Напоминание

Метод контекстного обучения и его роль в формировании профессиональной мотивации студентов медицинских колледжей


Автор: Даутова Фарида Атласовна
Должность: Преподаватель профессиональных дисциплин высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГАПОУ «Альметьевский Медицинский колледж»
Населённый пункт: Город Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Метод контекстного обучения и его роль в формировании профессиональной мотивации студентов медицинских колледжей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

М

ЕТОД

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

И

ЕГО

РОЛЬ

В

ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ

СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКИХ

КОЛЛЕДЖЕЙ

О

ДНОЙ

ИЗ

ОСНОВНЫХ

ПРОБЛЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ЯВЛЯЕТСЯ

ПЕРЕХОД

ВЫПУСКНИКОВ

ОТ

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

. О

СНОВНЫЕ

ЕГО

СЛЕДСТВИЯ

ЗАКЛЮЧАЮТСЯ

В

ТРУДНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

И

СОЦИАЛЬНОЙ

АДАПТАЦИИ

МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

И

ДЛИТЕЛЬНОМ

ПЕРИОДЕ

НЕВЫСОКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИХ

ТРУДА

. П

О

СЛОВАМ

ДОКТОРА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

НАУК

А

.

А

. В

ЕРБИЦКОГО

,

СЛОЖНОСТЬ

ТАКОГО

ПЕРЕХОДА

СВЯЗАНА

С

«

ПРЕВРАЩЕНИЕМ

ЗНАНИЙ

ИЗ

ПРЕДМЕТА

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

СРЕДСТВО

РЕГУЛЯЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

,

СО

СМЕНОЙ

ОДНОГО

ВЕДУЩЕГО

ТИПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДРУГИМ

,

С

ИЗМЕНЕНИЕМ

СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЗИЦИИ

ЧЕЛОВЕКА

. И

З

УЧЕНИКА

,

ПРИСВАИВАЮЩЕГО

ЗНАНИЯ

,

СТУДЕНТ

ПРЕВРАЩАЕТСЯ

В

ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

МАТЕРИАЛЬНЫХ

И

ДУХОВНЫХ

БЛАГ

».

ТАКИМ

ОБРАЗОМ

,

МЕНЯЕТСЯ

ХАРАКТЕР

САМОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

,

ПРИ

ЭТОМ

С

ПОЗИЦИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

ПОДХОДА

ВЕДУЩИМ

«

ДВИГАТЕЛЕМ

»

ПРОХОЖДЕНИЯ

ДАННОГО

ПЕРЕХОДА

ЯВЛЯЕТСЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ

МОТИВОВ

(

ИМЕННО

МОТИВ

КОНСТИТУИРУЮЩИЙ

ПРИЗНАК

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

). О

СНОВНЫМИ

В

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯВЛЯЮТСЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

МОТИВЫ

,

В

ПРАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

. С

ЛЕДОВАТЕЛЬНО

,

УСПЕШНОСТЬ

ПЕРЕХОДА

ОТ

УЧЕБНО

-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА

К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА

ВО

МНОГОМ

ЗАВИСИТ

ОТ

ТРАНСФОРМАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

МОТИВОВ

В

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

.

СУЩНОСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

В

СТРЕМЛЕНИИ

ДОБЫВАТЬ

,

ПРОИЗВОДИТЬ

ЗНАНИЯ

.

«

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

МОТИВАЦИЯ

ПРЕДСТАВЛЯЕТ

СОБОЙ

СИСТЕМУ

ВНУТРЕННИХ

ПОБУЖДЕНИЙ

,

КОТОРЫЕ

ВЫЗЫВАЮТ

ТРУДОВУЮ

АКТИВНОСТЬ

ЧЕЛОВЕКА

,

НАПРАВЛЯЮТ

ЕЕ

НА

ДОСТИЖЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ЦЕЛЕЙ

И

РЕГУЛИРУЮТ

СТРУКТУРУ

И

ФУНКЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

», –

ЧИТАЕМ

У

В

.

Н

. Д

РУЖИНИНА

.

ОПТИМАЛЬНЫМ

МЕТОДОМ

В

РАЗРЕШЕНИИ

ДАННОЙ

ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

НАУКА

ПРИЗНАЕТ

КОНТЕКСТНОЕ

ОБУЧЕНИЕ

.

