Напоминание

"Проблема выбора репертуара в классе общего фортепиано в ДШИ"


Автор: Серебрякова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ДШИ п. Чульман (ф) МБУ ДО ДШИ г. Нерюнгри
Населённый пункт: п. Чульман
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проблема выбора репертуара в классе общего фортепиано в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проблема выбора репертуара в классе общего фортепиано в ДШИ.

О.В. Серебрякова - преподаватель высшей категории по классу фортепиано ДШИ п.

Чульман (филиал) Муниципального бюджетного учреждения дополнительного

образования ДШИ г. Нерюнгри РС (Якутия).

Актуальность темы.

Важность правильного выбора репертуара при обучении игре в классе общего

фортепиано признаётся всеми педагогами. Правильный выбор учебного репертуара

стимулирует интерес к занятиям игре на фортепиано и способствует воспитанию

самостоятельного музицирования за роялем,

проявлению творческой активности и

инициативы. Результат и успех выступлений юных музыкантов на публике во многом

зависит от грамотного подбора произведений, то есть профессионального подхода в

деятельности педагогов. Проблема выбора репертуара всегда актуально и заслуживает

глубокого и детального рассмотрения.

Учащиеся народного и духового отделений, в рамках предмета по выбору имеют

возможность обучиться игре на дополнительном инструменте, большинство учащихся

выбирают фортепиано. Через курс общего фортепиано прокладываются важные векторы

в развитии юного музыканта, как будущего профессионала, а так же любителя музыки.

Цель предмета – развитие у учащихся навыков игры на фортепиано. Практическое

освоение этого инструмента является основой для успешного изучения музыкально -

теоретических дисциплин. Обучение на фортепиано оказывает благотворное воздействие

на исполнительские возможности учащихся и в специальных инструментальных классах.

Можно сказать, что класс «общего фортепиано» не миновал ни один музыкант, ни одной

специальности, на каком бы инструменте он не занимался.

Составляя программу, педагог должен принимать во внимание специфику курса

общего

фортепиано.

Предмет

«Общее

фортепиано»

предполагает

проведение

индивидуальных занятий, основная форма это урок. На уроках педагог сталкивается с

определёнными трудностями. Очень редко учащиеся, выбрав для себя основной

инструмент гитару или саксофон, имеют дома фортепиано. Поэтому в работе с ними надо

исходить из того, что они видят фортепианную клавиатуру раз в неделю. Перед

учениками также возникают определённые трудности. Фортепиано отличается от тех

инструментов, на которых они занимаются по специальности: большая клавиатура,

много белых и чёрных клавиш, несколько октав, игра двумя руками, особенности

аппликатуры, педализация и т.д.

Выбирая репертуар для того или иного ученика,

преподаватель стоит перед сложной проблемой, т.к. данный момент является одним из

главных в обучении, и педагог должен с полной ответственностью подходить к этому

вопросу. Произведения должны соответствовать основным критериям: художественная

ценность, доступность, развивающая направленность, педагогическая целесообразность

и т.д. Педагог должен выбирать репертуар, не превышающий возможностей ученика.

Школьный репертуар соразмерен с возрастом ребёнка. В младшем возрасте это пьесы –

картины, связанные с миром образов. Хорошо сочинить к ним подтекстовку. На уроках

общего фортепиано, как правило, по тем же сборникам, что и на уроках специального

фортепиано. Это в основном классический репертуар. Сейчас появляются нотные издания

современных композиторов.

Наряду с произведениями композиторов - классиков

желательно включать в репертуар пьесы новых авторов.

Составляя репертуарный план ученика любого возраста, необходимо поддерживать его

заинтересованность в обучении, учитывать характер ребёнка, его интеллект, артистизм,

темперамент, наклонности и душевные качества. Важно включать больше разнообразных

пьес, из которых можно подобрать программу на зачёт или экзамен. На качество

исполнения, приёмы игры на фортепиано, качество исполнения положительно влияет

количество пройденных произведений.

