Автор: Котюнина Наталия Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАНОУ СО "Дворец молодёжи"
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экосистемный подход в развитии дополнительного образования детей "Дворца молодёжи"
Раздел: дополнительное образование
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЦА МОЛОДЕЖИ»
Отделение физкультурно-спортивного образования
ПРОЕКТ ПОДПРОГРАММЫ
Автор
проекта:
Н.П.Котюнина,
педагог-психолог
Высшей
категории
отделения
физкультурно-спортивного
образования
ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»
Задача
программы
развития:
Управление
развитием
системы
дополнительного
образования
детей
физкультурно-спортивной
направленности.
Тема:
Экосистемный
подход
в
дополнительном
образовании
физкультурно-спортивной направленности.
Цель проекта: Формирование углубленных знаний по физиологии и
психологии человека, как основы сознания экологической безопасности
человека.
Актуальность:
В
условиях
научно-технического
и
социального
прогресса: неконтролируемое постоянное использование гаджетов и как
следствие малоподвижный образ жизни, возрастает роль дополнительного
образования физкультурно-спортивной направленности в развитии детей и
молодёжи.
Современное состояние физического, психического и социального здоровья
обучающихся
характеризуется
отсутствием
у
ребенка
важнейших
стереотипов ведения здорового образа жизни, не сформированы основы
знаний и мировоззрение экологической безопасности человека.
Одним
из
решений
развития
дополнительного
образования
детей
физкультурно-спортивной направленности является формирование у детей
осознанного подхода к здоровому образу жизни и формирование основ
сознания экологической безопасности человека в условиях современного
мира путем формирования теоретической базы знаний по физиологии и
психологии человека.
Актуальность реализации выражается в том, что
выстраиваются механизмы взаимодействия заинтересованных сообществ в
совместной реализации проекта в интересах обучающихся.
Краткое описание замысла: Сущностной основой становления новой
экосистемы
является
качественное
изменение
образовательных
возможностей
системы
дополнительного
физкультурно-спортивного
образования детей через введение в неё новых функциональных элементов.
- Экосистемное развитие предполагает переход к системам дополнительного
образования детей любого уровня (образовательная организация, отделение,
индивидуально
педагогическая),
обладающих:
наличием
различных
независимых
источников
образования;
вариативными
возможностями
реализации образовательных процессов и достигающих образовательных
результатов, соответствующих требованиям современности.
- Экосистемные изменения обусловливают:
1)
замещение
монопольности
дополнительного
образования
детей
правомерностью
участия
в
образовательной
деятельности
различных
заинтересованных сообществ;
2) преобладание в образовательном процессе субъектной деятельности детей;
3) результаты – компетенции от субъектной деятельности детей.
Планируемые результаты реализации проекта:
Реализация Проекта (Подпрограммы) по внедрению экосистемного
подхода в организацию деятельности ОФСО предполагает следующие
результаты:
разработан Проект деятельности отделения физкультурно-спортивного
образования;
поиск (функционируют) сообществ, заинтересованных в совместной
реализации Проекта, отработка механизмов взаимодействия;
разработана
методическая
разноуровневая
модель
дополнительной
предпрофессиональной
программы
физкультурно-спортивной
направленности с модулем «Психофизиолигия человека и ЗОЖ» в
соответствии с экосистемным подходом;
пошаговая
реализация
разноуровневых
дополнительных
предпрофессиональных программ «Прыжки на батуте», «Прыжки в
воду», «Спортивная акробатика» с модулем «Психофизиолигия человека
и ЗОЖ»;
разработан
мониторинг
эффективности
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
программы
физкультурно-спортивной
направленности с модулем «Психофизиолигия человека и ЗОЖ»;
приобретение углубленных знаний по психофизиологии и ЗОЖ;
формирование экологического сознания;
формирование
устойчивой
мотивации
устойчивой
мотивации
к
повышению спортивного результата;
расширена профориентационная модель;
тиражирование положительного опыта на область и шире.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительно-проектировочный этап (2019-2020гг)
Цель:
Формирование
представления
об
особенностях
реализации
экосистемного подхода в развитии дополнительного образования детей.
Задача: Создание опыта проектирования экосистемы дополнительного
образования детей «Дворца молодёжи» в рамках отделения физкультурно-
спортивного образования.
Направления деятельности, основные мероприятия и сроки реализации:
Организация проектной работы отделения физкультурно-спортивного
образования
ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» на этапе формирования
экосистемного подхода в развитии дополнительного образования детей.
Разработка проекта деятельности отделения физкультурно-спортивного
образования
по
реализации
экосистемного
подхода
и
механизмов
трансформации системы дополнительного образования детей физкультурно-
спортивной направленности.
