Напоминание

Эффективное взаимодействие (сотрудничество) педагогов основная составляющая процесса воспитания


Авторы: Абрамова Татьяна Леонидовна, Бушнева Наталья Петровна
Должность: воспитатель, педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ "Назаровский детский дом"
Населённый пункт: Красноярский край, город Назарово
Наименование материала: семинар
Тема: Эффективное взаимодействие (сотрудничество) педагогов основная составляющая процесса воспитания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Интегрированный семинар в рамках методической работы.

Авторы и ведущие:

Н. П. Бушнева

– педагог-психолог и Т. Л.

Абрамова – воспитатель.

Тема: «Эффективное взаимодействие (сотрудничество) педагогов

основная составляющая процесса воспитания».

Цель: формирование эффективного взаимодействия, сотрудничества

педагогов.

Задачи:

активизировать потребности у педагогов к совместной

деятельности;

способствовать

формированию

благоприятного

психологического

климата в педагогическом коллективе;

продолжать развивать умение работать в команде.

Базовые понятия:

Стили общения (авторитарный, демократический, попустительский,

либеральный);

Направления

Программы

подготовки

воспитанников

к

самостоятельной

жизни

(социально-бытовое

самообслуживание,

социально-правовая подготовка… 11 направлений).

I этап. Организационный. (3 мин)

-Уважаемые коллеги, рады приветствовать вас на нашем семинаре

«Эффективное

взаимодействие

(сотрудничество)

педагогов

основная составляющая процесса воспитания». Коллективно всегда

легче справиться с возникающими трудностями. А в атмосфере доверия

и

сотрудничества

рождаются

интересные

идеи.

Взаимодействие

включает в себя в нашем случае – контакт в триаде (втроем). А нашу

встречу предлагаем начать с совместной коллективной деятельности.

Представим себя музыкальным оркестром. Задача которого играть по

нотам в унисон. Нотами будут изображения частей тела, которыми

будут создаваться звуки. (Презентация 2-7 слайд с картинками).

Звучит мелодия и включена презентация. (1 мин.)

Обсуждение:

Как

звучало

данное

музыкальное

произведение

Сергея

Васильевича

Рахманинова

в

нашем

исполнении?

(гармонично,

музыкально, ярко…)

Когда все участники взаимодействуют в одном направлении, то

виден результат. Когда кто-то отстает или забегает вперед, общая

картина нарушается.

Прошу вашего разрешения, во время сообщения Татьяны

Леонидовны, разместить на ваших спинах листы с заданием.

Использовать буду бумажный скотч, он абсолютно безвреден для

одежды. Порошу коллегу мне помочь.

II. Игра (5-6 мин.)

1.

В Священной книге царя Соломона есть мудрое высказывание:

«Двоим

лучше,

чем

одному,

ибо

их

тяжкий

труд

достойно

вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться.

Но горе тому, кто один – если он упадет, его некому поднять. Двое

победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат,

сплетенный из трех веревок, порвется не скоро».

Данное высказывание, на мой взгляд, как нельзя лучше

раскрывает тему нашей сегодняшней встречи.

2.

Игра «Кто Я?»

Работа в тройках.

На спине у каждого листок с именем знаменитости. Человека,

который внес большое значение в развитие той или иной области

(Пушкин А. С., Гагарин Ю. А., Хворостовский Д., Роднина И… 18

имен). Это имена наших соотечественников, земляков. Вы не можете

сами посмотреть написанное имя. Ваши партнеры помогут Вам узнать

это имя. Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или

«нет». Например: «Это женщина?», «Это политик?». В случае

затруднения можно попросить помощь у коллег – подсказку в виде

пантомимы. Договоритесь, в какой последовательности вы будите

угадывать.

Итог: Смогли бы вы без помощи коллег прочесть надпись на спине?

Довольно часто мы нуждаемся в поддержке и помощи своих коллег.

Назовите чувство, которые вы испытывали, когда вам помогали и

чувство, когда помогали вы (высказываются желающие).

III этап. Основная часть. ( 15 мин.)

1.

