Автор: Акинфиева Вера Александровна
Должность: Преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: Московский промышленно- экономический колледж "РЭУ им..ГВ.В""
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровье-сберегающие технологии
Раздел: среднее профессиональное
Акинфиева Вера Александровна
Преподаватель ОП.08 Безопасность жизнедеятельности МПЭК ФГБОУ
ВО Российский экономический университет «РЭУ им. Г.В.Плеханова»
Применение
здоровье–сберегающих
технологии
в
обучении
специалистов банковского дела .
Аннотация. В статье автор анализирует вопросы, возникающие при изучении
в
колледже
дисциплины
«Безопасность
жизнедеятельности»
на
специальности
«38.02.07
Банковское
дело»
Применение
здоровье–
сберегающих технологии в обучении специалистов банковского дела,
психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к
профессиональной деятельности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, адаптация, рациона-
льная организация учебного процесса; рациональная организация двигатель-
ной активности студентов, организация рационального питания студентов;
Банковское дело – неотъемлемая часть экономики каждого
государства.
Как в любой профессии существуют плюсы и минусы банковского дела.
К достоинствам можно отнести:
стабильность благодаря востребованности коммерческих банков, несмотря
на непредсказуемость рынка;
карьерный рост обусловлен сложной должностной иерархией, где есть
возможность продвижения по службе.;
конкурентная
заработная
плата
подтверждается
развитой
системой
поощрения труда (бонусы, премии);
многие
банки
покрывают
добровольное
медицинское
страхование
сотрудников;
официальное
оформление
гарантирует
социальную
защищенность.
стабильный
график,
четкий
рабочий
дневной
регламент
позволяет
планировать сотрудникам свободное время;
В перечень недостатков можно включить высокую степень
ответственности, монотонная работа в начале карьерного роста, небольшая
оплата труда у новичков.
Специалист в области банковского дела
Специалист в области банковского дела – это человек с высокими
математическими способностями, аналитическим, дедуктивным складом ума,
хорошей
памятью,
стрессоустойчивостью,
качественным
физическим
здоровьем стремлением доводить начатое до намеченного результата.
Работник банка принимает, структурирует, анализирует, систематизирует
принятую информацию. Сосредоточенность, усердие, целеустремленность,
умение уделять внимание деталям – основные черты компетентного банкира.
Работа требует доскональное знание экономических дисциплин, структуру
банковских операций, имение здоровых амбиций. Успешное прохождение
небольшого курса обучения в банке для молодых специалистов после
принятия на работу гарантирует успешный карьерный рост. Многие банки
практикуют проведение экзамена перед принятием кандидата на вакантную
должность.
Специальность «38.02.07 Банковское дело» предназначена для подготовки
специалистов, способных выполнять банковские финансово-экономические
манипуляции:
предоставление
кредитов,
открытие
депозитов,
ведение
счетов, документации, бухгалтерский учет. Также в обучение банковскому
делу входит тщательная подготовка выпускников в осуществлении расчетно-
кассового обслуживания, внутрибанковского контроля, учета, работы с
активами, пассивами клиентов, ценными бумагами и другие операции.
Специальность позволяет выпускнику работать в кредитных учреждениях,
банках,
экономических,
финансовых
отделах
предприятий.
Профессиональный банкир – это высокопрофильный специалист, знающий
все тонкости, особенности финансовой системы мегаполиса.
Современный период развития общества выдвигает проблему здоровья
человека в качестве глобальной мировой проблемы. По многочисленным
научным данным, в последние время, наблюдается стойкое ухудшение
состояния здоровья обучающихся. В документах Министерства образования
Российской Федерации говорится о том, что по данным разных исследований
за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% подростков. Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
учебном
процессе
позволяет
обучающимся
более
успешно
адаптироваться
в
образовательном
и
социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что
в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается
уровень
физической
подготовленности
студентов
выпускных
курсов.
Увеличивается
численность
студентов
полностью
освобожденных
от
практических занятий по состоянию здоровья и количество занимающихся
отнесенных к специальной и подготовительной медицинским группам .
Выраженное ухудшение здоровья студентов требует поиска
новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления
физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового
образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья
человека является его двигательная активность.