«

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

МОТИВАЦИЯ

И

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ

НЕ

ФОРМИРУЕТСЯ

,

ЕСЛИ

В

УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

НЕ

ПРЕДСТАВЛЕНЫ

ТЕ

ИЛИ

ИНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

БУДУЩЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

,

ЕЕ

КОНТЕКСТ

».

ОСНОВА

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ

В

ТОМ

,

ЧТО

УЧЕБНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТА

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

НЕ

ТОЛЬКО

В

ЛОГИКЕ

НАУКИ

,

НО

И

ЧЕРЕЗ

МОДЕЛЬ

СПЕЦИАЛИСТА

В

ЛОГИКЕ

БУДУЩЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА

. Т

АКОЙ

ПОДХОД

ОБЕСПЕЧИВАЕТ

СИСТЕМНУЮ

ОРГАНИЗАЦИЮ

УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА

,

ПРИДАЕТ

ЕМУ

ЦЕЛОСТНОСТЬ

,

НАПОЛНЯЕТ

УСВАИВАЕМЫЕ

ЗНАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫМ

СМЫСЛОМ

. П

ОСТЕПЕННЫЙ

ПРОЦЕСС

ПЕРЕХОДА

ОТ

ПОЗИЦИИ

СТУДЕНТА

К

ПОЗИЦИИ

СПЕЦИАЛИСТА

ПРЕДПОЛАГАЕТ

И

СМЕНУ

ПРЕДМЕТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. В

КОНТЕКСТНОМ

ОБУЧЕНИИ

ПРОИСХОДИТ

СМЕЩЕНИЕ

ПРЕДМЕТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С

ИНФОРМАЦИИ

,

КОТОРУЮ

ПОЛУЧАЕТ

СТУДЕНТ

,

НА

ОБЪЕКТЫ

МАТЕРИАЛЬНОГО

ИЛИ

ДУХОВНОГО

СОДЕРЖАНИЯ

,

КОТОРЫЕ

СПЕЦИАЛИСТ

ПРЕДЪЯВЛЯЕТ

ОБЩЕСТВУ

.

ТАКИМ

ОБРАЗОМ

,

МЕТОД

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

ПОЗВОЛЯЕТ

:

ИНТЕГРИРОВАТЬ

ЗНАНИЯ

ПО

ВСЕМ

УЧЕБНЫМ

ДИСЦИПЛИНАМ

,

МОДЕЛИРОВАТЬ

ЦЕЛОСТНОЕ

ПРЕДМЕТНОЕ

И

СОЦИАЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

;

ОПТИМИЗИРОВАТЬ

ВЕСЬ

ПОТЕНЦИАЛ

АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТА

,

ОТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ВОСПРИЯТИЯ

ДО

СОЦИАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

,

РЕШАТЬ

НЕ

ШАБЛОННЫЕ

ЗАДАЧИ

,

А

ПРОБЛЕМУ

;

ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

УСВОЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ

И

ОПЫТА

В

ХОДЕ

РАЗРЕШЕНИЯ

МОДЕЛИРУЕМЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЙ

,

ЧТО

ОБЕСПЕЧИВАЕТ

УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

И

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

МОТИВОВ

СТУДЕНТА

;

ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

ТРАНСФОРМАЦИЮ

АКАДЕМИЧЕСКОЙ

ПРОЦЕДУРЫ

УСВОЕНИЯ

ЗНАНИЙ

В

ПРОФЕССИОНАЛЬНО

-

ПРАКТИЧЕСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БУДУЩЕГО

СПЕЦИАЛИСТА

,

ФОРМИРОВАТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

МЫШЛЕНИЕ

.

В

РАМКАХ

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

ВЫДЕЛЕНЫ

ТРИ

БАЗОВЫЕ

ФОРМЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

:

СОБСТВЕННО

-

УЧЕБНАЯ

,

КВАЗИ

-

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

,

УЧЕБНО

-

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

.

