Автор: Сорокина Ольга Павловна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МКОУ "Мисковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Мисково Костромской район
Наименование материала: Давайте познакомимся
Тема: Урок для обучающихся 1 класса
Раздел: начальное образование
План – конспект урока педагога психолога
МКОУ «Мисковская средняя общеобразовательная школа»
Сорокиной Ольги Павловны на тему:
«Давайте познакомимся
»
Данный урок рассчитан на обучающихся 1 класса, для
повышению психологической адаптации
Вид занятия: Беседа, коллективная работа, игра.
Тип урока: комбинированный .
Цели:
знакомство учащихся друг с другом, создание дружеской, рабочей
атмосферы в классе, снятие барьеров в общении.
Задачи:
формирование умений взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формирование умений подчиняться правилам и социальным нормам;
развитие творческих способностей.
Методы:
1.Психологического консультирования;
2.Коррекционно-развивающей работы;
3.Профилактической работы;
Технологии:
1.Технология развивающего обучения;
2.Личностно-ориентированная;
3.Здоровьесберегающая
Оборудование:
стулья, диски с двигательной музыкой, проигрыватель.
План урока:
1.Вводная часть (приветствие) - 2 минуты
2.Основная часть- 40 минут
Правила поведения на занятии-(5 минут)
Беседа «Для чего нужна психология»- (5 минут )
Упражнение «Сложи салфетку» (5 минут)
Игра «Близнецы»(15 минут)
Упражнение «Рисунок на спине» (10 минут)
3.Заключительная часть -3 минуты
Итого: 45 минут
Ход урока:
Вводная часть
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята.. Давайте с вами познакомимся Я
педагог-психолог и меня зовут Ольга Павловна, А знакомиться мы будем
следующим образом. (Я сегодня вот такой.) Каждый по очереди говорит:
«Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербальное свое
состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот
такой» и копируют его жесты, мимику, позу.
В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся
за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»
Основная часть
Педагог-психолог:
Приятно было с вами познакомиться. А теперь
послушайте внимательно правила поведения на уроке.
Вы, наверное,
обратили внимание, что в руках у меня игрушка, и, я ее держу не просто так,
существует такое правило: «У кого игрушка, тот и говорит». Давайте это
правило повторим дружно вместе. Следующее правило, правило «стоп». Я
думаю, что это правило вы легко запомните. Ведь оно говорит о том, что
нельзя перебивать друг друга и слушать внимательно. Давайте это правило
повторим дружно вместе. Существует еще одно правило. Оно звучит
следующим образом: «Будь активным».
Давайте это правило повторим
дружно вместе.
(Ответы детей)
Педагог-психолог: Посмотрите на этот цветок (показывает картинки)
Что
нужно для того, чтобы этот цветок вырос? (ответы детей).
Правильно,
большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того
чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимы
дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки
вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы
тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей. Педагог-
психолог в школе наблюдает за тем, как развиваются дети, а если надо и
помогает, при помощи игр и упражнений. А сегодняшний урок посвящен
нашему знакомству, сплочению класса.
Педагог-психолог: Посмотрите,
для каждого у меня есть салфетка
Предлагаю сложить ее в два раза. Затем психолог оторвать правый верхний
угол, затем нижний левый угол салфетки, затем ребята разворачивают
салфетку. В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. (работа
детей )Их нет. О чем это нам говорит? (ответы детей)
Правильно, что все
мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире и согласии, не
унижая честь и достоинство других.
Педагог-психолог: Вы сейчас учитесь в одном классе и будите учиться ещё
много лет. В классе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат,
доброжелательные отношения между одноклассниками. Вы знаете, что в
школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь много
общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что
не складываются отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти
в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать
группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю
вам подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет
хорошо и комфортно.
(Ответы
детей)
_В
числе
названных
могут
быть
следующие
качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение
слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность,
юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д.
Педагог-психолог: А сейчас предлагаю немножко поиграть, разбиваемся на
пары, встаем плечом к плечу, обнимаем друг друга одной рукой за пояс, одну
ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги
скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги,
одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагаю -походить по помещению-
присесть-лечь, встать-нарисовать что-то. (дети выполняют задания)
Педагог-психолог: Описание упражнения: участники делятся произвольно
на три команды и строятся в три колоны параллельно. Каждый участник
смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без
слов. Ведущий рисует какую - ни будь простую картинку и прячет ее. Затем
эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена
команд. Задание - каждому почувствовать и передать как можно точнее этот
рисунок дальше следующему участнику. В конце упражнения, стоящие
первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и
показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам
предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в
процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов
повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд
меняются местами. Затем идет обсуждение в общем кругу. Что помогало
понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние
члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять
упражнение? Упражнение помогает в развитии коммуникативных навыков,
ответственности, сплоченности внутри команды. Осознавать, насколько
важно
настроиться
на
понимание
другого
человека.
Демонстрирует
возможности адекватного обмена информацией без использования слов.
Заключительная часть.
Педагог-психолог: - Сейчас я буду задавать вам вопросы, и передавать этот
клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек Диме, он должен ответить
на мой вопрос и передать его ….. Но прежде чем передать клубочек ….
Должен намотать ниточку на пальчик (показывает как). Игра будет
продолжаться до тех пор пока клубочек не окажется снова у меня.
Педагог-психолог
:
Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился
замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например,
подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать
ниточку. Мы единое целое. Мы команда.
- Распутываться мы будем следующим образом... Но сначала ответьте на мой
вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за
проведенный вместе день?
- Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем
освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «Спасибо за
прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек ….
И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не
распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.
- Я хочу сказать всем спасибо.- А теперь давайте попрощаемся, встанем в
круг, вытянем ручку в середину: «Спасибо нам, до свиданья мы».
Педагог-психолог: -Если вам понравилось наше знакомство, то похлопаем в
ладоши. Если не понравилось, то потопаем ногами. Затрудняетесь ответить -
замрем на месте. Спасибо.