Напоминание

”Особенности обучения ребенка с нарушением зрения(Миопия средней тяжести, миопический астигматизм обеих глаз)на начальном этапе в классе гитары”.


Автор: Сухинина Ирина Владимировна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Белокалитвинского района
Населённый пункт: г.Белая Калитва Ростовской области
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: ”Особенности обучения ребенка с нарушением зрения(Миопия средней тяжести, миопический астигматизм обеих глаз)на начальном этапе в классе гитары”.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение

Дополнительного образования Детская школа искусств

Белокалитвинского района

Конспект

открытого урока на тему:

”Особенности обучения ребенка с нарушением

зрения(Миопия средней тяжести, миопический

астигматизм обеих глаз)на начальном этапе в классе

гитары”.

Преподаватель по классу гитары

Сухинина И.В.

февраль 2025г.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1. Коррекция психологического состояния в обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;

2.Улучшить когнитивные способности (память, речь, воображение,

внимание.) при изучении инструктивного материала

2. координацию глаз и рук, при овладении различных приемов игры на

гитаре.

3.Снятие излишнего мышечного тонуса.

4.Поднять самооценку ребенка.

Задачи урока:

1.формирование потребности художественного самовыражения.

2. приобретение знаний, умений и навыков основ игры на гитаре.

3. развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

4. приобретение основ музыкальных, теоретических знаний.

5.развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;

Ход урока:

Урок проводится с ученицей 3 класса (9 лет) по предпрофессиональной

программе обучения на гитаре.

Семья у ребенка полная, мама особенная, инвалидность по слуху-со

слуховым аппаратом. Девочка с хорошими музыкальными данными, левша.

Психологически неустойчива. Всвязи с наличием слабослышащих в семье,

общение проходит на повышенных тонах голоса.

Каждый урок начинается с педагогико-психологической коррекции. Первое и

обязательное в общении с Вероникой –выслушать ее. Если она сразу идет на

контакт, не мешать и не давать оценку тем или иным ситуациям, по

возможности ненавязчиво, с согласия ребенка определить свое понимание

событий. Иногда хватает только внимательного участия. Тактильный контакт

не всегда возможен. ”Обнимашки” cлучаются почти всегда в завершении

занятий.

Структура урока всегда индивидуальна.

1.Девочка любит сочинять на инструменте, без нотной грамоты, понимания

размера и других профессиональных тонкостей.

“Я сегодня проснулась и слышу музыку, взяла гитару и вот, что получилось –и

капельки и птички, и кот соседский!!!”

На мелодию сочиняем любые четверостишия.

“Дождик капает по лужам

кап, кап, кап, кап.

Кот соседский нам не нужен,

Птички слышат его храп.”

Важно слушать внимательно и искренне, поднимая самооценку ребенку.

2.Приступая к обязательной программе обучения на уроке, важно

корректировать ее. Либо начинать с самого трудного, либо с простых и

выученных произведений. Все зависит от состояния ребенка.

Чаще всего начинаем с пальчиковых игр.“Говорящие пальчики” - Вот

лягушка по дорожке, скачет вытянувши ножки. Вот подружку увидала,

вместе с нею поскакала.Упражнение для левой руки:(ставим пальчики с 1

до 4, с I лада до XII и обратно.) По мере усталости на 1 или нескольких

струнах.

“Гусеница”

-

Листья, зелень, травку ли, cьела всё внизу и цепляясь

лапками, вверх теперь ползу. Cкольжение 1,2 или 3 пальцем по струне

вверх по грифу, контролируя свободу локтя в сгибе и большого пальца при

движении по шейке грифа. Иногда практикуем эти и другие упражнения без

зрительного контроля, часто результат бывает лучше .

Специфика постановки на гитаре такова, что ученику необходимо

поворачивать голову и шею влево и при этом контролировать посадку и

осанку. Ребенку с дефектом зрения это сделать труднее, поэтому у Вероники

хорошо развита тактильная память и она часто избегает смотреть на левую

кисть.

Физкультминутка. (Упражнение для глаз.)

Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие,

избавляет от синкинезии, это рефлекторные движения глаз, возникающие

при сокращении мышц какой-либо части тела.)

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко

Сразу сделалось темно,

Где гитара, где окно?

Странно, скучно и обидно

– Ничего вокруг не видно.

Ай, глаза-глазенки,

Ай, глаза-глазища –

Все на свете разглядят,

Разглядят – разыщут:

В поднебесье – месяц,

Под скамейкой – мяч,

А в шкафу – конфету,

Как ее не прячь!

