Автор: Колодкина Юлия Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "Средняя школа пгт.Вахруши Слободского района"
Населённый пункт: пгт Вахруши Слободской район Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: «Привлечение родителей в деятельность классного коллектива начальной школы в рамках реализации программы «Орлята России» (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
«Привлечение родителей в деятельность классного коллектива начальной
школы в рамках реализации программы «Орлята России» (из опыта
работы)
Добрый день, коллеги!
1 слайд ученики моего 3 класса в 2022-2023 учебном году стали участниками
реализации программы социальной активности младших школьников «Орлята
России».
2 слайд Всероссийская программа социальной активности учащихся начальных
классов «Орлята России» была создана по поручению министра просвещения РФ
Сергея Кравцова в 2021 году и разработана «Орлёнком» и Российским
движением школьников.
3 слайд Программа «Орлята России» разработана для младших школьников и
направлена на формирование у обучающихся ключевых базовых ценностей:
Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. В программе воспитания эти
ценности прослеживаются.
4 слайд Участники программы: обучающиеся 1-4 классов, родители, педагоги
общеобразовательной организации, старшеклассники (наставники), советники по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
7 слайд Формат проведения:
Каждый трек состоит из серии внеурочных
тематических
занятий,
на
которых
проводятся
творческие,
игровые,
дискуссионные, спортивные и развивающие занятия, то есть занятия в
неформальной обстановке отличной от классного занятия. Каждый трек
включает от 5 до 9 занятий в зависимости от года обучения в начальной школе.
Итог трека – коллективно- творческое дело с обучающимися. По итогам
реализации трека сдается отчет на сайт «Программа «Орлята России» в виде
анкетирования. По окончанию трека выдается электронный сертификат.
8 слайд Программа в нашей школе стартовала в ноябре 2022 года. Об этой
программе нам сообщила С.Г Зиновьева- советник директора по воспитательной
работе.
В течение года школьники проходят семь треков, в основе которых лежат такие
ценности, как Родина, семья, команда, природа, познание и здоровье, - всё то,
что понятно ученику младшего школьного возраста и о чём с ним можно
говорить.
Обучающиеся моего 2 класса приняли участие в 6 треках.
Как классный руководитель я поставила перед собой задачу, не просто работать
с детьми, а постараться привлечь родителей к внеклассной работе, вовлечь их в
процесс реализации программы «Орлята России», ведь участниками данного
проекта являются не только учителя начальных классов, дети, наставники-
старшеклассники, но и родители. Взаимодействие с семьей- одна из актуальных
и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Программа «Орлята России» направлена на всестороннее развитие детей, а для
развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а
сотрудничали, только тогда наша совместная деятельность станет не ареной
конфликтов, а источником радости и спокойствия.
Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились
с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей.
Уже второй год мы вместе с детьми, наставниками и родителями
реализуем программу «Орлята России» и принимаем активное участие в треках.
Родители моего класса постоянно сотрудничают со школой, со мной и
способствуют развитию активной социализации детей. Сейчас я приведу
немного конкретных примеров из работы с родителями, включения их в процесс
реализации треков данного проекта.
9 слайд 1 трек «Орленок-Лидер» мы пропустили, т.к. начали реализовывать
программу с ноября 2022г.
В процессе реализации трека дети приобретают опыт совместной деятельности
(уровень сплочённости классного коллектива, микрогрупп для приобретения и
осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений).
Данный трек работает с такими ценностями, как личность, дружба и команда!
Но в этом учебном году мы прошли данный трек и родителями была
организована встреча с атаманом Вятской региональной казачьей общественной
организации Александром Владимировичем Дружининым.
10 слайд
Вторая четверть учебного года начинается с трека «Орлёнок –
Эрудит», которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том
числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Ценность трека – познание.
11 слайд фото Наставники класса Касьянова Яна и Хлебников Иван (ученики 11
класса) познакомили детей кто такой «Эрудит», какими качествами он должен
обладать; в классе прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»; на
встречу с эрудитом в класс был приглашен ученик 11 класса Заякин Иван-
участник, призер и победитель различных районных, областных олимпиад,
который рассказал детям, как стать эрудитом, что для этого необходимо делать.
Для развития эрудиции я старалась привлечь и родителей. Дома и в классе дети
совместно с родителями играли в настольные игры, готовились к шашечному
турниру. Мамочки приняли участие в «Мозгобойне»
12 слайд В рамках трека «Орленок- Мастер» дети знакомятся с пониманием
того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в различных
профессиях.
Дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
Ценности трека - искусство и познание.
13 слайд фото
Творческая деятельность детей играет немаловажную роль в семьях
многих учеников. Мы
являемся активными участниками конкурсов рисунков и
поделок различного уровня. Родители помогают воплощать детские идеи в
реальность и проводят мастер-классы.
Дети познакомились с народными игрушками, изготавливали открытки к
Новому году, побывали в Пожарной части, в обувной мастерской, расписывали
новогодние игрушки, съездили на Фабрику Больших Матрешек. Конечно же при
поддержке родителей.
