Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшая составляющая дистанционного образования"


Автор: Казакова Татьяна Юрьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГКОУ КО "Людиновская школа интернат"
Населённый пункт: город Людиново, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшая составляющая дистанционного образования"
Раздел: полное образование





Назад




Татьяна Юрьевна Казакова

педагог – психолог

ГКОУ КО «Людиновская школа-интернат» г. Людиново

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшая

составляющая дистанционного образования

Если каждый из нас сумеет сделать счастливым

другого человека – хотя бы одного,

на Земле все будут счастливы.

Ю. Никулин

В

стремительно

меняющемся

открытом

мире

главным

профессиональным

качеством,

которое

педагог

должен

постоянно

демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к

переменам,

мобильность,

способность

к

нестандартным

трудовым

действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все

эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере

относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без

расширения пространства педагогического творчества [6].

В связи с введением профессионального стандарта в образовании,

возникает необходимость наполнения педагога такими компетенциями,

которые призваны помочь учителю в решении новых стоящих перед ним

проблем это:

-работа с одаренными учащимися;

-с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

-с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально

уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении;

-работа в условиях реализации программ инклюзивного образования

[6].

В профессиональном стандарте педагога прописаны необходимые

умения, которые он должен использовать в своей работе с учащимися:

-применение

современных

образовательных

технологий,

включая

информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

-формирование у учащихся умения применять средства ИКТ в решении

задачи там, где это эффективно;

-профессиональное

использование

элементов

информационной

образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов

такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации;

-использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том

числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и

самостоятельном использовании этих ресурсов [6];

1

Эффективным средством организации образования детей с ОВЗ,

которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное

учреждение

и

нуждаются

в

обучении

на

дому,

является

развитие

дистанционной

формы

их

обучения

с

использованием

современных

информационно – компьютерных технологий [7].

Основными психологическими проблемами дистанционного обучения

являются:

отсутствие

непосредственного

контакта

между

субъектами

образовательного процесса (вследствие этого оказывается невозможным

отслеживать эмоционально-волевые реакции ребенка);

пролонгированность

диалога,

вследствие

чего,

отсутствует

непосредственная реакция на реплики диалога, возможность использовать

невербальные средства коммуникации;

знание и соблюдение норм сетевого этикета, что оказывает существенное

влияние на создание обстановки психологического комфорта в виртуальной

обучающей среде [4, 25];

Основной целью использования дистанционного образования является

предоставление

возможностей

детям

с

ОВЗ

и

их

родителям

совершенствовать и пополнять знания в разных образовательных областях в

рамках действующих образовательных программ и обучение родителей

навыкам взаимодействия с ребенком с ОВЗ [7].

Организация и проведение дистанционного образования для детей с

ОВЗ является весьма значимой и актуальной проблемой в развитии системы

образования, поскольку позволяет осуществить связь с больными детьми в

домашних условиях, расширить их мировоззрение, оптимально ввести их в

мир социума.

Одним из важнейших аспектов при осуществлении работы с детьми с

ОВЗ является обеспечение психолого-педагогического сопровождения.

Необходимость

организации

психолого-педагогического

сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с

тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги,

родители нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка

[2].

Рассматривая

психолого-педагогическую

поддержку

в

системе

дистанционного обучения, можно трактовать ее как «оказание помощи

учащимся в преодолении препятствий или трудностей, возникающих в

процессе обучения, его полноценной социализации и реализации его

личностных возможностей».

Главными целями психолого-педагогического

сопровождения

дистанционного обучения являются:

оказание

помощи

учащимся

c

ОВЗ

в

разработке

и

реализации

индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного

обучения;

2

обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного

обучения [1, 15-20];

Для достижения поставленных целей при организации психолого-

педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в процессе дистанционного

обучения необходимо решение следующих задач:

-изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития

психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений

участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения

эффективности процесса обучения;

-изучение

среды

(коммуникативной,

и

среды

как

совокупности

индивидуальных

особенностей

участников),

реальных

ресурсов

(психологических) дистанционного обучения;

-популяризация

и

последующая

передача

участникам

дистанционного

обучения значимой информации по психологической тематике;

-создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых

качеств учащегося и преподавателя, и полноценной адаптации конкретного

индивида к условиям обучения;

-обеспечение индивидуально–дифференцированного подхода в обучении,

основывающегося

на

индивидуальных

психологических

особенностях

конкретного индивида [5].

В дистанционной учебной деятельности психолого-педагогическое

сопровождение учащихся с ОВЗ должно осуществляться на групповом и

индивидуальном уровнях посредством:

1) оказания помощи учащимся в преодолении трудностей, возникающих в

процессе дистанционного обучения, связанных с освоением и эффективным

использованием дистанционно – образовательных технологий, а также

необходимых программных продуктов;

2)

оказания помощи в организации продуктивного общения со всеми

субъектами дистанционного обучения;

3) поддержки в диагностике и прогнозировании, планировании, анализе,

саморефлексии,

самооценивании

собственной

деятельности,

самоорганизации дистанционной учебной деятельности;

4) содействия в реализации личностного и творческого потенциала, учащихся

в процессе дистанционного обучения.

