Автор: Лузан Любовь Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 имени Героя Советского Союза В.Н. Тимонова
Населённый пункт: Карасукского муниципального округа Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Творческий проект "Дети детям"
Раздел: дополнительное образование
Мой творческий проект: «Дети детям»
Актуальность данного проекта прослеживается в настоящее время, когда
жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации
и адаптации к новым условиям, очень важно не упустить период для развития
способностей к творчеству. Какие бы не были нововведения, рожденные
требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и
учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и
воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного мышления
учащихся.
Что же такое креативность?
Креативность - это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных
или принятых схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем
показывать новые идеи, действовать не так, как привыкли, и находить выходы
из сложных ситуаций. (Приложение 1 (слайд 2)
Основные составляющие креативности: (Приложение 1 (слайд 3)
1.
Беглость мысли.
2.
Гибкость мысли.
3.
Оригинальность.
4.
Любознательность.
5.
Способность к разработке гипотезы.
6.
Удовлетворенность.
В понятие креативности входит как умение нестандартно решать
проблемы, так и способность достигать цель, находить выход из сложных
ситуаций,
используя
обстановку,
предметы
и
обстоятельства
каким-то
необычным образом.
Главный принцип креативности – взять то, что уже существует, и
использовать
это
по-другому.
(Приложение
1
(слайд
4).
Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе,
необходимо
задуматься
о
том,
как
построить
уроки
и
занятия
по
внеурочной деятельности, чтобы в результате у детей постоянно происходило
развитие творческого мышления и творческой деятельности, причём такой
системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному
возрасту.
Я, как учитель начальных классов использую разные формы работы:
(Приложение 1 (слайд 5)
1) субъективно-творческие задания на уроках;
2) языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины;
3) проектные работы;
4) сочинения;
5) наблюдения и эксперименты;
6) выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;
7) защита исследовательских работ.
Главная цель моей работы с детьми - научить обучающихся мыслить. Дети
всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое.
В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает
атмосфера
сотрудничества,
которая
в
свою
очередь
рождает
вкус
к
творчеству. Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я
применяю
различные
игровые
приемы. Развитие
креативного
мышления
младших школьников наиболее ярко проявляется во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является важной частью учебного процесса и
одной из форм организации свободного времени обучающихся. Креативные
качества в деятельности коллектива помогают сформировать собственную точку
зрения, воспитывать в учениках доверие к собственным силам, интерес и
уважение
к
чужому
мнению,
учат
культуре
общения.
Внеурочная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить
перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования,
представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные
выводы.
Основными
задачами
внеурочной
деятельности
детей
являются:
(Приложение 1 (слайд 6)
выявление интересов, склонностей, способностей, учащихся к различным
видам деятельности;
оказание помощи в поиске своего «Я»;
создание условий для индивидуального развития ребенка в выбранной
сфере деятельности;
развитие
опыта
творческой
деятельности,
развитие
творческих
способностей.
Для достижения главной цели внеурочная деятельность должна быть
организована
в
соответствии
со
следующими
принципами:
(Приложение 1 (слайд 7)
1)
Принцип системности – содержание и процесс обучения, учебно-
воспитательный процесс, мышление ученика должно быть организованно в
систему;
2)
Принцип вариативности – предоставление ученикам самостоятельного
выбора форм и видов внеурочной деятельности, форм контроля и
управления учебным процессом;
3)
Принцип
добровольности
–
свобода
выбора
деятельности
и
добровольность участия в ней;
4)
Принцип успешности– упор деятельности на мотивацию и потребность к
успешности обучения.
Чтобы у младшего школьника развивалось креативное мышление,
необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Всё это
прослеживается на занятиях внеурочной деятельности, которые организованы в
нашей гимназии в точке Роста дополнительного образования с 2020 года.
Занятие называется «Мир Лего». (Приложение 1 (слайд 8).
Мы с ребятами наработали опыт работы, дети научились пользоваться
новым оборудованием, можно сказать «научились сами и обучают других». Так
мы создали проект «Дети детям» через занятия «Мир Лего» (Приложение 2).
Ребята рассказывают про современный конструктор, про оборудование, про
детали, про возможность оживить сделанные работы. LEGO технология - одна
из
известных
и
распространенных
сегодня
педагогических
технологий,
использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду
обучения и развития ребенка.
Такая форма работы в значительной степени способствует развитию
творческих способностей школьников. Такие занятия не только формируют у
детей умения и навыки, но и позволяют осуществить собственные замыслы,
пробуждая творческую активность, выступать в роли творца. В результате такой
деятельности каждая новая работа получается индивидуальной и неповторимой.
(Приложение 1 (слайд 9)
В результате прослеживаются такие формы реализации:
Совместная деятельность с детьми, родителями.
Беседы
по
теме,
игровые
ситуации,
просмотр
презентаций,
дидактические игры, конструирование, рассматривание иллюстраций.
Индивидуальная работа.
Организация выставки детских построек из LEGO-конструктора.
(Приложение 1 (слайд 10)
Вышеперечисленное входит в основу STEAM-обучения, в котором лежит
системно-деятельностный подход, самостоятельная исследовательская работа
учеников, которая прописана в ФГОС. STEAM-образование сегодня активно
применяется в школах, но зачастую педагогам привычнее использовать другие
термины, например проектная деятельность. Здесь видно, что всё взаимосвязано,
так как дети научились производить простейший анализ созданных построек,
совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать
основные
строительные
детали
(кубики,
кирпичики),
сооружать
новые
постройки, используя полученные ранее умения. (Приложение 1 (слайд 11)
При STEAM-обучении дети применяют знания из различных областей:
используя цифровые устройства и технологии. STEAM – это универсальный
практико-ориентированный подход, который позволяет ученикам справляться с
задачами любой сложности.
Использую такую форму организации обучения как «конструирование по
замыслу», которая преобладает большими возможностями для развертывания
креативности детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают,
что и как будут конструировать. (Приложение 1 (слайд 12, 13, 14)
Так же я предлагала ребятам придумать сказку о том, как одна постройка
превратилась
в
другую,
по
ходу
рассказывания
осуществляя
данное
превращение, дети с удовольствием изменяли постройки и охотно рассказывали
об изменениях.
По окончанию первого года мною было отмечено, что дети стали
показывать высокую работоспособность, с удовольствием работают как в мини-
группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют
креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении
заданий.
В этом году открылось много точек Роста в других школах нашего района,
где педагогам нужно было осваивать новое оборудование в том числе и
легоконструирование. Так на базе нашей гимназии был проведен обучающий
семинар с педагогами других школ. С помощью видеоролика (Приложение 2) мы
с ребятами показали наш проект «Дети детям», который познакомил с
направлением «Мир Лего».
Многие дети почти сразу же хотят получить результат, пропустив
несколько
скучных
этапов.
Я
пытаюсь
корректно
возвращать
их к последовательности действий, далее они становятся более усидчивыми
и вдумчивыми и начинают понимать, что планомерный труд — это важная
составляющая в любой работе.
В заключении хотелось бы закончить такими словами: «Все дети
приобретают и развивают навыки по-разному. Но в большинстве случаев это
не мгновенный результат, а итог работы. И здорово, когда эти знания ребята
могут
применить
не только
в лего-конструировании
и робототехнике,
но
и в жизни».