Автор: Фалендыш Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа интернат №1"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития творческих способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) посредством техники «модульное оригами»
Раздел: начальное образование
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской
ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Современное время выдвигает свои условия для организации обучения
и воспитания детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся
коррекционных школ нуждаются во внимании, понимании со стороны
педагога, ведь большую часть дня они проводят в школе.
После всех уроков, в группе продленного дня, обучающиеся посещают
кружки, творческие мастерские, где развивают творческие способности,
занимаются декоративно - прикладным творчеством.
Ручной
труд
помогает
школьникам
развивать
коммуникативные
навыки, навыки взаимопомощи, умению работать сообща в коллективе; дети
с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) учатся не только помогать друг
другу, но и принимать помощь.
Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в
дальнейшем переходит в творческий процесс. Занятие ручным трудом
активизирует ум, волю детей, побуждает выражать творческие идеи,
фантазию, повышает потенциал ребенка.
Изначально, для привития творческого начала,
в своем классе, я
пробовал разные направления: плетение из трубочек, алмазную мозаику,
пластилиновый витраж, но остановился на модульном оригами, на искусстве,
где простая бумага, при помощи простого складывания, превращается в
красивое
«творение».
Детям
понравился
этот
увлекательный
способ
проведения досуга.
Наша творческая мастерская «работает» каждый день, и каждый раз
ребята более увлеченно, с радостью, с творческим позитивом встречают мои
новые
идеи.
Каждая
поделка,
сделанная
в
технике
оригами
-
это
коллективный труд, так как изначально, весь класс занят превращением
обыкновенного бумажного квадратика в модули. Максимальная опора на
практическую деятельность, навыки и умения, индивидуальные особенности,
возможности и способности каждого обучающегося в классе.
На каждом занятии соблюдаю здоровьесберегательный режим, делаем
динамические паузы, чтобы не вызвать переутомление. Создаю «ситуацию
успеха»,
для
эмоционально
положительного
настроя.
Некоторые
обучающиеся не могут работать с ножницами, нарушена координация
движения рук, что оказывает отрицательное влияние на контроль и
регуляцию (точность, темп, силу). Они аккуратно собирают готовые модули
десятками для более удобного конструирования.
В этом виде деятельности работают обе руки, что развивает мелкую
моторику, глазомер, зрительное восприятие. Дети учатся пространственной
ориентировке на листе, знакомятся с геометрическими фигурами: углом,
стороной, квадратом, треугольником.
Большое внимание уделяю организационным моментам, знанию и
соблюдению правил техники безопасности, обучению правильным рабочим
приемам, качеству выполнения модулей.
Занятия начинаю с ознакомительной беседы по теме. В процессе
обсуждения у школьников развивается мышление, внимание, восприятие,
речь; расширяется представление об окружающем мире. Далее выбираем
цветовую гамму, в основном спокойных, теплых тонов, т.к. она влияет на
эмоции детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
На подготовительном этапе мы готовим бумагу для будущих модулей.
Стандартная форму А4 делим на 16 равных частей и вырезаем, после этого
начинается
процесс
изготовления
самих
модулей.
Это
самая
продолжительная и утомительная часть работы, потому что для сборки
каждой
поделки-игрушки
требуется
строго
определенное
количество
модулей.
После того, как все готово начинается процесс сборки. Это самая
ответственная, требующая большой концентрации внимания и эмоционально
насыщенная часть работы. Ведь всегда ребенку приятно осознавать, что у
него все получается и получается очень красиво. А ребенку с ОВЗ это
приятней вдвойне. Это особенно важно для тех, у кого есть различные
проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.
Процесс сборки начинается с основания. Складывание оригинальной
поделки-игрушки
становится
обычной
психологической
задачей,
для
решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться
об условиях участия каждого в работе. Эти поделки- игрушки, сделанные
своими руками, можно подарить друзьям, родителям; использовать в
качестве украшений комнат или интерьера.
Результат всегда радует и вызывает только положительные эмоции. В
классе
устраиваем
выставки,
приглашаем
родителей,
педагогов
и
обучающихся нашей школы. Принимаем активное участие в конкурсах по
декоративно-прикладному творчеству.
Творчество не имеет границ…и это только начало…Очень хочется
верить, что все свои творческие умения и навыки, полученные на занятиях,
дети будут использовать в своей будущей творческой жизни.