Напоминание

Творческий проект "Дети детям"


Автор: Лузан Любовь Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 имени Героя Советского Союза В.Н. Тимонова 
Населённый пункт: Карасукского муниципального округа Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Творческий проект "Дети детям"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мой творческий проект: «Дети детям»

Актуальность данного проекта прослеживается в настоящее время, когда

жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных,

привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации

и адаптации к новым условиям, очень важно не упустить период для развития

способностей к творчеству. Какие бы не были нововведения, рожденные

требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и

учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и

воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного мышления

учащихся.

Что же такое креативность?

Креативность - это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных

или принятых схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем

показывать новые идеи, действовать не так, как привыкли, и находить выходы

из сложных ситуаций. (Приложение 1 (слайд 2)

Основные составляющие креативности: (Приложение 1 (слайд 3)

1.

Беглость мысли.

2.

Гибкость мысли.

3.

Оригинальность.

4.

Любознательность.

5.

Способность к разработке гипотезы.

6.

Удовлетворенность.

В понятие креативности входит как умение нестандартно решать

проблемы, так и способность достигать цель, находить выход из сложных

ситуаций,

используя

обстановку,

предметы

и

обстоятельства

каким-то

необычным образом.

Главный принцип креативности – взять то, что уже существует, и

использовать

это

по-другому.

(Приложение

1

(слайд

4).

Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе,

необходимо

задуматься

о

том,

как

построить

уроки

и

занятия

по

внеурочной деятельности, чтобы в результате у детей постоянно происходило

развитие творческого мышления и творческой деятельности, причём такой

системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному

возрасту.

Я, как учитель начальных классов использую разные формы работы:

(Приложение 1 (слайд 5)

1) субъективно-творческие задания на уроках;

2) языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины;

3) проектные работы;

4) сочинения;

5) наблюдения и эксперименты;

6) выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;

7) защита исследовательских работ.

Главная цель моей работы с детьми - научить обучающихся мыслить. Дети

всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.

В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает

атмосфера

сотрудничества,

которая

в

свою

очередь

рождает

вкус

к

творчеству. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я

применяю

различные

игровые

приемы. Развитие

креативного

мышления

младших школьников наиболее ярко проявляется во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является важной частью учебного процесса и

одной из форм организации свободного времени обучающихся. Креативные

качества в деятельности коллектива помогают сформировать собственную точку

зрения, воспитывать в учениках доверие к собственным силам, интерес и

уважение

к

чужому

мнению,

учат

культуре

общения.

Внеурочная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить

перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования,

представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные

выводы.

Основными

задачами

внеурочной

деятельности

детей

являются:

(Приложение 1 (слайд 6)

выявление интересов, склонностей, способностей, учащихся к различным

видам деятельности;

оказание помощи в поиске своего «Я»;

создание условий для индивидуального развития ребенка в выбранной

сфере деятельности;

развитие

опыта

творческой

деятельности,

развитие

творческих

способностей.

Для достижения главной цели внеурочная деятельность должна быть

организована

в

соответствии

со

следующими

принципами:

(Приложение 1 (слайд 7)

1)

Принцип системности – содержание и процесс обучения, учебно-

воспитательный процесс, мышление ученика должно быть организованно в

систему;

2)

Принцип вариативности – предоставление ученикам самостоятельного

выбора форм и видов внеурочной деятельности, форм контроля и

управления учебным процессом;

3)

Принцип

добровольности

свобода

выбора

деятельности

и

добровольность участия в ней;

4)

Принцип успешности– упор деятельности на мотивацию и потребность к

успешности обучения.

Чтобы у младшего школьника развивалось креативное мышление,

необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Всё это

прослеживается на занятиях внеурочной деятельности, которые организованы в

нашей гимназии в точке Роста дополнительного образования с 2020 года.

Занятие называется «Мир Лего». (Приложение 1 (слайд 8).

Мы с ребятами наработали опыт работы, дети научились пользоваться

новым оборудованием, можно сказать «научились сами и обучают других». Так

мы создали проект «Дети детям» через занятия «Мир Лего» (Приложение 2).

Ребята рассказывают про современный конструктор, про оборудование, про

детали, про возможность оживить сделанные работы. LEGO технология - одна

из

известных

и

распространенных

сегодня

педагогических

технологий,

использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду

обучения и развития ребенка.

Такая форма работы в значительной степени способствует развитию

творческих способностей школьников. Такие занятия не только формируют у

детей умения и навыки, но и позволяют осуществить собственные замыслы,

пробуждая творческую активность, выступать в роли творца. В результате такой

деятельности каждая новая работа получается индивидуальной и неповторимой.

(Приложение 1 (слайд 9)

В результате прослеживаются такие формы реализации:

Совместная деятельность с детьми, родителями.

Беседы

по

теме,

игровые

ситуации,

просмотр

презентаций,

дидактические игры, конструирование, рассматривание иллюстраций.

Индивидуальная работа.

Организация выставки детских построек из LEGO-конструктора.

(Приложение 1 (слайд 10)

Вышеперечисленное входит в основу STEAM-обучения, в котором лежит

системно-деятельностный подход, самостоятельная исследовательская работа

учеников, которая прописана в ФГОС. STEAM-образование сегодня активно

применяется в школах, но зачастую педагогам привычнее использовать другие

термины, например проектная деятельность. Здесь видно, что всё взаимосвязано,

так как дети научились производить простейший анализ созданных построек,

совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать

основные

строительные

детали

(кубики,

кирпичики),

сооружать

новые

постройки, используя полученные ранее умения. (Приложение 1 (слайд 11)

При STEAM-обучении дети применяют знания из различных областей:

используя цифровые устройства и технологии. STEAM – это универсальный

практико-ориентированный подход, который позволяет ученикам справляться с

задачами любой сложности.

Использую такую форму организации обучения как «конструирование по

замыслу», которая преобладает большими возможностями для развертывания

креативности детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают,

что и как будут конструировать. (Приложение 1 (слайд 12, 13, 14)

Так же я предлагала ребятам придумать сказку о том, как одна постройка

превратилась

в

другую,

по

ходу

рассказывания

осуществляя

данное

превращение, дети с удовольствием изменяли постройки и охотно рассказывали

об изменениях.

По окончанию первого года мною было отмечено, что дети стали

показывать высокую работоспособность, с удовольствием работают как в мини-

группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют

креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении

заданий.

В этом году открылось много точек Роста в других школах нашего района,

где педагогам нужно было осваивать новое оборудование в том числе и

легоконструирование. Так на базе нашей гимназии был проведен обучающий

семинар с педагогами других школ. С помощью видеоролика (Приложение 2) мы

с ребятами показали наш проект «Дети детям», который познакомил с

направлением «Мир Лего».

Многие дети почти сразу же хотят получить результат, пропустив

несколько

скучных

этапов.

Я

пытаюсь

корректно

возвращать

их к последовательности действий, далее они становятся более усидчивыми

и вдумчивыми и начинают понимать, что планомерный труд — это важная

составляющая в любой работе.

В заключении хотелось бы закончить такими словами: «Все дети

приобретают и развивают навыки по-разному. Но в большинстве случаев это

не мгновенный результат, а итог работы. И здорово, когда эти знания ребята

могут

применить

не только

в лего-конструировании

и робототехнике,

но

и в жизни».



В раздел образования