Непонимание благоприятного воздействия физкультурной
деятельности на состояние здоровья, невысокая мотивация к занятиям
физической культурой, неразвитость навыков самоконтроля и во многом
неадекватное восприятие состояния собственного организма приводят к
формальному отношению студентов к своему здоровью, его сохранению и
укреплению. В связи с этим перед системой физического воспитания
ставится
задача
обоснования
содержания,
средств
и
методов,
способствующих эффективному формированию готовности студентов к
здоровьесберегающей
физкультурной
деятельности,
и
повышения
двигательной активности как ведущих факторов физического воспитания
оздоровительной
направленности.
Актуальна мотивация к здоровому образу
жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого
уровня по отношению к своему образу жизни. Студенты - это наше будущее,
от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и
здоровье населения в последующие годы.
Студенты специальности банковского дела проходят первую учебную
практику в банках г. Москвы в 4 семестре. Эта практика подразумевает
работу с физическими лицами, в основном с пожилыми людьми и в первую
неделю наши студенты сталкиваются с несколькими проблемами сразу:
физическая усталость, отсутствие выносливости,
беспокойство, страх не
выполнить поставленные задачи, закреплённым за ним менеджером банка,
недостаточный
словарный запас, стресс неустойчивость.
В связи с
вышеизложенным
уже на первых курсах
на занятиях по дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»
при подготовке проекта:
«Рациональный режим дня студента колледжа » упор делается
на
безусловную важность выполнения данной работы. Правильный распорядок
дня для студента крайне важен. Обучающемуся необходимо разработать
индивидуальный режим дня и следовать ему постоянно. Доказано, что,
выполняя по крайней мере по несколько пунктов режима дня, человек может
стать организованным и собранным!
Режим дня включает в себя следующие моменты: 1) достаточный и
полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко
сну; 2) рациональное питание в одни и те же часы; 3) определенное время для
подготовки выполнения домашнего задания, отдыха на свежем воздухе,
занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным
образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость
снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства
здоровья.
Здоровье студента в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет
ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и
восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.
Вредные привычки только усугубят проблему — курение, алкоголь,
переедание или просмотр интернет-страниц только способствуют развитию
хронического стресса. Вместо этого применяйте эффективные способы
расслабиться: спорт, волонтерская работа, медитация, чтение, прогулки
.
Стрессоустойчивость — это совокупность навыков и черт характера,
которые позволяют нам контролировать эмоции в сложных ситуациях и в
целом переносить стрессы без особых последствий. Как и любые навыки,
стрессоустойчивость нужно тренировать и развивать. Со временем даже
вспыльчивые люди могут научиться спокойно реагировать на всплески
эмоций, контролировать их и не вредить себе необдуманными решениями
Стресс- это короткий скачок эмоций, который направляет энергию нашего
тела на угрозу. Задача стресса — быстро справиться с проблемой, затем тело
снова
должно
расслабиться.
Повысить
стрессоустойчивость
помогут
перерывы: тело не должно находиться в стрессе постоянно. Поэтому
менеджеру
или
бизнесмену
нужно
учиться
активно
отдыхать
и
переключаться.
Кроме того, снять стресс поможет правильное питание: в условиях стресса
организму
требуется
больше
белков,
витаминов
и
микроэлементов.
Восполнить их можно, употребляя в пищу яйца, бобы, орехи и молочные
продукты.
На занятиях по безопасности жизнедеятельности прошу студентов
определить свою стрессоустойчивость, пройдясь по списку характеристики
стрессоустойчивого человека:
— быстро ориентируешься в нестандартной или «аварийной» ситуации;
— легко переносишь критику, оскорбления, не поддаёшься на провокации;
— контролируешь при необходимости эмоции;
— можешь абстрагироваться от ненужных событий и разговоров;
— не впадаешь в панику и не расстраиваешься при первой же неудаче;
— сохраняешь работоспособность в стрессовых условиях (когда давят,
отвлекают, контролируют).
Без стресса невозможно, поэтому нужно делать перерывы и расслабляться
:
1.Самоорганизовывайтесь! Упорядоченные дела успокаивают блуждающие
мысли.
