Напоминание

Экосистемный подход в развитии дополнительного образования детей "Дворца молодёжи"


Автор: Котюнина Наталия Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАНОУ СО "Дворец молодёжи"
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экосистемный подход в развитии дополнительного образования детей "Дворца молодёжи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЦА МОЛОДЕЖИ»

Отделение физкультурно-спортивного образования

ПРОЕКТ ПОДПРОГРАММЫ

Автор

проекта:

Н.П.Котюнина,

педагог-психолог

Высшей

категории

отделения

физкультурно-спортивного

образования

ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»

Задача

программы

развития:

Управление

развитием

системы

дополнительного

образования

детей

физкультурно-спортивной

направленности.

Тема:

Экосистемный

подход

в

дополнительном

образовании

физкультурно-спортивной направленности.

Цель проекта: Формирование углубленных знаний по физиологии и

психологии человека, как основы сознания экологической безопасности

человека.

Актуальность:

В

условиях

научно-технического

и

социального

прогресса: неконтролируемое постоянное использование гаджетов и как

следствие малоподвижный образ жизни, возрастает роль дополнительного

образования физкультурно-спортивной направленности в развитии детей и

молодёжи.

Современное состояние физического, психического и социального здоровья

обучающихся

характеризуется

отсутствием

у

ребенка

важнейших

стереотипов ведения здорового образа жизни, не сформированы основы

знаний и мировоззрение экологической безопасности человека.

Одним

из

решений

развития

дополнительного

образования

детей

физкультурно-спортивной направленности является формирование у детей

осознанного подхода к здоровому образу жизни и формирование основ

сознания экологической безопасности человека в условиях современного

мира путем формирования теоретической базы знаний по физиологии и

психологии человека.

Актуальность реализации выражается в том, что

выстраиваются механизмы взаимодействия заинтересованных сообществ в

совместной реализации проекта в интересах обучающихся.

Краткое описание замысла: Сущностной основой становления новой

экосистемы

является

качественное

изменение

образовательных

возможностей

системы

дополнительного

физкультурно-спортивного

образования детей через введение в неё новых функциональных элементов.

- Экосистемное развитие предполагает переход к системам дополнительного

образования детей любого уровня (образовательная организация, отделение,

индивидуально

педагогическая),

обладающих:

наличием

различных

независимых

источников

образования;

вариативными

возможностями

реализации образовательных процессов и достигающих образовательных

результатов, соответствующих требованиям современности.

- Экосистемные изменения обусловливают:

1)

замещение

монопольности

дополнительного

образования

детей

правомерностью

участия

в

образовательной

деятельности

различных

заинтересованных сообществ;

2) преобладание в образовательном процессе субъектной деятельности детей;

3) результаты – компетенции от субъектной деятельности детей.

Планируемые результаты реализации проекта:

Реализация Проекта (Подпрограммы) по внедрению экосистемного

подхода в организацию деятельности ОФСО предполагает следующие

результаты:

разработан Проект деятельности отделения физкультурно-спортивного

образования;

поиск (функционируют) сообществ, заинтересованных в совместной

реализации Проекта, отработка механизмов взаимодействия;

разработана

методическая

разноуровневая

модель

дополнительной

предпрофессиональной

программы

физкультурно-спортивной

направленности с модулем «Психофизиолигия человека и ЗОЖ» в

соответствии с экосистемным подходом;

пошаговая

реализация

разноуровневых

дополнительных

предпрофессиональных программ «Прыжки на батуте», «Прыжки в

воду», «Спортивная акробатика» с модулем «Психофизиолигия человека

и ЗОЖ»;

разработан

мониторинг

эффективности

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

программы

физкультурно-спортивной

направленности с модулем «Психофизиолигия человека и ЗОЖ»;

приобретение углубленных знаний по психофизиологии и ЗОЖ;

формирование экологического сознания;

формирование

устойчивой

мотивации

устойчивой

мотивации

к

повышению спортивного результата;

расширена профориентационная модель;

тиражирование положительного опыта на область и шире.

Основные этапы реализации проекта:

Подготовительно-проектировочный этап (2019-2020гг)

Цель:

Формирование

представления

об

особенностях

реализации

экосистемного подхода в развитии дополнительного образования детей.

Задача: Создание опыта проектирования экосистемы дополнительного

образования детей «Дворца молодёжи» в рамках отделения физкультурно-

спортивного образования.

Направления деятельности, основные мероприятия и сроки реализации:

Организация проектной работы отделения физкультурно-спортивного

образования

ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» на этапе формирования

экосистемного подхода в развитии дополнительного образования детей.

Разработка проекта деятельности отделения физкультурно-спортивного

образования

по

реализации

экосистемного

подхода

и

механизмов

трансформации системы дополнительного образования детей физкультурно-

спортивной направленности.

