Напоминание

Использование новых дидактических приёмов преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО


Автор: Елизарова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 33
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Использование новых дидактических приёмов преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Использование новых дидактических приёмов преподавания

в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их

стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов»

Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд –

выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад.

Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.

И, наверное, недаром в последние годы в сфере российского образования

происходят кардинальные изменения, которые касаются не только содержания

образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в

высокотехнологичном, современном мире. Ученик приходит в школу «учиться», т.

е. учить себя. Не только получать знания, которые передаёт ему учитель, но

самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.

В своей деятельности современный учитель постоянно ищет пути для того,

чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных

ситуациях. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые

современные знания и технологии».

И, конечно, без применения на уроках

современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую

компетенцию образования, как «научить учиться».

На сегодняшний день нет ни одной сферы жизнедеятельности общества, которая

помимо материальных, инструментальных, энергетических ресурсов, не находится в

зависимости от информационных ресурсов.

Огромный и разнообразный поток информации в современном мире ставит перед

человеком

задачу

уметь

выделить

важную

информацию,

анализировать

и

структурировать её.

ФГОС НОО направлены на формирование у обучающихся таких метапредметных

умений как «анализ объектов с целью

выделения

признаков

(существенных

и

несущественных). Обучающиеся затрудняются делать обобщение пройденных тем,

так как

1)

у

обучающихся

слабо

сформированы

умения

построения

логической

цепи

рассуждений, анализа объектов

2)

обучающиеся не умеют выделять существенные признаки, ключевые понятия,

структурировать информацию.

Для решения данной проблемы мы для своей работы определили метапредметный

результат «анализ объектов с целью выделения признаков

(существенных и

несущественных)» над формированием которого будем работать, конкретизировали

его как «анализ информации по определенному понятию (теме) и её структуризация

на основе выделения существенных и несущественных признаков»

Для формирования данных умений мы посчитали правильным освоение метода

интеллект-карт,

который

позволяет

логично

структурировать

информацию

с

помощью обозначения и выделения ключевых слов и понятий, помогает создать

представление о каком-либо понятии, явлении из полученной информации (текст,

картинки, фильм, буклет и т.д.).

Интеллект-карта — (ментальная карта, mindmap, майнд-карта) — древовидная

схема, которая изображает некие объекты (например, идеи, задачи, тезисы) и связи

между ними; это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи

в систематизированной визуальной форме. Примеры создания таких карт можно

встретить в научных трудах даже столетней давности, но широкое применение

техники Mind Maps началось благодаря английскому психологу Тони Бьюзену.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТ КАРТ (слайды)

Светы по составлению интеллект-карт (слайд)

Старайтесь использовать на одной «интеллект - карте» основные ключевые

элементы при выделении главного.

Не

старайтесь

забить

элементами

всё

пространство

интеллект-карты:

оставляйте «просветы», чтобы зрители не пугались «каши» и могли

ориентироваться в схеме.

Интеллект-карта

должна

быть

логична:

следите

за

причинно-

следственными связями (что за чем идёт, что к чему и как относится).

Используйте как можно больше визуальных образов: разные цвета, значки,

рисунки.

Центральное

место

в

«ментальной

карте»

должен

занимать

ключевой

элемент.

Если

нужно

отобразить

временную шкалу,

то

обычно

слева помещают прошедшее время, справа — будущее.

Используйте

стрелки,

когда

необходимо

показать

связи

между

элементами.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.

Придерживайтесь

принципа:

по

одному

ключевому

слову

на

каждую

линию. Чем более ёмким будет Ваше ключевое слово, тем легче Вам будет

запомнить всю интеллект - карту

Не пишите слишком много текста, используйте кодирование информации —

сокращения, символы, значки.

Используйте печатные буквы.

Старайтесь все слова располагать горизонтально.

Делайте главные линии плавными и более жирными.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью рамок либо лёгким

фоном для лучшего восприятия

Легче

воспринимается

интеллект

карта,

на

которой

ветви

одного

блока

имеют

одинаковый

цвет,

то

есть

каждая

ветвь

выделена своим цветом проявляйте творчество и вырабатывайте

свой стиль оформления. Основываясь на правилах, вы можете создать

свой

особенный

стиль

интеллект-карт,

который

станет

самым

комфортным для Вас.

Алгоритм построения карт

Я предлагаю активно и систематически использовать интеллект-карты на

уроках литературного чтения со 2 класса. В своей работе с учащимися мы,

прежде всего, усвоили алгоритм построения интеллект-карт:

готовим цветные ручки, карандаши или фломастеры, клей, картинки,

бумагу;

лист кладём горизонтально;

в центре листа заглавными печатными буквами пишем и выделяем

главную тему (1–2 ключевых слова), этот центр должен быть

обязательно цветным;

все слова в интеллект-карте пишем заглавными печатными буквами;

от центральной темы по часовой стрелке рисуем ветки разными

цветами; каждую ветку подписываем 1–2 словами, ветки нумеруем,

на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их;

ветви первого уровня делаем более жирными;

длина линии должна быть примерно равна длине ключевого слова;

добавляем пустые линии, показывая тем самым, что интеллект-карта не

является законченным продуктом;

устанавливаем связи между понятиями пунктирной линией.

