Напоминание

Сущность методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию деятельностного (системно-деятельностного) подхода.


Автор: Ильина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка»
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: статья
Тема: Сущность методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию деятельностного (системно-деятельностного) подхода.
Раздел: начальное образование





Назад




Сущность методов, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих

реализацию деятельностного (системно-деятельностного) подхода.

Ильина Екатерина Сергеевна

учитель начальных классов

МАОУ

«СОШ № 2 имени Ф. М. Достоевского»

с углубленным изучением английского

языка

В современных условиях модернизации образования, при разработке

федеральных государственных стандартов второго поколения,

одной из

главных проблем является повышение качества знаний обучающихся.

На разрешение этой проблемы направлено формирование общеучебных

умений и навыков,

а также способов деятельности, уровень освоения

которых

в значительной

мере

предопределяет

успешность

всего

последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе

становится

использование

в обучении

приемов

и методов,

которые

формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

гипотезы,

делать

выводы

и умозаключения.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике

требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым

условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя

гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь

налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом

оставаться духовно нравственным человеком.

Соответствие современным требованиям – основная задача учителя. Поэтому

постоянно работаю над повышением уровня своего профессионального

мастерства, продолжаю поиск инновационных форм работы с детьми для

раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося.

С целью обеспечения современного качества образования я более

подробно

изучила

методы,

технологии

обучения

и

воспитания,

обеспечивающие реализацию деятельностного (системно-деятельностного)

подхода.

Деятельностный подход в обучении – это такая организация учебного

процесса,

при

которой

центральное

место

занимает

максимально

самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность

учащихся. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии

осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в

процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового

знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я

запоминаю,

я

делаю

– я усваиваю».

Деятельностные

способности

школьников

формируются

в

тот

момент,

когда

они

не

пассивно

воспринимают

задания,

а

включены

в

самостоятельную

учебно-

познавательную деятельность. Ключевая идея состоит в том, что новые

знания не даются в готовом виде. Дети «добывают» и «открывают» их сами в

процессе исследований; ученики «превращаются» в маленьких ученых с

собственными открытиями. Поэтому работа учителя не в том, чтобы

объяснить,

рассказать,

показать,

а

в

том,

чтобы

организовать

исследовательскую деятельность учеников с целью доведения их до решения

проблемы урока и составления алгоритмов действий при возникновении

новых задач.

Это

диктует

необходимость

овладевать

педагогическими

технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования

федеральных государственных образовательных стандартов. Одной из них

является технология деятельностного метода обучения, разработанная

педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических

наук, профессора Л.Г. Петерсон.

В чём сущность деятельностного метода, являющегося ядром

системно-деятельностного подхода? Деятельностный подход – это подход к

организации процесса обучения, в котором на первый план выходит

проблема

самоопределения

ребенка

в

учебном

процессе.

Целью

деятельностного

подхода

является

воспитание

личности

ребенка

как

субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом –

значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он (ребенок):

ставит цели,

решает задачи,

отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Именно

поэтому учебная деятельность является универсальным инструментом

развития. Основные характеристики деятельности:

целеустремленная система;

наличие обратная связь;

всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Принцип деятельности заключается в том, что технология деятельностного

метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых

учащиеся,

опираясь

на

приобретенные

знания,

самостоятельно

обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

В методологии образования существует также компетентностный

подход, не отрицающий значения знаний, но акцентирующий внимание на

способности использовать полученные знания с помощью ключевых

компетенций. Формированию этих ключевых компетентностей способствует

системно – деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход является методологической

основой

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования (далее – ФГОС НОО), который нацелен на

развитие личности и формирование гражданской идентичности. Понятие

системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году вследствие

объединения системного и деятельностного подходов.

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

современного информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

ориентацию

на

федеральные

государственные

образовательные

стандарты;

признание решающей роли содержания образования и способов

организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества

в достижении целей личностного, социального и познавательного

развития обучающихся;

учет

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей

обучающихся;-

обеспечение

преемственности дошкольного, начального общего, основного и

среднего (полного) общего образования;

разнообразие

индивидуальных

образовательных

траекторий и

индивидуального

развития

каждого

обучающегося

(включая

одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),

обеспечивающих

рост

творческого

потенциала,

познавательных

мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение

зоны ближайшего развития.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов

и технологий системно-деятельностного подхода объясняется постепенным

введением

ФГОС,

отличительной

особенностью

которых

является

ориентация на результаты образования, рассматривающиеся на основе

системно-деятельностного подхода. Это означает, что на всех этапах – от

планирования до контроля – учебный процесс должен ориентироваться на

развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения

учащимися

обобщенными

способами

деятельности

(универсальными

учебными действиями).

