Автор: Казакова Татьяна Юрьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГКОУ КО "Людиновская школа интернат"
Населённый пункт: город Людиново, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшая составляющая дистанционного образования"
Раздел: полное образование
Татьяна Юрьевна Казакова
педагог – психолог
ГКОУ КО «Людиновская школа-интернат» г. Людиново
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшая
составляющая дистанционного образования
Если каждый из нас сумеет сделать счастливым
другого человека – хотя бы одного,
на Земле все будут счастливы.
Ю. Никулин
В
стремительно
меняющемся
открытом
мире
главным
профессиональным
качеством,
которое
педагог
должен
постоянно
демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к
переменам,
мобильность,
способность
к
нестандартным
трудовым
действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все
эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере
относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без
расширения пространства педагогического творчества [6].
В связи с введением профессионального стандарта в образовании,
возникает необходимость наполнения педагога такими компетенциями,
которые призваны помочь учителю в решении новых стоящих перед ним
проблем это:
-работа с одаренными учащимися;
-с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
-с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально
уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении;
-работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
[6].
В профессиональном стандарте педагога прописаны необходимые
умения, которые он должен использовать в своей работе с учащимися:
-применение
современных
образовательных
технологий,
включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
-формирование у учащихся умения применять средства ИКТ в решении
задачи там, где это эффективно;
-профессиональное
использование
элементов
информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов
такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации;
-использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том
числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и
самостоятельном использовании этих ресурсов [6];
1
Эффективным средством организации образования детей с ОВЗ,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное
учреждение
и
нуждаются
в
обучении
на
дому,
является
развитие
дистанционной
формы
их
обучения
с
использованием
современных
информационно – компьютерных технологий [7].
Основными психологическими проблемами дистанционного обучения
являются:
отсутствие
непосредственного
контакта
между
субъектами
образовательного процесса (вследствие этого оказывается невозможным
отслеживать эмоционально-волевые реакции ребенка);
пролонгированность
диалога,
вследствие
чего,
отсутствует
непосредственная реакция на реплики диалога, возможность использовать
невербальные средства коммуникации;
знание и соблюдение норм сетевого этикета, что оказывает существенное
влияние на создание обстановки психологического комфорта в виртуальной
обучающей среде [4, 25];
Основной целью использования дистанционного образования является
предоставление
возможностей
детям
с
ОВЗ
и
их
родителям
совершенствовать и пополнять знания в разных образовательных областях в
рамках действующих образовательных программ и обучение родителей
навыкам взаимодействия с ребенком с ОВЗ [7].
Организация и проведение дистанционного образования для детей с
ОВЗ является весьма значимой и актуальной проблемой в развитии системы
образования, поскольку позволяет осуществить связь с больными детьми в
домашних условиях, расширить их мировоззрение, оптимально ввести их в
мир социума.
Одним из важнейших аспектов при осуществлении работы с детьми с
ОВЗ является обеспечение психолого-педагогического сопровождения.
Необходимость
организации
психолого-педагогического
сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с
тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги,
родители нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка
[2].
Рассматривая
психолого-педагогическую
поддержку
в
системе
дистанционного обучения, можно трактовать ее как «оказание помощи
учащимся в преодолении препятствий или трудностей, возникающих в
процессе обучения, его полноценной социализации и реализации его
личностных возможностей».
Главными целями психолого-педагогического
сопровождения
дистанционного обучения являются:
оказание
помощи
учащимся
c
ОВЗ
в
разработке
и
реализации
индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного
обучения;
2
обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного
обучения [1, 15-20];
Для достижения поставленных целей при организации психолого-
педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в процессе дистанционного
обучения необходимо решение следующих задач:
-изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития
психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений
участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения
эффективности процесса обучения;
-изучение
среды
(коммуникативной,
и
среды
как
совокупности
индивидуальных
особенностей
участников),
реальных
ресурсов
(психологических) дистанционного обучения;
-популяризация
и
последующая
передача
участникам
дистанционного
обучения значимой информации по психологической тематике;
-создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых
качеств учащегося и преподавателя, и полноценной адаптации конкретного
индивида к условиям обучения;
-обеспечение индивидуально–дифференцированного подхода в обучении,
основывающегося
на
индивидуальных
психологических
особенностях
конкретного индивида [5].
В дистанционной учебной деятельности психолого-педагогическое
сопровождение учащихся с ОВЗ должно осуществляться на групповом и
индивидуальном уровнях посредством:
1) оказания помощи учащимся в преодолении трудностей, возникающих в
процессе дистанционного обучения, связанных с освоением и эффективным
использованием дистанционно – образовательных технологий, а также
необходимых программных продуктов;
2)
оказания помощи в организации продуктивного общения со всеми
субъектами дистанционного обучения;
3) поддержки в диагностике и прогнозировании, планировании, анализе,
саморефлексии,
самооценивании
собственной
деятельности,
самоорганизации дистанционной учебной деятельности;
4) содействия в реализации личностного и творческого потенциала, учащихся
в процессе дистанционного обучения.
