Напоминание

"Моя семья, мой дом"


Автор: Григоренко Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 44 "Сибирячок"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Тема: "Моя семья, мой дом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 «Сибирячок»

(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)

«Моя семья, мой дом»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

Срок реализации: 1 месяц

Возраст детей: 3-4 года

Разработчик: Григоренко Елена Павловна,

воспитатель

г. Сургут, 2024

Тип проекта: краткосрочный, групповой

Срок реализации проекта: с 02.12.24 г.- 27.12.2024 г.

Участники проекта: дети, родители (законные представители), педагоги.

Актуальность темы:

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной

жизни и нормах человеческого общения.

Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость,

что

позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей

семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок

должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений,

сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой

семьи».

Цель проекта: формирование осознанного понимания значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.

Задачи проекта:

вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);

познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского

сада.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях;

проявление уважения и заботы ко всем членам семьи;

умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;

понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Продукт проекта:

Выставка «Генеалогическое древо семьи».

Фотовыставка «Я и моя семья»

Презентация проекта:

Просмотр презентации проекта «Моя семья, мой дом».

Подготовительный этап проекта.

Сроки: (02.12 -06.12)

Задачи

Формы работы

Разработка плана реализации проекта.

Выявить уровень знаний у детей о семье.

Вызвать интерес к решению поставленной

задачи.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера.

Беседы: «Кто есть в моей семье», «Любимые занятия моих членов семьи»,

«Как зовут моих близких» Рассматривание фотографий своей семьи.

«Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», рассказ детей о

братьях и сестрах, рассказы о маме и папе.

Вовлечь родителей в проектную

деятельность, определить их роль в данном

проекте.

Совершенствовать навыки общения с

детьми.

Родительское собрание, консультации, беседы, анкетирование родителей.

Обогатить предметно-развивающую среду

в группе для реализации проекта.

Подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок,

иллюстраций, физминуток про семью. Разработка конспектов по разным

областям.

Исследовательский (основной) этап проекта.

Сроки: (09.12 – 13.12)

Перспективное планирование

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-

исследовательская

Беседы на тему: «Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что

такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?».

Ситуационная беседа по вопросам:

«Что делает ваша семья утром

(вечером)», «Где живёт твоя семья», «В какие игры играют с вами

ваши родители».

Беседы:

«Расскажи, с кем ты живёшь»; «Я люблю маму ( папу)

потому, что…», «Как близкие заботятся о своих детях», «Мы

дружная семья», «Ласковые слова для мамы», «Кто такие - родные,

Папка-передвижка: «Что

такое для человека семья?»

Памятка для родителей:

«Правила семейного

воспитания».

Консультация для

родителей на тему:

«Здоровая семья –

друзья, соседи», «Выходной день с мамой и папой».

Рассказы детей: «Как я помогаю дома», «В нашей семье все

трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи».

счастливый ребёнок».

Игровая

Дидактические игры и упражнения:

Д/и:

«Назови ласково»;

«Вежливые слова»,

«Позвони по телефону

маме (папе)»,

«Мой портрет»,

«Помоги маме (папе)»,

«Где мы были,

что мы видели»,

«Кто,

что любит делать?»,

«Кому что подарить?»,

«Кому,

что нужно для работы?»,

«Хорошо или плохо?»,

«Встречаем

гостей»,

«Можно – нельзя»,

«Накормим куклу»,

«Уложим куклу

спать».

Обыгрывание сюжетов: «Семья принимает гостей», «День рожденья

куклы»,

«Дочка заболела»,

«Семья переезжает на новую квартиру)»,

«Поездка

на

автобусе»,

«Семья»,

«Дочки -

-матери»,

«Поездка

в

магазин».

Настольные игры:

«Большие

и

маленькие»,

«Собери

семью»,

«Ассоциации»,

лото

«Продукты», «Одежда», «Мой дом».

Анкета для родителей:

«Игра в жизни ребенка»

Трудовая

Моделирование ситуаций:

«Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на

прогулку».

Цель: формировать умение детей правильной последовательности

одевания, раздевания, складывания снятой одежды после прогулки,

умению соблюдать порядок. Приучать к опрятности не только себя,

но и кукол. Воспитывать эстетичность и красоту.

Наблюдение за трудом

взрослых в семье.

Цель: формировать

представления детей о

трудовых действиях

родителей.

Продуктивная

Конструирование: «Дом для большой семьи», «Домик для маленьких

друзей», «Дом для матрёшки».

Рисование: «Дома разные бывают», «Красивые воздушные шары для

мамы».

Лепка: «Дом», «Любимой мамочке испеку я прянички», «Самолёты».

Аппликация «Дом, в котором я живу», «Красивый цветок для мамы».

Фотовыставка: «Наши

мамочки любимые»

«Мой папа лучший друг».

