Авторы: Коркачева Дина Александровна, Швецова Ольга Сергеевна
Должность: учитель информатики, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Образовательная практика по направлению «Наука» в рамках комплексной Программы работы с одаренными детьми «Мозаика»
Раздел: полное образование
Образовательная практика по направлению «Наука»
в рамках комплексной Программы работы с одаренными детьми
«Мозаика»
Швецова Ольга Сергеевна, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №15
Коркачева Дина Александровна,
учитель информатики МБОУ СОШ №15
г.Апатиты, Мурманская область
МБОУ СОШ №15 г. Апатиты является корпоративной «ФосАгро-
школой».
Основная
цель
проекта
-
подготовка
инженерной
элиты
и
обеспечение
притока
в
Компанию
«ФосАгро»
высокообразованной,
мотивированной
и
имеющей
хорошую
профессиональную
подготовку
молодежи.
Основные задачи: мотивация обучающихся к проведению прикладных
исследований в области естественнонаучных дисциплин, информационных
технологий, робототехники; выявление и развитие способностей каждого
обучающегося;
целенаправленная
профессиональная
ориентация;
формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей
личности, ориентированной на выбор профессии.
Реализация
проекта
осуществляется
в
нескольких
направлениях:
мероприятия по оформлению необходимых нормативно-правовых документов;
реализация образовательных программ для школьников образовательного
учреждения; мероприятия по реализации внеурочной деятельности для
школьников, педагогов; мероприятия по профориентационной деятельности;
повышение
квалификации
педагогов
профильных
предметов,
классных
руководителей,
администрации
школы;
формирование
корпоративной
культуры; духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников;
физкультурно-оздоровительное
и
спортивное
направление;
материально-
техническое обеспечение проекта.
Образовательная практика по направлению «Наука» является составной
частью научно-исследовательского направления комплексной Программы
работы с одаренными детьми «Мозаика» и согласуется с ней в вопросах
создания образовательной среды школы, ориентированной на успех каждого
обучающегося и реализацию индивидуальных маршрутов развития ребенка и
учебного коллектива в целом.
Направления:
I.
Научно-исследовательское
Цель: познакомить обучающихся с методами научного познания; раскрыть у
школьников интерес к научно-исследовательской, поисковой и проектной
деятельности.
Виды деятельности: проведение учебно-исследовательских и проектных работ;
создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач;
участие в интеллектуальных интернет-сообществах, конкурсах и конференциях
различного уровня; организация обучающих семинаров и консультаций для
педагогических
работников
по
вопросам
руководства
проектной
и
исследовательской деятельностью обучающихся.
II.
Творческое
Цель: создать условия для формирования умения воспринимать, понимать,
чувствовать красоту окружающего мира; самому принимать участие в создании
прекрасного в общественной жизни, труде, быту, в отношениях людей.
Виды деятельности: сотрудничество с культурными учреждениями города;
проведение экскурсий, встреч с деятелями культуры, различных массовых
мероприятий;
посещение
музеев,
выставок,
театральных
постановок,
концертов; организация разнообразной досуговой деятельности; концертная и
театральная деятельность; организация выставок рисунков и вернисажей.
III.
Спортивное
Цель: создать условия для обеспечения охраны здоровья, полноценного
физического развития и формирования здорового образа жизни.
Виды деятельности: пропаганда физической культуры, повышение спортивного
мастерства школьников; организация работы школьных спортивных секций;
участие
сильнейших
спортсменов
школы
в
городских
и
областных
соревнованиях;
привлечение
к
спортивно-массовой
работе
известных
спортсменов, ветеранов спорта; профилактика асоциальных явлений (курение,
алкоголизм, наркомания) и выработка потребности в здоровом образе жизни;
организация оздоровительных лагерей.
IV.
Социальное
Цель: создать условия для личностного, делового и социального роста;
расширения границ внутренней свободы, необходимой для жизненного успеха.
Виды деятельности: подготовка социально-положительного лидера для участия
в системе управления школой; участие в решении общественно значимых задач
школы и города; сочетание формирования навыков социальной практики с
глубоким усвоением основ социальных наук; встречи с интересными людьми;
посещение учреждений социальной направленности.