К психолого-педагогическим особенностям дистанционного обучения
относятся:
приоритетность
самостоятельной
работы
ученика;
индивидуальный подход к обучению; мотивация как базовое условие
обучения; интенсификация обучения (у каждого свой темп); одновременная
мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного,
осязательного); структурные изменения учебной деятельности (появление
новых форм). Благодаря этим особенностям дистанционного обучения, со
одной стороны стимулируется интеллектуальная деятельность ученика,
3
развиваются его познавательные и творческие способности, формируются
активность
и
самостоятельность.
С
другой
стороны,
субъекты
дистанционного
обучения
нередко
сталкиваются
с
проблемами
психологического порядка [3, 32-41].
В
нашей
школе
содержание
психолого
–
педагогического
сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает несколько
направлений работы:
-
аналитико
–
диагностическое,
которое
предполагает:
изучение
индивидуальных
особенностей
личности
учащихся,
выявление
познавательных
интересов,
определение
индивидуального
стиля
познавательной деятельности, осуществление мониторинга дистанционных
курсов и мониторинга взаимодействия субъектов образовательного процесса.
-
просветительское,
которое
включает
различные
мероприятия,
направленные
на
повышение
общей
психологической
грамотности
участников обучения, работающих в сети Интернет.
-
консультативное,
направленное
на
взаимодействие
психолога
с
различными группами участников дистанционного обучения.
Деятельность педагога-психолога в отношении сетевых учащихся с
ОВЗ направлена на:
- определение психологических характеристик учащихся разных возрастных
групп, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на
результативность дистанционного обучения;
- определение условий эффективности дистанционного обучения для
учащихся разных возрастных групп.
-
изучение
особенностей
протекания
когнитивных
процессов
в
дистанционном
обучении
и
влияние
этой
формы
обучения
на
познавательную деятельность учащихся (так как специфика представления
информации ориентирована преимущественно на визуальное восприятие, и,
как следствие уменьшение комфортности обучения для учащихся - аудиалов
и учащихся - кинестетиков).
-
диагностику
личностной,
интеллектуальной
и
мотивационной
сфер
учащегося
для
обеспечения
индивидуального
подхода
в
обучении,
основанного на особенностях конкретного субъекта;
- индивидуальное консультирование учащихся с ОВЗ для определения
индивидуальной траектории обучения;
Наша школа осуществляет дистанционное обучение в Сферуме.
К учебным средствам в рамках дистанционного курса относятся:
учебные книги, сетевые учебно-методические пособия, компьютерные
обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, учебные
тренажеры с удаленным доступом, базы данных и знаний, семинары, лекции,
тесты, словари.
Курс педагога-психолога в системе дистанционного обучения – это
рекомендации для различных видов субъектов, тесты и развивающие игры
для учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог размещает рекомендации в Сферуме
4
по следующим темам: повышение мотивации к обучению, развитие
познавательных процессов, помощь в воспитании детей, советы родителям
первоклассников и др. Консультирует родителей on-line по таким вопросам:
как развивать самостоятельность у детей, как правильно хвалить ребёнка, как
научить ребёнка владеть собой, как воспитать одарённого ребёнка и др.
Также оказывает психологическую поддержку родителям в приобретении
ими
знаний
и
навыков,
необходимых
для
организации
здоровой
жизнедеятельности их ребёнка.
В
работе
с
родителями
педагог-психолог
использует
анкету,
направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного
образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о
семье ребенка с ОВЗ, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе
родителей и много другой полезной информации.
Учащиеся с ОВЗ самостоятельно могут выполнить задания на развитие
внимания, памяти, мышления. Также в Сферуме есть тесты для учащихся на
определение своего темперамента, ведущего канала восприятия информации
и
ведущего
типа
функциональной
организации
полушарий
мозга.
Дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей
с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание.
Таким образом, можно сказать, что на всех этапах дистанционного
обучения психологическое сопровождение обеспечивает положительное
эмоциональное самочувствие учащихся с ОВЗ, положительную динамику в
развитии и положительные учебные достижения. Дистанционное обучение
детей с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
различных
видах
профессиональной и социальной деятельности.
Библиографический список
1)
Андреев
A.A.,
Солдаткин
В.И.
Дистанционное
обучение:
сущность,
технология, организация. М.: МЭСИ, 2009. 158 с.
2)
Брызгалов
В.С.
Психолого-педагогическая
поддержка
дистанционного
обучения. – Н. Тагил, 2011, статья.
3)
Мараховская Н.В., Попков В.И. Совершенствование методов дистанционного
образования
в
свете
теории
психолого-познавательных
барьеров
в
обучении // Учебный процесс в техническом вузе: Сб. научн. трудов. —
Брянск: Изд-во БГТУ, 2011. С. 85-87.
4)
Моисеева
М.В.
Психолого-педагогическая
поддержка
дистанционного
обучения// Дистанционное образование. 2010, № 6. С. 49-50.
5
5)
Психолого-педагогическое
сопровождение
дистанционного
обучения
в
системе общего образования. – Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013, статья.
6)
Профессиональный стандарт педагога утв. приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н.
7)
Семаго М.М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
инклюзивного
образования // Лекция, 2014 г.
8)
Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения
образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями
здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
6