Напоминание

Конспект "Тайны бумаги"


Автор: Харлашева Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект "Тайны бумаги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию

детей

Кировского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Тайны бумаги»

Подготовительная группа

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Харлашева Ирина Юрьевна

Санкт-Петербург

2024

Цель: Формирование представления детей о бумаги.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей об истории и производстве бумаги.

Углублять представления детей о свойствах бумаги.

Развивающие:

Развивать умение обследовать предмет,

Развивать словесно-логическое мышление, учить устанавливать причинно-

следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивать связную речь, речь рассуждение, речь – доказательство.,

Развивать память, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность,

бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование: компьютер, экран, презентация PowerPoint, карточки-

символы свойств бумаги, раздаточный материал: листы бумаги, картона, салфетка.

Емкость с водой, салфетка, цветок из бумаги, два кубика, небольшое яблоко, горох

или другой сыпучий материал, носовой платок (ткань), кусок пластилина.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

(Здороваются с гостями.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Вы любите загадки?

-Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага).

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Вот о ней мы сегодня и поговорим.

И занятие наше свами так и будет называться «Тайны бумаги».

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня разгадать тайны этого удивительного и

нужного для человека материала. Вам было бы это интересно?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, зачем людям нужна бумага?

Дети: Люди на бумаге пишут, рисуют, делают из нее аппликацию. Бумага нужна,

чтобы можно было печатать книги, газеты. Из бумаги делают упаковочные коробки.

Воспитатель: А всегда ли была бумага?

Дети: Я думаю, что было время, когда бумаги не было.

Воспитатель: А на чем писали люди, когда бумаги еще не было?

Дети: Люди писали на камнях, глиняных дощечках, на бересте…..

Ребята, а может быть вы уже знаете, из чего делают бумагу?.

Дети: Бумагу делают из древесины.

Воспитатель: Давайте узнаем первую тайну бумаги как из древесины делают

бумагу. Как люди

Рассказ воспитателя и просмотр презентации «История бумаги».

В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и

другие деревья.

Бревна привозят на завод.

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки.

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса

называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего

производится для газет

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим

способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных

журналов, оберточных материалов.

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что

без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу,

нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту:

прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в

макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

Макулатура – бережет наши леса!

Воспитатель: Ребята, Бумага хранит еще много тайн о себе. Давайте разгадаем

некоторые из них?

Дети: Да, конечно, хотим.

Воспитатель: Все, что мы будем узнавать о свойствах бумаги, мы будем

записывать в специальную таблицу. Она нам поможет ничего важного не забыть (таблица

на экране, в нее заносят каждое новое свойство бумаги).

Воспитатель: А какие свойства бумаги вы уже знаете?

Вспомнить их вам помогут символы.

Дети подходят к столу, на котором разложены различные символы.(гладкая, тонкая,

легкая, непрозрачная, разноцветная, бумагу можно разрезать ножницами ….)

Воспитатель: Вам необходимо найти символ, который соответствует одному из

свойств бумаги и назвать это свойство. (обговорить символы).

Дети: рассказывают о знакомых им свойствах бумаги.

Воспитатель: Посмотрите, в нашей таблице на экране уже появились эти свойства

бумаги.

Теперь давайте разгадаем неизвестные тайны бумаги с помощью игр и увлекательных

экспериментов!. А как вы считаете, где проводят эксперименты? (Ответы детей). Верно в

лаборатории!

Воспитатель: Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила

поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать

руками и т.д. Надо внимательно наблюдать за опытом. Надо осторожно действовать с

приборами и материалами для экспериментов.

Дети вспоминают правила поведения в лаборатории с использованием карточек-

символов.

Воспитатель: ребята, давайте пройдем в нашу лабораторию, садитесь за столы.

1. Опыт «Мнется ли бумага?»

Воспитатель: Возьмите в руку лист бумаги, попробуйте смять его. Что слышите? А теперь

попробуйте распрямить его, придать им ту же форму. Удалось ли это сделать?

Вывод: Удалось ли это сделать?

Дети: Бумага мнется, издает звук при сминании. Если бумагу смять, а потом расправить, она

не станет прежней.

2. Бумага может распрямляться под воздействием воды

Опыт «Волшебный

цветок».

Воспитатель: Давайте разгадаем еще одну тайну бумаги.

- Ребята, посмотрите, я, из бумаги вырезала цветок и загнула лепестки к центру

цветка. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).

Воспитатель: А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть вода! С её помощью

бумажный цветок раскроется!

Показ опыта.

