Автор: Костромина Наиля Шамильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДиМ-Дружба
Населённый пункт: г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Магнитка в годы Великой Отечественной войны"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи
»
(Дата последней ежегодной корректировки)
Методическая разработка по теме
«Магнитка в годы Великой Отечественной войны»
Наиля Шамильевна Костромина,
педагог дополнительного образования
Озёрск
2025г.
Пояснительная записка
«Мы на войне в окопах не бывали.
Мы у горы Магнитной наступали.
Кипела сталь, и ночи шли, и дни,
У жарких домен, где ревут огни.
И каждый третий был снаряд из нашей стали.
И каждый танк второй из нашей был брони».
Александр Лозневой
Актуальность и практическая значимость знания истории в наше время
имеет первостепенное значение для воспитания подрастающего поколения, в
частности, истории родного края. В 2025 году Россия празднует 80-летие
Победы в Великой Отечественной войне. Наши дети и внуки должны знать
как ковалась Победа, какой ценой она досталась нам.
Воспитательное мероприятие
«Магнитка в годы Великой Отечественной войны»
Время и место проведения:
13.03.2025, 18:00 – 19:15, каб. 37,
Новогорненский филиал «Дружба»
Участники
занятия:
обучающиеся
творческого
объединения
«Радость» (10 - 12 лет).
Продолжительность занятия: 1 академический час.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Форма организации занятия: комплексное мероприятие.
Вид занятия: воспитательное.
Предварительная работа:
написание
сценария
мероприятия,
подготовка
иллюстрационного
материала.
Методическое обеспечение:
хореографический класс согласно правилам СанПиН, компьютер,
конспект занятия, пакет материалов для мероприятия, презентация.
Методы обучения:
метод воспитательного воздействия;
наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, подведение итогов;
методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение и
эмоциональное стимулирование (доброжелательность, открытость).
Планируемые результаты:
-позитивное восприятие истории родного края, чувство благодарности
и уважения к работникам тыла времен Великой Отечественной войны.
Формы контроля: рефлексия, опрос.
Цель:
Исследование значения работы «Магнитогорского Металлургического
Комбината» времен Великой отечественной войны как важное условие для
Победы над фашистской Германией.
Задачи:
Личностные:
-формировать ценности: патриотизм, любовь к родному краю;
Метапредметные:
-воспитывать чувство благодарности и уважения к работникам тыла
времен Великой Отечественной войны»;
Предметные:
-участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам
обсуждения.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте,
ребята.
В
нашей
Челябинской
области
находится
Магнитогорский
Металлургический
комбинат.
Все
о
нем
слышали, но знаете ли вы какую роль сыграл он в годы Великой
Отечественной войны? Об этом мы сегодня узнаем.
Педагог:
Трудно
переоценить
вклад
Магнитогорского
металлургического комбината в дело Великой Победы советского народа над
германским фашизмом. Магнитка выросла в гигантский источник боевой
мощи в военные годы, максимально быстро перестроившись на новый —
военный — режим работы. С началом войны, уже 22 июня 1941 года, на
комбинате был получен первый военный заказ на производство броневого
металла. Поступило указание приступить к организации производства
заготовок для снарядов, а также изучить вопрос изготовления брони для
танков. На комбинате было создано бронебюро, которое взялось за
разработку технологии производства брони. Так, 23 июля 1941 года, т.е.
через месяц после начала войны, на третьей мартеновской печи ММК была
получена первая броневая сталь. Далее Магнитка лила 1,8 миллиона тонн
качественного металла в год — это не только больше, чем во всём Советском
Союзе, это больше, чем в Италии, Польше, Чехословакии и Испании, вместе
взятых. Каждый второй танк, каждый третий снаряд были отлиты из
Магнитогорского металла. Именно Магнитогорск победил в промышленной
войне врага, который заставил работать на себя производство Европы.
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему такое стало возможно? (дети
отвечают)
Педагог: Это возможно стало потому, что весь народ сплотился для
одной цели – защиты Отечества. И здесь важно сказать, что не только на
фронте ковалась Победа, но и в тылу.
В сущности, 1941-1945 годы в
Магнитогорске могут показать войну с новой, совершенно другой стороны.