Разработка методической разноуровневой модели предпрофессиональной

программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной

направленности

с

модулем

общеобразовательных

программ

«Психофизиолигия человека и ЗОЖ» в соответствии с экосистемным

подходом.

Разработка модуля программ «Психофизиология человека и ЗОЖ» для

теоретической подготовки детей физкультурно-спортивной направленности.

Участие в практико-ориентированных семинарах по организационно-

педагогической деятельности, направленной на подготовку программ к

апробации.

Инвентаризация

внешних

условий

и

возможностей

реализации

разработанного проекта деятельности отделения физкультурно-спортивного

образования по реализации экосистемного подхода в дополнительном

образовании.

Повышение квалификации тренеров, методистов и управленческих

кадров отделения физкультурно-спортивного образования (ОФСО) «Дворца

молодёжи»

по

направлению:

«Основные

дидактические

положения

образовательной экосистемы».

Доработка разноуровневых предпрофессиональных программ «Прыжки

на батуте», «Прыжки в воду», «Спортивная акробатика»

дополнительного

образования детей физкультурно-спортивной направленности

с модулем

общеобразовательных программ «Психофизиолигия человека и ЗОЖ» в

соответствии с экосистемным подходом

.

Разработка

и

апробация

мониторинга

эффективности

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

программы

физкультурно-

спортивной направленности с модулем теоретическая подготовка.

Анализ полученных результатов мониторинга эффективности реализации

дополнительной

предпрофессиональной

программы

физкультурно-

спортивной направленности с модулем теоретическая подготовка.

Внедренческий этап (2020-2023 гг.)

Цель:

Реализация

практико-ориентированной

модели

экосистемного

подхода

в

развитии

дополнительного

образования

детей

«Дворца

молодёжи», анализ и обобщение педагогического опыта.

Задача:

Организация

опытной

работы

по

внедрению

модели

дополнительного образования детей в рамках отделения физкультурно-

спортивного образования, в соответствии с экоситемным подходом.

Направления деятельности, основные мероприятия и сроки реализации:

Выявление, формирование сообществ и сообщностей в структурных

подразделениях «Дворца молодёжи». Создание механизмов взаимодействия.

Ознакомление родителей и детей со спецификой и возможностями

дополнительного образования, построенного на принципах экосистемного

подхода.

Поиск партнеров, готовых включиться в расширение образовательного

процесса

отделения

физкультурно-спортивного

образования

«Дворца

молодёжи».

Розработка

механизмов

и

этапов

возможного

сотрудничества

с

партнерами, готовыми включиться в расширение образовательного процесса

отделения физкультурного-спортивного образования «Дворца молодёжи».

Выявление, формирование сообществ и сообщностей вне структурных

подразделений «Дворца молодёжи». Создание механизмов взаимодействия.

Реализация

разноуровневых

предпрофессиональных

общеобразовательных программ дополнительного образования детей, в

соответствии с экосистемным подходом.

Сопровождение процессов трансформации дополнительного образования

с учетом принципов организации экосистемы.

Рефлексивно-прогностический этап (2023-2024 гг.)

Цель:

Достижение

процессов

устойчивого

внедрения

экосистемного

подхода в дополнительное образование «Дворца молодёжи».

Задача:

Масштабирование

и

углубление

практик

трансформации

дополнительного образования детей

в рамках отделения физкультурно-

спортивного образования

«Дворца молодёжи» и «Дворца молодёжи» в

новое экосистемное состояние.

Направления деятельности, основные мероприятия и сроки реализации:

Развитие сообществ и сообщности в образовательной системе «Дворца

молодёжи».

Получение и расширение опыта проявления инновационной активности

сформированными

сообщностями

отделения

физкультурно-спортивного

образования и «Дворца Молодёжи».

Участие

в

формировании

практик

саморазвития

структурных

подразделений «Дворца Молодёжи» в реализации экосистемного подхода.

Функционально-ролевое

совершенствование

деятельности

базовых

площадок.

Системное обобщение итогов формирования новой образовательной

парадигмы «Дворца Молодёжи».

Обоснование социальной значимости проекта.

Социальная

значимость

проекта

программы

развития

системы

дополнительного

образования

детей

физкультурно-спортивной

направленности

предполагает

устранение

недостатка

устойчивых

ценностных установок и понимание обучающимся важности личного

здоровья, а как следствие экологической безопасности человека.

Совершенствование

методической

модели

предпрофессиональной

образовательной программы.

Формирование совместно со структурными подразделениями «Дворца

Молодёжи» проектных замыслов реализации экосистемного подхода.

Партнеры.

1) СОЦМП – Свердловский Областной Центр Медицинской Профилактики,

Государственное Автономное Учреждение Здравоохранения.



В раздел образования