Автор: Ильина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка»
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: статья
Тема: Сущность методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию деятельностного (системно-деятельностного) подхода.
Раздел: начальное образование
Сущность методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих
реализацию деятельностного (системно-деятельностного) подхода.
Ильина Екатерина Сергеевна
учитель начальных классов
МАОУ
«СОШ № 2 имени Ф. М. Достоевского»
с углубленным изучением английского
языка
В современных условиях модернизации образования, при разработке
федеральных государственных стандартов второго поколения,
одной из
главных проблем является повышение качества знаний обучающихся.
На разрешение этой проблемы направлено формирование общеучебных
умений и навыков,
а также способов деятельности, уровень освоения
которых
в значительной
мере
предопределяет
успешность
всего
последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится
использование
в обучении
приемов
и методов,
которые
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и умозаключения.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике
требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым
условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя
гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь
налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом
оставаться духовно нравственным человеком.
Соответствие современным требованиям – основная задача учителя. Поэтому
постоянно работаю над повышением уровня своего профессионального
мастерства, продолжаю поиск инновационных форм работы с детьми для
раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося.
С целью обеспечения современного качества образования я более
подробно
изучила
методы,
технологии
обучения
и
воспитания,
обеспечивающие реализацию деятельностного (системно-деятельностного)
подхода.
Деятельностный подход в обучении – это такая организация учебного
процесса,
при
которой
центральное
место
занимает
максимально
самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность
учащихся. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии
осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в
процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового
знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я
запоминаю,
я
делаю
– я усваиваю».
Деятельностные
способности
школьников
формируются
в
тот
момент,
когда
они
не
пассивно
воспринимают
задания,
а
включены
в
самостоятельную
учебно-
познавательную деятельность. Ключевая идея состоит в том, что новые
знания не даются в готовом виде. Дети «добывают» и «открывают» их сами в
процессе исследований; ученики «превращаются» в маленьких ученых с
собственными открытиями. Поэтому работа учителя не в том, чтобы
объяснить,
рассказать,
показать,
а
в
том,
чтобы
организовать
исследовательскую деятельность учеников с целью доведения их до решения
проблемы урока и составления алгоритмов действий при возникновении
новых задач.
Это
диктует
необходимость
овладевать
педагогическими
технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования
федеральных государственных образовательных стандартов. Одной из них
является технология деятельностного метода обучения, разработанная
педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических
наук, профессора Л.Г. Петерсон.
В чём сущность деятельностного метода, являющегося ядром
системно-деятельностного подхода? Деятельностный подход – это подход к
организации процесса обучения, в котором на первый план выходит
проблема
самоопределения
ребенка
в
учебном
процессе.
Целью
деятельностного
подхода
является
воспитание
личности
ребенка
как
субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом –
значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он (ребенок):
ставит цели,
решает задачи,
отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Именно
поэтому учебная деятельность является универсальным инструментом
развития. Основные характеристики деятельности:
целеустремленная система;
наличие обратная связь;
всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Принцип деятельности заключается в том, что технология деятельностного
метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых
учащиеся,
опираясь
на
приобретенные
знания,
самостоятельно
обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
В методологии образования существует также компетентностный
подход, не отрицающий значения знаний, но акцентирующий внимание на
способности использовать полученные знания с помощью ключевых
компетенций. Формированию этих ключевых компетентностей способствует
системно – деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход является методологической
основой
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который нацелен на
развитие личности и формирование гражданской идентичности. Понятие
системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствие
объединения системного и деятельностного подходов.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
ориентацию
на
федеральные
государственные
образовательные
стандарты;
признание решающей роли содержания образования и способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества
в достижении целей личностного, социального и познавательного
развития обучающихся;
учет
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся;-
обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования;
разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий и
индивидуального
развития
каждого
обучающегося
(включая
одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих
рост
творческого
потенциала,
познавательных
мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение
зоны ближайшего развития.
Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов
и технологий системно-деятельностного подхода объясняется постепенным
введением
ФГОС,
отличительной
особенностью
которых
является
ориентация на результаты образования, рассматривающиеся на основе
системно-деятельностного подхода. Это означает, что на всех этапах – от
планирования до контроля – учебный процесс должен ориентироваться на
развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения
учащимися
обобщенными
способами
деятельности
(универсальными
учебными действиями).
