Автор: Гаврилова Татьяна Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №219 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: презентация
Тема: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Использование мнемотехники
в работе с детьми дошкольного
возраста»
Подготовила:
воспитатель
Гаврилова Т.В.
К.Д. Ушинский
Если ребенок молчит, покажите
ему картинку, и он заговорит.
.
Что такое мнемотехника ? Её актуальность.
Мнемотика
–
искусство
запоминания,
совокупность
приемов
и
способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти
путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем,
что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная
память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто
потому,
что
какой-то
предмет
или
явление
попали
в
поле
зрения
ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не
подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех
рассчитывать не стоит.
П
очему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
Неумение
согласовывать
слова в
предложении.
Нарушение
звукопроизношения
.
Неспособность
правильно
регулировать темп
и громкость речи.
Маленький
словарный
запас.
Неспособность
построить
монолог
Мнемотехника помогает
развивать:
Внимание
Мелкую
моторику
Логическое
мышление
Развивает
кругозор
Зрительную и
слуховую память
Воображение
Интерес к
обучению
Усидчивость
Развивает все
стороны речи
Где можно использовать
мнемотаблицы?
при пересказах
художественной
литературы
при заучивании
стихов
при отгадывании и
загадывании загадок
для обогащения
словарного запаса
при обучении
составлению
рассказов
Схемы служат своеобразным
зрительным планом для
создания монологов,
помогают детям выстраивать:
Строение
рассказа
Лексико-грамматическую наполняемость
рассказа
Последовательность
рассказа
Структура мнемотехники
(строится от простого к
сложному)
МНЕМОКВАДРАТЫ
МНЕМОТАБЛИЦА
МНЕМОДОРОЖКА
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Последовательность работы с
мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор
того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование
информации, т.е. преобразование из
абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования
осуществляется пересказ сказки или рассказ
по заданной теме.
В младших группах с помощью
воспитателя, в старших – дети должны уметь
самостоятельно.
Мнемотаблицы, отображающие
последовательность
действий.
Проговаривание чистоговорок
СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Проговаривание скороговорок, заучивание
потешек
Отгадывание загадок
Заучивание стихотворений
Пересказ художественных текстов
Схемы составления рассказов
Результаты
•
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
•
появляется желание пересказывать тексты, придумывать
интересные истории;
•
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
•
словарный запас выходит на более высокий уровень;
•
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся
свободно держаться перед аудиторией.
Спасибо за внимание!