Автор: Пономарева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №703 Московского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе
Тема: "Равнины России"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе
Учитель: Пономарева Светлана Александровна
Предмет: окружающий мир
Тема:
Равнины
России:
Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская
(название,
общая
характеристика, нахождение на карте)
Тип: открытие нового знания
Цель:
формирование у учащихся представления о равнинах России (цель должна быть
достигнута на уровне представлений).
Задачи:
обучающие:
познакомить с равнинами на территории России; закреплять умение работать с
физическими картами России; развивать умения, необходимые для работы с различными
информационными источниками;
воспитательные: способствовать воспитанию любви к своей стране;
развивающие:
способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся,
сотрудничества друг с другом и учителем; развивать познавательную активность обучающихся,
умение наблюдать, делать выводы.
Планируемые результаты:
личностные:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
применение правил
совместной деятельности; проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний;
предметные:
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (равнины);
метапредметные:
познавательные:
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде;
коммуникативные:
конструировать обобщения и выводы;
регулятивные:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
Оборудование: учебник окружающего мира «Школа России» 4 класс 1 часть Плешаков А.А.,
Крючкова Е.А., презентация, видеоролик, папки с материалами (таблица «Равнины», рабочие
листы для домашнего задания; рабочие листы для работы в классе), канцелярские
принадлежности, физическая карта России.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная,
групповая, работа в парах.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный
момент
(1 минута)
- Здравствуйте. Проверьте свою готовность
к уроку. У вас на партах должны быть:
учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш,
файлы с раздаточным материалом. Если
готовы – садитесь.
Проверяют
готовность
к
уроку.
2.Мотивация
к
деятельности
(2 минуты)
- Посмотрите на слайд. Прочитайте фразу
известного русского писателя, Константина
Георгиевича Паустовского, по поднятой
руке.
- Как вы её понимаете?
- Верно, молодцы!
Любовь к родной
стране, действительно, начинается с любви
к природе, потому что с самого детства
природа окружает нас своей красотой,
удивляет
своей
безграничностью
и
величием. А взамен мы стараемся ей отдать
свою любовь и заботу, то есть беречь её.
- «Любовь к родной стране
начинается
с
любви
к
природе».
- Чтобы любить свою страну,
нужно сначала полюбить то,
что нас окружает — природу.
3.Постановка темы и
цели урока
(5 минут)
-
Откройте
учебник
на
странице
57.
Прочитайте название нового раздела.
- Прочитаем, чему будем учиться, изучая
этот раздел.
- А о чем сегодня пойдёт разговор, вы
узнаете, разгадав ребус.
- Какой ответ?
- Какая будет тема сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, если у нас такая тема, что
мы с вами сегодня будет делать? Над чем
работать?
- Природа России.
Читают.
Разгадывают ребус.
- Равнина.
- Равнины России.
- Узнаем, какие равнины есть
на территории России, где они
находятся.
4.Актуализация
знаний
(3 минуты)
- Путешествуя по Земле, люди заметили,
что поверхность её не везде одинакова, на
Земле
есть
ровные
участки,
возвышенности, впадины. Каким одним
словом мы можем назвать совокупность
неровностей земной поверхности?
-
Рельеф
представлен
различными
формами. Вспомните, какие формы земной
поверхности
вы
изучали?
Чем
они
различаются?
- Вспомните, что такое равнина?
-
Какие
неровности
встречаются
на
равнинах?
- Что такое холм? Что такое овраг?
- Рельеф.
- Равнины, овраги, холмы горы.
Они различаются по высоте и
площади.
- Равнина – это ровный или
почти ровный участок Земли.
- Холмы и овраги.
- Холм – возвышение, овраг –
углубление.
5.Работа
по
теме
урока
- Как вы думаете, что будет главным
помощником при изучении нашей страны?
(22 минуты)
- Откройте учебник на странице 58-59.
Вспомните, что такое карта? Что помогает
ориентироваться по карте?
- Какое главное условное обозначение на
физической карте?
- Какие цвета использованы на физической
карте России?
- Посмотрите на шкалу на с. 58 учебника.
Она находится в левом углу карты, эта
шкала называется «Шкала высот и глубин».
Обратите внимание, что на шкале есть
главная линия, она называется «уровень
моря».