Памятка «Генеалогическое

дерево».

Чтение

Сказки: К. Чуковский «Цыплёнок», «Волк и семеро козлят»,"Три

Заучивание дома стихов,

(восприятие

художественной

литературы)

медведя», «Сказка о глупом мышонке» А.Маршак, стихотворений

«Вот какая мама», «Посидим в тишине», Е. Благинина, «Моя семья»

Д. Габе, С. Капутикян «Моя бабушка», С.Баруздин «Мамина работа»,

И. Косякова «Всё она»;

Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким

«Моя родня».

Чтение потешки «Ладушки – ладушки»

Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас»,

Н. Майданник «Моя семья».

Пословицы и поговорки о семье.

Отгадывание загадок. Проговаривание чистоговорок.

чистоговорок.

Рассматривание семейного

альбома.

Музыкальная

Пение колыбельных песен; «Вышла курочка гулять» муз. А.

Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка

«Ладушки»; муз. ритмические движения «Пляска с платочками»; муз.

игра «Кошка с котятами»; слушание «Новая кукла» П. И.

Чайковского.

Коммуникативная

Беседа «Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме?», «Папа и его

увлечения», «У меня есть брат (сестра), «Дом, в котором я живу»,

«Что значит любить родителей?», «Каждый при деле» (домашние

обязанности членов семьи)

Отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика по теме «Семья».

Физминутка «Мама спит».

«Бабушка Маланья» русская народная игра.

Консультация «Моя семья –

моя крепость».

Двигательная

Подвижные игры:

«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель»,

«Гуси – лебеди», «Карусель».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в

квартире?»

Заключительный этап проекта.

Сроки: (16.12 -20.12)

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за дошкольниками в процессе

игр с целью определения знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по теме проекта.

Анализ результатов диагностики дошкольников.

Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Выставка совместных работ детей и родителей

«Генеалогическое дерево моей семьи».

Фотовыставка «Я и моя семья»

Презентация результатов проекта.

Активное вовлечению родителей в совместную

деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Просмотр презентации: «Моя семья, мой дом».

Дети владеют понятием «семья», имеют представления о

родственных отношениях, понимают значимость семьи в

жизни каждого человека.

Тематическое мероприятие «Зима в моём городе»

Дети называют свою малую Родину – город Сургут.

Приложение

Загадки.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

ЧИСТОГОВОРКИ

Ама-ама-ама - у меня есть мама

ра-ра-ра - к маме мне идти пора

ду-ду-ду - а я к мамочке иду

шо-шо-шо -вместе с мамой хорошо

за-за-за - у мамы добрые глаза

жу-жу-жу-с мамой в парк гулять хожу

арки-арки – арки - мамины подарки

ок-ок-ок- для мамочки цветок

ки-ки-ки- мама вяжет мне носки

ан-ан-ан – сшила мама сарафан

лю-лю-лю – очень мамочку люблю

ты-ты-ты – подарю маме цветы

ги-ги-ги- мама жарит пироги

ла-ла-ла- Мила маме помогла

арф-арф-арф- вяжет мама шарф

ач-ач-ач – купила мама мне калач

умка-умка – умка – у мамы новая сумка

«СЕМЬЯ»

АМА – АМА – АМА - у меня есть мама

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля

ГИ – ГИ – ГИ - бабуля печет пироги

УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул

ЗЕТУ – ЗЕТУ – ЗЕТУ - дедуля читает газету

РА – РА – РА - младшая сестра

АТ – АТ – АТ - мой любимый брат

АТ – АТ – АТ - у меня есть брат

ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову

РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой

ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья

ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла

АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью

МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья

Пальчиковая игра «Дом»

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак)

Кто его открыть бы смог? (I крутили скрещенными в замок пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)

«Бабушка Маланья» русская народная игра:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке, Семь сыновей,

Все без бровей, (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

С такими ушами, (Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, руки в стороны)

С такими глазами, («Бинокль»)

С такой бородой, (Руки вниз с наклоном)

С такой головой. (Руки над головой полукругом)

Ничего не ели, на нее глядели,

Делали вот так. (Присаживаются на корточки, подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь

движение, все повторяют).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»

Педагог находится в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Кто живет у нас В квартире? ^ Шагают на месте.

Раз, два, три, четыре. Будем мы сейчас считать — Раз, два, три, четыре, пять! Хлопают в ладоши.

Мама, папа, брат, сестра — Сосчитаю всех едва!^ Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Самый главный — это я, Прикладывают руки к груди.

Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз.

Физминутка «Мама спит»

Дети идут на носочках

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Дети идут на пяточках.

Я на пяточках хожу, маму я не разбужу.

Моих пяток слышен стук:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Мои пяточки идут-

Меня к мамочке ведут.

Дети подходят к воспитателю.



В раздел образования