Автор: Малютина Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска
Населённый пункт: город Нолинск Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Слагаемые успешной сдачи ЕГЭ по математике
Раздел: среднее образование
«Слагаемые успешной сдачи ЕГЭ по математике»
Эпиграфом
к
выступлению
я
взяла
слова Василия
Александровича
Сухомлинского: «У каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями,
каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного,
бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении,
чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей».
Математика – обязательный экзамен для всех выпускников на ступени среднего
общего образования и других вариантов ЕГЭ как формы его проведения нет. Для
получения аттестата о среднем общем образовании достаточно сдать предмет на
базовом уровне. Однако, этого недостаточно для поступления в ВУЗ, где математика
включена в перечень вступительных испытаний, поэтому необходима сдача экзамена
на профильном уровне. С каждым годом профильный экзамен по математике
становится всё более востребованным. Если год назад из 24 учащихся на сдачу
профиля заявили 14 учеников, то в этом учебном году из 23 уже 18.
Вопрос: Легко ли сдать ЕГЭ по математике?
Ответ: Конечно, нелегко.
Вопрос: Можно успешно сдать ЕГЭ по математике?
Ответ: Можно и только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при
поддержке родителей может привести к успеху.
Вопрос: Как подготовить всех детей к успешной сдаче ЕГЭ?
УСЛОВИЯ
Чтобы подготовить всех учащихся к успешной сдаче ЕГЭ с хорошим качеством
необходимо:
учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь решать все
задачи ЕГЭ);
систематизировать повторение программного материала;
совершенствовать
структуру
и
содержание
учебного
материала
в
ходе
подготовки к ЕГЭ;
отработать тестовые технологии в ходе работы с КИМами.
СТАДИИ
Можно выделить три основные стадии подготовки к экзамену:
Первая — стадия «первичного бульона» — начинается задолго до экзамена. Это
постепенное накопление сведений по предмету.
Подготовка к ЕГЭ начинается уже с 5 класса основной школы, ребята учатся работать
с тестами, при изучении каждой темы акцентируется внимание, в каких заданиях на
экзамене встречаются вопросы изучаемой темы.
Чтобы получить высокие результаты в средней школе, нужно добиться успешного
овладения теми результатами, которые формируются в основной школе.
К таким важным результатам обучения математике в 5-9-х классах относятся:
— формирование вычислительной культуры учащихся;
Среди множества видов её формирования выделяю «устный счет». Важность и
необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков.
Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает
учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные
вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в
методической связи с основной темой и носить проблемный характер. В связи с
введением обязательного ЕГЭ по математике возникает необходимость научить
учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При
этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене
не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Провожу большую работу по
выработке умения сознательно, быстро и безошибочно выполнять действия над
числами. Имею подбор карточек-тренажёров устных упражнений по основным темам
курса. (например, при отработке умения вычислять значения тригонометрических
функций, по темам «Степень» и «Логарифмы» и другие). Устный счёт провожу в
начале каждого урока. Я не просто заслушиваю ответы учеников и комментирую, что
верно, а что нет. Моя задача организовывать обсуждение. Все неверные ответы дают
повод для новых обсуждений: как мог получиться такой ответ, в чём была ошибка,
насколько она типичная? Поэтому за неверный ответ я так же благодарна ученику, как
и за верный. Часто устную работу на уроке провожу в виде игры «Верю, не верю». Где
ребятам предлагаются задания уже с готовым ответом, их задача определить
правильность решения и аргументировать свой ответ. На уроках практикую и
математические диктанты.
Еще важными результатами обучения математике в 5-9-х являются:
— умение преобразовывать многочлены, алгебраические дроби, степени с целыми
показателями и квадратные корни;
— умение видеть и применять формулы сокращённого умножения;
— решать линейные, квадратные и дробно-рациональные уравнения и неравенства;
— читать свойства функций по их графикам, исследовать отдельные свойства
функций аналитически.
Отдельно остановлюсь на геометрии.
Геометрия – один из самых трудных учебных предметов в школе. Цели, которые мы
ставим на уроках геометрии в 7-9 классах:
развитие логического, образного мышления учащихся, пространственного
воображения;
формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствование графической культуры;
У выпускников на экзамене именно геометрические задания вызывают больше
трудностей. Поэтому на урокахгеометрии необходимо ставить цель не просто решить
какую-либо задачу, а сформировать умения решать подобные задачи, видеть решение
в изменённой ситуации. Обращаю внимание на то, какие геометрические факты
можно было бы применить для решения задачи, какой способ решения выбрать. На
уроках геометрии применяю решение задач по готовым чертежам на отработку
основных теорем и формул. Именно использование готовых чертежей к задачам
увеличивает
объём
рассматриваемого
на
уроке
материала,
повышает
его
эффективность.