Она
изображена
толстой
и
сплошной
линией.
Остальные
линии
изображены прерывисто, пунктиром. Что
находится ближе всего к уровню моря?
- Низменность – это равнина. Каким цветом
обозначаются низменности?
-
Каким
цветом
обозначают
возвышенности?
- Возвышенностями называются участки
земной
поверхности,
приподнятые
относительно окружающих пространств. И
низменности,
и
возвышенности
–
это
равнины. Каким цветом на карте показаны
горы?
- Мы с Вами рассмотрели шкалу высот в
учебнике. Но я хочу Вам показать ещё одну
шкалу. Чем она отличается от той, что в
учебнике?
- Верно, эта шкала есть у вас на рабочем
листе № 1. Достаньте его и рассмотрите
шкалу.
В каких единицах выражается
высота и глубина?
- Какую высоту имеют низменности и
возвышенности?
- Ознакомимся с видеороликом по теме.
Узнаем, какие равнины бывают. Смотрите
внимательно.
Просмотр видеоролика до 0:55.
- Какие равнины бывают?
- Какие равнины называются плоскими?
Какие равнины называются холмистыми?
-
Познакомимся
с
равнинами
на
территории
России.
Будем
заполнять
таблицу на рабочем листе № 1. Прочитайте,
как называются колонки – они подскажут
- Физическая карта России.
- Карта – это уменьшенное
изображение
поверхности
земли на плоскости с помощью
условных знаков.
- Цвет.
-
Зеленый,
желтый,
коричневый, синий.
- Низменность.
- Зелёным.
- Жёлтым.
- Коричневым.
- На ней указаны высоты.
- В метрах?
-
Низменности
до
200
м,
возвышенности 200-500 м.
- Плоские и холмистые.
-
Плоские
равнины
–
нет
понижений
и
повышений.
Холмистые
-
повышения
чередуются
с
понижениями,
более разнообразен рельеф.
нам, что будем сегодня узнавать.
-
В
процессе
урока
будем
заполнять
таблицу. Откройте учебник на странице 58-
59.
Найдите
Восточно-Европейскую
равнину. Покажите её соседу. Впишите
название в таблицу.
- Ещё эту равнину называют Русской, так
как она занимает большую часть России.
На каком материке располагается равнина?
- Как вы думаете, все равнины, которые мы
будем сегодня изучать будут располагаться
на этом материке? Почему?
-
Верно,
поэтому
в
колонке
«Географическое
положение»
у
всех
равнин
мы
будем
указывать
материк
Евразия.
Какими
морями
омывается
равнина на севере?
-
Эти
моря
будут
северной
границей
равнины. А на юге?
- Какое море будет являться западной
границей? Определите по карте.
- А чем ограничена равнина на востоке?
Посмотрите внимательно.
-
Верно,
Уральские
горы
отделяют
Восточно-Европейскую
равнину
от
Западно-Сибирской.
Мы
определили
географическое
положение
равнины
относительно
географических
объектов.
Запишите их, можно указывать только
один
объект.
Прочитайте,
что
у
вас
получилось.
- Посмотрите на карту на слайде. Какие
цвета
встречаются
на
поверхности
равнины?
- На карте в учебнике это не очень сильно
видно. Что означают эти изменения в
цвете? Воспользуйтесь шкалой высот и
глубин.
-
Правильно.
Восточно-Европейскую
равнину называют холмистой. Посмотрите,
как она выглядит на слайде. Впишите эту
информацию в «Характер поверхности».
-
Мы
определили,
что
Восточно-
-
Название,
географическое
положение,
характер
поверхности,
высота
над
уровнем
моря,
полезные
ископаемые.
Показывают
равнину.
Вписывают название равнины.
- Евразия.
- Да, потому что они находятся
на территории России, а Россия
находится
на
материке
Евразия.
- Баренцево и Белое море.
-
Азовское,
Черное
и
Каспийское.
- Балтийское море.
- Уральскими горами.
- На севере: Баренцево и Белое
море; на юге: Азовское море,
Черное море, Каспийское море;
на западе: Балтийское море; на
востоке: Уральские горы.
-
Зелёный
и
светло-зелёный/жёлтый.
- Это возвышенности и холмы.
Европейская равнина не просто ровная, а
ещё на ней встречаются возвышенности.