Таким

образом,

суть

традиционного

подхода

в

образовании

заключается в ориентации на объём знаний, т.е. чем больше знаний

приобретает обучающийся, тем выше уровень его образованности. Значение

деятельностного подхода, являющегося центром системно-деятельностного

метода

обучения

в

формировании

знаний

через

самостоятельную

познавательную

деятельность.Реализация

технологии

этого

подхода

предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1. принцип деятельности – ученик, знания получает не в готовом виде, а

добывает

их

сам,

осознает

при

этом

содержание

и

формы

своей

деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в

их

совершенствовании,

что

способствует

активному

успешному

формированию

его

общекультурных

и

деятельностных

способностей, общеучебных умений;

2. принцип

непрерывности

означает

преемственность

между

всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик

с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

3. принцип

целостности

предполагает

формирование

обучающимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой

науки в системе наук);

4. принцип минимакса состоит в следующем: образовательная организация

должна предложить ученику возможность освоения содержания образования

на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего

развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне

социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

5. принцип

психологической

комфортности

предполагает

снятие

всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на

уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

6. принцип

вариативности

способствует

формированию

обучающимися

способностей систематическому

перебору

вариантов

и

адекватному

принятию решений в ситуациях выбора;

7. принцип творчества максимально ориентирует на творческое начало в

образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой

деятельности.

Организация деятельности ученика происходит через следующие

этапы: постановка цели деятельности; планирование своих действий по

реализации поставленной цели; сама деятельность; рефлексия полученных

результатов.

Новый

образовательный

результат

обеспечивается

и

через

определенную последовательность этапов работы процесса обучения –

изменение структуры урока. В типологии уроков в дидактической системе

деятельностного

метода

уроки

деятельностной

направленности

по

целеполаганию можно классифицировать в четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания – где деятельностной целью является

формирование способности учащихся к новому способу действия, а

образовательной – расширение понятийной базы за счет включения в нее

новых элементов.

2. Урок рефлексии, в котором деятельностная цель – формирование у

учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений

в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта

выхода из затруднения и т.д.); образовательная цель – коррекция и тренинг

изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностной целью

этого урока выступает формирование способности учащихся к новому

способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий

и алгоритмов. Образовательная цель – выявление теоретических основ

построения содержательно-методических линий.

4. Урок

развивающего

контроля,

ставящий

деятельностной

целью

формирование

способности

учащихся

к

осуществлению

контрольной

функции, а образовательной – контроль и самоконтроль изученных понятий

и алгоритмов.

Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода

включает в себя следующие компоненты: учебная задача; учебные действия;

действия самоконтроля и самооценки. Обычное озвучивание темы урока не

является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные

мотивы

не

становятся

личностно

значимыми

для

учащихся.

Для

возникновения

познавательного

интереса

надо

столкнуть

ученика

с

«преодолимой трудностью» - предложить ему такое задание, которое он не

может решить традиционными способами, и вынужден «открыть» новый

способ действия. Цель учителя через систему специальных вопросов и

заданий подвести ученика к открытию. Отвечая на вопросы учителя, ученик

выполняет предметные и вычислительные действия, направленные на

разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.

Третьим компонентом учебной деятельности являются самоконтроль и

самооценка,

при

которых

ребенок

сам

оценивает

результаты

своей

деятельности и осознает свое движение вперед. На этом этапе важно

обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, которая становится стимулом

для дальнейшего продвижения на пути познания и исследования. Все три

этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.

Основные этапы данного метода представлены следующей комплексной

схемой:

Постановка учебной задачи → «Открытие» детьми нового знания →

Первичное закрепление (комментирование) → Самостоятельная работа с

проверкой в классе → Решение тренировочных упражнений → Контроль

(принцип минимакса) → Решение задач на повторение.

Деятельностный подход эффективно сочетается с различными

современными образовательными технологиями, такими как ИКТ, игровые

технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры),

технология

критического

мышления,

технология

исследовательской

и

проектной деятельности, проблемного обучения.

С

целью

реализации

дятельностного

(системно-деятельностного)

подхода я более подробно изучила технологии:

Личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская, Е.Н. Ильин,

Е.В. Бондаревская, А.Г. Козлова, В.В. Серико) ставят в центр всей школьной

образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее

природных

потенциалов.