Постановка у Вероники не всегда устойчивая. Часто поджимает правую ногу

под себя и гитара падает вниз. Нужно представить, что на ножке лыжа и

сделать несколько движений вперед –назад стопой по полу. Чтобы левая

кисть находилась на уровне глаз представляем, что гриф- это ракета летящая

к далекой планете. Использование ассоциаций создает непринужденную

более легкую атмосферу на занятии.

С недавних пор девочка полюбила гаммы и они пока в приоритете в начале

урока. Гаммы исполняем в ритмическом ускорении.

1.Легато-связно, четвертными I m-апояндо “Вертолетик” верхний удар, с

опорой на струну и тирандо-”Самолетик“, щипок снизу или со струны,

оставляя пальчик над струной. Обязательно дожимая пальчики, переключая

внимание со зрительного на слуховое. (Повторяем правило о штрихе

используем образное мышление-как движется змейка или наливаем

водичку и д. т.)

2.Стаккато-остро, контроль свободы в пальце, переключая с мышечного на

слуховое. Повторяем правило о стаккато (“Стой-шагай,”Часики’)

3.Комбинированные штрихи чередование легато и стаккато, где важно

контролировать смену мышечных ощущений,

(Свобода-напряжение).

4.Ритмическое ускорение как элемент беглости, восьмые и шестнадцатые-

дуоли и квартоли на одной ноте. При ускорении важно обратить внимание

на состоянии правой кисти. Начинать нужно на открытых струнах, выделяя

замахом im начало дуоли и квартоли, не отвлекаясь на работу левой кисти.

И когда наработано движение в правой можно соединить обе руки.

Упражнение “Угадай листик”,”Колечки”, ”Даю-бери”-снимают судорожное

состояние кисти, помогают не выходить из плоскости струны и убирают качку

руки.

Танцевальная пятиминутка. (Это обязательно)

Я играю на гитаре произведения различного характера, Вероника танцует,

сама выбирает движения по желанию. Можно подключать ритмические

упражнения с трещетками и колокольчиками. Это позволяет снять и

мышечное, и любое эмоциональное напряжения.

Сейчас мы готовимся к концерту. В программе произведение О.Копенкова

“Мучача”. Работу над пьесами обязательно начинаем c проигрывания

материала. Необходимо обьяснить, что мучача -это мексиканская девочка и

все приемы игры –элементы арпеджио, гаммообразные пассажи, двойные

ноты , акцентирование сильных долей, динамическое движение -передают

игры и движения ребенка.

Играя чередование двух нот как элемент арпеджио, представляем веселые

прыжки детей. Необходимо при щипке не размахивать соседними

пальчиками im и держать их в положении “закрытого веера”, оставляя

пальцы над повторяющимися струнами. Гаммообразные пассажи

напоминают игру в догонялки. И часто не обходится без воспоминаний

ученицы об играх с ее друзьями. И когда эмоциональный посыл дан, освоить

материал проще и возникающие трудности не так “страшны”.

Ученица воспринимает любой сбой как трагедию, поэтому очень важно

давать ей доигрывать и только потом советовать, как и что можно исправить.

Всем перфекционистам, коей является Вероника, важно знать, что их любят

при любых обстоятельствах, ошибках и недочетах. Часто практикую игру в

дуэте когда программа в активной работе, отдавая приоритет игре ученицы.

Всегда заканчиваем занятия уже выученными произведениями. Вероника

исполняет Ф.Карулли ”Вальс”, О.Копенков ”Дождик” и р.н.п. ”Как у наших у

ворот”. Почти всегда используем вокальное сопровождение, поем и играем с

большим удовольствием!

Мы с детьми стараемся накапливать концертный материал с самых ранних

этапов обучения. В нашей школе мы ежемесячно приглашаем на концерты

детей с ОВЗ, ментальными нарушениями, из специализированных классов

СОШ№1. Вероника постоянный участник этих концертов. Во время

исполнения к нашим артистам могут подойти дети, выразить эмоцию,

пробуют петь и у них почти всегда проявляется двигательная реакция. Наши

дети к этому готовы т.к. проводятся предварительные беседы об

особенностях общения и поведения детей с особенностями развития.

Заключение.

В заключении можно сказать, что занятия музыкой в ДШИ или любом

музыкальном кружке является действенным и эффективным

средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ,

помогают развитию положительного психоэмоционального

состояния, повышают интерес к различным видам искусства и

позволяют ощущать себя комфортно и успешно

.

Используемые источники:

1.ИНФОУРОК(Образовательный маркетплейс)

2.

LA

SALUTA

(Сайт многопрофильной клиники - Нейропсихологическая

коррекция).

3.Методическая копилка-учителя, воспитателя, родителя. (ЗОЖ-

детям)

4.Е.Ларичев”Школа игры на шестиструнной гитаре”



В раздел образования