Участники образовательной деятельности, на которых направлена
практика: обучающиеся, родители (законные представители),
учителя-
предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования,
педагог-организатор, узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед,
социальный
педагог),
методисты,
администрация,
представители
общественности, представители компании «ФосАгро», сотрудники КНЦ РАН,
преподаватели
филиала
МАУ,
участники
проекта
«ФосАгро-школа»,
преподаватели Дома Детского Творчества имени академика А.Е. Ферсмана,
сотрудники городского Дворца культуры Строителей имени
В.К.
Егорова,
МБУК «Централизованная библиотечная система», спорткомитет города.
Многих ученых, педагогов, психологов давно волнует проблема детской
одаренности. Забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра -
это забота об одаренных детях сегодня. В настоящее время очень высок интерес
к одаренности. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной
творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды
требует
не
только
высокой
активности
человека,
но
и
его
умений
нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны
внести свой вклад в развитие общества.
Ключевые задачи
1. Выявление
и
анализ
образовательных
потребностей
одаренных
обучающихся;
2. сопровождение
одаренных
детей
через
организацию
проектно-
исследовательской деятельности;
3. разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
одаренных обучающихся;
4. изучение и апробация принципов и методов научного исследования,
оформления и презентации его результатов;
5. разработка и реализация плана образовательной навигации в системе
дополнительного образования;
6. мониторинг полноты и качества реализации образовательной практики.
Основной базовый принцип практики
Создание
индивидуального
образовательного
маршрута
для
одаренного
обучающегося, во-первых, позволит максимально учесть его потребности и
дефициты, а также осуществить дифференцированный подход к организации
его учебно-воспитательной деятельности, во-вторых, применение проектно-
исследовательской
технологии
даст
возможность
поддерживать
интерес
обучающихся к определенной предметной/межпредметной области, высокий
уровень мотивации и научного сотворчества.
Виды деятельности
Проведение
учебно-исследовательских
и
проектных
работ;
создание
творческих групп для решения конкретных исследовательских задач; участие в
сообществах, конкурсах и конференциях различного уровня; организация
обучающих семинаров и консультаций для педагогических работников по
вопросам
руководства
проектной
и
исследовательской
деятельностью
обучающихся.
Основная деятельность школы и педагогов сосредоточена на развитии
высокотехнологичной
образовательной
среды,
включающей
развитие
естественнонаучного компонента, а также на формировании у молодежи
технологического мышления и опыта самореализации.
Содержательные
акценты
научно-исследовательского
направления:
междисциплинарность; проектная и исследовательская культура; высокие
технологии
и
инженерное
мышление;
современные
образовательные
технологии; электронное образование; партнерство с бизнесом.
1.
Технология развития критического мышления – это целостная система,
которая позволяет формировать необходимые навыки работы через письмо и
чтение. Задача – пробудить интерес к творческой или исследовательской
активности, а затем предоставить условия для осмысления полученной
информации и ее обобщения.
2.
Сase-study
– сущность данной технологии состоит в том, что учебный
материал подается ученикам в виде микро-проблем, а знания приобретаются
в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по
разработке
решений.
Совместными
усилиями
ученики
формулируют
проблему,
анализируют
ее,
дают
оценку,
вырабатывают
алгоритм
практического решения проблемной ситуации, готовят отчет и представляют
решение проблемы.
3.
Технология
проблемно-диалогического
обучения
представляет
собой
организацию обучающей деятельности таким образом: педагог создает
проблемную ситуацию, в качестве которой могут выступать вопросы, задачи,
практические задания; дети под руководством учителя активно исследуют
пути и варианты ее решения.
4.
Проектная технология определяется стимулированием интереса учащихся к
определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой
знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих
проблем, умение практически применять полученные знания.
5.
Технология модульного обучения подразумевает жесткое структурирование
учебного
материала,
содержания
образовательной
деятельности
и
ее
организации с использованием модулей – четких, логически завершенных
учебных
блоков.
Модуль
–
важнейшая
часть
системы,
целевой
функциональный узел, который объединяет содержание нового материала и
технологию, которая позволяет его усвоить.
Обучающий эффект
Расширение
знаний
и
умений
в
области
осуществления
проектно-
исследовательской
деятельности,
развитии
креативного
и
критического
мышления, умения анализировать, систематизировать и обобщать различные
виды источников, создавать собственные исследовательские проекты и
презентовать их.
