Автор: Сухинина Ирина Владимировна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района
Населённый пункт: г.Белая Калитва Ростовской области
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: ”Особенности обучения ребенка с нарушением зрения(Миопия средней тяжести, миопический астигматизм обеих глаз)на начальном этапе в классе гитары”.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного образования Детская школа искусств
Белокалитвинского района
Конспект
открытого урока на тему:
”Особенности обучения ребенка с нарушением
зрения(Миопия средней тяжести, миопический
астигматизм обеих глаз)на начальном этапе в классе
гитары”.
Преподаватель по классу гитары
Сухинина И.В.
февраль 2025г.
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
1. Коррекция психологического состояния в обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
2.Улучшить когнитивные способности (память, речь, воображение,
внимание.) при изучении инструктивного материала
2. координацию глаз и рук, при овладении различных приемов игры на
гитаре.
3.Снятие излишнего мышечного тонуса.
4.Поднять самооценку ребенка.
Задачи урока:
1.формирование потребности художественного самовыражения.
2. приобретение знаний, умений и навыков основ игры на гитаре.
3. развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
4. приобретение основ музыкальных, теоретических знаний.
5.развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
Ход урока:
Урок проводится с ученицей 3 класса (9 лет) по предпрофессиональной
программе обучения на гитаре.
Семья у ребенка полная, мама особенная, инвалидность по слуху-со
слуховым аппаратом. Девочка с хорошими музыкальными данными, левша.
Психологически неустойчива. Всвязи с наличием слабослышащих в семье,
общение проходит на повышенных тонах голоса.
Каждый урок начинается с педагогико-психологической коррекции. Первое и
обязательное в общении с Вероникой –выслушать ее. Если она сразу идет на
контакт, не мешать и не давать оценку тем или иным ситуациям, по
возможности ненавязчиво, с согласия ребенка определить свое понимание
событий. Иногда хватает только внимательного участия. Тактильный контакт
не всегда возможен. ”Обнимашки” cлучаются почти всегда в завершении
занятий.
Структура урока всегда индивидуальна.
1.Девочка любит сочинять на инструменте, без нотной грамоты, понимания
размера и других профессиональных тонкостей.
“Я сегодня проснулась и слышу музыку, взяла гитару и вот, что получилось –и
капельки и птички, и кот соседский!!!”
На мелодию сочиняем любые четверостишия.
“Дождик капает по лужам
кап, кап, кап, кап.
Кот соседский нам не нужен,
Птички слышат его храп.”
Важно слушать внимательно и искренне, поднимая самооценку ребенку.
2.Приступая к обязательной программе обучения на уроке, важно
корректировать ее. Либо начинать с самого трудного, либо с простых и
выученных произведений. Все зависит от состояния ребенка.
Чаще всего начинаем с пальчиковых игр.“Говорящие пальчики” - Вот
лягушка по дорожке, скачет вытянувши ножки. Вот подружку увидала,
вместе с нею поскакала.Упражнение для левой руки:(ставим пальчики с 1
до 4, с I лада до XII и обратно.) По мере усталости на 1 или нескольких
струнах.
“Гусеница”
-
Листья, зелень, травку ли, cьела всё внизу и цепляясь
лапками, вверх теперь ползу. Cкольжение 1,2 или 3 пальцем по струне
вверх по грифу, контролируя свободу локтя в сгибе и большого пальца при
движении по шейке грифа. Иногда практикуем эти и другие упражнения без
зрительного контроля, часто результат бывает лучше .
Специфика постановки на гитаре такова, что ученику необходимо
поворачивать голову и шею влево и при этом контролировать посадку и
осанку. Ребенку с дефектом зрения это сделать труднее, поэтому у Вероники
хорошо развита тактильная память и она часто избегает смотреть на левую
кисть.
Физкультминутка. (Упражнение для глаз.)
Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие,
избавляет от синкинезии, это рефлекторные движения глаз, возникающие
при сокращении мышц какой-либо части тела.)
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко
Сразу сделалось темно,
Где гитара, где окно?
Странно, скучно и обидно
– Ничего вокруг не видно.
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Все на свете разглядят,
Разглядят – разыщут:
В поднебесье – месяц,
Под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфету,
Как ее не прячь!
Постановка у Вероники не всегда устойчивая. Часто поджимает правую ногу
под себя и гитара падает вниз. Нужно представить, что на ножке лыжа и
сделать несколько движений вперед –назад стопой по полу. Чтобы левая
кисть находилась на уровне глаз представляем, что гриф- это ракета летящая
к далекой планете. Использование ассоциаций создает непринужденную
более легкую атмосферу на занятии.
