Автор: Слепухина Анастасия Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДШИ им. И.Ф. Стравинского
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г. Ломоносов
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Работа над гаммами с начинающими на уроках фортепиано в ДМШ и ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
А.В.Слепухина,
преподаватель фортепиано
СПб ГБУ ДШИ
им. И.Ф. Стравинского,
г. Санкт- Петербург, г. Ломоносов
Работа над гаммами с начинающими на уроках фортепиано в
ДМШ и ДШИ
Игра гамм, аккордов и арпеджио является необходимым условием для
формирования пианистической техники. Не случайно знакомство с гаммой в
самом простом и доступном ее виде происходит на первом году обучения
фортепиано.
Постепенно
педагог
воспитывает
у
юного
музыканта
потребность в постоянной работе над гаммами, так как технически успешное
развитие ученика возможно лишь при условии систематической игры этих
упражнений. Замечательный чешский педагог XX века Илона Штепанова-
Курцова обращает внимание на то, что «изучение упражнений с точки зрения
технической подготовки учащегося намного рациональнее, чем привычное
поверхностное проигрывание множества этюдов».
В какой момент перейти с учеником к знакомству с гаммами? Как
только он качественно овладел навыками исполнением пятипальцевой
позиции на legato, получил начальные аппликатурные навыки и уяснил
некоторые теоретические понятия: тональность, лад, тон - полутон, знаки
альтерации. Логично начинать со строения мажорной гаммы по полутонам и
тонам, но такое теоретическое объяснение может оказаться непонятным для
юного ученика, поэтому я использую доступные способы и побуждаю
ученика самому раскрыть секрет игры гаммы.
Начинаем с гаммы C-dur. Сперва озадачиваю ученика: «Как сыграть
гамму от клавиши до из восьми звуков на legato, если нам надо начать с
1
первого
пальца,
а
закончить
на
пятом?»
Как
правило,
ученики
догадываются, что где-то надо подставить первый палец, особенно те, кто в
пьесах уже встречался с таким способом игры. Далее даю подсказку:
«Внимательно посмотри на клавиатуру, и черные клавиши тебе помогут
найти место для подстановки первого пальца. Ребенок видит рельеф
клавиатуры – две группы черных клавиш - и догадывается, что первый палец
подставляем между ними на ноту фа. Вот в такой познавательной форме
ученик знакомится с позициями в гамме.
«Представление
о
позиции
–
крупной
единицы
мышления
–
аналогичны информационному блоку в системе…Включение мышечно –
осязательного фактора и позиционные действия руки дают преимущество в
скорости, увеличивают степень концентрации, позволяющей слуху «учиться
управлять», а руке – учиться ему «повиноваться».
Упражнение И.И. Крыжановского, приведенное из методического
пособия
А.А.
Шмидт
–
Шкловской
«О
воспитании
пианистических
навыков», помогает освоить принципы позиционности в гамме. Правая рука
играет вверх и обратно, левая начинает вниз от первого пальца:
Пример № 1
Л. Рыжко предлагает на legato
объединить крайние звуки каждой
позиции (примеры №2 и №3)
2
Пример №3
Можно поиграть и кластерами, объединяя все звуки в позиции:
1 – 2 – 3; 1 – 2 – 3 – 4
После освоения отдельных позиций в гамме начинаем их соединение.
Очень важно, чтобы аппликатура гаммы в нотном тексте визуально помогла
ученику увидеть позиции:
Пример №4
При такой аппликатурной записи визуальное восприятие гаммы не
загромождается проходящими 2 и 4 пальцами. Ученик ясно видит, как
позиции, их чередование следуют в руках одна за другой.
При смене позиции первый палец сразу начинаем заводить к третьему
и четвертому пальцу после того как он снимается с клавиши, а на третьем и
четвертом пальцах рука немного разворачивается по ходу движения гаммы.
Густав Нейгауз рекомендовал соединить крайние звуки позиций на
legato:
Пример №5
3
При переходе на другую позицию рука не падает на первый палец, а
даже чуть приподнимается. Таким образом, крыша домика (кисти) сохраняет
свое положение, а звучание гаммы становится более ровным.
Упражнения «Покрутим колёсики», «Построим пирамиды»:
Пример №6
Такого рода упражнения на подкладывание первого пальца очень
важны
для
выработки
ровного
звуковедения
в
гамме.
Термин
«подкладывание» первого пальца Вера Лензин заменила на «подстановку».
Это не случайно, так как само слово «подкладывание» по смыслу уже
провоцирует низкое положение первого пальца и кисти в целом, что
негативно отражается на ровности, качестве звука и беглости. Необходимо
учить ребенка сразу
ставить первый палец практически наравне с
остальными пальцами. «Большой палец должен находиться в высоком
положении и касаться клавиши боковой стороной передней фаланги». Е.Ф.
Гнесина указывает на необходимость «с самого начала работы с первым
пальцем
внимательно
следить,
чтобы
не
было
прогибания
первого
сустава...Первый палец как и все другие пальцы, должен быть слегка
закруглен и легко опускаться на клавишу без толчка».
Для развития ловкости первого пальца играем упражнение на «станке»:
4
Пример №7
При этом кисть руки сохраняет высокий свод, все пальцы, легкие, не
напряженные.
Формированию этого навыка способствуют упражнения на ловкость и
подвижность пястного сустава первого пальца. Упражнения вне инструмента
из разряда пальчиковых игр: «Клювики», «Колечки», «Умывалки»; и за
инструментом: «подметаем» клавишу первым пальцем, «рисуем кружочки».
