Напоминание

Критерии проверки уровня сформированности второклассников измерять температуру


Автор: Фирсова Анна Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ 33 им. В.И. Герасимова
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Научная статья
Тема: Критерии проверки уровня сформированности второклассников измерять температуру
Раздел: начальное образование





Назад




Критерии проверки уровня сформированности второклассников измерять

температуру

Важное место в системе начального общего образования, занимает предмет

«Окружающий мир», так как в процессе его изучения школьники овладевают основами

практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать

причинно-следственные

связи

в

окружающем

мире.

Курс

обладает

широкими

возможностями для формирования у младших школьников основ экологической и

культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений

ставить опыты, проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире

природы и людей, правила здорового образа жизни.

Одной из задач начального образования по курсу «Окружающий мир» является

знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,

моделирование, измерение и др.), а также научится проводить самостоятельные

наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы;

фиксировать результаты.

Одной из важнейших задач обучения второклассников окружающему миру

является формирование умений измерять температуру.

В содержании раздела «Человек и природы» Примерной основной образовательной

программы начального общего образования отмечается, что «…по окончанию начальной

школы ученик должен научится: проводить несложные наблюдения в окружающей среде

и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные

приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении

наблюдений и опытов» [2, с. 59].

Проблема формирования умений учащихся второго класса измерять температуру

актуальна, т.к. выпускник начальной школы должен овладеть не только знаниями по

теме «Температура», но и определенными практическими умениями.

Изучив рабочие программы учебно – методические комплексы «Школа России»,

«Перспектива», «Планета знаний», «Школа 2100» и другие, мы увидели, что учащиеся

второго класса должны изучить устройство термометра, сравнивать различные виды

термометров, освоить способы показаний термометра, измерять температуру воздуха

воды, тела, фиксировать результаты измерений в таблице. Однако, проведя анализ

учебников данных УМК нами было отмечено, что упражнений для эффективного

формирования данных умений недостаточно [9, с. 56; 10, с. 48; 11; с. 11].

Вопросом формирования умений второклассников измерять температуру

занимались такие ученые, как А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, А.В. Миронов, А.А.

Плешаков, М.С. Смирнова, О.Т Поглазова, М.Ю. Новицкая. и другие.

Под формированием умений второклассников измерять температуру мы будем

понимать, взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над системой

специально организованных упражнений, для развития мышления, овладения методами

научного исследования и проведения анализа полученных результатов.

Для проверки уровня сформированности умений второклассников измерять

температуру, на основе анализа Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной

программы начального общего образования и программ образовательных систем,

«Школа России», «Планета знаний», «Перспектива» и других, определим критерии, с

помощью

которых

мы

сможем

выявить

уровневые

показатели

для

проверки

сформированности умений измерять температуру.

Нами были выбраны следующие критерии сформированности умений измерять

температуру второклассниками:

- умение измерять температуру воздуха;

- умение измерять температуру воды;

- умение измерять температуру тела человека.

Выделенные критерии опираются на следующие показатели. Умение измерять

температуру воды: умение определять вид термометра (шкала, жидкость в стеклянной

трубке); умение правильного погружения термометра в воду и работы со шкалой

термометра для измерения температуры воды; освоение способами записи показаний

термометра. Умение измерять температура воздуха: умение определять вид термометра

(шкала, жидкость в стеклянной трубке); умение правильно выбрать место для крепления

термометра и работать со шкалой термометра для измерения температуры воздуха;

освоение способами записи показаний термометра. Умение измерять температуру тела

человека: умение определять вид термометра (шкала, жидкость в стеклянной трубке);

умение измерять температуру тела используя алгоритм действий и работать со шкалой

термометра, для измерения температуры тела человека; умение различать высокую,

низкую и нормальную температуру тела и освоение способами записи показаний

термометра.

Выделенные критерии и показатели позволили нам составить критериальную

уровневую характеристику проверки сформированности умений измерять температуру

учащихся вторых классов.

Таблица 1

Критериальная характеристика проверки уровня умений измерять температуру

учащимися второго класса

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение измерять

температуру воды

Ученик

легко

определяет

вид

термометра

по

всем

признакам:

шкале и жидкости

в

стеклянной

трубке.

Владеет

знаниями

правильного

погружения

термометра

в

воду,

умеет

считывать

температуру

и

записывать

показания

термометра.

Ученик

определяет

вид

термометра

по

какому-либо

одному признаку:

шкале

или

жидкости

в

стеклянной

трубке. Знает, как

правильно

погружать

термометр в воду,

неправильно

считывает

температуру.

Ошибается

в

записи показания

термометра.

Ученик не может

определить

вид

термометра.

Не

знает,

как

погружать

термометр в воду

и

не

умеет

считывать

температуру.

Неправильно

записывает

показания

термометра.

Умение измерять

температур

воздуха

Ученик

легко

определяет

вид

термометра

по

всем

признакам.

Ученик

определяет

вид

термометра

только по одному

Ученик не может

определить

вид

термометра. Знает

подходящее место

Владеет знаниями

о

необходимом

месте

крепления

уличного

термометра.

Умеет работать со

шкалой

термометра. Легко

определяет

температуру

воздуха и владеет

способом

записи

показаний

термометра.

признаку. Владеет

знаниями

о

необходимом

месте

крепления

уличного

термометра.