Педагогическое

взаимодействие

присутствует

во

всех

направлениях реализации Программы подготовки воспитанников к

самостоятельной жизни. На прошлом семинаре вы работали с каждым

направлением, озвучивали программы и проекты, реализуемые в

каждой направленности. Вспомним с вами данные направления, их 11:

Социально-бытовое самообслуживание

Социально-правовая подготовка

Коммуникативная подготовка

Профориентационная подготовка

Подготовка к трудовой деятельности

Здоровьесбережение

Безопасность

Экономическая грамотность

Подготовка

к

самостоятельной

семейной

жизни

и

осознанному

родительству

Подготовка к проведению досуга

Сохранение

и

укрепление

традиционных

российских

духовно-

нравственных ценностей

Данные направления реализуют воспитатели каждой группы. А в

каждой группе взаимодействуют воспитатели со своим педагогическим

стилем, взаимодействуют как друг с другом, так и с воспитанниками.

2.

Прежде, чем мы перейдем к стилям общения, вспомним

«Правило

трех плюсов» в общении:

-улыбка

- имя собеседника

- комплимент.

Вспомните, как часто вы используете данные правила в общении с

коллегами и воспитанниками.

Вы всегда применяете эти правила?

В чем сложность, по вашему мнению.

А по отношению к вам применяют правила? Что чувствуете вы

при этом?

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не

самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его

ребенка, педагогу его воспитанника, проект, поделка….

3.

Вспомним, какие педагогические стили общения существуют:

Авторитарный

(командный)

-

педагог

единолично

принимает

решение.

Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и

прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы,

вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что

ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Демократический – равноправное взаимодействие между педагогом и

воспитанником.

Либеральный

предполагает

тактику

невмешательства,

основу

которой, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами

ребенка.

Пояснение:

Вы

высоко

цените

своего

ребенка,

считаете

простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему,

вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по

плечу ли ребенку такая свобода?

Попустительский

– несознательное равнодушие к достижениям,

воспитанности и культуре ребенка, нет перспективы личностного роста

ребенка, ориентируется на удовлетворение интересов ребенка.

IV этап. Практическая работа. (10-15 мин.) 4 команды.

На доске название педагогических стилей. У вас на группе будет

1 карточка с описанием особенностей детей, которые формируются в

результате воздействия взрослых, владеющих определенным стилем.

Соотнесите содержание вашей карточки с одним из стилей (на доске).

Выберите и озвучьте в тексте 3 ключевые фразы, которые будут

наиболее ярко раскрывать суть описания и объяснять ваш выбор.

Определимся со временем - на работу вместе с представлением

обозначим 5 минут.

А. Стратегия избегания неудачи и соответствующие этой стратегии

черты

характера,

такие

как

упрямство,

робость,

нерешительность,

отказ

от

свободы,

уклонение

от

ответственности, зависть, лень, неряшливость, неуважение к себе и

к другим. Если основная масса деятельности воспитателя, педагога

проходит в ключе «тихо сидеть, не прекословить, не возражать,

бояться, все выполнять»! то, гарантирован результат в виде

адаптации воспитанников к данной агрессивной коммуникативной

среде, результат в виде избегания любого делания, как чреватого,

если не на первом, то на втором или на третьем шаге неминуемой

неудачей.

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного достоинства;

- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

-ненависть к родителям;

- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);

- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и

отношение к окружающим;

- повышенная агрессивность и конфликтность.

П. Стратегия избегания неудачи, но в своем агрессивно -

депрессивном

«хулиганском»

исполнении:

страх

и

зависть

возникают у ребенка не перед педагогом, а перед «неформальном

лидером»,

который

воспринимается

как

защитник

от

«несправедливостей»,

активно

вырабатывается

психология

круговой поруки, уголовной «бригады». Личность травмируется

групповым насилием «подростковой стаи», она занимает то или

иное место в жестко соподчиненной неформальной группе, где

говорить о каком-либо выборе личностной стратегии можно только

применительно к двум – трем лидерам, причем и для них успех

возможен только очень специфичный – на грани и за гранью

допустимого в «приличном обществе».

Д. Вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе.

обладает свободой выбора, знает себе цену, умеет и не боится

принимать разумные, взвешенные решения.

