Автор: Скурлатова Светлана Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУ ДО центр туризма г. Белорецк
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: Сценарий конкурса школьных музеев
Тема: "Хранитель времени"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий конкурса школьных музеев
«Хранитель памяти»
Муниципальный конкурс школьных музеев
«Хранитель памяти»
В настоящее время в школах нашего города активизируется работа школьных музеев:
создаются новые, реставрируются уже существующие. И немаловажной частью их работы
является создание и обучение музейному делу актива школьного музея, в который входят
учащиеся разных классов. Данный конкурс позволит руководителям школьных музеев
разнообразить деятельность по теоретической и практической подготовке Актива, а также
закрепить навыки работы с основной музейной документацией.
Подготовка к конкурсу:
1. Презентация «Лучший музей города (или района)»
В течение 3 – 5 минут команда представляет свой музей, его название, профиль,
содержание деятельности музея и его актива. Также команда выбирает один музейный
предмет и представляет его на слайде «Значимый и ценный экспонат».
2. Уметь заполнять формы следующих музейных документов:
полевая опись, акт
приема, инвентарная книга, карточка основного фонда.
До игры каждая команда получает один музейный предмет и составляет его описание (его
название, назначение, условия возникновения, описание применения и т.д.).
Цель: развитие и популяризация краеведения, музееведения как формы патриотического,
исторического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Задачи конкурса:
а) повышение роли музеев образовательных организаций в гражданско-патриотическом и
духовно-нравственном воспитании обучающихся, их успешной социализации;
б) выявление лучших школьных музеев с целью последующей пропаганды опыта их
работы;
в)
совершенствование
содержания,
форм
и
методов
поисковой,
собирательской,
исследовательской деятельности, проводимой в образовательных организациях.
Ход конкурса:
Вступительное слово ведущего:
Как русло меняют бегущие воды,
Сменяя друг друга, проходят народы.
А сколько их было, ушедших навек?
Народы проходят, но жив человек.
Он есть человек, и он будет на свете,
Покуда живет человек в человеке.
И в это я верю, как сын всех времен,
Поскольку и я человеком рожден.
Человек – это венец творения. Все что сделано его руками, составляет неотъемлемую часть
человеческой культуры, которая хранит память о прошедших временах и ушедших народах.
Культура – это основа нравственности, это связующая нить между поколениями. Поэтому
очень важно для всего человечества, сохранение культурного наследия наших предков,
сохранение памяти. Ведь без прошлого нет будущего, и человеку нельзя забывать историю
своих предков.
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века
Храни огонь родного очага.
Музеи — это наша гордость, хранилище памяти поколений, народных традиций, реликвий
войны
и
труда.
Знакомство
с
подлинными
музейными
экспонатами,
уникальными
художественными собраниями приоткрывают для нас тайны прошлого. Возможность не
только к ним прикоснуться, но и научиться сохранять ту память, которую они несут
человечеству.
Музеи — это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох.
Музей — это целый мир!
Музей и Человек живут друг в друге.
Сливается в их душах плоть и дух,
Они творцы и зрители…в науке
Любить и говорить об этом вслух.
1. Домашнее задание – защита презентации «Лучший музей города».
— Итак, открываем наш конкурс. И мы с вами оказались на презентации лучших музеев
города. Вам предстоит в течение трех – пяти минут достойно представить свой музей. А
начнет презентацию команда…
— Вот мы и узнали, какие школьные музеи существуют у нас в городе и сколько
уникального они хранят.
2. Тестирование по музейному делу.
— Вам интересно узнать, что мы приготовили для дальнейшего испытания?
Вас ждёт тестирование, с помощью которого мы узнаем, насколько вы разбираетесь в
музейном деле. Вам будут предложены вопросы, а к ним два варианта ответа. Вам нужно
обвести правильный ответ.
1. Музейный предмет, выставленный для обозрения, называется:
1) экспонат
⁕
2) модель
2. Один из видов фондовой документации, который содержит сведения об истории
предмета, среде его бытования и его владельце; составляется владельцем предмета или
сотрудником музея со слов владельца – это…
1) инвентарная книга
2) легенда предмета
⁕
3.
Объемная
модель,
воспроизводящая
внешний
вид
предмета,
выполненная
в
определенном масштабе, называется:
1) макет
⁕
2) муляж
4. Размещение в музейных залах памятников истории (экспонатов) – это
1) экспозиция
⁕
2) выставка
5. Текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату
называется:
1) ярлык
2) этикетка
⁕
6. Форма комплектования музейного собрания, поездка группы сотрудников музея для
изучения определенной темы – это
1) конференция
2) экспедиция
⁕
7. Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, называется:
1) копия
⁕
2) оригинал
8. Основной документ, юридически закрепляющий принадлежность сформированных
коллекций музею образовательною учреждения – это
1) инвентарная книга
⁕
2) книга поступлений основного фонда
9. Что означает слово «музей» в переводе с греческого?