Эта

технология

характеризуется

антропоцентричностью,

гуманистической

и

психотерапевтической

направленностью и устанавливают разностороннее, свободное и творческое

развитие ребенка.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в

педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему

взаимосвязанных

понятий,

идей

и

способов

действий

обеспечить

и

поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации

личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Одной из технологий обеспечивающей личностно - ориентированное

обучение и воспитание является метод проектов.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только

на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение

новых.

Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи

американских учёных Дж. Дьюи и В.Х.Килпатрика.

В

основе

технологии

лежит

деятельностный

подход,

целесообразная

деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и

значимая для ребёнка.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых обучающиеся:

Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных

источников;

Учатся

пользоваться

приобретёнными

знаниями

для

решения

познавательных и практических задач;

Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,

построения гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям

жизни, формирует ключевые компетенции

учебно-познавательные

коммуникативные

информационные.

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Роль обучащихся меняется в работе над проектом, ученик становится

субъектом деятельности.

Этапы работы над проектом (по Полат Е.С.).

1. Поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем

проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать

условия для становления личности.

2.

Аналитический:

Согласование

общей

линии

разработки

проекта.

Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.

Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы.

Обсуждение первых результатов в группе.

3. Практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта.

Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе

происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации,

подготовка

к

заключительному

занятию

проводятся

учащимися

самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с

членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в

целом.

4. Презентационный. Он завершает, подытоживает работу над проектом и

важен как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать

ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над

проектом.

5. Контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов

проекта и общего хода над ним.

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии

мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни

(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять

главное и второстепенное, структурировать и передавать информацию,

анализировать различные стороны явлений).

Особенностью данной педагогической технологии является то, что

обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из

реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего

развития,

сам

определяет

конечный

результат.

С

другой

стороны,

использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков

вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х

годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как

особую методику обучения, отвечающую на вопрос : как учить мыслить.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на

вопросы учителя. Эта модель описана С.И. Заир – Бек.

Основу модели составляет трёхфазовый процесс, что соответствует таким

стадиям урока:

подготовительный – стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия или стадия реализации смысла

(осмысление содержания);

присвоение информации – стадия рефлексии.

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить обучающихся на

достижение целей урока или его отдельного этапа. Детям предлагается

вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается

возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно

какого – то вопроса (явления), связанного с целями обучения.

На стадии реализации смысла (или осмысления содержания) обучающиеся

занимаются новым материалом, которому посвящён урок. Они активно

конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс,

устанавливают связи между изучаемым и ранее усвоенным материалом. На

этой стадии идёт работа непосредственно с текстом – индивидуально, в

парах, в малых группах или все классом.

На стадии рефлексии обучающимся предлагается проанализировать только

что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само

содержание. На этой стадии детям предоставляется возможность оценить

себя и товарищей в плане приращённого знания, проанализировать процесс,

методы и приёмы, которыми пользовались при обучении, определить

области, где требуется дополнительная литература. Стадия рефлексии даёт

возможность и стимул вернуться к стадии реализации смысла, если ребёнок

сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того,

рефлексия зачастую представляет собой новый вызов, если возникают

дополнительные вопросы и требуется дополнительная учебная деятельность.

Я знаю основные приемы ТРКМ: Верите ли вы…?» (верные-неверные

утверждения); «Инсерт» (чтение с пометами); « Чтение с остановками»,

«Прогноз», «Кластер», таблица «Знаю – хочу знать – узнал», «Тонкие и

толстые вопросы», «Синквейн», «Эссе», «Корзина идей». Это прием

организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной

стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний,

он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой

теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно

будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради

все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа,

продолжительность 1-2 минуты).

2.

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение

не

более

3

минут.

Это

обсуждение

должно

быть

организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали

имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

3.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать»

факты,

мнения,

имена,

проблемы,

понятия,

имеющие

отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании

ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в

логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. К

преимуществам использования данного приёма относится:

1.Не отнимает много времени урока;

2.Позволяет оперативно повторить изученный материал;

3.Можно применять в классах с разным уровнем подготовки

4.Активизирует познавательную активность учащихся.

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении.

Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными

действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся

рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Моя роль как учителя — в основном координирующая.

К плюсам этой технологии можно отнести:

- формирование УУД,

- реализует системно – деятельностный подход

- формирует навыки сотрудничества.

К недостаткам – требует много времени на подготовку, навыки дискуссии.

Технология проблемного обучения. Проблемное обучение основывается на

теоретических положениях американского философа, психолога и педагога

Дж. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация

учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение,

организует поиск решения.

Плюсы проблемной технологии:

1.