довольно любознателен, активен, инициативен, самостоятелен.

Вместе с тем он хорошо знает свои права и возможности, поэтому

может

манипулировать

родителями

и

другими

взрослыми,

предъявлять претензии и обманывать.

Его свобода ограничена лишь правилами, но в подростковом

возрасте он пытается их обходить, придумывая сложные схемы.

Взрослея, малыш задаёт много вопросов, которые могут касаться

деликатных тем, а свободу часто принимает за вседозволенность.

Л.

Формирует у детей свободу, самостоятельность и раскованность.

Взрослый позволяет ребёнку делать абсолютно всё, что он хочет, не

накладывает никаких ограничений.

1-й свободный, но безучастный:

неспособность к близости и привязанности;

безучастность в отношении близких («это не мои проблемы,

мне все равно»)

отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь,

поддержать;

мало «душевного тепла».

2-й вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

хамство и вседозволенность;

воровство, враньё, распущенность;

безответственность, не умение «держать слова».

На практике каждый педагог может применять разные стили в

зависимости

от

ситуаций

и

обстоятельств,

однако

характерен

индивидуальный стиль воспитания.

V этап. Завершающий

(6-8 мин.)

После подробного ознакомления с педагогическими стилями общения

предлагаю перейти к практической части, в которой вы сможете проявить свои

особенности взаимодействия в команде на практике.

Упражнения «3 в 1»

Участникам предлагают рассчитаться на первый-второй. Первая команда

-

справа, вторая – слева.

Первое задание: «Встань по росту». Встать в две шеренги и построиться по

росту. Договариваемся невербальными средствами.

Обсуждение:

- С какими трудностями столкнулись при выполнении задания. Ощутили на себе

помощь и поддержку от коллег?

Второе задание: Психотехническое упражнение «Давление». Осознание разных

моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное

общение.

Инструкция: встаньте друг против друга (сделайте шаг навстречу друг к другу).

Поднимите руки на уровне груди согните в локтях и слегка прикоснитесь друг к

другу ладонями. Ведущими будут первая команда. Задача ведущего – слегка

надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите

движение давления на ладони партнера.

Оцените свои впечатления:

- В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или

когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае

(Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на

Вас).

- Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения

обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло

взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

- Можно сделать шаг назад.

Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по

общению (коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения,

а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Третье задание: «Перенеси обруч».

- Предлагаем каждой команде перенести гимнастический обруч, но держать его

нужно горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук.

Ваша задача: поднять предмет с пола, перенести в указанное место и опустить.

При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников.

Обсуждение: что помогло скоординировать совместные действия?

VI.

Подведение итогов

Какое взаимодействие педагогов вы отметите на сегодняшнем семинаре?

Ответы участников.

Наводящие вопросы:

- целенаправленное или стихийное?

- длительное или кратковременное

- вербальное или невербальное

Эффективное взаимодействие – это совместное построенные действия

участников

образовательного

процесса,

обеспечивающие

необходимые

условия для личностного роста и развития личностного потенциала.

Показатели эффективного взаимодействия:

- развитая культура общения ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ (доброжелательность,

сдержанность);

- толерантность (терпимость к другим точкам зрения);

-эмпатия и рефлексия – умение выслушать собеседника, признать его правоту,

убедить в своей правоте;

- демократичность в общении – равноправие;

- учитывание личностных и профессиональных качеств.

VII.

Рефлексия. «Солнышко» ( 5 мин)

- Вам знакомо выражение «Светиться, как солнышко». Когда можно сказать

такое о человеке?

- Конечно, когда у него тепло и солнечно на сердце. Тогда словно солнышко

радости греет его изнутри, освещает все вокруг, что и самому человеку уютно,

тепло, светло в этом Мире, и рядом с ним все согреваются его светом и теплом. А

в Каких состояниях человеку может быть так хорошо? – Когда его любят,

поддерживают.

- Передай по кругу волшебный камень, назовите качество 1 или 2, которое

позволяет вам светиться, как солнышко и согревать ваших коллег и детей. Прошу

не скромничать, такие качества есть в каждом человеке!

Звучит музыка.



В раздел образования