Как вы думаете, какая будет высота над
уровнем моря?
- Впишите в таблицу высоту над уровнем
моря.
- Найдите на карте Западно-Сибирскую
равнину. Покажите её соседу. Запишите
название этой равнины в таблицу.
- Определим географическое положение
равнины. Какой географический объект
ограничивает равнину на севере?
- На юге равнина граничит с территорией
Казахстана. Что будет являться западной
границей?
- Уральские горы отделяют Восточно-
Европейскую
равнину
от
Западно-
Сибирской. Что будет границей на востоке?
-
Зафиксируйте
это
в
таблицах.
Что
получилось?
- Определите характер поверхности. Каким
цветом изображена равнина на карте?
- Значит какая равнина?
- Посмотрите фотографии этой равнины на
слайде,
отметьте
особенности
рельефа.
Какая будет высота над уровнем моря?
-
Заполните
колонки
«Характер
поверхности»
и
«Высота
над
уровнем
моря».
-
Западно-Сибирская
равнина
–
самая
плоская.
Большая
часть
территории
равнины – это болота. Представьте, что на
парту вылили стакан воды. Что произойдёт
с водой? Утечёт ли она куда-то?
- Так происходит и с осадками на Западно-
Сибирской
равнине.
Из-за
того,
что
поверхность плоская, вода, выпавшая в
осадках и появившаяся от талых снегов,
никуда
не
стекает,
а
остается
на
поверхности, только часть ее проникает в
глубь
земли.
Так
появляются
болота.
Васюганские болота - одни из самых
больших болот в мире, расположены в
Западной Сибири. Слышали ли вы о них?
- Попробуйте самостоятельно найти и
назвать
следующую
равнину.
Как
она
называется?
- Верно. Покажите своему соседу по парте.
Заполняют колонку «Характер
поверхности»
- Около 300 м.
Заполняют колонку «Высота
над уровнем моря»
Вписывают
название
в
таблицу.
- Карское море.
- Уральские горы.
-
Река
Енисей,
Среднесибирское плоскогорье.
- На севере: Карское море; на
юге: территория Казахстана; на
западе:
Уральские
горы;
на
востоке:
река
Енисей,
Среднесибирское плоскогорье.
- Зелёным.
- Плоская.
- До 200 м.
Заполняют таблицу.
- Нет, она останется на парте.
Впишите название в таблицу. Посмотрите,
как
выглядит
Среднесибирское
плоскогорье на слайде.
- А как вы думаете, что означает слово
«плоскогорье»?
- Слово состоит из двух частей «плоско» и
«горье». Можно сказать, плоская гора.
Плоскогорье – это место с равнинной или
холмистой поверхностью, лежащее высоко
над уровнем моря. Посмотрите на карту,
какой цвет преобладает?
- Среднесибирское плоскогорье похоже на
горную
страну,
здесь
много
возвышенностей и холмов. Но это равнина.
Можете
заполнить
графу
«Характер
поверхности» и написать «плоскогорье».
- Определим географическое положение
Среднесибирского
плоскогорья.
Каким
морем омывается с севера?
- Что будет границей на юге?
- На западе?
- На востоке? Какая река протекает?
-
Запишите
границы
в
таблицу.
Что
получилось?
- Какая будет высота равнины над уровнем
моря?
- Впишите в таблицу.
- Как вы думаете, какая равнина будет
самой большой по протяжённости?
- Попробуйте измерить их линейкой по
длине и ширине, ориентируясь на границы,
которые мы назвали. Что получилось?
- Верно, хоть на нашей карте в учебнике
нет масштаба, но таким образом мы можем
примерно представить размеры равнин. А
на какая из равнин больше всего заселена и
освоена? Как можем это узнать?
- А на какой равнине живём мы с вами?
- Узнаем, какие полезные ископаемые есть
на равнинах. Как это можно сделать?
- 1 ряд определите полезные ископаемые на
Восточно-Европейской равнине, 2 ряд – на
Западно-Сибирской;
3
ряд
–
на
Среднесибирском плоскогорье.
Ответы учеников.
-
Среднесибирское
плоскогорье.
Показывают
равнину
и
вписывают название.
- Плоская гора?
-Коричневый,
светло-
коричневый.
Заполняют таблицу.
