Напоминание

Особенности развития творческих способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) посредством техники «модульное оригами»


Автор: Фалендыш Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа интернат №1"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития творческих способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) посредством техники «модульное оригами»
Раздел: начальное образование





Назад




«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской

ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Современное время выдвигает свои условия для организации обучения

и воспитания детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся

коррекционных школ нуждаются во внимании, понимании со стороны

педагога, ведь большую часть дня они проводят в школе.

После всех уроков, в группе продленного дня, обучающиеся посещают

кружки, творческие мастерские, где развивают творческие способности,

занимаются декоративно - прикладным творчеством.

Ручной

труд

помогает

школьникам

развивать

коммуникативные

навыки, навыки взаимопомощи, умению работать сообща в коллективе; дети

с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) учатся не только помогать друг

другу, но и принимать помощь.

Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в

дальнейшем переходит в творческий процесс. Занятие ручным трудом

активизирует ум, волю детей, побуждает выражать творческие идеи,

фантазию, повышает потенциал ребенка.

Изначально, для привития творческого начала,

в своем классе, я

пробовал разные направления: плетение из трубочек, алмазную мозаику,

пластилиновый витраж, но остановился на модульном оригами, на искусстве,

где простая бумага, при помощи простого складывания, превращается в

красивое

«творение».

Детям

понравился

этот

увлекательный

способ

проведения досуга.

Наша творческая мастерская «работает» каждый день, и каждый раз

ребята более увлеченно, с радостью, с творческим позитивом встречают мои

новые

идеи.

Каждая

поделка,

сделанная

в

технике

оригами

-

это

коллективный труд, так как изначально, весь класс занят превращением

обыкновенного бумажного квадратика в модули. Максимальная опора на

практическую деятельность, навыки и умения, индивидуальные особенности,

возможности и способности каждого обучающегося в классе.

На каждом занятии соблюдаю здоровьесберегательный режим, делаем

динамические паузы, чтобы не вызвать переутомление. Создаю «ситуацию

успеха»,

для

эмоционально

положительного

настроя.

Некоторые

обучающиеся не могут работать с ножницами, нарушена координация

движения рук, что оказывает отрицательное влияние на контроль и

регуляцию (точность, темп, силу). Они аккуратно собирают готовые модули

десятками для более удобного конструирования.

В этом виде деятельности работают обе руки, что развивает мелкую

моторику, глазомер, зрительное восприятие. Дети учатся пространственной

ориентировке на листе, знакомятся с геометрическими фигурами: углом,

стороной, квадратом, треугольником.

Большое внимание уделяю организационным моментам, знанию и

соблюдению правил техники безопасности, обучению правильным рабочим

приемам, качеству выполнения модулей.

Занятия начинаю с ознакомительной беседы по теме. В процессе

обсуждения у школьников развивается мышление, внимание, восприятие,

речь; расширяется представление об окружающем мире. Далее выбираем

цветовую гамму, в основном спокойных, теплых тонов, т.к. она влияет на

эмоции детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

На подготовительном этапе мы готовим бумагу для будущих модулей.

Стандартная форму А4 делим на 16 равных частей и вырезаем, после этого

начинается

процесс

изготовления

самих

модулей.

Это

самая

продолжительная и утомительная часть работы, потому что для сборки

каждой

поделки-игрушки

требуется

строго

определенное

количество

модулей.

После того, как все готово начинается процесс сборки. Это самая

ответственная, требующая большой концентрации внимания и эмоционально

насыщенная часть работы. Ведь всегда ребенку приятно осознавать, что у

него все получается и получается очень красиво. А ребенку с ОВЗ это

приятней вдвойне. Это особенно важно для тех, у кого есть различные

проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.

Процесс сборки начинается с основания. Складывание оригинальной

поделки-игрушки

становится

обычной

психологической

задачей,

для

решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться

об условиях участия каждого в работе. Эти поделки- игрушки, сделанные

своими руками, можно подарить друзьям, родителям; использовать в

качестве украшений комнат или интерьера.

Результат всегда радует и вызывает только положительные эмоции. В

классе

устраиваем

выставки,

приглашаем

родителей,

педагогов

и

обучающихся нашей школы. Принимаем активное участие в конкурсах по

декоративно-прикладному творчеству.

Творчество не имеет границ…и это только начало…Очень хочется

верить, что все свои творческие умения и навыки, полученные на занятиях,

дети будут использовать в своей будущей творческой жизни.



В раздел образования