2

В

ФОРМАХ

СОБСТВЕННО

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ

ГЛАВНЫМ

ОБРАЗОМ

ПЕРЕДАЧА

И

УСВОЕНИЕ

ИНФОРМАЦИИ

(

НАПРИМЕР

,

ЛЕКЦИЯ

,

СЕМИНАР

);

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

МОДЕЛИРУЮТСЯ

ЦЕЛОСТНЫЕ

ФРАГМЕНТЫ

ПРОИЗВОДСТВА

,

ИХ

ПРЕДМЕТНО

-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

И

СОЦИАЛЬНО

-

РОЛЕВОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

(

ДЕЛОВАЯ

ИГРА

И

ДРУГИЕ

ИГРОВЫЕ

ФОРМЫ

),

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЯВЛЯЕТСЯ

УЧЕБНОЙ

ПО

ФОРМЕ

И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПО

СВОЕМУ

СОДЕРЖАНИЮ

;

В

ФОРМАХ

УЧЕБНО

-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТ

СОВЕРШАЕТ

ДЕЙСТВИЯ

И

ПОСТУПКИ

,

КОТОРЫЕ

ТРЕБУЮТСЯ

ОТ

СПЕЦИАЛИСТА

В

РАМКАХ

ЕГО

ПРОФЕССИИ

,

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

И

ОБЩЕНИЕ

(

НАУЧНО

-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

СТУДЕНТОВ

,

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

ПРАКТИКА

,

ПОДГОТОВКА

ДИПЛОМНОГО

ПРОЕКТА

И

Т

.

П

.).

ОСОБЕННО

ВЕЛИКА

РОЛЬ

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

В

ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ

СИСТЕМЫ

«

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК

» (

МЕДИЦИНСКИЕ

И

СОЦИАЛЬНЫЕ

РАБОТНИКИ

,

ПЕДАГОГИ

И

ДР

.),

Т

.

Е

. С

ПЕЦИАЛИСТОВ

ТЕХ

ПРОФЕССИЙ

,

ГДЕ

ВАЖНУЮ

РОЛЬ

,

НАРЯДУ

С

ВЫСОКИМ

УРОВНЕМ

СПЕЦИАЛЬНЫХ

ЗНАНИЙ

И

НАВЫКОВ

,

ИГРАЕТ

СОЦИАЛЬНОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

МЕЖДУ

ОБЪЕКТОМ

И

СУБЪЕКТОМ

ТРУДА

.

В

СОВРЕМЕННОЙ

ПРАКТИКЕ

ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ

МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ

СРЕДНЕГО

ЗВЕНА

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

НЕКОТОРЫЕ

ФОРМЫ

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

:

