Напоминание

Изучение и сохранение семейных обычаев и традиций на уроке изо


Автор: Курдюкова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦРТДЮ" пгт. Черноморского
Населённый пункт: пгт. Черноморский
Наименование материала: План-конспект урока "Казачья изба"
Тема: Изучение и сохранение семейных обычаев и традиций на уроке изо
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

План-конспект урока на тему:

«Казачья изба»

Составитель: Курдюкова

Татьяна Юрьевна, педагог

дополнительного

образования.

Казаки исстари призваны селиться на

отдалённых рубежах отечественной земли. Поэтому их

селища и домашнее житьё малоизвестны в остальном отечестве, добрая

слава их подвигов не умирает.

ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с историей и бытом казачества.

МАТЕРИАЛ: бумага, кисти, краски, карандаш.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

1. Из истории казачества.

2. Казачий быт.

3. Выполнение эскизов и зарисовок в карандаше.

4. Эскизы (в цвете) – интерьер жилища казачьей семьи.

1. «Из истории казачества»

По географическому положению (45

о

с.ш.) и слабому возвышению над

уровнем моря Черноморье должно считаться тёплым краем. Действительно

здесь больше тепла, чем холода, больше солнца, чем облаков. Но вследствие

своей гладкой поверхности и открытого положения на севере этот южный

край часто испытывает холода северной зимы. Соседство двух морей и

Кавказских гор делает его климат изменчивым и непостоянным. Народ со

всей точностью определил свой климат в поговорке: «До Святого Духа не

кидайсь кожуха, а по Святом Дуси, у тому ж кожуси».

Это значит, ни в какое время не будь доверчив к климату.

Черноморские казаки вышли из последней Запорожской Сечи и населили

нынешний свой край в 1792 году. К первобытному их поселению,

состоявшему из 20000 «куренных» или служилых людей, присоединились:

горсть запорожцев, вышедших из Турции под именем Буджацких казаков, и

два поселка добровольных выходцев из-за Кубани – черкес и татар,

малороссийских казаков из губерний Полтавской и Черниговской.

Казаки говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся.

Настолько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты

малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях в быту домашнем и

общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном,

хихиканье на вечерницах, выбеленный угол хаты и гребня с зелеными

вербами, конь под седлом – все напоминает о Черноморских казаках.

Между обывательскими казачьими строениями холенные почти не

встречаются, Деревянные очень редко, земляные, то есть сложенные из

просушенного дёрна. Господствующие у черноморцев постройки турлучные

или мазанковые. Если это жилище пана, в нём будет очень много окон, если

урядника, то при нём будут присенки, крылечко на двух столбиках, вроде

козырька.

Если в хате порядок и довольство, то на дымовую трубу будет надет

деревянный

островерхий

колпак

с

петушком

вместо

кисточки,

поворачивающимся по ветру. «У богатого казака дымарь с крышкою, а в

убого лоб из шишкою».

Екатеринодар

главный

город

земли

Черноморских

казаков.

Местоположение города болотистое и нездоровое. Осенью и весной улицы

города бывают наполнены топями, почти непроходимыми. Общая всему

краю климатическая болезнь – лихорадка.

Казак несет военную службу государеву, для которой и занимает место в

государстве. В казацкой земле все денежные источники направлены в один

ящик, которым располагает одно ведомство.

Главные источники войсковой казны:

1) продажа вина

2) рыболовный промысел

3) соляной промысел

4) нефтяные источники и пиявочные болота

5) пастьба скота

6) торговые места

Средства из казны распределяются, в том числе на содержание казачьих

семей, то есть жалование.

2.Казачий быт.

В дореволюционных станицах мало внимания уделялось благоустройству и

чистоте улиц. Даже в крупных станицах редким явлением были мощеные

улицы.

Характерные

особенности

поселений

определялись

военизированными и хозяйственными условиями жизни населения (система

оборонительных укреплений, квартальная планировка, крупные размеры

поселений). В первые годы существования казачьих поселений сооружались

временные постройки – землянки.

В XIX веке на Кубани были распространены невысокие турлучные или

глинобитные жилые постройки. Они были обмазанные глиной и побеленные

снаружи, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или

камышовыми крышами с большими свесами, поддерживаемые консольными

выносами верхней обвязки и балок.

