Автор: Павлова Людмила Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовского лицея № 3 им. Героя Советского Союза Ю. П.
Населённый пункт: г.Домодедово
Наименование материала: Статья
Тема: Формы и методы воспитания культуры общения у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Формы и методы воспитания культуры общения у детей
младшего школьного возраста
Выявленная сущность культуры общения позволяет обратиться к изучению
форм и методов воспитания культуры общения у детей младшего школьного
возраста.
Необходимо подчеркнуть, что в последние десятилетия формирование
культуры общения как актуальная психолого-педагогическая проблема
современной школы рассматривается в трудах А. А. Бодалева, И. С. Кона, А.
А. Леонтьева, Н. Д. Творогова, А. Л. Свенцицкого[34], что указывает на
высокую значимость указанной проблемы.
С педагогической точки зрения воспитание культуры общения выступает
одной из актуальных задач образовательно-воспитательного процесса,
поскольку именно от культуры общения зависит успешность приобщения
индивида к культурному опыту человечества, формирование ведущих черт
духовного мира личности, создание оптимальных с психологической точки
зрения условий для общения.
Как правило, воспитание культуры общения осуществляется в рамках
нравственного воспитания, где преимущественное внимание уделяется
формированию навыков поведения и общения.
В культуре общения как в педагогическом феномене можно условно
выделить три структурных компонента:
1.
Когнитивный компонент включает знания в области общих положений
о культуре общения, психологии общения, этики, этикета.
2.
Личностно-значимый компонент проявляется в мотивации, ценностных
ориентациях, идеалах, убеждениях личности, в стремлении соблюдать
нормы
и
требования
коммуникации,
предписанные
культурой
общения. При оптимальном формировании указанного компонента
культуры
общения
социальные
ценности,
нормы
и
требования
интериоризируются, становятся личностно значимыми, ложатся в
основу
выбора
и
последующей
реализации
коммуникативных
стратегий: «только когда общественно- значимое становится личностно
значимым, осуществление культурных поступков является не просто
долгом, но и потребностью».
3.
Поведенческий
компонент
тесно
связан
с
личностно-значимым,
характеризует реализацию усвоенных ценностей, знаний, норм на
практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя
стратегии
и
тактики
культурного
взаимодействия,
рефлексию
культурной стороны общения, творческое отношения к коммуникации.
При низком уровне сформированности указанного компонента все
полученные знания, сформированные мотивации, ценности, убеждения
не
найдут
своего
практического
воплощения
в
процессе
коммуникации, общения.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что повышение результативности,
эффективности повышения уровня культуры общения младших школьников
представляется возможным при учете основных положений следующие
подходов:
личностно-ориентированного,
системного,
деятельностного,
культурологического, аксиологического. Формирование культуры общения
будет успешным при восприятии личности школьника как активного
субъекта
обучения,
установления
субъект-субъектных
взаимодействий,
организации воспитательного процесса в логике деятельностного подхода,
подразумевающего,
что
личностные
конструкты,
сформированные
в
результате реализации воспитания, выступают следствием активности,
инициативы ребенка. При этом культура общения рассматривается как
образование, порождение определенной культурной модели, отражающее
ценности, нормы, аксиологемы, сформированные в рамках этой культуры.
Высокий уровень сформированности культуры поведения предполагает
усвоение младшими школьниками гуманистических ценностей, а также
выстраивание
собственных
поведенческих
паттернов
на
основании
указанных ценностей.
В качестве эффективного средства развития культуры общения младшего
школьника следует назвать ролевую игру.
Правильно
организованная
игровая
ситуация
оптимизирует
процесс
социализации, вызывает положительные качественные изменения психики,
обеспечивает
взаимодействие
со
сверстниками,
учит
плодотворно
и
творчески работать в коллективе, не теряя при этом своего образовательного
значения. Обобщая вышесказанное, можно сказать словами Д. Б. Эльконина,
что
игра
представляет
собой
такой
вид
деятельности,
в
котором
«воссоздаются
социальные
отношения
между
людьми
вне
условий
непосредственно утилитарной деятельности».
Значение игры в процессе воспитания невозможно переоценить и ограничить
исключительно развлекательно – реактивными возможностями. Феномен
игры заключается в органичном сочетании развлекательных моментов с
эффективным
инструментарием
развития
творческих
способностей,
обучения,
социализации.
Тема
игры
не
ограничивается
конкретным
содержанием, в процессе организации педагогического процесса темой
детских игр может выступать любой вид деятельности.