Создано Научное Общество Учащихся «Знания +». Состав участников:
ученики 5-11 классов.
Основная
деятельность
НОУ
сосредоточена
на
развитии
высокотехнологичной
образовательной
среды,
включающей
развитие
естественнонаучного компонента, а также на формировании у молодежи
технологического мышления и опыта самореализации.
Содержательные
акценты
научно-исследовательского
направления:
междисциплинарность; проектная и исследовательская культура; инженерное
мышление;
современные
образовательные
технологии;
электронное
образование; осознанный выбор образовательных траекторий.
Основные
задачи,
которые
позволяет
решить
исследовательская
деятельность в рамках НОУ:
приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных
задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов
построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности
этих представлений;
возможность введения человека в мир человеческой культуры через
культуру научного сообщества – освоение принятых здесь способов и норм
деятельности,
восприятие
на
личностно-значимом
уровне
образцов,
авторитетов и ценностей научного сообщества.
В структуру НОУ входят три предметные секции по направлениям:
физико-математическое, естественнонаучное и социально-гуманитарное.
Научная деятельность общества
Практическое использование результатов проектов
Публикации в сборниках тезисов и исследовательских статей в рамках
проведения научно-практических конференций различного уровня
Работа по организации защиты интеллектуальной собственности
Традиционно ученики являются победителями и призерами научно-
практических конференций различных уровней: «Шаг в будущее», «Доктрина»,
«Юные техники и изобретатели», «Юные исследователи – науке и технике»,
«Большие вызовы», «Первые шаги в науке», «Национальное достояние
России», «Юный исследователь», «Я - исследователь», «Шаги в науку», «Меня
оценят в XXI веке», «Юность, наука, культура», «ЮНЭКО» и других.
Создан
мини-технопарк
«Квантолаб»
по
трем
направлениям:
«Промышленный дизайн», «Робототехника», «Хай-тек»:
«Математические
основы
информатики», «Математический практикум в физике и химии»,
«Экспериментальная физика», «Основы термохимии и электрохимии», «Хай-
тек цех», «Моделирование и прототипирование», «Компьютерный дизайн»
Создан центр образования «Точка роста» в рамках федерального проекта
«Современная школа». Главная цель проекта – сделать образование в области
естественно-научных, технических, цифровых, гуманитарных наук доступным
школьникам из любого уголка России. С помощью «Точки роста» в школе
созданы условия для внедрения цифровых технологий и инновационных
методов обучения.
Школа - открытая лаборатория как эффективная модель организации
естественнонаучного конвергентного образования.
Школа - участник Федерального сетевого сообщества «Школьная лига
РОСНАНО».
Школа – участник проекта «Инженерные кадры будущего» (проведение
мероприятий в рамках регионального фестиваля «Юные инженеры Арктики»).
Школа
–
участник
программы
«Цифровая
платформа
персонализированного
образования
для
школы»
(реализуется
в
рамках
нацпроекта «Образование»).
Поэтапный план реализации образовательной практики
I
этап (подготовительный). Диагностика уровня сформированности
исследовательской компетентности обучающихся.
Разработка
учебно-методических
материалов
для
обучающихся,
необходимых для реализации проектной и исследовательской деятельности:
учебных пособий и памяток; формы фиксации рабочей программы проведения
проектов и исследований; материалов, направленных на подготовку и
проведение конференций, интеллектуальных конкурсов.
Диагностика показателей состояния здоровья обучающихся.
Валеологизация и здоровьесберегающая организация образовательного
процесса.
Разработка
и
подготовка
социальных
проектов
различной
направленности:
образовательные
(разработка
различных
пособий,
развивающих игр и дидактических материалов); защитно-правовые (разработка
мероприятий для людей, попавших в сложные жизненные ситуации, а также
помощь и защита животных); благотворительные.
Результат реализации этапа
Разработка
надпредметной
программы
формирования
проектной
и
исследовательской культуры обучающихся, обеспечивающую преемственность
перехода с этапа на этап обучения.
Организация
системы
проектной
и
исследовательской
деятельности
обучающихся, используя потенциал ШНО «Знания +».
