Автор: Макарова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Кулебакская специальная коррекционная школа"
Населённый пункт: Кулебаки
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"
Раздел: начальное образование
«Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»
Цель: отработка умения писать большую букву в именах и фамилиях людей, кличках
животных.
Задачи:
Закрепление навыка правописания имён и фамилий людей, кличек животных.
Коррекция зрительной памяти на основе в запоминании и упражнения
воспроизведении, коррекция логического мышления, внимания, устной и
письменной речи.
Воспитание бережного отношения к природе, чувство ответственности.
Ход урока
1. Орг. Момент. (слайд 1 - зима)
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Руки? – на месте!
-Ноги? – на месте!
-Локти? – у края!
-Спинка? – прямая.
2. Создание психологического настроя.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц и число?
- Какой день недели?
- Какой урок?
- Я рада всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, порадуем
своими знаниями себя, меня и наших гостей.
-Ребята, у вас на столах лежит солнышко и тучка. Солнышко обозначает, что у вас
хорошее настроение, а тучка обозначает, что у вас плохое настроение. Поднимите
либо солнышко, либо тучку, чтобы мы увидели, какое у вас сейчас настроение. (дети
поднимают). А в конце урока мы посмотрим, изменилось у вас настроение или нет.
3. Пальчиковая гимнастика
- Чтобы красиво писать, нужно пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (сгибаем и разгибаем пальчики)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём по очереди пальцами правой руки по обратной стороне ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Съели суп ("едим суп"),
И спать легли (ладошки под щечку).
4. Сообщение темы и задачи урока.
- Ребята, давайте расшифруем тему урока. (слайд2)
- Посмотрите, перед вами буквы. Нужно прочитать только подчеркнутые.
БЗОЕЛИЬШГАЯ БАУКТВА
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (ответы детей)
- Итак, сегодня тема нашего урока “Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных”. (слайд 2)
- Сегодня мы закрепим правильное написание большой буквы в именах и фамилиях
людей, кличках животных, будем учиться рассуждать, мыслить, запоминать, быть
внимательными.
5. Минутка чистописания. (слайд 3)
- Внимательно посмотрите на таблицу.
- Какая буква лишняя? Почему? (слайд 4)
- Давайте запишем букву Ж на листочке. Целую строчку буква Ж. А на второй строчке
слоги с буквой Ж.(записывают, затем один ученик читает слоги, которые записал)
6. Работа по теме урока (слайд 5 –метель)
А).- Налетел ветерок, началась метель. Да такая сильная, что снежинки долетели и до
нас.
- Посмотрите, у вас на партах снежинки. На них что-то написано. Сейчас каждый
прочитает, что написано. (дети читают)
- Кто догадался, что это написано? (наши имена, имена детей)
- Давайте поменяемся снежинками так, чтобы у каждого оказалась снежинка с его
именем. (слайд 6)
- Но посмотрите на свои снежинки, а правильно ли написаны ваши имена. (ответы
детей)
- Давайте возьмем ручки, зачеркнем маленькую букву и сверху напишем большую,
заглавную. (слайд 6)
- Вывод: имена людей пишутся с большой буквы. (хором или по очереди повторяем)
(на доску вывешивается слово ИМЕНА)
- У вас на столе листочки с заданием. (слайд 7)
- Нужно вписать свое имя на листочке. Но посмотрите внимательно, что еще нужно
вписать на листочке? (фамилия).
- А с какой буквы будете писать свои фамилия? (с большой)
- Давайте назовем свои фамилия (дети по очереди называют свои фамилия
- (На доске образец Сурикова и Баранов, как выполнить задания) (слайд 8)
- Вывод: фамилии людей пишутся с большой буквы.
(на доске вывешивается слово ФАМИЛИЯ)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 9)
н
Ж
к
у
а
Б) Дидактическая игра. (слайд 10 - зима)
- Посмотрите на доску. Давайте прочитаем, что тут написано (дети по очереди читают)
корова Зорька
собака Жучка
коза Милка
кошка Мурка
кролик Пуша
- Почему слова Зорька, Жучка, Милка, Мурка и Пуша написаны с большой буквы?
(клички животных пишутся с большой буквы)
_ Сейчас будет такое задание. Я еще раз прочитаю названия животных и их клички.
Вы должны запомнить клички животных. Я уберу карточки. Вы на листочках
запишите по памяти клички животных.
- На листочках записаны животные. А вы рядом запишите их клички.
Проверка – листочки на магниты на доску
- Ребята, а у вас есть домашние животные? (ответы детей)
- Посмотрите, у вас на листочках остались 2 пустые строчки. Здесь вам нужно
записать своих домашних животных и их клички. Если нет домашних животных, то
вспоминайте у родных, друзей.
(у доски несколько)
- Правило.
(на доску вывешивается слово КЛИЧКИ)
- а теперь посмотрите на доску. Здесь слова ИМЕНА, ФАМИЛИИ, КЛИЧКИ. Давайте
сформулируем все правило. Кто поможет.
Имена и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы.
РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 11 - 16)
В) Закрепление правила (слайд 17 – зима)
- Посмотрите на экран. (слайд 18, 19, 20)
Слова перемешались. Из этих слов нужно составить предложение. Давайте
прочитаем слова. Составляем предложение и записываем его на листочках и один на
доске.
(слайд 21 – зима)
Г). На всякий случай.
- Посмотрите на экран. (слайд 22)
Здесь написан текст. Но имена, фамилия и клички животных пропущены. Давайте
впишем их. Каждый придумывает свои. На листке. Затем прочитаем. (по
предложению. Если мало времени, можно устно.
Бабушка___________ живет в деревне. Фамилия у нее _____________Вместе с ней
живет кот ________ и пёс _________. К ней в деревню приезжает внучка
____________ и внук ____________.
7. Итог урока. (слайд 23-зима)
- Ребята, что мы сегодня делали на уроке, какие задания выполняли? (ответы детей)
- Давайте повторим правило, которое мы сегодня закрепляли. (повторяют)
8. Рефлексия.
- В начале урока вы поднимали тучки и солнышки и мы видели, у кого какое
настроение. Давайте посмотрим, изменилось ли у вас настроение. Поднимите тучку
или солнышко, какое у вас сейчас настроение. (дети поднимают)
9. Орг.момент
- Мне понравилось как вы сегодня работали.
- Оценки
- И вы заслужили угощения.
-Урок окончен, можете быть свободны.