Автор: Вятчина Маргарита Исмагиловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: НМБОУ "Гимназия № 11"
Населённый пункт: Анжеро - Судженский городской округ
Наименование материала: учебная игра по истории
Тема: Династия Романовых (415-летие восшествия на престол царствующей династии)
Раздел: полное образование
НЕТИПОВОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 11»
Вятчина М.И.
Династия Романовых
(415- летие восшествия на престол
царствующей династии)
Учебная игра
Анжеро – Судженский городской округ
2018
НЕТИПОВОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 11»
Династия Романовых
(415- летие восшествия на престол
царствующей династии)
Учебная игра
Автор: Вятчина Маргарита Исмагиловна,
учитель истории и обществознания
НМБОУ «Гимназия № 11»
Анжеро – Судженский городской округ
2018
Введение
415 лет назад наша Родина была терзаема страшной, невиданной
доселе Смутой. Всё собранное на протяжении веков ценой невероятных
трудов
и
жертвенных
подвигов
народа,
оказалось
на
грани
полного
уничтожения.
Обезглавленная
страна
гибла
от
гражданской
войны
и
внешнего нашествия. За три века правления Дома Романовых в России было
много серьёзных ошибок, досадных просчётов и тяжких грехов. Также было
много успехов, достижений и побед. Мы вправе с честью вспоминать вклад
династии
в
историю
Родины.
Данная
игра
-
это
не
только
чествование
династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, сколь бы ни
был весом их вклад в общенациональную борьбу, но прославление мужества,
самопожертвования и любви простых людей, освободивших и возродивших
нашу страну.
Учебная игра построена по принципу «Своей игры» и включает 7
разделов. В каждом разделе по 6 вопросов разной сложности.
В разделе
встречается
«Кот
в
мешке»
-
это
вопрос
из
другой
категории,
но
если
ответили правильно, добавляется 5 баллов. Победитель будет определен по
количеству баллов.
Данная форма работы направлена на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими
исторически сложившихся традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта
учащихся
при
анализе
и
обсуждении
форм
человече ского
взаимодействия в истории;
развитие
способности
понимать
историческую
обусловленность
явлений и процессов современного мира, критически анализировать
полученную
историко-социальную
информацию,
определять
собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными
типами
исторических
источников,
поиска
и
систематизации
исторической
информации
как
основы
решения
исследовательских
задач;
формирование исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.
Участники игры должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать
определения,
приводить
доказательства
(в
том
числе
от
противного),
объяснять
изученные
положения
на
самостоятельно
подобранных
конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам
и правилам ведения диалога.
Изучение 415-летней истории было ориентировано прежде всего на
личностное
развитие
учащихся,
использование
потенциала
исторической
науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих
убеждений и ценностных ориентаций.
Содержание игры
Вопросы категории «Реформы»
10 б.
Император разрешил крестьянам покупать землю, крепостные крестьяне
могли выкупаться целыми селениями вместе с землей. Еще через год право
владеть землей по договору с крестьянами получили и купцы. Все это были
первые
шаги
к
последующим
крестьянским
и
земельным
реформам
в
России.
Ответ: Александр 1
20 б.
Кто приказал строить для детей-сирот специальные приюты и обучать их
разным наукам и ремеслам? Государь хотел устроить всех нетрудоспособных
в богадельни, которые строил на свои средства
Ответ: Царь Федор Алексеевич Романов
30 б.
При ком страна была разделена на 50 губерний по 300—400 тысяч человек в
каждой, губернии делились на уезды по 20—30 тысяч жителей. Были
введены выборные суды и «судебные палаты» для разбора уголовных и
гражданских дел. Наконец, появились «совестные» суды для малолетних и
больных
Ответ: Екатерина 2
40 б. Кто запретил употребление в России слов "общество", "гражданин",
"отечество" и "курносый" и запретил танцы
Ответ: Павел 1
50 Б.
Кто был первым редактором первой русской газеты.
Ответ: Петр 1
60 б. (кот в мешке)
В 1665 году врач Самуил Коллинс прописал царю Алексею Михайловичу
рецепт: «…изрядное есть лекарство против надмений, насморков и
главболей». Что это за чудодейственное лекарство?