Механики, сталевары, прокатчики, рудокопы, инженеры не рисковали
жизнью на передовой (хотя очень многие мужчины отправились на фронт).
Перед ними поставили особо важную военную задачу — вооружить армию.
Трудился весь город: женщины и дети в том числе.
Педагог: Ребята, задам вопрос: «Сколько часов в день работают ваши
родители?» (дети отвечают).
Педагог: А в годы войны труд был колоссальный: работа по 12-16
часов, ночь на отдых — и снова работа. Женщины осваивали профессии, на
которых до войны трудились только мужчины. Их не представляли,
например, на таких должностях как сталевар, вырубщик металла. Подростки,
в основном, точили корпуса для снарядов. До станков они не доставали — им
подставляли ящики под ноги, чтобы можно было дотянуться до станка, и они
трудились наравне со всеми. Бывало, не уходили домой ночевать, оставались
на ночь в цехе. Люди отдавали все свои силы, зная, какая угроза висит над
страной и всем её населением. И пусть многие рвались на фронт — мстить за
погибших товарищей, бороться с врагом на передовой — здесь, в тылу шла
своя война.
Педагог: Ребята, представляете, насколько сложно было таким же
подросткам? Сравните, насколько ваши условия лучше.
Педагог:
Магнитогорцы справились со всеми задачами, которые
поставила перед ними война. Вот несколько фактов из истории Победы в
тылу, о которых нам поведал директор Магнитогорского историко-
краеведческого музея.
1. Когда Гитлер добрался до промышленных центров Советского
союза, большой удачей стало то, что в глубине России есть индустрия.
Кстати, в то время Германия надеялась очень быстро покорить СССР,
поэтому немцы повсюду провозглашали, что уничтожили советскую
промышленность, однако с громкими заявлениями они поспешили.
Магнитогорск эвакуировали 38 предприятий, 34 из них разместили на
территории металлургического комбината. Что значит эвакуировать завод?
Это значит разобрать его по винтикам, приложить всю необходимую
документацию,
погрузить
громоздкие
станки
и
машины
в
вагоны.
Принимающая сторона в это время должна подготовить бетонированную
площадку с крышей. После того, как завод в разобранном виде прибывал,
приходилось монтировать его, собирать и отлаживать, проводить к нему
электричество — и речь, конечно, идёт не о 220 вольтах. И это если какая-то
деталь не затерялась при транспортировке, что тоже могло случиться.
Тем не менее через месяц после начала войны комбинат выпустил
первую танковую броню. Это — один из бессчётных примеров, как
магнитогорские металлурги в буквальном смысле победили время и
обстоятельства. А впервые танки из магнитогорской брони уже осенью 1941-
го года приняли участие в военных действиях под Москвой.
2.Отдельной страницей стало строительство двух домн, №5 и №6,
самых больших в Европе. Каждую домну построили менее, чем за год, хотя
по технологии на строительство требуется 3-4 года. За счёт них намного
увеличилось производство металла. Особенно, конечно, здесь выделяется
домна №6, построенная в декабре 1943 года. Она не могла не привлечь
пристального внимания всей страны. Вот что о ней писали при выпуске: «4
декабря вступила в строй крупнейшая в советском союзе и Европе печь
объёмом 1340 кубометров. Построена сверхскоростными методами».
Писала о новой домне и газета «Правда»: «Огни новой домны на Урале
— это вестник нашего успешного наступления в тылу. Огни Уральской
домны
усиливают
огонь
артиллерийских
батарей
сталинградского
и
центрального фронтов». Правду говорила «Правда!»
3.Работа в тылу была многоплановой, чтобы обеспечить народ и армию
всем,
чем нужно. Во-первых, выпускали до ста видов сопутствующей
продукции — снаряды, корпуса авиационных бомб, мин, окопные печи для
обогрева землянок, подковы для лошадей — лошади почти всю войну были
незаменимы. Но изготавливали в больших объёмах не только военную
продукцию. В Магнитке трудились на эвакуированных швейной и обувной
фабрике, шили сапоги и обмундирование для солдат, делали колодки для
работников комбината. Помимо этого было 9 госпиталей — для раненых
наладили выпуск пенициллина. Причём это тоже потребовало внедрения
разработок.