ДЕЛОВАЯ

ИГРА

,

НАПИСАНИЕ

КУРСОВЫХ

РАБОТ

,

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

В

РАМКАХ

КРУЖКОВОЙ

РАБОТЫ

,

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ

ОБУЧЕНИЕ

. О

ДНАКО

МНОГИЕ

ФОРМЫ

ПОДОБНЫХ

ЗАНЯТИЙ

,

А

В

ЧАСТНОСТИ

ФОРМЫ

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

,

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

ЛИШЬ

НА

ОТКРЫТЫХ

МЕРОПРИЯТИЯХ

,

С

ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ

ЦЕЛЬЮ

,

С

ЗАРАНЕЕ

РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ

РОЛЯМИ

МЕЖДУ

УЧАСТНИКАМИ

ДЕЛОВЫХ

ИГР

И

ОТРЕПЕТИРОВАННЫМИ

СЮЖЕТАМИ

,

ЧТО

ЧАСТО

ПРИХОДИТСЯ

НАБЛЮДАТЬ

ПРИ

ПОСЕЩЕНИИ

ТАКИХ

МЕРОПРИЯТИЙ

В

МЕДИЦИНСКИХ

УЧИЛИЩАХ

И

КОЛЛЕДЖАХ

. К

ОНЕЧНО

,

ДЛЯ

ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ

ЦЕЛЕЙ

ДОПУСТИМО

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ

И

ЗАРАНЕЕ

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ

СЦЕНАРИЙ

,

НО

ДАЖЕ

В

ЭТОМ

СЛУЧАЕ

ЗАМЕТНЫ

НЕУВЕРЕННОСТЬ

СТУДЕНТОВ

И

ИХ

НЕУМЕНИЕ

ВЛАДЕТЬ

СИТУАЦИЕЙ

,

КОТОРУЮ

ЗАРАНЕЕ

ОТРЕПЕТИРОВАЛИ

УЧАСТНИКИ

ЗАНЯТИЯ

. В

СЕ

ЭТО

ЯВЛЯЕТСЯ

СВИДЕТЕЛЬСТВОМ

НЕДОСТАТОЧНОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОДОБНЫХ

ФОРМ

ОБУЧЕНИЯ

В

ПОВСЕДНЕВНОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

МЕДИЦИНСКИХ

УЧИЛИЩ

И

КОЛЛЕДЖЕЙ

. Н

Е

СЕКРЕТ

,

ЧТО

КОНТЕКСТНОЕ

ОБУЧЕНИЕ

ДОЛЖНО

ПРИМЕНЯТЬСЯ

НЕ

ЭПИЗОДИЧЕСКИ

,

А

СИСТЕМНО

,

ЧТО

И

ГАРАНТИРУЕТ

ДОСТИЖЕНИЕ

ПОСТАВЛЕННОЙ

ЦЕЛИ

.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ

ПРИМЕРОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕТОДОВ

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

МОЖЕТ

СЛУЖИТЬ

ОПЫТ

ГОУ

СПО

«А

ЛЬМЕТЬЕВСКИЙ

МЕДИЦИНСКИЙ

КОЛЛЕДЖ

». Э

ЛЕМЕНТЫ

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УСПЕШНО

ВКЛЮЧЕНЫ

В

РЯД

НАПРАВЛЕНИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ

ЕГО

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

. К

ДАННОЙ

ФОРМЕ

РАБОТЫ

МОЖНО

ОТНЕСТИ

СЛЕДУЮЩЕЕ

:

ПРИМЕНЕНИЕ

ДЕЛОВЫХ

ИГР

НА

ЗАНЯТИЯХ

ПО

ДИСЦИПЛИНАМ

ГУМАНИТАРНОГО

,

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И

КЛИНИЧЕСКОГО

ЦИКЛОВ

;

ПРИМЕНЕНИЕ

НЕСТАНДАРТНЫХ

ФОРМ

УРОКОВ

(

УРОК

-

АУКЦИОН

,

УРОК

-

ЛОТЕРЕЯ

И

ДР

.);

СОЗДАНИЕ

ЛЕКТОРСКОЙ

ГРУППЫ

И

УЧАСТИЕ

В

ВОЛОНТЕРСКОМ

ДВИЖЕНИИ

В

РАМКАХ

СОЦИАЛЬНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА

СО

ШКОЛАМИ

ГОРОДА

И

МОЛОДЕЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ

«

ОПТИМАЛИСТПОДМОСКОВЬЯ

»;

СОЗДАНИЕ

УЧЕБНЫХ

ФИЛЬМОВ

ПО

ДИСЦИПЛИНАМ

КЛИНИЧЕСКОГО

ЦИКЛА

;

ПРОВЕДЕНИЕ

ОБЪЕКТНЫХ

ТРЕНИРОВОК

С

УЧАСТИЕМ

СТУДЕНТОВ

СТАРШИХ

КУРСОВ

В

РОЛИ

МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ

И

СТУДЕНТОВ

МЛАДШИХ

КУРСОВ

В

КАЧЕСТВЕ

СТАТИСТОВ

.

ДЕЛОВАЯ

ИГРА

ЯВЛЯЕТСЯ

НАИБОЛЕЕ

ИЗВЕСТНОЙ

И

РАСПРОСТРАНЕННОЙ

ФОРМОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я

.

М

. Б

ЕЛЬЧИКОВ

И

М

.

М

. Б

ИРШТЕЙН

(1989)

ОПРЕДЕЛЯЮТ

ДЕЛОВУЮ

ИГРУ

КАК

«

МЕТОД

ИМИТАЦИИ

ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЙ

РУКОВОДЯЩИХ

РАБОТНИКОВ

ИЛИ

СПЕЦИАЛИСТОВ

В

РАЗЛИЧНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

СИТУАЦИЯХ

,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ

ПО

ЗАДАННЫМ

ПРАВИЛАМ

ГРУППОЙ

ЛЮДЕЙ

ИЛИ

ЧЕЛОВЕКОМ

С

ЭВМ

В

ДИАЛОГОВОМ

РЕЖИМЕ

,

ПРИ

НАЛИЧИИ

КОНФЛИКТНЫХ

СИТУАЦИЙ

ИЛИ

ИНФОРМАЦИОННОЙ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

». В

ДАННОЙ

СТАТЬЕ

НЕТ

НЕОБХОДИМОСТИ

ПОДРОБНО

ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

НА

ОПИСАНИИ

ДЕЛОВОЙ

ИГРЫ

,

НАПОМНИМ

ЛИШЬ

ОСНОВНЫЕ

ПРИНЦИПЫ

ДАННОГО

МЕТОДА

:

3

ИМИТАЦИОННОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

КОНКРЕТНЫХ

УСЛОВИЙ

И

ДИНАМИКИ

ПРОИЗВОДСТВА

,

МОДЕЛИРОВАНИЕ

РЕАЛЬНЫХ

УСЛОВИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА

ВО

ВСЕМ

МНОГООБРАЗИИ

СЛУЖЕБНЫХ

,

СОЦИАЛЬНЫХ

И

ЛИЧНОСТНЫХ

СВЯЗЕЙ

;

ИГРОВОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ

И

ФОРМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

;

СОВМЕСТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕАЛИЗУЕТСЯ

ПОСРЕДСТВОМ

ВОВЛЕЧЕНИЯ

В

ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НЕСКОЛЬКИХ

УЧАСТНИКОВ

(

ТРЕБУЕТ

ОТ

РАЗРАБОТЧИКА

ВЫБОРА

И

ХАРАКТЕРИСТИКИ

РОЛЕЙ

,

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ИХ

ПОЛНОМОЧИЙ

,

ИНТЕРЕСОВ

И

СРЕДСТВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

);

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕНИЕ

НЕОБХОДИМОЕ

УСЛОВИЕ

ДОСТИЖЕНИЯ

УЧЕБНЫХ

ЦЕЛЕЙ

,

ВСЕСТОРОННЕЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ

ОБСУЖДЕНИЕ

УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА

ОБУЧАЮЩИМИСЯ

(

ПОЗВОЛЯЕТ

ДОБИТЬСЯ

КОМПЛЕКСНОГО

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ЗНАЧИМЫХ

ПРОЦЕССОВ

И

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

);

ДВУПЛАНОВОСТЬ

ОТРАЖАЕТ

ПРОЦЕСС

РАЗВИТИЯ

РЕАЛЬНЫХ

ЛИЧНОСТНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

СПЕЦИАЛИСТА

В

«

МНИМЫХ

(

КВАЗИ

')»

ИГРОВЫХ

УСЛОВИЯХ

(

РАЗРАБОТЧИК

СТАВИТ

ПЕРЕД

ОБУЧАЮЩИМСЯ

ДВОЯКОГО

РОДА

ЦЕЛИ

,

ОТРАЖАЮЩИЕ

РЕАЛЬНЫЙ

И

ИГРОВОЙ

КОНТЕКСТЫВ

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

);

ПРОБЛЕМНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЯ

ИМИТАЦИОННОЙ

МОДЕЛИ

И

ПРОЦЕССА

ЕЕ

РАЗВЕРТЫВАНИЯ

В

ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.

ТАКИМ

ОБРАЗОМ

,

СУЩЕСТВУЕТ

МАССА

СИТУАЦИЙ

,

КОТОРЫЕ

МОЖНО

МОДЕЛИРОВАТЬ

В

ХОДЕ

ОБУЧЕНИЯ

МЕДИЦИНСКИХ

СЕСТЕР

И

ФЕЛЬДШЕРОВ

. В

ЧАСТНОСТИ

,

В

КОЛЛЕДЖЕ

РАЗРАБОТАНА

И

УСПЕШНО

ПРИМЕНЯЕТСЯ

ДЕЛОВАЯ

ИГРА

«

РОЛЬ

МЕДИЦИНСКОЙ

СЕСТРЫ

В

ФОРМИРОВАНИИ

ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА

ЖИЗНИ

СЕМЬИ

». Д

АННОЕ

ЗАНЯТИЕ

ПОДРАЗУМЕВАЕТ

КОНТРОЛЬ

ИСХОДНОГО

УРОВНЯ

ЗНАНИЙ

СТУДЕНТОВ

,

НЕКОТОРЫЕ

ВИДЫ

САМООБСЛЕДОВАНИЯ

И

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ДЕЛОВУЮ

ИГРУ

,

В

КОТОРОЙ

РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ

РОЛИ

ЧЛЕНОВ

СЕМЬИ

И

МЕДИЦИНСКОГО

РАБОТНИКА

,

А

ЗАТЕМ

ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ

В

ГРУППЕ

РАЗЛИЧНЫЕ

ФАКТОРЫ

,

ОКАЗЫВАЮЩИЕ

ВЛИЯНИЕ

НА

ЗДОРОВЬЕ

ДАННОЙ

СЕМЬИ

,

ВКЛЮЧАЯ

ОБРАЗ

ЖИЗНИ

,

ХАРАКТЕР

РАБОТЫ

,

ВОЗРАСТНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ

И

Т

.