Ответ: Кофе
Вопросы категории «Окружение»:
10б.
Как звали жену Александра 1
Ответ: Елизавета Алексеевна
20 б.
Назовите детей Николая II
Ответ: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей
30 б.
Какая черта характера у придворных была особенно важна по мнению
Екатерины II?
Ответ: верность
40 б.
Назовите правителей от Павла I и до Николая II?
Ответ: 1801-1825-Александр 1
1825-1855-Николай 1
1855-1881-Александр 2
1881-1894-Александр 3
50 б.
Петр I был ревнив и жесток. Когда он узнал об отношениях Екатерины с
Вильямом Монсом, коварный фаворит был убит. А как Петр наказал свою
жену?
Ответ: Император велел заспиртовать голову Монса
и принудил Екатерину поставить ее в своем кабинете.
60 б.
Первый из фаворитов Екатерины сильно моложе её по возрасту (14 лет
разницы), отличался красотой. Был бескорыстен и мало пользовался своим
положением. Екатерина, впрочем, чувствовала его пустоту и недостаток
образования и считала его скучным. После отставки поселился в Москве
вместе с братом, не женился.
Ответ: Васильчиков Александр Семенович
Вопросы категории
«Общественное движение»
10 б.
Какое событие 19 века изображено на картине?
Ответ: Восстание декабристов на Сенатской площади
20 б.
Чью встречу описывает А.С. Пушкин: «…Полководец с любопытством
расспрашивал славного мятежника о его военных действиях и намерениях…»
Ответ: Суворова и Пугачёва
30 б.
Члены этой организации много лет вели настоящую охоту за императором –
рыли подкоп для взрыва мостовой, закладывали взрывчатку на рельсы перед
поездом. Покушаясь на жизнь царя, ухитрились устроить взрыв в Зимнем
дворце, где жил российский самодержец. О ком идет речь?
Ответ: «Народная воля»
40 б.
Историк и писатель Г. И. Чулков писал об Александре I: «Ему пришлось
войти на подмостки истории, худо зная свою роль. Впрочем, иные думали,
что у него был тогда хороший суфлер — ». Кто был этим суфлером?
Ответ: Русский народ.
50б. (кот в мешке)
Петр 1 в церкви снимал не только шляпу, но и ЭТО, видимо, считая ЭТО
частью головного убора. Назовите ЭТО
Ответ: парик
60 б.
Что связывает Разина и Пугачёва?
Ответ: Два предводителя крупнейших
крестьянских войн в России,
Степан Разин и Емельян Пугачев,
родились с разницей примерно в 110 лет
в одной и той же маленькой
станице — Зимовейской.
Вопросы категории «Искусство»
10б.
В СССР и России, а также иностранных государствах — в Швейцарии и
Лихтенштейне — были выпущены почтовые марки, блоки и конверты с
изображением этого полководца эпохи Екатерины II. Кто он и чем знаменит?
Ответ: Суворов
20 б.
Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,
За то, что не хотели чтить
В своей бессовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни
Благой и мудрой старины.
За то, что нехристям в угоду
Преступный замысел творя,
Себе мы прочили свободу
И свергли Ангела-Царя.
О каком событии 20 века идет речь?
Ответ: Убийство царской семьи
30б.
Он подавлял малейшие проявления вольнодумства. Во время его правления
вышел цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным».
О каком императоре из династии Романовых идет речь?
Ответ: Николай 1
40б.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
О чем речь в данном стихотворении?
Ответ: О крепостном праве
50б.
Настольной книгой малолетнего Александра I, по которой его учили читать,
была "Бабушкина Азбука. 211 изречений, элементарных сведений и
поучительных анекдотов". А кто был ее автором?
Ответ: Екатерина 2
60б. Как вы думаете, что и где происходит на данной картине художника
Якоби В.И.?
Ответ: Веселье шутов при дворе
императрицы Анны Иоанновны.
Вопросы категории «Быт»
10б.
О каком правителе идет речь в данном отрывке: «… был великан, без малого
трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему
приходилось когда-нибудь стоять
Ответ: Петр 1
20б.
