Автор: Глушенкова Анна Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества №1 города Орла"
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психологические особенности младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
.
Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах.
Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как
правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому
важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые
предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной
стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего,
объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического
развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость
воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо
проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием
Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной
его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он
то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь
не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой задачу. Он уже знает из
опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это,
чтобы овладеть некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания.
Относительно хорошо развита у ребенка наглядно-образная память, но имеются уже
все
предпосылки
для
развития
и
словесно-логической
памяти.
Повышается
эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в
школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна,
выразительна.
Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно
велики, чтобы начинать систематическое обучение. Формируются и элементарные
личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной
настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя
чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций
их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и
ответственности.
Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к
школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную
психологическую готовность, желание и стремление учиться в школе, своеобразная
готовность, к новым формам взаимоотношений с взрослыми. Разумеется, и здесь очень
велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется
весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье.
Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной
обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный
труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий
со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что
хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить,
учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное
противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном
возрасте.
Это
противоречие
между
постоянно
растущими
требованиями,
которые
предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти,
мышлению, и научным уровнем психического развития, развития качеств личности.
Требования все время нарастают, и на личный уровень психического развития
непрерывно подтягивается к их уровню. Многолетние исследования психологов
показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные
возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный
учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное
однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма
отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и
учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют большие требования
к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие
психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений
и восприятии. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в
младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание
младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно
лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало
обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное,
яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их
стороны.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая
устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость
внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного
процесса.
Первоклассники,
а
иногда
и
второклассники
не
умеют
длительно
сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Память в младшем
школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях.
Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания
(по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно
управлять
своей
памятью
и
регулировать
ее
проявления
(запоминание,
воспроизведение, припоминание).
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая
конкретным мышлением.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней
стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных
свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы,
проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у
ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые, мы называем
научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании
его
опыта
вне
целенаправленного
обучения)
В
младшем
школьном
возрасте
закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных
норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность
личности.