4.Весь этот колоссальный всеобщий труд в тылу полился потоками
металла и переплавился в мощь фронта. На V партийной конференции в
марте 1945 года директор ММК Григорий Носов говорил:
«Советские танки, которые сейчас громят и бьют смертным боем
фашистские
войска
в
Померании
сделаны
целиком
из
стали
Магнитогорского комбината. Половина танков Т-34 также сделаны из
стали Магнитогорского комбината. Каждый третий снаряд, выпускаемый
во вражеское логово, сделан из магнитогорского металла»
Что значит производство в таких масштабах в годы войны? Что такое
каждый третий снаряд и каждый второй танк из Магнитогорского металла?
Об этом очень точно сказал американский историк русского происхождения
М. Вернер:
«Весь мир является свидетелем драматической борьбы Магнитогорского
металла с металлом всей Европы, мобилизованным Гитлером для ведения
войны на востоке. И борьбу эту Магнитка выиграла. Магнитогорский
металлургический комбинат в годы войны давал металла больше чем
Италия, Польша, Чехословакия и Испания вместе взятые. Магнитка
победила Рур!»
Педагог:
Многие работники комбината награждены орденами и
медалями различного вида, в том числе высочайшего значения — это и
ордена Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За боевые заслуги»,
ордена Ленина. Более 1,5 магнитогорцев награждены орденами и медалями
за труд во время войны. А 58 200 жителей Магнитки награждены уже после
войны 1945 медалью «За доблестный труд во время Великой отечественной
войны 1941-1945 гг».
Педагог:
Высокой наградой — переходящим Красным Знаменем
Государственного комитета обороны — Магнитогорские предприятия
награждены 79 раз. Их вручали нашим цехам, Тресту «Магнитострой»,
Магнитогорскому металлургическому комбинату и не только.
Педагог:
Подвиг тружеников тыла на берегу Урала увековечен
монументом "Тыл - Фронту". Рабочий передает меч, смотря на завод,
солдату, который берет его и смотрит на запад в сторону врага. Именно этот
меч поднимает "Родина Мать" на врага в Сталинграде, и именно этот меч
опускает советский солдат в Берлинском Трептов парке.
Из суровых испытаний военных лет комбинат вышел окрепшим, со
значительно выросшими производственными мощностями, с закалёнными в
горниле войны кадрами. Сегодня трудно найти в стране металлургический
завод, где бы ни работали люди, прошедшие университеты Магнитки.
Рефлексия:
Педагог: А теперь, когда вы, ребята, узнали историю Магнитогорского
Металлургического комбината, прошу сделать выводы о его роли в Великой
Отечественной войне (дети отвечают).
Рекомендательный список литературы
1.
Дегтярёв, А. Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска /
Дегтярёв,
Аркадий
Глебович.
-
Магнитогорск:
Издат.
отдел
Магнитогор. полиграф. предприятия, 1993. - 117 с
2.
Галигузов И.Ф. Станица Магнитная: От казачьей станицы до города
металлургов / И. Ф. Галигузов, В. П. Баканов. - Магнитогорск:
Полиграфпредприятие, 1994. - 398 с.
3.
Баканов, В. Истории страницы Магнитной станицы: Исторические
очерки: 260-летию крепости и станицы посвящается / В. Баканов. -
Магнитогорск: АРС-экспресс, 2003. – 90 с.
4.
Баканов, В.П. Архивы крепости и станицы Магнитной: Хронология / В.
П. Баканов, Л. Г. Баканова. - Магнитогорск: МиниТип, 2005. – 372 с.:
114 ил.
5.
Козлов, Ю. Я. В верховьях Урала: 1743-1917 / Ю. Я. Козлов. -
Челябинск: Книга, 2008. – 238, [1] с.: ил., портр.
6.
Воспоминания старожилов станицы Магнитной (Старые и новые
записи): сост. А. Серов. - Магнитогорск: Изд-во «ПР-Капитал. Издат.
Дом», 2013. - 274 с.
7.
Машковцев В. И. История Магнитки / В.И. Машковцев / [художник А.
Г. Шибанов]. - 2-е изд. - Магнитогорск: Дом Печати, 2014. - 224 с.: ил.