В

работе со шкалой

термометра,

может

допустить

ошибки

в

определении

показателя

температуры.

Ошибается

в

записи показаний.

для

крепления

уличного

термометра, но не

может

объяснить

значимость

выбора. Не умеет

работать

со

шкалой

и

с

записью

показаний.

На основе данной таблицы нами были составлены задания для проверки уровня

сформированности рассматриваемого умения у второклассников. Приложение А.

Для проверки умения измерять температуру воды: Задание 1. Дидактическая

задача: определить вид термометра с помощью границ градусов на шкале. Задание 2.

Дидактическая задача: погрузить термометр в стаканы с теплой и холодной водой,

сравнить показатели. Задание 3. Дидактическая задача: записать показатели температуры

воды.

Для проверки умения измерять температуру воздуха: Задание 1. Дидактическая

задача: выбрать из предложенных иллюстраций определенный вид термометра. Задание

2. Дидактическая задача: считать и записать показания термометров. Задание 3.

Дидактическая задача: записать по стихотворениям значение температуры.

Для проверки умения измерять температуру тела человека: Задание 1.

Дидактическая задача: выбрать из предложенных иллюстраций определенный вид

термометра, доказать свой выбор в тексте. Задание 2. Дидактическая задача: измерить

температуру тела используя алгоритм. Задание 3.Дидактическая задача: выбрать из

предложенных вариантов, какая температура тела является нормальной для человека.

Таким образом, критериями и показателями уровня сформированности умений

измерять температуру будут являться: умение измерять температуру воды (умение

определять вид термометра, умение правильного погружения термометра в воду и

работы со шкалой термометра для измерения температуры воды, освоение способами

записи

показаний

термометра);

умение

измерять

температура

воздуха

(умение

определять вид термометра, умение правильно выбрать место для крепления термометра

и работать со шкалой термометра для измерения температуры воздуха, освоение

способами записи показаний термометра); умение измерять температуру тела человека

(умение определять вид термометра, умение измерять температуру тела используя

алгоритм действий и работать со шкалой термометра, для измерения температуры тела

человека, умение различать высокую, низкую и нормальную температуру тела и

освоение способами записи показаний термометра).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

"Конвенция

о

правах

ребенка"

(одобрена

Генеральной

Ассамблеей

ООН

20.11.1989)

2.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему

образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22)

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом

Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286)

4.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N

273-ФЗ

5.

Аквилева Г. Н. и др. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. — М.:

Просвещение, 1988.

6.

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в

начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед.

профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

7.

Бежанова Н.Л., Гура Л.М. Развитие готовности учителей начальных классов к

формированию

оценочных

умений

у

младших

школьников

в

последипломном

образовании. – Севастополь. – 2008г. – 116 с.

8. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения

знаний // Советская педагогика. — 1968. — № 4. — С. 52—69.

9. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников

системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват.

организаций. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.

10. Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная

линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей

общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение,2014. — 192 с.

11. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса

«Окружающий мир» 1 – 4 классы. Программы общеобразовательных учреждений.

Начальная школа. 1 – 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»,

М.:АСТ: Астрель, 2009 г

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Задания для проверки начального уровня сформированности умений учащимися

второго класса измерять температуру.

Проверочная работа «Измерение температуры»

1.

С помощью границ градусов на шкале деления, определи и запиши вид

термометра.

Вид термометра __________________________.

2.

Проведи опыт.

Опусти термометр в холодную воду. Понаблюдай, что произойдёт с жидкостью в

трубочке термометра. Определи температуру воды. Перенеси этот же термометр в

тёплую воду. Продолжай наблюдать за жидкостью в трубочке. Что происходит с

жидкостью?

Определить

температуру

воды.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________

3.

Записать показатели температуры воды используя цифры и знаки.

Температура воды в море летом двадцать два градуса (_______).

Температура воды в реке летом тринадцать градусов (________).

Температура, при которой замерзает вода – ноль градусов (_____).

4.

Под каким номером изображен уличный термометр. Объясни свой выбор.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________

5.

Запиши показания термометра.

_________________ _________________ _________________

6. Записать значения температуры, названные в стихотворениях.

а) Жарко. Зной. Плюс двадцать пять!

В воду тянет понырять.

И под солнцем на песочке

На горячем загорать. ____________

б) Осень. Слякоть. Гололёд.

То ли снег, то ль дождь идёт.

Не отважишься гулять.

Значит - около нуля. ____________

в) Вот мороз так уж мороз!

Пруд до донышка промёрз.

На коньках бегу кататься,

Хоть сегодня минус двадцать. ____________

7.

Посмотреть

иллюстрации.

Выбрать

на

какой

иллюстрации

изображен

медицинский термометр. Записать свой ответ и доказать его.

Медицинский термометр изображен под номером_____. Границы градусов на

шкале от °С, до °С. Жидкость в стеклянной трубочке __________цвета. Это

вещество

называется

_________.

Оно

очень

_______________

для

человека.

Медицинский термометр по другому называют _______________ .

8.

Измерь температуру своего тела и запиши результат.

Температура моего тела ___________________.

9.

Выбери, какая температура тела является высокой?

а) 35,8°; б) 36,6°; в) 38,8°; г) 37°



В раздел образования