Таким
образом,
суть
традиционного
подхода
в
образовании
заключается в ориентации на объём знаний, т.е. чем больше знаний
приобретает обучающийся, тем выше уровень его образованности. Значение
деятельностного подхода, являющегося центром системно-деятельностного
метода
обучения
–
в
формировании
знаний
через
самостоятельную
познавательную
деятельность.Реализация
технологии
этого
подхода
предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1. принцип деятельности – ученик, знания получает не в готовом виде, а
добывает
их
сам,
осознает
при
этом
содержание
и
формы
своей
деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в
их
совершенствовании,
что
способствует
активному
успешному
формированию
его
общекультурных
и
деятельностных
способностей, общеучебных умений;
2. принцип
непрерывности
означает
преемственность
между
всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3. принцип
целостности
предполагает
формирование
обучающимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук);
4. принцип минимакса состоит в следующем: образовательная организация
должна предложить ученику возможность освоения содержания образования
на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего
развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне
социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
5. принцип
психологической
комфортности
предполагает
снятие
всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6. принцип
вариативности
способствует
формированию
обучающимися
способностей систематическому
перебору
вариантов
и
адекватному
принятию решений в ситуациях выбора;
7. принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой
деятельности.
Организация деятельности ученика происходит через следующие
этапы: постановка цели деятельности; планирование своих действий по
реализации поставленной цели; сама деятельность; рефлексия полученных
результатов.
Новый
образовательный
результат
обеспечивается
и
через
определенную последовательность этапов работы процесса обучения –
изменение структуры урока. В типологии уроков в дидактической системе
деятельностного
метода
уроки
деятельностной
направленности
по
целеполаганию можно классифицировать в четыре группы:
1. Урок «открытия» нового знания – где деятельностной целью является
формирование способности учащихся к новому способу действия, а
образовательной – расширение понятийной базы за счет включения в нее
новых элементов.
2. Урок рефлексии, в котором деятельностная цель – формирование у
учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и
реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений
в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта
выхода из затруднения и т.д.); образовательная цель – коррекция и тренинг
изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностной целью
этого урока выступает формирование способности учащихся к новому
способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий
и алгоритмов. Образовательная цель – выявление теоретических основ
построения содержательно-методических линий.
4. Урок
развивающего
контроля,
ставящий
деятельностной
целью
формирование
способности
учащихся
к
осуществлению
контрольной
функции, а образовательной – контроль и самоконтроль изученных понятий
и алгоритмов.
Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода
включает в себя следующие компоненты: учебная задача; учебные действия;
действия самоконтроля и самооценки. Обычное озвучивание темы урока не
является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные
мотивы
не
становятся
личностно
значимыми
для
учащихся.
Для
возникновения
познавательного
интереса
надо
столкнуть
ученика
с
«преодолимой трудностью» - предложить ему такое задание, которое он не
может решить традиционными способами, и вынужден «открыть» новый
способ действия. Цель учителя через систему специальных вопросов и
заданий подвести ученика к открытию. Отвечая на вопросы учителя, ученик
выполняет предметные и вычислительные действия, направленные на
разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.
Третьим компонентом учебной деятельности являются самоконтроль и
самооценка,
при
которых
ребенок
сам
оценивает
результаты
своей
деятельности и осознает свое движение вперед. На этом этапе важно
обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, которая становится стимулом
для дальнейшего продвижения на пути познания и исследования. Все три
этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.
Основные этапы данного метода представлены следующей комплексной
схемой:
Постановка учебной задачи → «Открытие» детьми нового знания →
Первичное закрепление (комментирование) → Самостоятельная работа с
проверкой в классе → Решение тренировочных упражнений → Контроль
(принцип минимакса) → Решение задач на повторение.
Деятельностный подход эффективно сочетается с различными
современными образовательными технологиями, такими как ИКТ, игровые
технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры),
технология
критического
мышления,
технология
исследовательской
и
проектной деятельности, проблемного обучения.
С
целью
реализации
дятельностного
(системно-деятельностного)
подхода я более подробно изучила технологии:
Личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская, Е.Н. Ильин,
Е.В. Бондаревская, А.Г. Козлова, В.В. Серико) ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее
природных
потенциалов.
Эта
технология
характеризуется
антропоцентричностью,
гуманистической
и
психотерапевтической
направленностью и устанавливают разностороннее, свободное и творческое
развитие ребенка.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в
педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему
взаимосвязанных
понятий,
идей
и
способов
действий
обеспечить
и
поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации
личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Одной из технологий обеспечивающей личностно - ориентированное
обучение и воспитание является метод проектов.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только
на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение
новых.
Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи
американских учёных Дж. Дьюи и В.Х.Килпатрика.
В
основе
технологии
лежит
деятельностный
подход,
целесообразная
деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и
значимая для ребёнка.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых обучающиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
Учатся
пользоваться
приобретёнными
знаниями
для
решения
познавательных и практических задач;
Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Развивают исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения);
Развивают системное мышление.
Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям
жизни, формирует ключевые компетенции
учебно-познавательные
коммуникативные
информационные.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Роль обучащихся меняется в работе над проектом, ученик становится
субъектом деятельности.
Этапы работы над проектом (по Полат Е.С.).
1. Поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем
проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать
условия для становления личности.
2.
Аналитический:
Согласование
общей
линии
разработки
проекта.
Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.
Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы.
Обсуждение первых результатов в группе.
3. Практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта.
Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе
происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации,
подготовка
к
заключительному
занятию
проводятся
учащимися
самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с
членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в
целом.
4. Презентационный. Он завершает, подытоживает работу над проектом и
важен как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать
ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над
проектом.
5. Контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов
проекта и общего хода над ним.
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии
мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять
главное и второстепенное, структурировать и передавать информацию,
анализировать различные стороны явлений).
Особенностью данной педагогической технологии является то, что
обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из
реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего
развития,
сам
определяет
конечный
результат.
С
другой
стороны,
использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков
вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х
годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как
особую методику обучения, отвечающую на вопрос : как учить мыслить.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на
вопросы учителя. Эта модель описана С.И. Заир – Бек.
Основу модели составляет трёхфазовый процесс, что соответствует таким
стадиям урока:
•
подготовительный – стадия вызова;
•
восприятие нового – смысловая стадия или стадия реализации смысла
(осмысление содержания);
•
присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить обучающихся на
достижение целей урока или его отдельного этапа. Детям предлагается
вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается
возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно
какого – то вопроса (явления), связанного с целями обучения.
На стадии реализации смысла (или осмысления содержания) обучающиеся
занимаются новым материалом, которому посвящён урок. Они активно
конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс,
устанавливают связи между изучаемым и ранее усвоенным материалом. На
этой стадии идёт работа непосредственно с текстом – индивидуально, в
парах, в малых группах или все классом.
На стадии рефлексии обучающимся предлагается проанализировать только
что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само
содержание. На этой стадии детям предоставляется возможность оценить
себя и товарищей в плане приращённого знания, проанализировать процесс,
методы и приёмы, которыми пользовались при обучении, определить
области, где требуется дополнительная литература. Стадия рефлексии даёт
возможность и стимул вернуться к стадии реализации смысла, если ребёнок
сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того,
рефлексия зачастую представляет собой новый вызов, если возникают
дополнительные вопросы и требуется дополнительная учебная деятельность.
Я знаю основные приемы ТРКМ: Верите ли вы…?» (верные-неверные
утверждения); «Инсерт» (чтение с пометами); « Чтение с остановками»,
«Прогноз», «Кластер», таблица «Знаю – хочу знать – узнал», «Тонкие и
толстые вопросы», «Синквейн», «Эссе», «Корзина идей». Это прием
организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной
стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний,
он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой
теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно
будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1.
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради
все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа,
продолжительность 1-2 минуты).
2.
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение
не
более
3
минут.
Это
обсуждение
должно
быть
организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали
имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
3.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать»
факты,
мнения,
имена,
проблемы,
понятия,
имеющие
отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании
ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в
логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. К
преимуществам использования данного приёма относится:
1.Не отнимает много времени урока;
2.Позволяет оперативно повторить изученный материал;
3.Можно применять в классах с разным уровнем подготовки
4.Активизирует познавательную активность учащихся.
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными
действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся
рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Моя роль как учителя — в основном координирующая.
К плюсам этой технологии можно отнести:
- формирование УУД,
- реализует системно – деятельностный подход
- формирует навыки сотрудничества.
К недостаткам – требует много времени на подготовку, навыки дискуссии.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение основывается на
теоретических положениях американского философа, психолога и педагога
Дж. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение
знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение,
организует поиск решения.
Плюсы проблемной технологии:
1.
Самостоятельный поиск решения обеспечивает более прочные и
качественные знания.
2.
Развивает интеллект и творческие способности.