Исследуя
природу
игровой
деятельности,
К.
Гросс
видел
в
ней
бессознательную подготовку ребенка к жизни, вызванную подсознательными
инстинктами человека. Игра, таким образом, выступает инструментом
социализации и развития личности ребенка.
Согласно принятому в современной психологии, методологии и педагогике
мнению, игра представляет собой ведущую деятельность ребенка, основу его
последующего развития, в которой осуществляется социализация ребенка,
приобретается
опыт
жизни
в
социуме,
развиваются
физические,
психологические характеристики, заложенные в него от рождения.
Известный педагог В. А. Сухомлинский дал следующее определение
понятию «игра»: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
Как полагает Д. Б. Эльконин, игровая деятельность стимулирует развитие
рефлексии и произвольности (благодаря необходимости сохранять позу, а
также запоминать большее количество информации, что подразумевается
правилами
игр),
позволяет
лучше
понять
себя,
делает
самооценку
объективной благодаря возможности увидеть себя со стороны, глазами
сверстников. Возможность корректировать свои поступки в ходе игры
позволяет оптимизировать взаимоотношения с другими партнерами, а
впоследствии – принимать на себя различные социальные роли и успешно
выполнять их в жизни.
Кроме того, игровая деятельность является эффективным инструментом
развития произвольной памяти и внимания, которые также являются
неотъемлемыми компонентами личности. Условия игры позволяют ребенку
сосредоточиться, запомнить, акцентировать внимание на предметах, которые
включаются в игровую ситуацию.
Огромное влияние оказывает игра на развитие речи, поскольку игровая
деятельность по своей сути коммуникативна, она способствует развитию
интеллектуальных способностей, так как вхождение в игровую ситуацию и
выполнение условий подразумевает развитие различных форм умственной
деятельности. Постепенное усложнение условий развивающих игр приводит
к переходу от мышления в предметном манипулировании к мышлению
представлениями, что подтверждает развитие способности действовать
мысленно,
что
является
первым
условием
формирования
личности,
осознания себя «Я». Важнейшая роль принадлежит игре в развитии
воображения: «В игре у человека формируется воображение, которое
является важным аспектом проявления личности - в этом и состоит
неповторимость игры».
В игре воспроизводятся нормы человеческой деятельности, познание и
усвоение которых делает возможным процесс социализации, обеспечивает
нравственное и интеллектуальное развитие личности, учит ориентировать в
реальных жизненных ситуациях, приносит удовольствие от общения с
единомышленниками, учит действовать в коллективе.
Значение игры в качестве ведущей деятельности сложно переоценить: она
учит, воспитывает, формирует, развивает. Л. С. Выготский отмечал, что
игра ведет за собой развитие ребенка, что в игре заложен неиссякаемый
источник личностного развития ребенка . Создание игровых ситуаций при
реализации учебно-воспитательного процесса – оптимальный инструмент
формирования социально-значимых личностных качеств, однако, процесс
внедрения игр в воспитание младших школьников требует соблюдения ряда
условий, а также предварительной подготовки педагога к проведению
занятий.
Воспитательное и развивающее значение игры зависит преимущественно от
уровня педагогического мастерства организатора учебно-воспитательного
процесса, его знания и понимания психологических особенностей младших
школьников, умения учитывать возрастные особенности, реализовывать
индивидуальный и дифференцированный подходы, умения методически
грамотно создавать условия игровой ситуации, а также осуществлять
контроль хода игры.
Соответственно, на основании анализа теоретических источников можно
сделать вывод, что формирование культуры общения на сегодняшний день
является актуальной, значимой задачей педагогической теории и практики.
Высокая
актуальность
формирования
культуры
общения
обусловлена
высоким
функциональным
потенциалом
последней,
от
уровня
сформированности которой зависит успешность интеграции личности в
социум, приобщение к накопленному экзистенциальному духовному опыту
общества, успешность коммуникации в академической, социальной сферах,
достижение поставленных целей общения. С педагогической точки зрения
культура общения – сложный личностный конструкт, в структуре которого
можно условно выделить когнитивный, личностно-значимый, поведенческий
компоненты. Эффективным инструментом развития культуры общения
выступает игра, реализация которой предполагает распределение ролей,
имитацию
реальных
коммуникативных
ситуаций,
вступление
во
взаимодействие с другими участниками игры, что отвечает достижению цели
повышения уровня развития культуры общения.