Напоминание

"Психологические особенности младшего школьного возраста"


Автор: Глушенкова Анна Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества №1 города Орла"
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психологические особенности младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




.

Психологические особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах.

Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как

правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому

важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые

предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной

стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего,

объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического

развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость

воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо

проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием

Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной

его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он

то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь

не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой задачу. Он уже знает из

опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это,

чтобы овладеть некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания.

Относительно хорошо развита у ребенка наглядно-образная память, но имеются уже

все

предпосылки

для

развития

и

словесно-логической

памяти.

Повышается

эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в

школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна,

выразительна.

Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно

велики, чтобы начинать систематическое обучение. Формируются и элементарные

личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной

настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя

чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций

их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и

ответственности.

Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к

школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную

психологическую готовность, желание и стремление учиться в школе, своеобразная

готовность, к новым формам взаимоотношений с взрослыми. Разумеется, и здесь очень

велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется

весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье.

Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной

обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный

труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий

со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что

хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить,

учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное

противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном

возрасте.

Это

противоречие

между

постоянно

растущими

требованиями,

которые

предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти,

мышлению, и научным уровнем психического развития, развития качеств личности.

Требования все время нарастают, и на личный уровень психического развития

непрерывно подтягивается к их уровню. Многолетние исследования психологов

показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные

возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный

учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное

однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма

отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и

учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют большие требования

к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие

психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений

и восприятии. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в

младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание

младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно

лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало

обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное,

яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их

стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая

устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость

внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного

процесса.

Первоклассники,

а

иногда

и

второклассники

не

умеют

длительно

сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Память в младшем

школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях.

Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания

(по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно

управлять

своей

памятью

и

регулировать

ее

проявления

(запоминание,

воспроизведение, припоминание).

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая

конкретным мышлением.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней

стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных

свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы,

проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у

ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые, мы называем

научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании

его

опыта

вне

целенаправленного

обучения)

В

младшем

школьном

возрасте

закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных

норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность

личности.



В раздел образования