Совершенствование системы мониторинга состояния здоровья обучающихся,
информирования субъектов образовательного процесса о его результатах,
предоставления соответствующих рекомендаций.
II этап (устойчивая реализация)
Введение развивающих курсов междисциплинарного характера по
обучению
учащихся
основам
проведения
исследовательских
проектов:
начальная школа – «Умники и умницы»; основная школа – «Я - исследователь»;
средняя школа – «Основы исследовательской деятельности».
Ведение в учебный план 10-11 классов дисциплины «Индивидуальный проект».
Ежегодное проведение проектной сессии для обучающихся 5-11 классов.
Система контроля и оценки образовательного результата: наблюдения за
удовлетворенностью школьников участием в мероприятиях исследовательской
направленности; анкетирование; анализ участия в предметных конкурсах,
олимпиадах, форумах; фотоотчеты, новостная лента на сайте школы, в группе в
Контакте; качество письменных продуктов (тексты исследовательских работ).
Результат реализации этапа
Обеспечение
условий
для
реализации,
проектной
и
исследовательской
деятельности обучающихся на основе самостоятельного поиска и свободного
выбора с учетом личностной избирательности.
Формирование системы внутренних мероприятий для развития одаренных
обучающихся в различных областях интеллектуальной деятельности.
Информирование и организация участия в конкурсах, конференциях и других
мероприятиях,
обеспечивающих
развитие
детей
и
предоставляющих
возможность проявления их творческого потенциала.
Формирование «банка» проектных, исследовательских и творческих работ
учащихся для участия в научно-практических мероприятиях различного
уровня.
III
этап (коррекция).
Корректировка реализации проекта на основе
мониторинга эффективности работы по его внедрению, разработка стратегии
дальнейшего его развития.
Результат реализации этапа
Высокая активность и результативность участия педагогов и обучающихся в
проектной, исследовательской и творческой деятельности на разных уровнях,
интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся, расширение
возможности занятий учащихся по программам дополнительного образования.
Проведение специальных церемоний по предъявлению достижений учащихся в
олимпиадной, проектной, исследовательской работе.
Количественно измеряемые показатели эффективности реализации
проекта:
количество обучающихся, выполнивших проектные и исследовательские
работы на уровне школы – 100% учеников, защитивших свои работы на
ежегодной проектной сессии;
количество победителей и призеров городских, областных, Всероссийских
олимпиад, конференций и конкурсов – 20% участников;
повышение качества выполнения проектных и исследовательских работ –
100%;
участие
в
научно-практических
мероприятиях
различного
уровня,
осуществляющих публикации статей и тезисов докладов – 50%.
Качественно
измеряемые
показатели
эффективности
реализации
проекта:
повышение
уровня
мотивации
педагогов
к
работе
с
одаренными
обучающимися (методика Соломина И.Л. «Психометрическая диагностика
скрытой мотивации»);
повышение уровня мотивации одаренных обучающихся (шкала Дж.
Рензулли);
использование педагогами в работе основных подходов к разработке
учебных программ для обучения одаренных обучающихся: ускорение,
углубление, обогащение, проблематизация (анализ уроков);
использование
родителями
одаренных
обучающихся
рекомендаций
педагогов
по
поддержке
и
развитию
одаренности
в
своих
детях
(анкетирование родителей);
степень
удовлетворенности
родителей
и
учеников
качеством
образовательных услуг;
оценка результативности и эффективности используемых механизмов
социального партнерства;
соотнесение результатов внешней и внутренней оценки деятельности
образовательного учреждения и определение дальнейших направлений
развития школы.
Статистические срезы и диагностики проводятся 2 раза в год: в январе и
мае. По окончании каждого этапа мониторинга проводится коррекция планов
внедрения или программ конкретных направлений деятельности.
Данная образовательная практика может быть внедрена в любой
образовательной организации (далее – ОО), она является универсальной и
может быть адаптирована к любым внутренним и внешним условиям
образовательной организации. ОО может находиться в любой социокультурной
среде любого муниципального образования. Социальный образовательный
заказ при этом тоже может любым. ОО должна иметь партнеров в сфере
культуры, образования, здоровья, спорта.
Разработчики готовы обеспечить консультационное сопровождение
(предоставить
информационные
материалы);
провести
вебинар/семинар/мастер-класс и так далее.