3.
Воспитывает коллективизм и активность.
4.
Способствует здоровье сбережению.
Цель – усвоение не только результатов, но и самого пути, процесса
получения этих результатов.
Этапы проблемного подхода:
1.
Подготовка к восприятию проблемы.
2.
Создание проблемной ситуации.
3.
Формулировка проблемы.
4.
Процесс решения проблемы.
5.
Доказательства правильности решения.
Выделяется 6 типов проблемных задач:
1.
Ситуация неожиданности.
2.
Ситуация конфликта.
3.
Ситуация несоответствия
4.
Ситуация неопределенности.
5.
Ситуация выбора.
6.
Ситуация предположения.
Методы реализации технологии проблемного обучения: проблемное
изложение, проблемные вопросы, диалоговые методы, эвристические беседы,
поисковая деятельность, метод мозговых атак, метод эвристических задач.
ФГОС
предполагает
новый
подход
к
разработке
урока
в
условиях
современной информационной образовательной среды. Педагог становится
носителем
современного
педагогического
мышления,
способным
к
проектированию и перепроектированию учебного процесса. Кроме того,
такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений,
могут быть реализованы средствами ИКТ.
В целом реализация такого
подхода приводит к появлению у школьников устойчивого интереса к учебе
и
познавательных
мотивов.
У
них
формируются
потребности
в
самообучении,
саморазвитии,
умение
самоопределяться
в
учебной
деятельности.
Учебный
процесс,
построенный
в
информационной
образовательной среде, имеет свои актуальные особенности и дидактические
возможности: мобильность, гибкость, адаптивность, вариативность среды, ее
трансформируемость из одной версии в другую, настраиваемость под
решение различных учебных задач. Проектирование учебного процесса в
информационной образовательной среде представляет собой реализацию
определенной последовательности этапов:
1.
Планирование
и
анализ
новых
образовательных
результатов
(личностных, предметных, метапредметных).
2.
Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение
новых образовательных результатов.
3.
Выбор средств обучения, в том числе информационных технологий,
обеспечивающих
реализацию
видов
учебной
деятельности
для
достижения новых образовательных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Агошкова Н.Е. Деятельностный подход к обучению младших
школьников. //Начальная школа. Всё для учителя! – 2014. - №10. – С.2
2.
Бухов М. О реализации системно-деятельного подхода в образовании,
обучении и воспитании молодежи. //ОБЖ. – 2014. - №5. – С.42
3.
Вафина И.И. Исследовательский метод как элемент системно-
деятельностного подхода в обучении. //Всё для администратора школы. –
2015. - №2. – С.30.
4.
Кокарева З.А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций
системно-деятельностного подхода. //Начальная школа плюс до и после. –
2013. - №7. – С.3.
5.
Лазарева М.А. Системно-деятельностный подход при формировании
естественной грамотности учащихся. //Физика. Всё для учителя! – 2013. -
№5. – С.30.
6.
Лебединцев В.Б. Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить
системность знаний учащихся?
7.
Лисова М.Г. Деятельностный подход в реализации стандартов нового
поколения (из опыта работы). //Начальная школа. Всё для учителя! – 2014.
- №5. – С.18.
8.
Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на
системно-деятельностной основе. //Методист. – 2013. - №7. – С.54.
9.
Пасечкина Т.Н., Терехова Р.П. Деловая игра «Моделирование внеурочной
работы на основе деятельностного подхода. //Практика административной
работы. – 2015. - №1. – С.42.
10.Прядко А.В. Пути организации учебной деятельности младших
школьников в условиях реализации ФГОС. //Начальная школа. Всё для
учителя! – 2016. - №3.-С.2
11.Савина Е.В. Профессиональная деятельность педагога в условиях
реализации системно-деятельностного подхода в ОУ. //Всё для
администрации школы! – 2014. - №4. – С.5.
12.Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие
формирования ключевых компетентностей школьников. /Методист. –
2011. - №2. – С.14.
13.Солягина Р.И. Метод проектов как один из эффективных методов
системно-деятельностного подхода. //Педагогическая мастерская. Всё для
учителя. – 2016. - №1. – С.16.
14.Хабибуллина З.Г. Системно-деятельностный подход – основа стандартов
второго поколения. //Всё для администратора школы. – 2015. - №3. – С.38.
15.Черкасова М.А. Системно-деятельностный подход как методологическая
основа ФГОС второго поколения. //Начальная школа. Всё для учителя! –
2015. - №1. – С.2.