Автор: Штанько Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ТИ (филиал) ДГТУ в г. Азове
Населённый пункт: город Азов, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Социальное партнерство образовательных учреждений и предприятий
Раздел: среднее профессиональное
Штанько Татьяна Михайлова
Технологический институт (филиал) Донского Технологического
Университета в г. Азове
Социальное партнерство образовательных учреждений и предприятий
Анализируя все вышеизложенное, хочется еще раз отметить огромную
важность
активизации
процессов
установления
и
развития
партнерских
взаимоотношений между учреждениями профессионального образования и
производственными
организациями,
способствующих
формированию
у
выпускников, ожидаемых работодателями, профессиональных компетенций.
Ключевые слова: Совместная деятельность. Социальное партнерство.
Повышение квалификации. Производственная практика. Ярмарка вакансий.
Анкетирование. Улучшение учебно – материальной базы.
В
настоящее
время
формы
организации
машиностроительного
производства побуждают образовательные учреждения по-новому взглянуть н
подготовку специалистов. Инженер сегодня должен быть компетентным
специалистом, хорошо знающим все условия производства, быть умелым
организатором, способным на практике применять знания и принципы научной
организации труда, уметь работать в команде, использовать коллективный опыт.
На сегодняшний день отечественная промышленность решает такие
сложные задачи, как, создание и производство новых машин и оборудования и
повышение производительности труда. Для решения этих задач необходимо
овладение конструкторской и технологической подготовкой, внедрение самых
прогрессивных технологий на базе использования новейших достижений науки
и техники, применение современного высокопроизводительного оборудования и,
конечно же, станков с числовым программным управлением.
Решая эти задачи, начальное и среднее профессиональное образование
стремятся
готовить
выпускников
своих
учебных
заведений
не
только
обладающими крепкими знаниями, но и отвечающими профессиональным
качествам.
На сегодняшний день преподавателю мало быть источником информации,
ему необходимо стать творческим руководителем, направляющим поиск
студента,
формирующим
те
качества,
которые
помогут
выпускникам
адаптироваться в условиях трудовой деятельности.
В этих условиях просто необходима теснейшая интеграция образования с
производством. Укрепление этого сотрудничества может стать основным
рычагом
преобразования
взаимоотношений,
базирующихся
на
взаимной
заинтересованности и ответственности. Это острая и актуальная проблема.
Совместная деятельность образовательного учреждения и предприятия
базируется на многочисленных связях. В первую очередь на информационной
связи, обеспечивающую обмен необходимой информацией между колледжем и
предприятием.
Педагогическая связь обуславливает роль преподавателей в подготовке
специалистов и в повышении квалификации работников предприятия.
Научно-техническая связь, помогает заключению хоз.договорных работ,
интенсификации
процессов
теоретического
и
практического
обучения
в
условиях образования и производства.
Профессиональная связь определяет участие образования и производства в
процессе овладения профессией, перспективы развития профессиональной
мобильности.
Управленческая связь обеспечивает учет стадий обучения, уровней
квалификации, сложности различных профессий.
И это далеко не все перечисленные связи, соединяющие взаимную работу
в сплоченную деятельность. В этом прослеживается взаимный интерес
образовательных учреждений и предприятий. Эта работа ведется и на этапе
формирования контингента студентов в виде целевой формы обучения, и на
этапе производственных практик, и на этапе выпускных квалификационных
работ обучающихся.
Открытая система базового профессионального образования способствует
развитию социального партнерства, активному участию работодателей в
процессе подготовки кадров. И такие усилия обязательно позитивно скажутся
как на рынке труда, так и на экономике в целом.
Востребованность наших выпускников напрямую зависит от изучения
спроса потенциальных работодателей в образовательном округе. Базовые
понятия учебных программ благополучно можно сочетать с направленностью
ближайших предприятий, напрямую заинтересованных в будущих кадрах.
Конечно, существует такой механизм, как анкетирование, когда выявляются
профессиональные потребности социальных партнеров. Но и анализ анкет не
позволяет конкретизировать специфические потребности производства. В этом
случае помогают расставить правильно все акценты, так называемые, «круглые
столы». Практика показывает, что встречи представителей производства и
преподавательского состава, помогают расставить приоритеты и выявить
первоначальные мероприятия, позволяющие добиться наилучших результатов.
Результат удовлетворит все стороны, если преподаватели, скорректировав
учебные планы, уделят больше внимания специфике предприятия, и тем самым,
выполнят заказ работодателей. А кадровики будут уверены, что получат
специалистов,
способных
выполнять
производственные
задачи
без
дополнительных затрат времени на переквалификацию.
Помогает укреплению социального партнерства и, вошедшие в практику,
стажировки преподавателей на предприятиях. Такое знакомство со спецификой
производства
позволяет
сделать
акцент
необходимой
практической
направленности лабораторных работ, включить оригинальные приемы в
интерактивные занятия. В свою очередь преподаватели приглашаются для
проведения курсов повышения квалификации, знакомят работающих с теорией
по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Такие занятия
помогают
глубокому
пониманию
производственных
процессов,
операций
механической обработки и сборки.
Эти шаги помогают работодателю формировать заказ на специальность в
соответствии со своими программами потребности в квалифицированных
рабочих кадрах. Если производственники принимают активное участие в
проведении консультаций по вопросам урегулирования взаимоотношений,
проведения производственной практики, ярмарках вакансий, днях «открытых
дверей», это способствует их уверенности в обеспечении производственных
процессов высококвалифицированными кадрами, роста авторитета предприятия,
патриотичного многолетнего обеспечения персоналом.
Мой многолетний опыт преподавателя среднего профессионального
образования показывает, что вовлеченность
обучающихся на всех этапах
обучения
в
производственный
процесс,
позволяет
им
утвердиться
в
правильности выбранной специальности, эффективно адаптироваться в новом
коллективе
и
получить
удовлетворение
и
осмысление
своей
трудовой
деятельности. Социальному партнерству колледжей, институтов и производства
способствует и, ставшее традиционным, многоуровневое образование. Основа
будущей
профессии
–
фундаментальные
знания,
формируют
комплекс
профессиональных знаний, навыков и умений на стадии получения среднего
профессионального образования. Углубление профессионального мышления, его
будущие
масштабы
и
гибкость
развиваются
при
получении
высшего
профессионального образования. Успешные администрации предприятий, как
правило,
сотрудничают
со
всеми
образовательными
учреждениями,
находящимися с ними на расстоянии «вытянутой руки».
Работа преподавателя среднего профессионального образования связана и
с профориентационной работой, направленной на студентов младших курсов.
Для большего интереса к будущей профессии, помимо использования новейших
методов проведения уроков, необходимо и улучшение учебно – материальной
базы. И в этом приветствуется помощь предприятия. Мы делаем одно дело и
очень заинтересованы в его результате. Всегда положительно воспринимается
информация, которая своевременно доводится до обучающихся, как на
предприятии решаются вопросы социальной защищенности выпускников при их
трудоустройстве.
Анализируя все вышеизложенное, хочется еще раз отметить огромную
важность
активизации
процессов
установления
и
развития
партнерских
взаимоотношений между учреждениями профессионального образования и
производственными
организациями,
способствующих
формированию
у
выпускников, ожидаемых работодателями, профессиональных компетенций.