Разработка методической разноуровневой модели предпрофессиональной
программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной
направленности
с
модулем
общеобразовательных
программ
«Психофизиолигия человека и ЗОЖ» в соответствии с экосистемным
подходом.
Разработка модуля программ «Психофизиология человека и ЗОЖ» для
теоретической подготовки детей физкультурно-спортивной направленности.
Участие в практико-ориентированных семинарах по организационно-
педагогической деятельности, направленной на подготовку программ к
апробации.
Инвентаризация
внешних
условий
и
возможностей
реализации
разработанного проекта деятельности отделения физкультурно-спортивного
образования по реализации экосистемного подхода в дополнительном
образовании.
Повышение квалификации тренеров, методистов и управленческих
кадров отделения физкультурно-спортивного образования (ОФСО) «Дворца
молодёжи»
по
направлению:
«Основные
дидактические
положения
образовательной экосистемы».
Доработка разноуровневых предпрофессиональных программ «Прыжки
на батуте», «Прыжки в воду», «Спортивная акробатика»
дополнительного
образования детей физкультурно-спортивной направленности
с модулем
общеобразовательных программ «Психофизиолигия человека и ЗОЖ» в
соответствии с экосистемным подходом
.
Разработка
и
апробация
мониторинга
эффективности
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
программы
физкультурно-
спортивной направленности с модулем теоретическая подготовка.
Анализ полученных результатов мониторинга эффективности реализации
дополнительной
предпрофессиональной
программы
физкультурно-
спортивной направленности с модулем теоретическая подготовка.
Внедренческий этап (2020-2023 гг.)
Цель:
Реализация
практико-ориентированной
модели
экосистемного
подхода
в
развитии
дополнительного
образования
детей
«Дворца
молодёжи», анализ и обобщение педагогического опыта.
Задача:
Организация
опытной
работы
по
внедрению
модели
дополнительного образования детей в рамках отделения физкультурно-
спортивного образования, в соответствии с экоситемным подходом.
Направления деятельности, основные мероприятия и сроки реализации:
Выявление, формирование сообществ и сообщностей в структурных
подразделениях «Дворца молодёжи». Создание механизмов взаимодействия.
Ознакомление родителей и детей со спецификой и возможностями
дополнительного образования, построенного на принципах экосистемного
подхода.
Поиск партнеров, готовых включиться в расширение образовательного
процесса
отделения
физкультурно-спортивного
образования
«Дворца
молодёжи».
Розработка
механизмов
и
этапов
возможного
сотрудничества
с
партнерами, готовыми включиться в расширение образовательного процесса
отделения физкультурного-спортивного образования «Дворца молодёжи».
Выявление, формирование сообществ и сообщностей вне структурных
подразделений «Дворца молодёжи». Создание механизмов взаимодействия.
Реализация
разноуровневых
предпрофессиональных
общеобразовательных программ дополнительного образования детей, в
соответствии с экосистемным подходом.
Сопровождение процессов трансформации дополнительного образования
с учетом принципов организации экосистемы.
Рефлексивно-прогностический этап (2023-2024 гг.)
Цель:
Достижение
процессов
устойчивого
внедрения
экосистемного
подхода в дополнительное образование «Дворца молодёжи».
Задача:
Масштабирование
и
углубление
практик
трансформации
дополнительного образования детей
в рамках отделения физкультурно-
спортивного образования
«Дворца молодёжи» и «Дворца молодёжи» в
новое экосистемное состояние.
Направления деятельности, основные мероприятия и сроки реализации:
Развитие сообществ и сообщности в образовательной системе «Дворца
молодёжи».
Получение и расширение опыта проявления инновационной активности
сформированными
сообщностями
отделения
физкультурно-спортивного
образования и «Дворца Молодёжи».
Участие
в
формировании
практик
саморазвития
структурных
подразделений «Дворца Молодёжи» в реализации экосистемного подхода.
Функционально-ролевое
совершенствование
деятельности
базовых
площадок.
Системное обобщение итогов формирования новой образовательной
парадигмы «Дворца Молодёжи».
Обоснование социальной значимости проекта.
Социальная
значимость
проекта
программы
развития
системы
дополнительного
образования
детей
физкультурно-спортивной
направленности
предполагает
устранение
недостатка
устойчивых
ценностных установок и понимание обучающимся важности личного
здоровья, а как следствие экологической безопасности человека.
Совершенствование
методической
модели
предпрофессиональной
образовательной программы.
Формирование совместно со структурными подразделениями «Дворца
Молодёжи» проектных замыслов реализации экосистемного подхода.
Партнеры.
1) СОЦМП – Свердловский Областной Центр Медицинской Профилактики,
Государственное Автономное Учреждение Здравоохранения.