На этой стадии рекомендую:
1. Изучать нормативные документы: «Кодификатор элементов содержания КИМ» и
«Спецификацию экзаменационной работы по математике ЕГЭ», демоверсии ЕГЭ
(отмечаю
изменения) с
целью:
понять
особенности
заданий,
которые
будут
предложены учащимся в этом году и провести необходимую коррекцию);
2. Вести диагностику готовности учащихся к ЕГЭ, выявляя проблемы как для класса,
так и индивидуально для каждого ученика.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в
отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции
уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества
времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных
занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом
случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений
учащихся.
3. Планировать работу по развитию навыков выполнения заданий базового и
профильного уровней.
Вторая стадия — стадия «погружения» — самая ответственная, это собственно
целенаправленная подготовка к экзамену.
Интенсивная подготовка к ЕГЭ начинается в 10 классе. Уже с 10 класса ученики
работают с вариантамиКИМов, выполняя те задания, которые им по силам.
Следующий важный момент, который хочется отметить, это обязательное
знание правил и формул учащимися. Начиная с 10 класса ведётся работа по
заполнению справочников и к концу 11 класса весь теоретический материал и
основные формулы систематизированы в этой тетради. На уроках проводим
теоретическиеразминки, работаем в парах по отработке и повторению теоретического
материала,
выполняем
математические
диктанты,
как
теоретические,
так
практические. На отработку основных формул математики предлагаю задания такого
характера, как восстанови пропуски в формуле, найди соответствие. Но мало знать
формулы, нужно уметь их увидеть в задании и применить, поэтому нужно чаще
предлагать ученикам такие задания.
Хорошими упражнениями для развития способности обнаруживать ошибки
являются: взаимопроверка самостоятельной работы, «Найдите ошибку», решение
различных вариантов одного задания (настраивает учащихся на осмысленное чтение
текста и развивает внимание).
Стараюсь на уроках отводить время и на решение заданий ЕГЭ, называя этот фрагмент
урока пятиминуткой ЕГЭ.
На своих уроках учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной
литературой, организую ребят для участия в школьных, районных и международных
олимпиадах.
Эффективным способом подготовки считаю тематическую, которую начинаю с
10 класса в конце изучения темы от простых заданий к сложным (задания подбираю из
вариантов ЕГЭ прошлых лет). Для учащихся особенно трудным для запоминания
является материал по тригонометрии, начиная с таблицы значений и заканчивая
различными
формулами.
Поэтому
при
изучении
темы
«Тригонометрические
уравнения»
отбор
корней
показываю
три
способа:
перебор,
использование
тригонометрического круга, решение двойного неравенства. Добиваюсь осознанного
умения пользоваться тригонометрическим кругом, необходимого при решении задачи
13, что позволяет ученику видеть множество решений и отбрасывать посторонние
корни, если они есть.
Большинство заданий ЕГЭ требует знания свойств тригонометрических,
показательных, логарифмических функций и уверенного владения ими применительно
к задачам различных типов. Поэтому и при изучении нового материала и при
повторении
внутри
каждого
функционального
блока
выделяю
однотипные
содержательные блоки: числовые и буквенные выражения, уравнения и системы
уравнений, неравенства и системы неравенств, производная, исследование функций.
Согласно
плану
провожу
диагностические
работы,
тренировочные
и
диагностические
работы
системы
СтатГрад,
позволяющие
проверить
уровень
усвоения
материала.
Обязательно
в
школе
проводим
пробные
экзамены
по
математике. Работаю над созданием банка тестовых заданий: тестов по основным
темам курса, тренировочных тестов, итоговых тестов, диагностических работ, тестов
пробных экзаменов.
К ЕГЭ можно и нужно готовиться самостоятельно. Интернет и ЕГЭ сегодня
прочно вошли в жизнь каждого школьника. Любимый многими учениками Интернет
можно
и
нужно
активно
использовать
при
подготовке
учащихся
к
ЕГЭ.
Для качественной подготовки к ЕГЭ созданы сайты, обеспечивающие поддержку
работы учителя и самостоятельную работу учащихся по подготовке к сдаче экзамена.
Очень удобно при самостоятельной работе использовать сайты, на которых можно
проходить онлайн-тестирование с фиксацией времени. А после проверки и получения
баллов, вы можете вернуться к неверно выполненным заданиям, проанализировать и
получить правильный ответ. Мои ученики работают с сайтом Дмитрия Гущина «Решу
ЕГЭ».