Д

. В

ЗАВЕРШЕНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНО

ПРОВОДИТСЯ

ОБСУЖДЕНИЕ

ИТОГОВ

ИГРЫ

.

В

КОЛЛЕДЖЕ

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

НЕСТАНДАРТНЫЕ

ФОРМЫ

УРОКОВ

. Т

АК

,

ПРОВОДИТСЯ

ИТОГОВОЕ

ЗАНЯТИЕ

ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

«

ЛАБОРАТОРНЫЕ

МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

»

В

ФОРМЕ

УРОКА

-

АУКЦИОНА

. С

ТУДЕНТЫ

РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ

ПО

КОМАНДАМ

,

КАЖДАЯ

ИЗ

КОТОРЫХ

ВЫБИРАЕТ

ОДИН

ИЗ

ВИДОВ

ЛАБОРАТОРНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

. П

РЕПОДАВАТЕЛЬ

ПРЕДЪЯВЛЯЕТ

ЛОТЫ

,

КОТОРЫЕ

ОТНОСЯТСЯ

К

ТОМУ

ИЛИ

ИНОМУ

ВИДУ

ОБСЛЕДОВАНИЯ

,

ДЕМОНСТРИРУЯ

НА

ЭКРАНЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

К

ВОПРОСУ

. В

ОПРОСЫ

ПОСТРОЕНЫ

ТАКИМ

ОБРАЗОМ

,

ЧТО

СОДЕРЖАТ

НЕКОТОРЫЕ

ОТДЕЛЬНЫЕ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

ИЛИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЛАБОРАТОРНЫХ

АНАЛИЗОВ

. П

РИ

ЭТОМ

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

МЕТОД

АССОЦИАЦИЙ

(

НАПРИМЕР

,

КИСЛАЯ

РЕАКЦИЯ

МОЧИ

АССОЦИИРУЕТСЯ

С

ФОТОГРАФИЕЙ

ЛИМОНА

),

А

ТАКЖЕ

ФОТОГРАФИИ

МИКРОСКОПИИ

,

ОБОРУДОВАНИЯ

ДЛЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ

АНАЛИЗОВ

. С

ТУДЕНТЫ

ДОЛЖНЫ

ОБОСНОВАТЬ

ВИД

АНАЛИЗА

,

ОПРЕДЕЛИТЬ

ЗАДАННУЮ

ХАРАКТЕРИСТИКУ

ПРЕДМЕТА

ИССЛЕДОВАНИЯ

,

НАЗВАТЬ

ГРАНИЦЫ

НОРМЫ

,

НАЗВАТЬ

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС

И

ОБЪЯСНИТЬ

ПАЦИЕНТУ

МЕТОДИКУ

ПОДГОТОВКИ

К

ДАННОМУ

ВИДУ

ИССЛЕДОВАНИЯ

.

В

ХОДЕ

УРОКА

КАЖДАЯ

КОМАНДА

НАБИРАЕТ

НЕКОТОРОЕ

КОЛИЧЕСТВО

ДАННЫХ

,

ПО

КОТОРЫМ

ОНА

МОЖЕТ

ПРЕДПОЛОЖИТЬ

ВОЗМОЖНУЮ

ПАТОЛОГИЮ

У

ПАЦИЕНТА

,

НАЗВАТЬ

ДРУГИЕ

МЕТОДЫ

ОБСЛЕДОВАНИЯ

,

КОТОРЫЕ

ПРИМЕНЯЮТСЯ

ПРИ

ДАННОМ

ЗАБОЛЕВАНИИ

. Т

АКОЙ

УРОК

ВСЕГДА

ЭМОЦИОНАЛЬНО

НАСЫЩЕН

,

ОРИГИНАЛЬНОЕ

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ

ЗАДАНИЙ

СТИМУЛИРУЕТ

ИНИЦИАТИВУ

И

МЫСЛИТЕЛЬНУЮ

АКТИВНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МЕТОДА

АССОЦИАЦИЙ

СПОСОБСТВУЕТ

ЗАКРЕПЛЕНИЮ

ПРОЙДЕННОГО

МАТЕРИАЛА

,

ОБЩЕНИЕ

В

ГРУППЕ

И

С

«

ПАЦИЕНТОМ

»

СПОСОБСТВУЕТ

СТАНОВЛЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

РЕЧИ

.

