Напоминание

Формы и методы воспитания культуры общения у детей младшего школьного возраста


Автор: Павлова Людмила Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовского лицея № 3 им. Героя Советского Союза Ю. П.
Населённый пункт: г.Домодедово
Наименование материала: Статья
Тема: Формы и методы воспитания культуры общения у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Формы и методы воспитания культуры общения у детей

младшего школьного возраста

Выявленная сущность культуры общения позволяет обратиться к изучению

форм и методов воспитания культуры общения у детей младшего школьного

возраста.

Необходимо подчеркнуть, что в последние десятилетия формирование

культуры общения как актуальная психолого-педагогическая проблема

современной школы рассматривается в трудах А. А. Бодалева, И. С. Кона, А.

А. Леонтьева, Н. Д. Творогова, А. Л. Свенцицкого[34], что указывает на

высокую значимость указанной проблемы.

С педагогической точки зрения воспитание культуры общения выступает

одной из актуальных задач образовательно-воспитательного процесса,

поскольку именно от культуры общения зависит успешность приобщения

индивида к культурному опыту человечества, формирование ведущих черт

духовного мира личности, создание оптимальных с психологической точки

зрения условий для общения.

Как правило, воспитание культуры общения осуществляется в рамках

нравственного воспитания, где преимущественное внимание уделяется

формированию навыков поведения и общения.

В культуре общения как в педагогическом феномене можно условно

выделить три структурных компонента:

1.

Когнитивный компонент включает знания в области общих положений

о культуре общения, психологии общения, этики, этикета.

2.

Личностно-значимый компонент проявляется в мотивации, ценностных

ориентациях, идеалах, убеждениях личности, в стремлении соблюдать

нормы

и

требования

коммуникации,

предписанные

культурой

общения. При оптимальном формировании указанного компонента

культуры

общения

социальные

ценности,

нормы

и

требования

интериоризируются, становятся личностно значимыми, ложатся в

основу

выбора

и

последующей

реализации

коммуникативных

стратегий: «только когда общественно- значимое становится личностно

значимым, осуществление культурных поступков является не просто

долгом, но и потребностью».

3.

Поведенческий

компонент

тесно

связан

с

личностно-значимым,

характеризует реализацию усвоенных ценностей, знаний, норм на

практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя

стратегии

и

тактики

культурного

взаимодействия,

рефлексию

культурной стороны общения, творческое отношения к коммуникации.

При низком уровне сформированности указанного компонента все

полученные знания, сформированные мотивации, ценности, убеждения

не

найдут

своего

практического

воплощения

в

процессе

коммуникации, общения.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что повышение результативности,

эффективности повышения уровня культуры общения младших школьников

представляется возможным при учете основных положений следующие

подходов:

личностно-ориентированного,

системного,

деятельностного,

культурологического, аксиологического. Формирование культуры общения

будет успешным при восприятии личности школьника как активного

субъекта

обучения,

установления

субъект-субъектных

взаимодействий,

организации воспитательного процесса в логике деятельностного подхода,

подразумевающего,

что

личностные

конструкты,

сформированные

в

результате реализации воспитания, выступают следствием активности,

инициативы ребенка. При этом культура общения рассматривается как

образование, порождение определенной культурной модели, отражающее

ценности, нормы, аксиологемы, сформированные в рамках этой культуры.

Высокий уровень сформированности культуры поведения предполагает

усвоение младшими школьниками гуманистических ценностей, а также

выстраивание

собственных

поведенческих

паттернов

на

основании

указанных ценностей.

В качестве эффективного средства развития культуры общения младшего

школьника следует назвать ролевую игру.

Правильно

организованная

игровая

ситуация

оптимизирует

процесс

социализации, вызывает положительные качественные изменения психики,

обеспечивает

взаимодействие

со

сверстниками,

учит

плодотворно

и

творчески работать в коллективе, не теряя при этом своего образовательного

значения. Обобщая вышесказанное, можно сказать словами Д. Б. Эльконина,

что

игра

представляет

собой

такой

вид

деятельности,

в

котором

«воссоздаются

социальные

отношения

между

людьми

вне

условий

непосредственно утилитарной деятельности».

Значение игры в процессе воспитания невозможно переоценить и ограничить

исключительно развлекательно – реактивными возможностями. Феномен

игры заключается в органичном сочетании развлекательных моментов с

эффективным

инструментарием

развития

творческих

способностей,

обучения,

социализации.

