дорожного движения.

Бородинское сражение

1812 год (08)

Конкурс на знание исторического события.

Куликовская битва 1380

года (21)

Конкурс на знание исторического события.

октябрь

Всемирный День защиты

животных (02)

Субботник «Сетунь – чистые берега».

ноябрь

Освобождение Москвы

силами народного

ополчения 1612 год (07)

День согласия и

примирения

Конкурс на знание исторического события.

Всероссийский день

призывника (15)

Соревнования по ОФП.

Международный День

отказа от курения (18)

Беседы о вреде курения.

16

декабрь

72-я годовщина разгрома

фашистов под Москвой (05)

Конкурс на знание исторического события.

День взятия крепости

Измаил под

командованием

А.В.Суворовым 1790 год

(24)

Конкурс на знание исторического события.

январь

День снятия блокады г.

Ленинграда (27)

Конкурс на знание исторического события.

февраль

День разгрома фашистских

войск в Сталинградской

битве(02)

Конкурс на знание исторического события.

День защитников

Отечества(23)

Соревнование «А, ну-ка парни!»

март

Международный день

гражданской обороны(01)

Смотр строя и песни.

Международный День

борьбы с наркоманией(01)

Беседы о вреде наркотиков.

Международный Женский

День (08)

Соревнования среди девочек

апрель

Международный день

Здоровья (04)

Соревнования по ОФП.

Ледовое побоище 1242

года (18)

Конкурс на знание исторического события.

май

Месячник военно-

патриотических

мероприятий

Участие в соревнованиях по планам УО.

Педагог

Кулинич Игорь Владимирович

17



В раздел образования