К психолого-педагогическим особенностям дистанционного обучения

относятся:

приоритетность

самостоятельной

работы

ученика;

индивидуальный подход к обучению; мотивация как базовое условие

обучения; интенсификация обучения (у каждого свой темп); одновременная

мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного,

осязательного); структурные изменения учебной деятельности (появление

новых форм). Благодаря этим особенностям дистанционного обучения, со

одной стороны стимулируется интеллектуальная деятельность ученика,

3

развиваются его познавательные и творческие способности, формируются

активность

и

самостоятельность.

С

другой

стороны,

субъекты

дистанционного

обучения

нередко

сталкиваются

с

проблемами

психологического порядка [3, 32-41].

В

нашей

школе

содержание

психолого

педагогического

сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает несколько

направлений работы:

-

аналитико

диагностическое,

которое

предполагает:

изучение

индивидуальных

особенностей

личности

учащихся,

выявление

познавательных

интересов,

определение

индивидуального

стиля

познавательной деятельности, осуществление мониторинга дистанционных

курсов и мониторинга взаимодействия субъектов образовательного процесса.

-

просветительское,

которое

включает

различные

мероприятия,

направленные

на

повышение

общей

психологической

грамотности

участников обучения, работающих в сети Интернет.

-

консультативное,

направленное

на

взаимодействие

психолога

с

различными группами участников дистанционного обучения.

Деятельность педагога-психолога в отношении сетевых учащихся с

ОВЗ направлена на:

- определение психологических характеристик учащихся разных возрастных

групп, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на

результативность дистанционного обучения;

- определение условий эффективности дистанционного обучения для

учащихся разных возрастных групп.

-

изучение

особенностей

протекания

когнитивных

процессов

в

дистанционном

обучении

и

влияние

этой

формы

обучения

на

познавательную деятельность учащихся (так как специфика представления

информации ориентирована преимущественно на визуальное восприятие, и,

как следствие уменьшение комфортности обучения для учащихся - аудиалов

и учащихся - кинестетиков).

-

диагностику

личностной,

интеллектуальной

и

мотивационной

сфер

учащегося

для

обеспечения

индивидуального

подхода

в

обучении,

основанного на особенностях конкретного субъекта;

- индивидуальное консультирование учащихся с ОВЗ для определения

индивидуальной траектории обучения;

Наша школа осуществляет дистанционное обучение в Сферуме.

К учебным средствам в рамках дистанционного курса относятся:

учебные книги, сетевые учебно-методические пособия, компьютерные

обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, учебные

тренажеры с удаленным доступом, базы данных и знаний, семинары, лекции,

тесты, словари.

Курс педагога-психолога в системе дистанционного обучения – это

рекомендации для различных видов субъектов, тесты и развивающие игры

для учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог размещает рекомендации в Сферуме

4

по следующим темам: повышение мотивации к обучению, развитие

познавательных процессов, помощь в воспитании детей, советы родителям

первоклассников и др. Консультирует родителей on-line по таким вопросам:

как развивать самостоятельность у детей, как правильно хвалить ребёнка, как

научить ребёнка владеть собой, как воспитать одарённого ребёнка и др.

Также оказывает психологическую поддержку родителям в приобретении

ими

знаний

и

навыков,

необходимых

для

организации

здоровой

жизнедеятельности их ребёнка.

В

работе

с

родителями

педагог-психолог

использует

анкету,

направленную на совершенствование механизма реализации дистанционного

образования, которая поможет в дальнейшем педагогам более полно узнать о

семье ребенка с ОВЗ, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе

родителей и много другой полезной информации.

Учащиеся с ОВЗ самостоятельно могут выполнить задания на развитие

внимания, памяти, мышления. Также в Сферуме есть тесты для учащихся на

определение своего темперамента, ведущего канала восприятия информации

и

ведущего

типа

функциональной

организации

полушарий

мозга.

Дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей

с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание.

Таким образом, можно сказать, что на всех этапах дистанционного

обучения психологическое сопровождение обеспечивает положительное

эмоциональное самочувствие учащихся с ОВЗ, положительную динамику в

развитии и положительные учебные достижения. Дистанционное обучение

детей с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их

успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

различных

видах

профессиональной и социальной деятельности.

Библиографический список

1)

Андреев

A.A.,

Солдаткин

В.И.

Дистанционное

обучение:

сущность,

технология, организация. М.: МЭСИ, 2009. 158 с.

2)

Брызгалов

В.С.

Психолого-педагогическая

поддержка

дистанционного

обучения. – Н. Тагил, 2011, статья.

3)

Мараховская Н.В., Попков В.И. Совершенствование методов дистанционного

образования

в

свете

теории

психолого-познавательных

барьеров

в

обучении // Учебный процесс в техническом вузе: Сб. научн. трудов. —

Брянск: Изд-во БГТУ, 2011. С. 85-87.

4)

Моисеева

М.В.

Психолого-педагогическая

поддержка

дистанционного

обучения// Дистанционное образование. 2010, № 6. С. 49-50.

5

5)

Психолого-педагогическое

сопровождение

дистанционного

обучения

в

системе общего образования. – Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013, статья.

6)

Профессиональный стандарт педагога утв. приказом Министерства труда и

социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н.

7)

Семаго М.М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

условиях

инклюзивного

образования // Лекция, 2014 г.

8)

Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения

образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями

здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

6



В раздел образования