Напоминание

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.


Автор: Валеева Розалия Самигулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 г.Екатеринбург
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Нравственное воспитание – важнейшая составляющая общего

воспитательного

процесса

в

школе.

Оно

направлено

на

формирование у учащихся младших классов не только академических

знаний, но и моральных норм и этических принципов, которые помогут

им стать полноценными членами общества. Одним из эффективных

средств

нравственного воспитания

младших

школьников

являются

уроки литературного чтения.

Роль литературного чтения в нравственном воспитании

Литературные

произведения

являются

источником

для

обсуждения различных нравственных категорий, таких как добро и

зло, честность и ложь, дружба, взаимопомощь и справедливость. В

младших

классах

ученики

сталкиваются

с

простыми,

но

важными

вопросами о том, как следует себя вести в различных жизненных

ситуациях.

В

этом

возрасте

дети

особенно

восприимчивы

к

нравственным

урокам,

которые

можно

заложить

с

помощью

литературы.

Литературные произведения часто представляют собой рассказы

о

жизненных

ситуациях,

в

которых

персонажи

сталкиваются

с

трудностями или дилеммами. Через обсуждение таких ситуаций на

уроках

учащиеся

учатся

понимать

последствия

тех

или

иных

поступков и выбирать правильные пути решения проблем. Например,

рассказы Льва Толстого или произведения Корнея Чуковского могут

стать

отправной

точкой

для

бесед

о

честности,

доброте,

ответственности и милосердии.

Методы нравственного воспитания на уроках литературного

чтения

Анализ

поступков

героев.

Учителя

предлагают

ученикам

проанализировать

поступки

персонажей

произведений,

обсудить,

правильны ли они, что привело их к тем или иным действиям и как

можно было бы поступить иначе. Например, в произведении "Честное

слово" Владислава Крапивина дети учатся рассуждать о том, что

значит быть честным и как держать данное слово.

Обсуждение

моральных

дилемм.

В

некоторых

литературных

произведениях

персонажи

оказываются

в

ситуациях,

где

им

необходимо сделать трудный выбор. В ходе обсуждений подобных

дилемм школьники учатся понимать сложность моральных вопросов и

необходимость обдуманных решений.

Сравнение

с

реальной

жизнью.

Часто

учителя

помогают

ученикам сравнивать поведение героев литературных произведений с

ситуациями из их собственной жизни. Это позволяет детям осознать,

что нравственные уроки, извлеченные из книг, могут быть полезны и в

их повседневной жизни.

Сочинение

и

творческие

задания.

Одним

из

способов

закрепления нравственных уроков может быть создание учениками

собственных рассказов или эссе, где они демонстрируют понимание

нравственных

норм.

Это

помогает

детям

не

только

осмыслить

прочитанное, но и применить его на практике.

Важность личного примера учителя

Учитель

играет

важную

роль

в

процессе

нравственного

воспитания, не только через литературу, но и через личный пример.

Его

отношение

к

ученикам,

манера

общения,

справедливость

и

честность

в

оценивании

все

это

оказывает

влияние

на

формирование нравственных качеств младших школьников.

Заключение

Нравственное

воспитание

младших

школьников

через

уроки

литературного

чтения

это

важная

задача,

которая

помогает

сформировать у детей основы для дальнейшего развития личности.

Литературные произведения дают возможность обсуждать сложные

моральные

вопросы

и

учить

детей

доброте,

справедливости

и

ответственности. Важно, чтобы педагоги продолжали использовать

литературу как инструмент для воспитания нравственных качеств у

подрастающего поколения.



В раздел образования