Рекомендую видео-уроки
Д.
Д.
Гущина,
где
предлагается
объяснение
непонятных тем и происходит разбор задач, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.
Видео-уроки доступны учащимся, в любое время ученик может вернуться и
посмотреть урок полностью или частично, а краткие конспекты помогают запомнить
всю необходимую теорию. Большое количество тестов позволяет потренироваться на
всех типах заданий, ко всем тестам есть подробные решения. Кроме того, если
возникли вопросы, можно задать их Дмитрию Дмитриевичу, консультации проводятся
после каждого занятия.
Использую и рекомендую ученикам видеоразбор заданий на сайте Александра
Ларина,
видеоролики
Анны
Малковой,хорошим
помощником
станут
задания Открытого банка заданийпо математике, размещенного на сайте ФИПИ, где
помещено большое количество заданий, используемых при составлении вариантов
ЕГЭ. Самостоятельную подготовку можно вести и по темам, уделяя внимание тем,
которые вызывают затруднения.
Академик
Владимир
Афанасьевич Обручев
говорил:
«Способности,
как
мускулы, растут при тренировке». Поэтому, что при подготовке к ЕГЭ необходима
тренировка, тренировка и ещё раз тренировка.
Решая тесты по темам, каждый ученик ведёт личный диагностический контроль,
где отмечает западающие им темы с тем, чтобы повторить теорию, получить
консультацию учителя, пройти тестирование по этой теме ещё раз. Хороший результат
отслеживания
показателей
выполнения
тестов
каждым
выпускником
дает
диагностический лист учебных достижений учащихся, который веду сама.
В 10 классе веду элективный курс «Практикум по математике», а в 11 классе
элективный курс «Подготовка к ЕГЭ». Провожу индивидуальные и групповые
консультации. Организую консультации и на каникулах.
В кабинете математики оформлен стенд ЕГЭ. В нем размещается положение об
итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила
поведения учащихся на ЕГЭ, советы учащимся.
Наконец третья стадия — стадия «штурма», или «взятия на абордаж» — сводится к
запоминанию того, что нужно запомнить, и латанию последних «дыр».
Предлагаю не тратить слишком много времени на те заданий, которые не получаются.
Решив первые 12 заданий, вернитесь к тем, которые вызвали затруднения,
попытайтесь посмотреть на задачу с другой стороны, сделайте себе в помощь рисунок.
И только после этого переходите к заданиям второй части.
Советую детям не торопиться, внимательно, несколько раз перечитывать задание и
только тогда приступать к решению. После его решения прочитать задание еще раз и
оценить полученный ответ.
Рекомендую использование таких формул самовнушений: Я уверенно сдам ЕГЭ.
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все
испытания.
Вопрос: Можно ли завалить экзамен, если знаешь предмет очень хорошо?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Чем это может быть вызвано?
Ответ: Невнимательное чтение условия, арифметические ошибки, торопливость,
элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк. Все это может
привести и талантливых учеников к более скромным результатам.
ПРОБЛЕМЫ
Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике остаются. Одна из них –
насыщенность программы новым учебным материалом в 11 классе, который учителя
вынуждены преподавать до апреля месяца. Поэтому чаще всего интенсивная
подготовка к ЕГЭ начинается в 10-11 классах во внеурочное время, так как на уроках
надо изучать программный материал.
И ещё: для многих ребят ЕГЭ - это стресс, решается их будущее, волнение и прочие
факторы сбивают.
Только в результате интенсивной подготовки к экзамену учащиеся становятся более
самостоятельными, уверенными в своих знаниях, осознанно ведут подготовку,
стараются ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и показывают хорошие
результаты.
Вся проводимая работа способствует тому, что мои выпускники успешно сдают
единый государственный экзамен по математике профильного уровня.
Таким образом, формула успеха проста: мотивация + предметная готовность +
информационная готовность + психологическая готовность.
Хотелось бы вернуться к тому, с чего начала своё выступление – востребованностью
профильного экзамена по математике. Считаю, что противоречие, которое возникает
между «я хочу» и «я могу» у учеников, несоответствие желания и своих возможностей
порождает основные трудности подготовки и сдачи ЕГЭ по математике.
Цель моей работы – не только подготовить ученика к прохождению итоговой
аттестации, но и заложить фундамент знаний по математике, необходимый для
продолжения образования в ВУЗе.
Желаю всем коллегам прежде всего терпения, веры в свои силы, здоровья,
старательных и благодарных учеников.