Автор: Байрамова Махира Баглуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1с.Белиджи"
Населённый пункт: Дербентского района РД
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическое мастерство учителя начальных классов"
Раздел: начальное образование
«Педагогическое мастерство педагога»
Выполнила:
Байрамова Махира Баглуловна.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 с.Белиджи»
Дербентского района РД
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим
мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные
результаты труда педагога.
Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной
деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом
решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении
способов
и
целей
учебно-воспитательной
работы.
С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая
система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности,
обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое
мастерство
—
выражение
личности
преподавателя,
его
возможностей
самостоятельно,
творчески,
квалифицированно
заниматься
педагогической
деятельностью.
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
I - Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.
II - Профессионально значимые знания.
III - Профессионально необходимые способности, умения и навыки.
IV - Профессиональное творчество.
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку
она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного
решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен
находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует
творческого подхода к своей работе.
Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями
труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в
себя
бесчисленное
количество
педагогических
ситуаций,
связанных
с
формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания,
поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих
проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.
Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать
детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический
опыт.
Вопросы педагогического мастерства на всех этапах развития педагогической
мысли были предметом пристального внимания и изучения. Обусловлено это тем,
что педагогический процесс представляет собой наиболее сложную сферу
человеческой деятельности. Педагог имеет дело с развивающейся личностью –
самой сложной системой из всех известных до сих пор систем. Для того, чтобы
вторгаться в процесс развития личности, регулировать его, педагогу мало быть
хорошим человеком. Ему еще нужны специальные знания и умения, которые
делают его компетентным, образуя его педагогическое мастерство.
Мастерство – это не образование. Образование есть лишь необходимое условие
формирования педагогического мастерства. Будущие учителя, изучая различные
науки – математику, физику, историю, литературу и другие, - осваивают систему
научных знаний, которые нужно преподнести и разъяснить своим ученикам. Они
изучают психологию, физиологию, педагогику, чтобы руководствоваться в своей
человеческой деятельности научными знаниями о человеке.
Педагог должен уметь управлять процессом обучения и воспитания, что требует
от него высокой квалификации.
Постоянно
обновляющийся
педагогический
процесс
требует
от
педагога
постоянного развития своего мастерства.
Учитывая
сложность,
многогранность
и
длительность
процесса
формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить
следующие этапы:
I этап: профессиональное. просвещение;
II этап- профотбор и профподготовка;
III этап:- профадатация;
IV этап- профессиональный рост;
I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или
колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей
к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из
средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и
готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.
II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных
заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями,
умениями, навыками.
III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они
проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои
знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка»
избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они
делают вывод о верности или неверности своего выбора.
IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В
ходе
своей
самостоятельной
профессиональной
работы
они
применяют
полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё
педагогическое мастерство.
Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать
одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии.
Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю
профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным
формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен
отвечать любой настоящий педагог.
Исследователи
отмечают
обязательность
таких
личностных
качеств
как
адекватность
самооценки
и
уровня
притязаний,
определенный
оптимум
тревожности,
обеспечивающий
интеллектуальную
активность
педагога,
целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность,
контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как
остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно
важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию
психических состояний учеников и сопереживанию. Большое значение придается
исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается
общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической
деятельности и направленности.
Каждый
педагог
должен
в
идеале
иметь
определенные
педагогические
способности для достижения успешной деятельности.
Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению,
и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне
зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная
готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и
профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека,
социально-значимую направленность личности, а также наличие
коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи
опыта.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление
реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает
сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное,
интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности
преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-
профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы,
мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования,
профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к
профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание
совершенствовать свою подготовку.
Важное место в структуре профессиональной деятельности преподавателя, в
становлении его педагогической культуры, мастерства занимает педагогическая
техника. Понятие "педагогическая техника" появилось сравнительно недавно.
Слово "техника" необходимо понимать в его первоначальном значении.
Греческое technike значит ловкий, опытный, умелый. Современные словари так
раскрывают сущность данного понятия: "Техника. 1. Совокупность средств и
орудий труда, применяемые в общественном производстве и предназначены для
создания материальных ценностей. < ... > . Совокупность приемов, навыков,
применяемых в определенной деятельности, определенном ремесле,
искусстве. ...Владения такими приемами, навыками, профессиональное умение,
мастерство, ловкость".
Педтехника также является важным компонентом педмастерства, и, в свою
очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское
мастерство,
культура
и
техника
речи,
ораторское
искусство,
мастерство
управления процессом общения.
Итак, в повышении качества и эффективности образования огромное значение
имеют личные качества и профессиональное мастерство педагога. Учитель
формирует у школьников основы учебно-познавательной деятельности, используя
различные педагогические и психологические средства. Правильно
организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного
отношения к учению, способствует их всестороннему развитию: умственному,
нравственному, эстетическому, духовному и др..
Цепочка «учитель - педагогический процесс - ученик» отражает сущность
системы обучения.
В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:
формирует у школьников умения и навыки учения;
формирует них научное мировоззрение, мышление и развивает их
умственные способности;
воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда,
потребность стать грамотными людьми.
Обучение - двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который
требует от обеих сторон активности и творчества.
Каждое педагогическое новшество имеет свою идею. К примеру, все находки С.
Н. Лысенковой служили идее опережающего обучения. В частности, на основе
этой идеи осуществлялась совместная деятельность учителя и учащихся,
создавался климат психологического единства и условия для самоутверждения
каждого, для выбора стиля и средства общения, для проявления каждым его
способностей. В таких условиях педагог получат возможность понять каждого,
добраться до глубины его души своими, специфическими методами.
Использованные в деятельности В.Ф.Шаталова опорные блоки и схемы получили
широкое распространение в опыте учителей разных специальностей. Они
помогают отразить в таблицах, схемах, диаграммах и рисунках основные идеи той
или иной темы, что позволяет легче воспринимать и запоминать материал.
В настоящее время в начальной школе многие учителя опираются на принципы
педагогики сотрудничества, применяют интерактивные методы, логические
тесты,
конкурсы,
кроссворды
и
т.д.
Всех
их
можно
отнести
к
числу
педагогических инноваций, широкое использование которых позволяет решить
ряд проблемных и актуальных задач:
– удовлетворить интересы учащихся их запросы и возможности;
– повысить их ответственность за выполнение обязанностей;
– сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
– убедить учащихся в необходимости постоянного обогащения своих знаний,
умений, навыков и совершенствования своих личностных качеств;
– сформировать навыки свободного мышления;
– создать условия для более быстрой адаптации в обществе каждого ученика и
другие.
Вместо того, чтобы постоянно напоминать детям и подросткам «ты должен это
знать», педагогу целесообразнее сформировать у них внутреннюю потребность
жить под девизом «я должен это знать и уметь реализовывать свои знания на
практике».