Если первый палец слишком «склеен» в игре со вторым, делаем эти
упражнения, стоя на третьем или четвертом пальцах.
Первому пальцу может помочь встать на клавишу второй палец. Если
легко соединить их вместе в колечко и поставить на клавиатуру, первому
пальцу гораздо легче стоять и рука запоминает нужное положение. Шмидт –
Шкловская предлагает в качестве упражнения поиграть гамму только
первыми пальцами. Полезно на месте пошагать на столе или по клавишам
первым пальцем в сочетании с другими: 1 - 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5.
Пятые пальцы тоже требуют постоянной корректировки положения и
тренировки в игре. Положение пятого пальца должно быть так же высоким,
как и у остальных пальцев. Полезно применить следующие упражнения:
- играть гамму пятыми пальцами;
- играть последовательность пальцев 5 - 4, 5 - 3, 5 - 2, 5 - 1.
- на «станке» – выдержанном первом пальце – пятый постепенно
двигается к первому пальцу, и наоборот, первый палец постепенно движется
к пятому;
5
Пример №8
Конечно, рука начинающего пианиста еще не способна брать такие
широкие интервалы, как показано в примере №8. Октаву заменяем теми
интервалами, которые рука ребенка может взять без лишних усилий.
- стоя на поочередно выдержанном третьем, четвертом пальце,
несколько раз ритмично постучать по клавише или плоскости стола пятым
пальцем.
Соединив отдельные позиции вместе, играем гамму каждой рукой
отдельно в медленном темпе, слушая звук и следя за правильным
звукоизвлечением и аппликатурой. Можно применить соединение по две
клавиши соседними пальцами: 1 – 2, 2 – 3, 1 - 2, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 5 (по
аппликатуре гаммы). Чтобы юному пианисту процесс игры гамм казался
более
интересным,
используем
различные
образы
в
соответствии
с
регистрами: здесь живет медведь, а вот и лисичка побежала за маленьким
зайчиком, а птичка на веточке
- «чик-чирик». Ученикам – мальчикам
нравится представлять строй гаммы как марширующих солдат, генералов,
командиров. Эти образы помогают сыграть гамму активно, энергично, а
главное, сконцентрировать внимание ученика, ведь без команды головы -
командира вряд ли получится хорошо сыграть пальцам – солдатам. Очень
полезно играть с подтекстовкой, например, «Я шагаю важно, ровно по
ступенькам до мажор» или «Я играю бодро, дружно свою гамму до мажор».
О. Черлова предлагает такие слова: «Маша с Сашей ели кашу, Маша съела
кашу всю». Это тоже способствует ритмической ровности в игре гаммы.
6
Сдвинуть темп поможет следующая подтекстовка: «Побежали, побежали мы
по гамме ре мажор».
Расходящуюся гамму лучше играть сразу двумя руками, так как смена
аппликатурных позиций в ней происходит в обеих руках одновременно; в
одну октаву, затем в две.
Игра аккордов представляет затруднение для начинающего музыканта
вследствие маленькой руки, отсутствия некоторых пианистических навыков
(например, растяжки), необходимых для качественной игры аккордов.
Начинаем с игры аккорда в разложенном виде. Это доступно даже
маленькой руке:
Пример №9
Полезно поучить аккорд составляющими его интервалами. Например,
в трезвучии две терции и квинта, в первом обращении трезвучия – терция,
кварта и секста и так далее. Надо дать возможность ученику почувствовать
все интервалы, используя аппликатуру аккорда.
Пример №10
В
примере
№10
дана
аппликатура
четырехзвучного
аккорда.
Аналогично можно поиграть интервалами трехзвучный аккорд, который
вполне по силам освоить юному пианисту. Это упражнение является
7
начальным в работе над растяжкой. «Не теряя ощущения упругости «свода»
и не поднимая запястье, расширяйте и сужайте ладонь».
Итак, процесс работы над гаммами охватывает целый комплекс
пианистических задач: технических, координационных, ритмических, работу
над звуком, а для этого необходимо научить ученика «включать» свой
двигательный и слуховой контроль, то есть работать над гаммами осознанно.
Николай Рубинштейн говорил: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за
головой, а не голова за пальцами». Такое отношение к занятиям должно быть
не
только
в
работе
над
музыкальным
произведением,
но
и
над
упражнениями. А. Б. Гольденвейзер отмечал, что «необходимо различать
игру и работу на инструменте… В процессе работы необходимо ясно и четко
представлять себе как основную, конечную цель, так и все мельчайшие
задачи…». «Владеть гаммами и арпеджио необходимо не только для
развития беглости, но и для экономии времени при работе над этюдами и
художественными произведениями определенного стиля и фактуры: такие
технические «заготовки» всегда могут быть использованы…Их следует
только умело применять в произведении».
Таковы основные моменты начального освоения игры гамм и аккордов.
В этот период очень важно заложить пианистические основы, необходимые
для дальнейшего успешного овладения гаммами.
8
Список литературы
Бергер Н.А., Яцентковская Н.А. Клавишное сольфеджио. СПб., 2012
Лензин В. Работа над гаммами. Таллинн, 1975
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982
Очерки по методике обучения игре на фортепьяно. М., 1955
Рыжко Л.И. Гаммы без проблем. Санкт-Петербург, 2002
Черлова О.А., Черлова Н.С. Методика обучения игре на инструменте
(Фортепиано) СПб., 2017
Фортепианная игра. Общая редакция А. Николаева. М., 1977
Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1985
Штепанова-Курцова И. Фортепианная техника. Киев., 1982
9