Данный император был практически безграмотным. До конца жизни он
писал свои указы так, что почти никто не мог разобраться в его каракулях. За
непонимание своих письменных приказов нещадно карал.
Ответ: Пётр Великий
30б.
Игра, которую очень любила Екатерина II.
Ответ: бильярд
40б.
Чей трон представлен на изображении?
Ответ: Михаила Федоровича
50б.
Назовите имя императора, который своим восшествием на трон обязан
приготовлению омлета из разбитых яиц.
Ответ: Александр I (перед убийством его отца
Павла граф Пален произнес
знаменитую фразу: "Не разбив яиц,
не приготовишь омлета").
60б.
Что часто делал милосерднейший царь Алексей Михайлович Тишайший
такого, за что его сын, суровый царь Петр Алексеевич Великий, брал штраф в
размере 5 рублей?
Ответ: Алексей Михайлович часто подавал
милостыню, тогда как Петр Великий
боролся с нищими и с теми, кто им помогал.
Вопросы категории «Внешняя политика»
10б.
Когда и где был подписан мирный договор между Александром I и
Наполеоном?
Ответ: В Тильзите, 1807г
20б.
Этот город по одному из условий Андрусовского договора передавался
России сроком на два года. Однако Россия сумела удержать его и закрепить за
собой его принадлежность в договоре с Польшей в 1686 году после уплаты
146 тысяч рублей.Что это за город?
Ответ: Киев
30б.
Об этом событии император писал: «Где четыре года тому назад Господь
оскорбил, тут ныне веселыми победителями учинил, ибо столь прекрасную
крепость шпагою в три четверти часа получили». О какой военной победе
идет речь?
Ответ: Битва под Нарвой
40б.
После битвы при Красном Куте, когда Карл чуть не погиб, он впервые
согласился обсудить с русским императором возможность мира. Переговоры
ничем не закончились, поскольку не только не хотел отдать этот город, но и
требовал контрибуцию. О каком императоре идёт речь?
Ответ: Петр 1
50б. (кот в мешке)
Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан
указ «О борьбе со славянством». Какой музыкальный инструмент изымался и
сжигался по этому указу?
Ответ: Гусли
60б.
11 июня 1812 года армия Наполеона была готова перейти русскую границу,
реку Неман. Наполеон, одевшись в мундир польского улана, выехал на берег.
Приветствуемый громкими возгласами своих войск, он галопом продвигался
по
берегу
реки. Кто-то перебежал
дорогу
великому
императору.
Лошадь
испугалась. Наполеон упал. Первый шаг в Россию и русская дурная примета.
Кто же перебежал дорогу Наполеону?
Ответ: Заяц
Вопросы категории « Известные люди»
10б.
«По своим стратегическим и тактическим дарованиям… не равен Суворову и
подавно не равен Наполеону». О ком речь?
Ответ: О Кутузове
20б. (кот в мешке)
Он был основан в 1721 г. и назван в честь ПЕРВОЙ, а свою смерть нашел в
нем ВТОРОЙ. Я не спрашиваю вас, как он назывался с 1924 по 1991 гг.,
назовите ПЕРВУЮ и ВТОРОГО
Ответ: Екатерина 1, Николай 2
30б.
За то, что один человек сделал с импортным товаром, Александр Павлович
заплатил миллион рублей серебром. Как звали этого человека? (Описано в
произведении Лескова)
Ответ: Левша
40б.
Однажды один офицер сказал о полководце: «Он пройдет, как всегда
проходил». О ком и в связи с какими событиями были произнесены эти
слова?
Ответ: В связи с похоронами Суворова
50б.
Отец его участвовал в аресте Петра III, сам же он отказался от участия в
заговоре против Павла I. На гербе его рода изображено перо, украшенное
алмазами, буква «К», туча с молнией, бьющей в перевернутый полумесяц, и
карта одного из государств. Кто этот человек?
Ответ: Кутузов
60б. (кот в мешке)
Известно, что реформы Петра I принимались боярами в штыки, а против
одного из его указов возмутились боярыни, заботясь о сохранении своего
статуса знатной и богатой женщины. Против чего возмутились боярыни?
Ответ: Чистки зубов