1) храм муз
⁕
2) большая комната
10. Как обычно называют предметы, выставляемые в музее?
1) Дубликаты
2) Экспонаты
⁕
11. Продолжи фразу из объявления в музее: «Экспонаты ... »?
1) Домой не забирать
2) Руками не трогать
⁕
3. Оформление полевых документов
— А мы приступаем к третьему этапу. Это очень важное и ответственное задание для всех
музейных работников, которые собрались в этом зале. Вам предстоит отправиться в
экспедицию.
Вам предложен экспонат и его легенда, в соответствии с которыми вы должны будете
оформить полевые документы. Если вам необходима помощь ведущего, то поднимаете руку и
тихо (не мешая другим участникам) задаёте вопрос.
Участникам предлагается заполнить формы следующих музейных документов: полевая
опись и акт приема передачи памятников истории и культуры.
4. Правила хранения, транспортировки памятников истории и культуры в полевых
условиях
Наша экспедиция подходит к концу. А впереди вас ждёт следующие испытание. Те
экспонаты, которые вы собрали в экспедиции нужно правильно перевезти. Перед вами
задание. В нем перечислены варианты транспортировки памятников истории и культуры. Вам
необходимо выбрать правильные варианты ответа (обвести в кружочек).
а) поставить временный шифр
⁕
б) предохранять от влаги
⁕
в) переложить чистыми листами мягкой бумаги
⁕
г) завернуть в вату
д) попытаться отреставрировать памятник в полевых условиях, если он плохо сохранился
е) большие листы свернуть вчетверо
ж) поместить в картонную коробку или фанерный ящик
⁕
з) упаковать в конверты и вложить в папки с клапанами
и) предохранять от деформирующих нагрузок
⁕
к) аккуратно уложить в сумку
л) завернуть в мягкую чистую бумагу
м) предмет прочно закрепляется внутри упаковки
⁕
н) для мелких предметов может быть изготовлен ящик с несколькими кассетами
⁕
о) в качестве упаковочного материала использовать микалентную бумагу, крафт-картон,
гофр-картон, воздушно-пузырчатую пленку, плотную упаковочную бумагу, фланель, байку
⁕
п) упаковывать предметы в один ящик
5. Оформление экспоната (музейных документов)
— Наконец вы вернулись из долгой экспедиции. И вас, юные музееведы, ждет новое
ответственное задание. Вам предстоит правильно оформить экспонат для дальнейшего
хранения в музее. На столе вы видите пакет документов. Внимательно рассмотрите их и
приступайте к оформлению экспоната.
Участникам
предлагается
заполнить
формы
следующих
музейных
документов:
инвентарная книга школьного музея, карточка основного фонда, этикетка на экспонат.
6. Правила хранения экспонатов
— Вот и шестое последние испытание. Что же она нам приготовила?
Чтобы экспонаты долго радовали глаз посетителей музея, их необходимо правильно
хранить, так чтобы они не выцветали от времени, не покрывались толстым слоем пыли, не
разрушались. И сейчас мы проверим, насколько правильно вы умеете это делать.
Вам будут заданы вопросы, если вы согласны с утверждением, то пишите ответ «Да», если
не согласны – ответ «Нет». Карточки находятся на ваших столах.
1. Верно ли, что каждому музейному предмету присваивается шифр? ____________ Да
2. Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых
солнечных лучей? ____________ Да
3. Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках? ____________ Нет
4. Верно ли, что музейные предметы из стекла нужно хранить на полках деревянных
шкафов? ____________ Да
5. Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем?
____________ Нет
6. Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С? ____________ Нет
7. Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или
шкафах? ____________ Да
8. Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания?
____________ Нет
9. Верно ли, что для хранения используют металлические стеллажи и ящики из стали
холодной ковки? ____________ Нет
10. Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами
чистой мягкой бумаги? ____________ Да
11. Верно ли, что для долгого хранения (больше 40 лет) подходят только стеллажи и
шкафы из нержавеющей стали? ____________ Да
12. Верно ли, что во внутрь ящика необходимо положить картонный лист (крепится на
двойной скотч), и только на картон кладется предмет в коробке или пакете? ___________
Да
В конце игры подводятся итоги и по сумме набранных баллов определяется победитель.
Сегодня в этом зале собрались люди, которые на протяжении многих лет по крупицам
собирали фонды школьных музейных экспозиций, люди неравнодушные к истории и
наследию прошлого, люди, уважающие и любящие свой город, свой округ, свою улицу и
школу.
Это активы школьных музеев, чьи идеи и творчество каждый год удивляет своими
находками, их нужный полезный труд отражается в витринах экспонатов, архивах, памятных
и ценных вещах прошлого, бережно сохраненных наградах военных лет и документах. Они
способны возвращать прошлое в настоящее.
Большое спасибо хочется сказать руководителям музеев, которые видят новые направления
и перспективы развития школьных музейных программ своих образовательных организаций.