До середины XIX века были распространены продолговатые постройки,

состоящие из одного или двух жилых помещений – хаты и сенцы.

Отличительным признаком кубанской хаты был её внутренний план. Русская

печь ставилась в заднем углу ха ты, налево или направо от входа. По

диагонали от печи был расположен святой угол, в котором висели иконы, и

стоял обеденный стол. За боковой стеной печи устраивался деревянный

настил для спанья (примост, нары, кровать). Неподалёку от печи обычно

стоял сундук, вдоль стен устраивались лавки. В углу у двери был прикреплен

деревянный шкафчик для посуды – мисник, постав. Парадную комнату

стремились обставить сообразно господствовавшим в то время мещанским

вкусам. На видное место ставили деревянную кровать с горой пуховых

подушек, резные и расписные сундуки – приданное дочери, венские стулья

деревянные диваны; на окна вешали занавески, на стены – лубочные

картинки, цветные фотографии, семейное фото. Иконы украшались венками

из

искусственных

цветов

и

вышитыми

полотенцами;

в

шкафах

за

стеклянными дверцами красовалась фарфоровая и стеклянная посуда.

Заметные изменения в жилищном строительстве происходят лишь со

второй половины 30х годов, по мере укрепления и развития экономики

колхозов.

Значительные

усовершенствования

были

достигнуты

в

конструкциях вновь строящихся домов: больше стало строиться домов на

фундаменте,

глинобитные

полы

в

парадной

комнате

заменяются

деревянными,

применяется

штукатурка

стен.

В

домашнем

быту

распространяются такие городские предметы, как патефоны, швейные

машинки, велосипеды, фабричная мебель.

3.Выполнение эскизов и зарисовок (в карандаше)

После того как учащиеся ознакомились с бытом казаков, историей

зарождения казачества, преподаватель предлагает посмотреть слайды,

фотографии и иллюстрации по этой теме. После просмотра ребята

выполняют эскиз-зарисовку интерьера казачьей избы в произвольном

масштабе. Материалы для выполнения эскиза: карандаш и бумага.

В ходе работы преподаватель даёт рекомендации по композиционному

расположению

предметов

в

формате.

По

окончанию

этой

работы

устраивается просмотр, где ребята вместе с преподавателем выбирают

лучшие эскизы.

4.Выполнение эскиза (в цвете)

Когда эскизы отобрали, каждый увеличивает свою зарисовку до формата

А3 и вместе с преподавателем определяется с колоритом будущей работы.

Выбор сделан. Материалы для дальнейшего выполнения эскиза – гуашь,

кисти.

По окончанию занятия – просмотр работ и их обсуждение, здесь главное

отметить ошибки и удачные решения в каждой из них.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.

Пуляев В.Г. Культура и гуманитарные исследования в России//

Материальная культура народов России.-Новосибирск, 1995.С.22;

1.

Бетехтина Т.Г. Типология деревянной утвари украинцев в аспекте

историко-этнографического районирования. Автореф. дис. на соиск.

уч. ст. канд. ист. наук.-СПб.,1992.С.1.

2.

Бломквист

Е.Э.

Крестьянские

постройки

русских,

украинцев

и

белорусов

(Поселения,

жилища,

хозяйственные

строения)//Восточнославянский

этнографический

сборник.

Очерки

народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в

19-начале 20в.-М.: Изд-во АН СССР, 1956.- (Труды института

этнографии им.Н.Н. Миклуха-Маклая. Новая серия.Т.31).

3.

Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на

Кубани.-М., 1967.

4.

Кирей Н.А. Типы традиционного сельского жилища кубанских казаков

и народные способы его строительства (конец 19-20-е г.г. 20

в.)//Археологические

и

этнографические

исследования

Северного

Кавказа: Сб.науч.трудов.Краснодар,1994.

5.

Гангур

Н.А.

Материальная

культура

Кубанского

казачества:

2т.)/Н.А. Гангур; ред. Б.А. Трёхбратов.-Краснодар: Традиция Т.1.-

2009.-288с.:ил.



В раздел образования