Самостоятельное проведение опыта детьми.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы

детей).

- Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства

между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за

раскрытием цветка.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).

3. Опыт «Бумага складывается, скручивается».

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки лист бумаги и попробуйте согнуть его пополам.

Разверните его. Как изменился лист бумаги?

Дети: На листе появилась линия сгиба.

Воспитатель: А можно ли ее разгладить?

Дети: Нет.

Воспитатель: Скрутите лист бумаги, сделайте небольшую трубочку.

Вывод: бумагу можно согнуть и скрутить, она гибкая.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, труд исследователей не легок, и вы, наверное, уже устали!

Предлагаю провести физминутку, и немножко подвигаться.

Нужно нам всем отдохнуть,

Чтоб усталость отряхнуть. (Дети встают, встряхивают руками)

Ровно встали, потянулись. (потягиваются)

И к соседу прикоснулись. (парами берутся за руки)

Влево – вправо повернулись. (поворачиваются)

И друг другу улыбнулись. (улыбаются друг другу).

Руки вниз, на пояс, вверх –

Нам сопутствует успех.( хлопают в ладоши над головой)

Руки в стороны, вперёд –

Нас ещё работа ждёт. (хлопают в ладоши над головой)

4. Опыт «Бумага рвется, но становится прочной при скручивании».

А теперь порвите. Рвется? Попробуйте порвать упаковочный картон. Прочная бумага?

(Бумага рвется, а значит она непрочная, простой лист легко рвется, картон труднее, картон

упаковочный плохо рвется)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

Купить шпагат из бумаги.

5. Бумага бывает прочной и не прочной. Опыт «Бумага – мост».

Воспитатель: Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого

проведем опыт «Бумага – мост».

- Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Чтобы по мосту , могли ходить

пешеходы и проезжать машины, но для этого они должны быть прочными. А бумага прочный

материал?

Дети: Да. Нет.

Воспитатель: Давайте проверим. Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Может

ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).

- Давайте проверим. Нам потребуется два кубика, два листа бумаги и одно яблоко.

Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока.

Обсуждение с детьми причины падения яблока.

Воспитатель: Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия

опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.

Дети складывают лист бумаги гармошкой.

Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.

Воспитатель: Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете,

почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).

Дети: Рёбра, линии, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и

мост смог выдержать яблоко.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра

жесткости.

6. Опыт «Бумага может удерживать сыпучие материалы

Воспитатель: Ребята, у нас вами есть: горох, лист бумаги, носовой платок (ткань).

Как перенести горох и не рассыпать?

Дети высказывают свои предположения, пробуют разные способы.

Оказывается это вполне возможно, если свернуть бумагу в кулек.

Воспитатель: А получится ли это сделать с носовым платком?

Вывод: Бумага может удерживать сыпучие материалы.

7. Опыт «Режущие свойства бумаги». (альбомный лист, салфетка, картон)

Воспитатель: Ребята, а можно ли бумагу использовать, как нож?

Давайте возьмем кусок пластилина и скатаем из пластилина колбаску. Возьмите

полоску альбомного листа и краем бумаги сделайте на ней надрез. Давайте проверим,

какими видами бумаги можно сделать надрез на пластилине..

Воспитатель: какую тайну бумаги мы наблюдали в этом эксперименте?

Дети: Теперь мы знаем, что бумагой можно поранится.

8. Опыт «Бумага имеет свойство вдавливаться».

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем еще одну тайну бумаги. Давайте положим под

тетрадный лист монетку и заштрихуем это место простым карандашом.

Воспитатель: Что появилось на бумаге?

Дети: на бумаги появился рисунок монеты.

Воспитатель: Почему же так происходит?

Дети: Бумага вдавливается.

Вывод: Бумага имеет свойство вдавливаться.

Воспитатель: Ребята, какие же тайны бумаги мы узнали? (Выводы исследований- опираясь

на схемы. На экране)

1. Бумага мнется, издает звук при сминании. Если бумагу смять, а потом расправить

она не станет прежней.

2. Бумага может распрямляться под воздействием воды

3. Бумага складывается, скручивается.

4. Бумага бывает прочной и не прочной.

5. Бумага может удерживать сыпучие материалы

6. Режущие свойства бумаги.

7. Бумага имеет свойство вдавливаться.

Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.

Итог занятия.

Воспитатель:

Что вас сегодня на занятии удивило

О чем вы бы хотели рассказать дома родителям?

- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.

- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.

Анализ работы детей воспитателем.

- Спасибо за работу!



В раздел образования