Напоминание

"Педагогическое мастерство учителя начальных классов"


Автор: Байрамова Махира Баглуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1с.Белиджи"
Населённый пункт: Дербентского района РД
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическое мастерство учителя начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




«Педагогическое мастерство педагога»

Выполнила:

Байрамова Махира Баглуловна.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1 с.Белиджи»

Дербентского района РД

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим

мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные

результаты труда педагога.

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной

деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом

решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении

способов

и

целей

учебно-воспитательной

работы.

С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая

система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности,

обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое

мастерство

выражение

личности

преподавателя,

его

возможностей

самостоятельно,

творчески,

квалифицированно

заниматься

педагогической

деятельностью.

Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

I - Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.

II - Профессионально значимые знания.

III - Профессионально необходимые способности, умения и навыки.

IV - Профессиональное творчество.

По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку

она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного

решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен

находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует

творческого подхода к своей работе.

Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями

труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в

себя

бесчисленное

количество

педагогических

ситуаций,

связанных

с

формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания,

поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих

проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.

Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать

детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический

опыт.

Вопросы педагогического мастерства на всех этапах развития педагогической

мысли были предметом пристального внимания и изучения. Обусловлено это тем,

что педагогический процесс представляет собой наиболее сложную сферу

человеческой деятельности. Педагог имеет дело с развивающейся личностью –

самой сложной системой из всех известных до сих пор систем. Для того, чтобы

вторгаться в процесс развития личности, регулировать его, педагогу мало быть

хорошим человеком. Ему еще нужны специальные знания и умения, которые

делают его компетентным, образуя его педагогическое мастерство.

Мастерство – это не образование. Образование есть лишь необходимое условие

формирования педагогического мастерства. Будущие учителя, изучая различные

науки – математику, физику, историю, литературу и другие, - осваивают систему

научных знаний, которые нужно преподнести и разъяснить своим ученикам. Они

изучают психологию, физиологию, педагогику, чтобы руководствоваться в своей

человеческой деятельности научными знаниями о человеке.

Педагог должен уметь управлять процессом обучения и воспитания, что требует

от него высокой квалификации.

Постоянно

обновляющийся

педагогический

процесс

требует

от

педагога

постоянного развития своего мастерства.

Учитывая

сложность,

многогранность

и

длительность

процесса

формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить

следующие этапы:

I этап: профессиональное. просвещение;

II этап- профотбор и профподготовка;

III этап:- профадатация;

IV этап- профессиональный рост;

I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или

колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей

к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из

средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и

готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных

заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями,

умениями, навыками.

III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они

проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои

знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка»

избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они

делают вывод о верности или неверности своего выбора.

IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В

ходе

своей

самостоятельной

профессиональной

работы

они

применяют

полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё

педагогическое мастерство.

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать

одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии.

Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю

профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным

формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен

отвечать любой настоящий педагог.

Исследователи

отмечают

обязательность

таких

личностных

качеств

как

адекватность

самооценки

и

уровня

притязаний,

определенный

оптимум

тревожности,

обеспечивающий

интеллектуальную

активность

педагога,

целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность,

контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как

остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно

важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию

психических состояний учеников и сопереживанию. Большое значение придается

исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается

общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической

деятельности и направленности.

Каждый

педагог

должен

в

идеале

иметь

определенные

педагогические

способности для достижения успешной деятельности.

Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению,

и составляет собственно педагогические способности:

- способность делать учебный материал доступным;

- творчество в работе;

- педагогически-волевое влияние на учащихся;

- способность организовать коллектив учащихся;

- интерес и любовь к детям;

- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

- педагогический такт;

- способность связать учебный предмет с жизнью;

- наблюдательность;

- педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне

зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная

готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и

профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека,

социально-значимую направленность личности, а также наличие

коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи

опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление

реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает

сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное,

интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности

преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-

профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы,

мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования,

профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к

профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание

совершенствовать свою подготовку.

Важное место в структуре профессиональной деятельности преподавателя, в

становлении его педагогической культуры, мастерства занимает педагогическая

техника. Понятие "педагогическая техника" появилось сравнительно недавно.

Слово "техника" необходимо понимать в его первоначальном значении.

Греческое technike значит ловкий, опытный, умелый. Современные словари так

раскрывают сущность данного понятия: "Техника. 1. Совокупность средств и

орудий труда, применяемые в общественном производстве и предназначены для

создания материальных ценностей. < ... > . Совокупность приемов, навыков,

применяемых в определенной деятельности, определенном ремесле,

искусстве. ...Владения такими приемами, навыками, профессиональное умение,

мастерство, ловкость".

Педтехника также является важным компонентом педмастерства, и, в свою

очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское

мастерство,

культура

и

техника

речи,

ораторское

искусство,

мастерство

управления процессом общения.

Итак, в повышении качества и эффективности образования огромное значение

имеют личные качества и профессиональное мастерство педагога. Учитель

формирует у школьников основы учебно-познавательной деятельности, используя

различные педагогические и психологические средства. Правильно

организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного

отношения к учению, способствует их всестороннему развитию: умственному,

нравственному, эстетическому, духовному и др..

Цепочка «учитель - педагогический процесс - ученик» отражает сущность

системы обучения.

В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:

формирует у школьников умения и навыки учения;

формирует них научное мировоззрение, мышление и развивает их

умственные способности;

воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда,

потребность стать грамотными людьми.

Обучение - двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который

требует от обеих сторон активности и творчества.

Каждое педагогическое новшество имеет свою идею. К примеру, все находки С.

Н. Лысенковой служили идее опережающего обучения. В частности, на основе

этой идеи осуществлялась совместная деятельность учителя и учащихся,

создавался климат психологического единства и условия для самоутверждения

каждого, для выбора стиля и средства общения, для проявления каждым его

способностей. В таких условиях педагог получат возможность понять каждого,

добраться до глубины его души своими, специфическими методами.

Использованные в деятельности В.Ф.Шаталова опорные блоки и схемы получили

широкое распространение в опыте учителей разных специальностей. Они

помогают отразить в таблицах, схемах, диаграммах и рисунках основные идеи той

или иной темы, что позволяет легче воспринимать и запоминать материал.

В настоящее время в начальной школе многие учителя опираются на принципы

педагогики сотрудничества, применяют интерактивные методы, логические

тесты,

конкурсы,

кроссворды

и

т.д.

Всех

их

можно

отнести

к

числу

педагогических инноваций, широкое использование которых позволяет решить

ряд проблемных и актуальных задач:

– удовлетворить интересы учащихся их запросы и возможности;

– повысить их ответственность за выполнение обязанностей;

– сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний;

– убедить учащихся в необходимости постоянного обогащения своих знаний,

умений, навыков и совершенствования своих личностных качеств;

– сформировать навыки свободного мышления;

– создать условия для более быстрой адаптации в обществе каждого ученика и

другие.

Вместо того, чтобы постоянно напоминать детям и подросткам «ты должен это

знать», педагогу целесообразнее сформировать у них внутреннюю потребность

жить под девизом «я должен это знать и уметь реализовывать свои знания на

практике».



В раздел образования