При составлении репертуара необходимо учитывать – это не достаточное количество

часов для занятий, отпущенных по программе. Отсутствие инструмента дома, не даёт

возможности заниматься в домашних условиях. Исчезает желание играть на фортепиано,

творческий

процесс

превращается

в

формальное

и

некачественное

выполнение

обязательной программы.

На зачётах и экзаменах произведения исполняются

в

недоученном виде, при этом психологически – напряжённое состояние испытывает

ученик и преподаватель. Нужно искать разные пути, методы, которые

помогут

справиться с трудностями.

Количество пьес находящихся у ученика в работе – разное. Все пьесы должны быть

интересны, понятны по содержанию. Грамотно подобранный репертуар поможет педагогу

осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по

музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Педагоги так же

включают в репертуар пьесы для домашнего музицирования. В современных сборниках

изложены в облегчённом изложении образцы классической, джазовой и популярной

музыки.

Включать в репертуар

не сложные ансамбли. Такой репертуар можно

использовать на родительских собраниях и концертах.

Желательно поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже

если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим

возможностям. Если ученик хочет сыграть данную пьесу, значит, она отвечает его

психологическому

и

эмоциональному

состоянию.

Выбирая

репертуар,

педагог

анализирует возможности учащегося. Педагогический анализ является одним из главных

моментов

в

подборе

репертуара,

способствующего

оптимальному

техническому

совершенствованию учащегося.

С педагогической диагностикой существуют два главных аспекта подбора репертуара.

Первый – установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале

занятий с педагогом. Определяются следующие моменты:

Обладает ли учащийся какими – либо природными техническими задатками;

Насколько легко он поддаётся научению тем или иным техническим приёмам;

Какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него

в меньшей степени.

Второй аспект – педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося,

изучение его индивидуальности - период длительных занятий.

Приступая к подбору репертуара, педагог должен чётко понимать, с какой целью

выбираются для учащегося произведения. Три основные задачи, которые при этом

ставятся:

Воспитание исполнительски – творческого понимания музыки, воспитание

музыкального мышления;

Воспитание фортепианного мастерства;

Накопление репертуара.

В работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное

мышление, и фортепианная техника учащегося.

Основная форма планирования занятий, составление индивидуальных планов для

каждого ученика, по полугодиям. План должен быть действительно индивидуальным,

отвечающим задаче воспитания данного, конкретного ученика, намечающего перспективы

дальнейшего движения вперёд. План включает в себя разнохарактерные по форме и

содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над

репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения

музыкального произведения. Некоторые из них исполняются публично, другие в классе,

третья – в порядке ознакомления. Всё это фиксируется в индивидуальном плане.

Индивидуальные планы, составляемые педагогом, опираются на психолого –

педагогическую характеристику учащегося, позволяют видеть перспективу в современной

деятельности педагога и его ученика.

Выводы. Основные принципы подбора репертуара по предмету «Общее фортепиано»:

1.

Учёт индивидуальных музыкальных и психологических способностей (ритм, слух,

память, внимание, логическое мышление, темперамент, реакция и т.д.).

2.

Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика.

3.

Выбранный

репертуар должен соответствовать существующим программным

требованиям по подбору музыкального материала.

4.

Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование

художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и развитие

его исполнительской техники.

5.

Выбранный

репертуар

должен

отвечать

критериям

художественности

и

увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач.

Учебный

музыкальный

материал

должен

обладать

высокой

степенью

содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также

объёмностью и многообразием.

6.

Принцип

системности.

Подбирая

музыкальный

материал

по

принципу

постепенного

усложнения,

создаются

условия

для

параллельного

развития

исполнительской техники и музыкального мышления учащегося.

Список методической литературы

1.

Б. Я. Землянский О музыкальной педагогике. Составление О. Дворниченко

Москва «Музыка» 1987.

2.

А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Ленинград

«Музыка» 1985.

3.

Зеленин В. Работа в классе ансамбля – Минск , 1979.

4.

Ныркова В. Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. – М.,

1988.

5.

Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.,1969.



В раздел образования