14 слайд
Трек «Орленок- Доброволец»
Тематика данного трека актуальна
круглый год. Это создаёт и поддерживает общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
Ценности трека - милосердие, доброта и забота.
15 слайд фото
Дети совместно с родителями мастерили кормушки, развешивали их около своих
домов. Собрали корм и побывали в приюте для бездомных собак «Возьми меня»,
где руководитель приюта Г.Ю. Городилова рассказала о жизни собак в приюте.
Позже сама Г.Ю. побывала в нашей школе и рассказала о своих питомцах, о то,
как они попали в приют. Совместно с родителями класса, которые шили
стельки, со своими старшими учениками школы, которые вырезали стельки, а
второклассники их упаковывали в коробки, оказывали посильную помощь в
сборе одежды и продуктов мобилизованным бойцам СВО.
16 слайд
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе
позволяют снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
17 слайд фото
Наставники проводили беседы и классные часы о здоровом образе жизни.
Ходили на лыжную прогулку на стадион. Побывали на экскурсии на лыжной
базе, приглашали в класс Наталью Витальевну Черезову- тренера лыжной
секции рассказать о том, как она решила стать тренером и каких успехов
добились ее ученики. Провели спортивный праздник с папами, съездили в
конный дворик на Масленицу.
18 слайд Трек «Орлёнок – Эколог» предусматривает мероприятия за пределами
здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования
природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Ценностями данного трека являются природа и Родина.
19 слайд фото Дети познакомились с понятием «Экология», каким должен быть
настоящий эколог, ОМ Жуйкова- мама ученика класса провела мастер-класс по
изготовлению органайзера из тубусов. В классе прошла экологическая акция по
сбору макулатуры. Были приглашены местные экологи поселка на беседу с
орлятами. Дети придумывали и рисовали фантастического эколога.
20 слайд
«Орленок- Хранитель исторической памяти». В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций,
истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Ценностями данного трека являются семья и Родина.
21 слайд фото
Ученики узнали, кто такие «Хранители». Василий Гаптухаев познакомил детей
с пионерской организацией и ее символами. Орлята побывали в музее «Назад в
СССР», где Ольга Жилина- руководитель музея рассказала детям о вещах и
предметах, о играх, в которые играли их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Родители с удовольствием погрузились в свое детство. Даниил Сергеевич-
учитель истории и обществознания провел экскурсию в школьном музее,
рассказав детям о истории создания поселка. Дети выступали с проектами о
малой Родине, рассказывали о достопримечательностях поселка, участвовали в
конкурсе чтецов стихотворений о ВОв. Побывали на «Историческом квесте» в
г.Кирове, возлагали цветы к памятнику погибшим воинам.
23 слайд За год работы по программе удалось реализовать 6 треков, работы было
много, но она была интересная и продуктивная.
Мы получили устные положительные и восторженные отзывы от детей и от
родителей. В этом учебном году мы продолжили работу по программе «Орлята
России».
Хочу выразить благодарность родителям класса, которые активно принимали
участие вместе с детьми во всех треках, помогали организовывать экскурсии,
поездки, особенно хотелось бы отметить Ракитину Е.С. и Жуйкову О.М.,
которые создали школьный совет родителей «Орлята России» и на протяжении
учебного года оказывали неоценимую помощь и поддержку во всех треках.
Большое спасибо хочется сказать С.Г. Зиновьевой- советнику директора за
организацию в нашей школе проекта социальной активности младших
школьников «Орлята России», за постоянную поддержку и помощь.
Родительская активность в работе «Орлята России» с каждым месяцем
увеличивается. И совместная работа учителя, наставников, детей и родителей
способствует этому. У родителей появляется всё больше идей и желания помочь
своим детям социализироваться и всесторонне развиваться.
Небольшой видеоролик от родителей – участников данного проекта.
Спасибо за внимание!
ВИДЕОРОЛИК
Что даёт программа.
Обучающемуся:
пополнение портфолио (если вносят сертификат в «Прочие мероприятия»,
то вес малозначительный, поэтому необходимо внесения «Орлят России» в
перечень мероприятий портфолио, в службу поддержки мы обратились,
ждём ответа);
развитие личностных компетенций: (развивать самостоятельность,
самоконтроль, инициативность, стремление побеждать, воспитывать в себе
лидерские качества, включаться в жизнь класса)
развитие метапредметных компетенций: внимательность,
наблюдательность, расширение своего кругозора, сообразительность,
креативность, нестандартное мышление, целеполагание, умение
планировать свою деятельность, умение работать в команде.
Учителю:
сплочение детского коллектива
профессиональный рост в коллективе единомышленников (коллеги,
реализующие программу, группа коллег ВК);
расширение своих профессиональных компетенций: освоение новых
методик КТД, телемост с другими российскими школьниками (опыт
получился не очень удачным из-за плохого качества связи);
пополнение портфолио;
монетизация (доп. плата за в/д)
Родителю:
стать частью большой команды взрослых и детей (походы, совместное
украшение кабинета к праздникам, совместное кормление птиц);
быть примером.