Тема

игры

не

ограничивается

конкретным

содержанием, в процессе организации педагогического процесса темой

детских игр может выступать любой вид деятельности.

Исследуя

природу

игровой

деятельности,

К.

Гросс

видел

в

ней

бессознательную подготовку ребенка к жизни, вызванную подсознательными

инстинктами человека. Игра, таким образом, выступает инструментом

социализации и развития личности ребенка.

Согласно принятому в современной психологии, методологии и педагогике

мнению, игра представляет собой ведущую деятельность ребенка, основу его

последующего развития, в которой осуществляется социализация ребенка,

приобретается

опыт

жизни

в

социуме,

развиваются

физические,

психологические характеристики, заложенные в него от рождения.

Известный педагог В. А. Сухомлинский дал следующее определение

понятию «игра»: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Как полагает Д. Б. Эльконин, игровая деятельность стимулирует развитие

рефлексии и произвольности (благодаря необходимости сохранять позу, а

также запоминать большее количество информации, что подразумевается

правилами

игр),

позволяет

лучше

понять

себя,

делает

самооценку

объективной благодаря возможности увидеть себя со стороны, глазами

сверстников. Возможность корректировать свои поступки в ходе игры

позволяет оптимизировать взаимоотношения с другими партнерами, а

впоследствии – принимать на себя различные социальные роли и успешно

выполнять их в жизни.

Кроме того, игровая деятельность является эффективным инструментом

развития произвольной памяти и внимания, которые также являются

неотъемлемыми компонентами личности. Условия игры позволяют ребенку

сосредоточиться, запомнить, акцентировать внимание на предметах, которые

включаются в игровую ситуацию.

Огромное влияние оказывает игра на развитие речи, поскольку игровая

деятельность по своей сути коммуникативна, она способствует развитию

интеллектуальных способностей, так как вхождение в игровую ситуацию и

выполнение условий подразумевает развитие различных форм умственной

деятельности. Постепенное усложнение условий развивающих игр приводит

к переходу от мышления в предметном манипулировании к мышлению

представлениями, что подтверждает развитие способности действовать

мысленно,

что

является

первым

условием

формирования

личности,

осознания себя «Я». Важнейшая роль принадлежит игре в развитии

воображения: «В игре у человека формируется воображение, которое

является важным аспектом проявления личности - в этом и состоит

неповторимость игры».

В игре воспроизводятся нормы человеческой деятельности, познание и

усвоение которых делает возможным процесс социализации, обеспечивает

нравственное и интеллектуальное развитие личности, учит ориентировать в

реальных жизненных ситуациях, приносит удовольствие от общения с

единомышленниками, учит действовать в коллективе.

Значение игры в качестве ведущей деятельности сложно переоценить: она

учит, воспитывает, формирует, развивает. Л. С. Выготский отмечал, что

игра ведет за собой развитие ребенка, что в игре заложен неиссякаемый

источник личностного развития ребенка . Создание игровых ситуаций при

реализации учебно-воспитательного процесса – оптимальный инструмент

формирования социально-значимых личностных качеств, однако, процесс

внедрения игр в воспитание младших школьников требует соблюдения ряда

условий, а также предварительной подготовки педагога к проведению

занятий.

Воспитательное и развивающее значение игры зависит преимущественно от

уровня педагогического мастерства организатора учебно-воспитательного

процесса, его знания и понимания психологических особенностей младших

школьников, умения учитывать возрастные особенности, реализовывать

индивидуальный и дифференцированный подходы, умения методически

грамотно создавать условия игровой ситуации, а также осуществлять

контроль хода игры.

Соответственно, на основании анализа теоретических источников можно

сделать вывод, что формирование культуры общения на сегодняшний день

является актуальной, значимой задачей педагогической теории и практики.

Высокая

актуальность

формирования

культуры

общения

обусловлена

высоким

функциональным

потенциалом

последней,

от

уровня

сформированности которой зависит успешность интеграции личности в

социум, приобщение к накопленному экзистенциальному духовному опыту

общества, успешность коммуникации в академической, социальной сферах,

достижение поставленных целей общения. С педагогической точки зрения

культура общения – сложный личностный конструкт, в структуре которого

можно условно выделить когнитивный, личностно-значимый, поведенческий

компоненты. Эффективным инструментом развития культуры общения

выступает игра, реализация которой предполагает распределение ролей,

имитацию

реальных

коммуникативных

ситуаций,

вступление

во

взаимодействие с другими участниками игры, что отвечает достижению цели

повышения уровня развития культуры общения.



В раздел образования