С недавних пор девочка полюбила гаммы и они пока в приоритете в начале
урока. Гаммы исполняем в ритмическом ускорении.
1.Легато-связно, четвертными I m-апояндо “Вертолетик” верхний удар, с
опорой на струну и тирандо-”Самолетик“, щипок снизу или со струны,
оставляя пальчик над струной. Обязательно дожимая пальчики, переключая
внимание со зрительного на слуховое. (Повторяем правило о штрихе
используем образное мышление-как движется змейка или наливаем
водичку и д. т.)
2.Стаккато-остро, контроль свободы в пальце, переключая с мышечного на
слуховое. Повторяем правило о стаккато (“Стой-шагай,”Часики’)
3.Комбинированные штрихи чередование легато и стаккато, где важно
контролировать смену мышечных ощущений,
(Свобода-напряжение).
4.Ритмическое ускорение как элемент беглости, восьмые и шестнадцатые-
дуоли и квартоли на одной ноте. При ускорении важно обратить внимание
на состоянии правой кисти. Начинать нужно на открытых струнах, выделяя
замахом im начало дуоли и квартоли, не отвлекаясь на работу левой кисти.
И когда наработано движение в правой можно соединить обе руки.
Упражнение “Угадай листик”,”Колечки”, ”Даю-бери”-снимают судорожное
состояние кисти, помогают не выходить из плоскости струны и убирают качку
руки.
Танцевальная пятиминутка. (Это обязательно)
Я играю на гитаре произведения различного характера, Вероника танцует,
сама выбирает движения по желанию. Можно подключать ритмические
упражнения с трещетками и колокольчиками. Это позволяет снять и
мышечное, и любое эмоциональное напряжения.
Сейчас мы готовимся к концерту. В программе произведение О.Копенкова
“Мучача”. Работу над пьесами обязательно начинаем c проигрывания
материала. Необходимо обьяснить, что мучача -это мексиканская девочка и
все приемы игры –элементы арпеджио, гаммообразные пассажи, двойные
ноты , акцентирование сильных долей, динамическое движение -передают
игры и движения ребенка.
Играя чередование двух нот как элемент арпеджио, представляем веселые
прыжки детей. Необходимо при щипке не размахивать соседними
пальчиками im и держать их в положении “закрытого веера”, оставляя
пальцы над повторяющимися струнами. Гаммообразные пассажи
напоминают игру в догонялки. И часто не обходится без воспоминаний
ученицы об играх с ее друзьями. И когда эмоциональный посыл дан, освоить
материал проще и возникающие трудности не так “страшны”.
Ученица воспринимает любой сбой как трагедию, поэтому очень важно
давать ей доигрывать и только потом советовать, как и что можно исправить.
Всем перфекционистам, коей является Вероника, важно знать, что их любят
при любых обстоятельствах, ошибках и недочетах. Часто практикую игру в
дуэте когда программа в активной работе, отдавая приоритет игре ученицы.
Всегда заканчиваем занятия уже выученными произведениями. Вероника
исполняет Ф.Карулли ”Вальс”, О.Копенков ”Дождик” и р.н.п. ”Как у наших у
ворот”. Почти всегда используем вокальное сопровождение, поем и играем с
большим удовольствием!
Мы с детьми стараемся накапливать концертный материал с самых ранних
этапов обучения. В нашей школе мы ежемесячно приглашаем на концерты
детей с ОВЗ, ментальными нарушениями, из специализированных классов
СОШ№1. Вероника постоянный участник этих концертов. Во время
исполнения к нашим артистам могут подойти дети, выразить эмоцию,
пробуют петь и у них почти всегда проявляется двигательная реакция. Наши
дети к этому готовы т.к. проводятся предварительные беседы об
особенностях общения и поведения детей с особенностями развития.
Заключение.
В заключении можно сказать, что занятия музыкой в ДШИ или любом
музыкальном кружке является действенным и эффективным
средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ,
помогают развитию положительного психоэмоционального
состояния, повышают интерес к различным видам искусства и
позволяют ощущать себя комфортно и успешно
.
Используемые источники:
1.ИНФОУРОК(Образовательный маркетплейс)
2.
LA
SALUTA
(Сайт многопрофильной клиники - Нейропсихологическая
коррекция).
3.Методическая копилка-учителя, воспитателя, родителя. (ЗОЖ-
детям)
4.Е.Ларичев”Школа игры на шестиструнной гитаре”