С расписанием
в ежедневнике
ты не будешь
беспокоиться
о невыполненных или забытых задачах.
2. Расставляйте приоритеты и избегайте многозадачности.
Когда у нас есть
цель, вы можете двигаться в нужном направлении. Но невозможно все делать
в одиночку, да и нет смысла. Вместо этого стоит практиковать важнейший
навык менеджера — передавать задачи. Шэрон Мельник предлагает
метафору для процесса делегирования: представьте, что ваши задачи — это
стеклянные и резиновые шары. Резиновые не страшно уронить, поэтому их
можно передать кому-то другому. Стеклянными нужно жонглировать
самостоятельно.
Так и с задачами — делегируйте все задачи, которые только можете.
Помогите сотрудникам, убедитесь, что создали все условия: есть ресурсы для
работы, они понимают задачу и план действий.
3. Вовремя отдыхайте. Тёплый душ, ароматный чай и хороший сон —
помощники в борьбе со стрессом.
4. Имейте принципы и моральную этику. Если каждый раз близко к сердцу
принимать то, что думают о тебе люди, недолго уронить самооценку ниже
плинтуса. Нельзя нравиться каждому. Но имея собственные убеждения
и моральный кодекс, волноваться о мнении других придётся меньше.
Провокации,
оскорбления
и необоснованная
критика
больше
не будут
цеплять.
Перезагружайте себя с помощью дыхательных упражнений:
«Стрельба из лука»
Сделайте глубокий вдох — вы натянули тетиву лука. Со звуком «пх»
выпустите стрелу, к которой прикреплены ваши переживания, мышечное
напряжение в теле. «Пх» — улетели. Эмоциональное напряжение —
несколько стрел: «пх», «пх», «пх», — неспешно, по очереди. Напряжение в
мыслях «я плохой, люди плохие, мир плохой, жизнь плохая» — «пх», «пх»,
«пх». Следите за полетом каждой стрелы, не спешите.
«Квадрат дыхания»
Вдох на 4 счета, задержка на 4 счета, выдох на 4 счета, задержка на 4 счета.
Повторите 10 раз.
«Когерентное дыхание»
Медленный вдох — плавно в течение 6 секунд, свободный выдох — 6
секунд, далее снова вдох — 6 секунд, выдох — 6 секунд и так далее. Дышите
так 5 минут. В идеале упражнение надо делать три раза в день по 5 минут,
или одним подходом в 15–20 минут
Стабильные занятия спортом,не менее трёх раз в неделю способствуют
выработке
эндорфинов-гормонов,
мобилизующих
кровоснабжение.
Улучшение кровоснабжения, в свою очередь, повышает работоспособность,
исключает застойные явления, повышает микроциркуляцию в сосудах.
Спорт и фитнес помогут избежать этих неприятностей, которые сами по себе
вызывают стресс.
Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности при обучении
специалистов банковского дела образовательных учреждений являются:
• рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарны -
ми нормами и гигиеническими требованиями;
• проведение ежегодной диспансеризации студентов;
• рациональная организация двигательной активности студентов, включаю-
щая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические пе-
ремены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
• организация рационального питания студентов;
• система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни;
• создание службы психологической поддержки студентов;
• организация доврачебного выявления факторов и групп риска по девиант-
ному поведению, в том числе потреблению психоактивных веществ среди
студентов (популяционный скрининг и мониторинг) с применением медико-
технических технологий.
Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии необходимо
использовать системно и в комплексе.
Используемая литература:
1
.
Горелов, А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной
медицинской группы / , ОГД. Румба, // Научные проблемы гуманитарных
исследований – 2008.- Вып.6.- С.28-33.
2. Дубровский, В. М. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / . –
М: Владов,19с.
3. Егорьев, А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / //
Теория и практика физической культуры. – 2003. - №2 –С.53-56
4. Ильинич, В. И. Физическая культура студента / . – М. : Гордорики, 2003. –
448с.
5. Лисицин, Ю. П. Слово о здоровье / . – М: Советская Россия, 1986. – 192с.
6. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: учеб.
Пособие / – СПб.:Государственный технический университет, 1996. – 89с.