Самостоятельный поиск решения обеспечивает более прочные и

качественные знания.

2.

Развивает интеллект и творческие способности.

3.

Воспитывает коллективизм и активность.

4.

Способствует здоровье сбережению.

Цель – усвоение не только результатов, но и самого пути, процесса

получения этих результатов.

Этапы проблемного подхода:

1.

Подготовка к восприятию проблемы.

2.

Создание проблемной ситуации.

3.

Формулировка проблемы.

4.

Процесс решения проблемы.

5.

Доказательства правильности решения.

Выделяется 6 типов проблемных задач:

1.

Ситуация неожиданности.

2.

Ситуация конфликта.

3.

Ситуация несоответствия

4.

Ситуация неопределенности.

5.

Ситуация выбора.

6.

Ситуация предположения.

Методы реализации технологии проблемного обучения: проблемное

изложение, проблемные вопросы, диалоговые методы, эвристические беседы,

поисковая деятельность, метод мозговых атак, метод эвристических задач.

ФГОС

предполагает

новый

подход

к

разработке

урока

в

условиях

современной информационной образовательной среды. Педагог становится

носителем

современного

педагогического

мышления,

способным

к

проектированию и перепроектированию учебного процесса. Кроме того,

такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений,

могут быть реализованы средствами ИКТ.

В целом реализация такого

подхода приводит к появлению у школьников устойчивого интереса к учебе

и

познавательных

мотивов.

У

них

формируются

потребности

в

самообучении,

саморазвитии,

умение

самоопределяться

в

учебной

деятельности.

Учебный

процесс,

построенный

в

информационной

образовательной среде, имеет свои актуальные особенности и дидактические

возможности: мобильность, гибкость, адаптивность, вариативность среды, ее

трансформируемость из одной версии в другую, настраиваемость под

решение различных учебных задач. Проектирование учебного процесса в

информационной образовательной среде представляет собой реализацию

определенной последовательности этапов:

1.

Планирование

и

анализ

новых

образовательных

результатов

(личностных, предметных, метапредметных).

2.

Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение

новых образовательных результатов.

3.

Выбор средств обучения, в том числе информационных технологий,

обеспечивающих

реализацию

видов

учебной

деятельности

для

достижения новых образовательных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Агошкова Н.Е. Деятельностный подход к обучению младших

школьников. //Начальная школа. Всё для учителя! – 2014. - №10. – С.2

2.

Бухов М. О реализации системно-деятельного подхода в образовании,

обучении и воспитании молодежи. //ОБЖ. – 2014. - №5. – С.42

3.

Вафина И.И. Исследовательский метод как элемент системно-

деятельностного подхода в обучении. //Всё для администратора школы. –

2015. - №2. – С.30.

4.

Кокарева З.А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций

системно-деятельностного подхода. //Начальная школа плюс до и после. –

2013. - №7. – С.3.

5.

Лазарева М.А. Системно-деятельностный подход при формировании

естественной грамотности учащихся. //Физика. Всё для учителя! – 2013. -

№5. – С.30.

6.

Лебединцев В.Б. Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить

системность знаний учащихся?

7.

Лисова М.Г. Деятельностный подход в реализации стандартов нового

поколения (из опыта работы). //Начальная школа. Всё для учителя! – 2014.

- №5. – С.18.

8.

Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на

системно-деятельностной основе. //Методист. – 2013. - №7. – С.54.

9.

Пасечкина Т.Н., Терехова Р.П. Деловая игра «Моделирование внеурочной

работы на основе деятельностного подхода. //Практика административной

работы. – 2015. - №1. – С.42.

10.Прядко А.В. Пути организации учебной деятельности младших

школьников в условиях реализации ФГОС. //Начальная школа. Всё для

учителя! – 2016. - №3.-С.2

11.Савина Е.В. Профессиональная деятельность педагога в условиях

реализации системно-деятельностного подхода в ОУ. //Всё для

администрации школы! – 2014. - №4. – С.5.

12.Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие

формирования ключевых компетентностей школьников. /Методист. –

2011. - №2. – С.14.

13.Солягина Р.И. Метод проектов как один из эффективных методов

системно-деятельностного подхода. //Педагогическая мастерская. Всё для

учителя. – 2016. - №1. – С.16.

14.Хабибуллина З.Г. Системно-деятельностный подход – основа стандартов

второго поколения. //Всё для администратора школы. – 2015. - №3. – С.38.

15.Черкасова М.А. Системно-деятельностный подход как методологическая

основа ФГОС второго поколения. //Начальная школа. Всё для учителя! –

2015. - №1. – С.2.



В раздел образования