Автор: Мезенцева Ирина Андреевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ СОШ №25
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: развития интереса к урокам истории у старшеклассников
Тема: Инновационные методы развития интереса к урокам истории у старшеклассников
Раздел: полное образование
Мезенцева Ирина Андреевна
Методы развития интереса к урокам истории .
История – это не просто набор дат и событий. Это ключ к пониманию
настоящего, компас для предвидения будущего и захватывающее путешествие
в прошлое человечества. Однако, часто старшеклассники воспринимают уроки
истории как скучные и оторванные от реальности, что приводит к снижению
мотивации и интереса к предмету. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо
внедрять инновационные методы обучения, делающие историю живой,
интерактивной и релевантной для современного мира.
Вместо пассивного прослушивания лекций, ученики активно участвуют в
дебатах по актуальным историческим вопросам, принимают на себя роли
исторических личностей, разрабатывают стратегии и аргументируют свою
позицию. Например, можно провести дебаты о причинах начала Первой
мировой войны или ролевую игру, где ученики представляют страны-
участницы Венского конгресса. Это помогает лучше понять контекст событий,
развить критическое мышление и навыки публичных выступлений.
Предложите
ученикам
самостоятельно
изучить
определенный
исторический период или событие и создать собственную реконструкцию в
виде видеоролика, инфографики, комикса или интерактивной презентации, что
требует от них глубокого погружения в тему, анализа информации из
различных источников и творческого подхода к представлению материала.
Современный мир предлагает огромное количество образовательных
онлайн-игр и мобильных приложений, разработанных специально для изучения
истории. Эти ресурсы используют геймификацию, предлагая ученикам в
игровой
форме
изучать
исторические
события,
решать
головоломки,
основанные на исторических фактах, отвечать на вопросы и зарабатывать
баллы за успехи. Такой подход превращает обучение в увлекательное
соревнование, стимулирует любопытство и значительно повышает мотивацию
к
изучению
материала.
Примеры
включают
стратегические
игры,
где
необходимо управлять цивилизацией, квесты с историческим сюжетом или
викторины для проверки знаний. Благодаря игровой механике, сложные
исторические концепции усваиваются легче и запоминаются надолго.
Ученикам
необходимо
предоставить
доступ
к
широкому
спектру
мультимедийных
ресурсов,
таких
как
исторические
фильмы
(как
художественные, так и документальные), видеолекции от ведущих историков,
интерактивные
карты,
позволяющие
отслеживать
изменения
границ
и
перемещения армий, а также онлайн-библиотеки, содержащие оцифрованные
исторические документы, газеты, журналы и фотографии. Ресурсы позволяют
увидеть
историю
с
разных
точек
зрения,
услышать
голоса
эпохи
и
самостоятельно исследовать интересующие их темы, проводя собственные
расследования
и
формулируя
собственные
выводы.
Предоставление
возможности работать с первоисточниками, пусть и в цифровом формате,
существенно повышает доверие к изучаемому материалу и развивает навыки
критического мышления.
Важным элементом цифровой трансформации уроков истории является
организация
онлайн-платформ
для
совместной
работы
над
проектами,
обсуждения исторических событий и обмена информацией. Это могут быть
форумы,
вики-страницы,
общие
документы
в
облачных
сервисах
или
специализированные образовательные платформы. Работа в таких средах
способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в
команде, делиться знаниями и учиться друг у друга. Например, ученики могут
совместно создавать презентации, писать эссе, разрабатывать интерактивные
карты или проводить виртуальные дебаты, используя инструменты онлайн-
платформы.
Такой
подход
позволяет
им
почувствовать
себя
частью
исторического сообщества, обмениваться идеями и строить знания совместно.
Чтобы пробудить живой интерес к истории, необходимо показать
старшеклассникам, что прошлое не является застывшим набором фактов, а
напрямую влияет на формирование современного мира и затрагивает их
повседневную жизнь. Связь истории с современностью помогает увидеть
предмет в новом свете, осознать его значимость и ценность для понимания
настоящего и прогнозирования будущего.
Ученикам необходимо наглядно демонстрировать, как исторические
события и процессы оказывают влияние на современную жизнь. Это
достигается путем проведения параллелей и аналогий между прошлым и
настоящим. Например, обсуждая становление демократии в Древней Греции,
можно провести параллели с современными демократическими процессами,
выявляя общие черты и различия. Изучая экономические кризисы прошлого,
такие
как
Великая
депрессия,
можно
понять
причины
современных
экономических проблем и предложить возможные пути их решения. Анализ
причин и последствий Второй мировой войны позволит осознать важность
международной кооперации и поддержания мира. Подобный подход помогает
ученикам увидеть закономерности в развитии общества и понять, что история –
это не просто набор случайных событий, а непрерывный процесс.
Предложите ученикам исследовать актуальные социальные проблемы,
такие
как
расизм,
гендерное
неравенство,
социальное
неравенство,
экологические проблемы или проблемы миграции, с исторической точки
зрения. Изучение исторических корней этих проблем позволит им лучше
понять их природу и масштаб. Например, изучение истории рабства и
колониализма поможет понять корни современного расизма. Исследование
истории борьбы за права женщин позволит осознать важность гендерного
равенства. Анализ исторических экологических катастроф позволит понять
серьезность современных экологических проблем и предложить пути их
решения.
Такой
подход
развивает
критическое
мышление,
формирует
гражданскую позицию и мотивирует к поиску решений современных проблем.
Приглашение
в
класс
экспертов-историков,
археологов,
историков
искусства или исторических реконструкторов –отличный способ сделать
обучение более живым, увлекательным и приближенным к реальной жизни.
Эксперты могут рассказать о своей работе, поделиться своими знаниями и
опытом, а также ответить на вопросы учеников. Исторические реконструкторы,
в свою очередь, могут продемонстрировать предметы быта, оружие, одежду и
другие артефакты определенной исторической эпохи, позволяя ученикам
почувствовать себя частью прошлого. Такие встречи не только расширяют
кругозор учеников, но и вдохновляют их на дальнейшее изучение истории, а
также помогают определиться с будущей профессией. Это позволяет ученикам
увидеть, что история – это не только академическая дисциплина, но и живая,
динамичная область, которая может быть увлекательной и полезной..
Привлеките учеников к работе с первоисточниками, такими как
исторические документы, письма, фотографии и газетные статьи, что позволит
им самостоятельно анализировать информацию, делать выводы и формировать
собственное мнение о исторических событиях.
Предложите ученикам провести собственные исторические исследования
по интересующим их темам, используя различные источники информации и
методы
исследования,
что
поможет
им
развить
навыки
критического
мышления, анализа и синтеза информации.
Инновационные методы обучения, основанные на интерактивности,
использовании цифровых технологий, связи истории с современностью и
развитии исследовательских навыков, способны значительно повысить интерес
старшеклассников к урокам истории. Внедрение этих методов требует от
учителей
истории
готовности
к
переменам,
творческого
подхода
к
преподаванию
и
постоянного
поиска
новых
и
эффективных
способов
мотивации учеников. В конечном итоге, цель состоит в том, чтобы не просто
заставить учеников выучить даты и события, а вдохновить их на изучение
прошлого, понимание настоящего и формирование будущего. История – это не
бремя, а сокровище, которое необходимо открыть для каждого ученика.
Список литературы:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. -
С. 14.
2. Суворова Н. Интерактивное обучение // Учитель-2000. - №1. - С. 25.
2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности
школьников / Е.В. Коротаева. - М., 2003. - 176 с.