В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их рисунками,

картинками, символами. Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на

слово.

В данном случае составленная интеллект-карта будет являться своеобразным

планом, сочетая в себе ключевые слова и картинки; будет способствовать

быстрому и эффективному запоминанию текста, поможет его воссоздать.

При

изучении

литературного

произведения

интеллект-карта

активно

включается в работу на следующих этапах урока: углубленный анализ с

повторным чтением произведения, пересказ – на том же уроке (первые

пробы: по частям и целиком с опорой на интеллект-карту), этап обобщения,

подведения итогов, проверка домашнего задания на следующем уроке. Это

позволяет учащимся запомнить надолго и подробно пересказать текст на

высоком уровне.

Критерии оценивания

Название

Параметры

Баллы

1

Отражение полноты

содержания

Есть все ветви

3

есть половина и более половины ветвей

(50-75%)

2

есть менее половины ветвей (25 – 45%)

1

менее 25% ветвей

0

2

Логичность выделения

уровней (каждое

Ветвление логично

обосновано)

логичность выдержана, выделены все

возможные уровни

3

логичность выдержана частично,

выделены 50% уровней

2

выделены только ключевые понятия,

т.е. только первый уровень

1

логичность не соблюдена, уровни не выделены

0

3

Умение кратко

выделять основные

понятия

понятия выражены одним ёмким

(ключевым) словом

3

для обозначения основных понятий фрагментарно

используются словосочетания

2

для обозначения основных понятий используются

словосочетания и предложения

1

для обозначения основных понятий

используются словосочетания и предложения

0

4

Рациональное

использование цвета и

рисунков

толщина линий, рисунки и цвет использованы

уместно по всей интеллект-карте (они помогают

разбивать на блоки и ранжировать по важности

информацию)

3

толщина линий, рисунки использованы

частично правильно(50%)

2

толщина линий, рисунки использованы

в меньшей мере правильно (менее 50%)

1

толщина линий, рисунки использованы

неуместно, не помогают ранжированию

или не использованы совсем

0

МАКСИМАЛЬНО Вы МОЖЕТЕ НАБРАТЬ 12 баллов

На уроках литературного чтения, окружающего мира дети с удовольствием

составляют карты, они помогают им запомнить материал, помогают

последовательно рассказывать литературные произведения.

Примеры интеллект-карт

Для тренировки предлагается составить интеллект – карту к тексту «Крот»

(Работа в группах)

Крот

Крот

-

небольшое,

величиной

с

ладонь

животное.

Живет

предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Почти всю свою

жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но

удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен

исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно.

Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли.

А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой

работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает

назад. За одну минуту крот прорывает под землей ход длиной 30

сантиметров. Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в

шерсти, чтобы не засорялись землей.

У подземного зверка весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но крот

может видеть, ну хотя бы что снаружи - ночь или день.

Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его обустраивает. У

него есть место, где он отдыхает и спит, множество ходов, места для охоты и

кладовые. Как вы понимаете слово «кладовка»? Кладовка – это помещение, в

котором что-то хранится. Охота крота - это тяжкий труд, неустанное копание

земли в поисках пищи.

Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много.

Съедает он все, что встречает под землей, - насекомых, их личинок, жуков,

медведок. Но главная, любимая пища - дождевые черви.

Изредка, выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь

полевку, ящерицу, лягушку, похитить из гнезда птенца. В поисках добычи

очень чуткие уши и нос заменяют кроту плохое зрение.

Охота идет днем и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота

лишь на время охоты и отдыха. Без пищи крот может прожить только

полдня. Кроты на зиму не впадают в спячку, так как зимой под землей они

находят достаточно пищи.

Животное не только много ест, но и много пьет. Один из его

подземных ходов ведет к реке, пруду, хотя бы к луже. Вода частенько во

время дождей заливает ходы, но кроту это не страшно - он хорошо плавает.

Крот - существо неуживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное. Друзей у

него не бывает. Живет один-одинешенек и никого не терпит в своих

владениях, других кротов. Врагов встречает боем.

У кротихи рождаются четыре-пять совершенно беспомощных, голых,

слепых кротят, которых она выкармливает их своим молоком.

В природе врагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты,

вороны и другие хищники. Человек не охотится на кротов, потому что

кротовая шкурка непрочная и не годится на шапки и воротники.

Не любит человек крота за то, что тот наносит вред садам и огородам.

Но как же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не

может он поедать выращенные в садах фрукты и в огородах овощи. Копая

подземные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько

сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты

растениям.

Но кроты не только вредят садам и огородам, но и приносят

определенную пользу: разрыхляют землю и уничтожают вредных насекомых.

Основные ветви

Где живёт

Внешний вид

Чем питается

Что пьёт

Характер

Потомство

Польза

Вред

Таким

образом,

эффективность

применения

интеллект-карт

заключается в том, что этот метод помогает развивать познавательную сферу

младших

школьников,

формировать

способности

к

активной,

самостоятельной, творческой деятельности.



В раздел образования