- Море Лаптевых.
- Горы Саяны.
- Западно-Сибирская равнина.
- Река Лена.
- На севере: море Лаптевых; на
юге: горы Саяны; на западе:
Западно-Сибирская равнин; на
востоке: река Лена.
- 500-700 м и выше.
Предположения учеников.
-Восточно-Европейская
равнина самая большая.
- По крупным городам. Больше
- Какие полезные ископаемые определили?
- Сверьтесь с доской. Допишите то, чего не
хватает.
всего крупных город находится
на
Восточно-Европейской
равнине, значит она больше
всего заселена и освоена.
-
На
Восточно-Европейской
равнине.
-С
помощью
условных
обозначений.
Выполняют задание.
-Восточно-Европейская
равнина:
нефть,
железные
руды,
алюминиевые
руды,
природный газ, пищевая соль,
каменный уголь.
Западно-Сибирская
равнина:
нефть, природный газ, торф.
Среднесибирское плоскогорье:
каменный
уголь,
железные
руды, калийные соли, пищевая
соль, природный газ, железные
руды.
6.Физкультминутка
(1 минута)
- Встаньте из-за парт.
На носочках потянулись
До вершины дотянулись,
Это горы, (разводят руками вправо)
Это холм, (разводят руками влево)
На равнине мы живем. (присели)
- Сделайте глубокий вдох и садитесь на
место.
Выполняют движения.
7.Первичное
закрепление
(7 минут)
- Покажем равнины на карте. Перед этим
вспомним правила показа объектов на
карте.
Правила показа объектов на
настенной карте:
1. показываем объекты указкой
или
обратной
стороной
карандаша;
2. стоим сбоку карты, чтобы
одноклассникам было видно;
3. если это точечный объект
(город,
водопад,
электростанция),
то
просто
навести на него указкой;
4.
если
это
большой
по
площади
объект
(материк,
страна,
большое
озеро),
то
нужно обвести его границы;
5. реки всегда показывают в
направлении от истока к устью.
- Кто готов показать равнины на карте и
объекты, которые являются их границами?
-
Возьмите
рабочий
лист
«Равнины».
Прочитайте первое задание.
- Прочитайте второе задание.
- Есть вопросы? Работу будем выполнять в
парах. Напомните правила работы в парах.
- Приступайте. Если возникнут вопросы –
поднимите руку, я подойду.
- Проверяем! Как распределили равнины в
первом задании? Почему?
- Какие слова вписали в задании 2? Все
согласны?
- Кто верно справился со всеми заданиями,
поднимите руку. Молодцы! Оцените свою
работу в паре. Если вы довольны, то
поставьте руки «домиком». Что могли бы
улучшить? С чем возникли трудности?
2-3
ученика
показывают
объекты на карте.
- Соедините линией названия
равнин России и их описания.
- Впишите недостающие слова.
Правила работы в парах:
1.
Говори негромко, чтобы
не мешать остальным.
2.
Внимательно
слушай
своего товарища.
3.
Вместе
решайте
возникшие затруднения.
Самостоятельная
работа
в
парах.
Опрос учеников.
Ответы учеников.
8.Информация
о
домашнем
задании
(1 минута)
- Откройте дневники. Дома вам предстоит
выполнить задания с рабочего листа. При
выполнении
пользуйтесь
физической
картой и шкалой высот и глубин. Не
забудьте раскрасить шкалу высот и глубин,
таблицу вклейте в альбомы.
- Также, прочитайте текст учебника на
странице 61. Ещё будет дополнительное
задание: подготовить сообщение о горных
системах России. Надо 3 человека. Кто
хочет подготовить сообщение про Алтай?
Про Кавказские горы? Про Уральские
горы? Подойдите ко мне после урока, я дам
вам план.
Разбор вопросов.
9.Подведение итогов
урока
(1 минута)
- С какими равнинами познакомились на
уроке?
- Назовите виды равнин.
-Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская,
Среднесибирское плоскогорье.
- Плоские и холмистые.
10.Рефлексия
(1 минуты)
- Был ли этот урок интересным для вас?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие задания вызвали трудность?
Ответы учеников.
11.Организационны
й конец урока
-Спасибо за вашу работу. Отдыхайте и
готовьтесь к следующему уроку.
(1 минута)