НА

БАЗЕ

КОЛЛЕДЖА

В

ТЕЧЕНИЕ

НЕСКОЛЬКИХ

ЛЕТ

УСПЕШНО

РАБОТАЕТ

ЛЕКТОРСКАЯ

ГРУППА

СТУДЕНТОВ

. С

ОВМЕСТНО

С

УПРАВЛЕНИЕМ

ПО

ДЕЛАМ

МОЛОДЕЖИ

,

С

НЕСКОЛЬКИМИ

ШКОЛАМИ

ГОРОДА

СТУДЕНТЫ

ПРИНИМАЮТ

АКТИВНОЕ

УЧАСТИЕ

В

ПРОПАГАНДЕ

ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА

ЖИЗНИ

И

САНИТАРНО

-

ГИГИЕНИЧЕСКОМ

ПРОСВЕЩЕНИИ

ШКОЛЬНИКОВ

. У

ЧАСТИЕ

В

ЛЕКТОРСКОЙ

ГРУППЕ

СТУДЕНТОВ

-

МЕДИКОВ

ОТВЕЧАЕТ

НЕСКОЛЬКИМ

ЦЕЛЯМ

(

С

ТОЧКИ

ЗРЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

4

ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА

НИХ

):

ФОРМИРОВАНИЕ

УСТАНОВКИ

НА

ЗДОРОВЫЙ

ОБРАЗ

ЖИЗНИ

У

УЧАСТНИКОВ

ЛЕКТОРИЯ

,

ПОВЫШЕНИЕ

УЧЕБНОЙ

И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ

,

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ

КАЧЕСТВ

И

НАВЫКОВ

ПУБЛИЧНОГО

ВЫСТУПЛЕНИЯ

. С

ТУДЕНТЫ

ПОДГОТАВЛИВАЮТ

ВЫСТУПЛЕНИЯ

,

ОРИЕНТИРУЯСЬ

НА

ВОЗРАСТНОЙ

И

ПОЛОВОЙ

СОСТАВ

,

А

ТАКЖЕ

НА

ИЗВЕСТНЫЙ

КРУГ

ПРОБЛЕМ

,

ХАРАКТЕРНЫХ

ДЛЯ

ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

: «

ГИГИЕНА

ЮНОШИ

», «

ГИГИЕНА

ДЕВУШКИ

», «

ЭНЕРГЕТИКИ

:

ЭТО

ОПАСНО

?!», «

ЗРЕНИЕ

БЕСЦЕННЫЙ

ДАР

», «

СТРАШНОЕ

СЛОВО

"

АБОРТ

И

ДР

.

СТУДЕНТЫ

-

МЕДИКИ

,

УЧАСТВУЯ

В

РАБОТЕ

ЛЕКТОРИЯ

,

МОГУТ

СУЩЕСТВЕННО

ПОВЫСИТЬ

УРОВЕНЬ

СОБСТВЕННЫХ

ЗНАНИЙ

,

ПОЧУВСТВОВАТЬ

СОБСТВЕННУЮ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

,

ПЕРЕЖИТЬ

СИТУАЦИЮ

УСПЕХА

,

ЧТО

ПОЛОЖИТЕЛЬНО

ВЛИЯЕТ

НА

УРОВЕНЬ

ИХ

УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ

И

СПОСОБСТВУЕТ

ЕЕ

ТРАНСФОРМАЦИИ

В

ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ

. В

О

ВРЕМЯ

ЗАНЯТИЙ

В

КЛАССАХ

ОНИ

УЧАТСЯ

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ПРИЕМЫ

ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ВНИМАНИЯ

СЛУШАТЕЛЕЙ

,

ИГРОВЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

,

ЭКСПРЕСС

-

ОПРОСЫ

И

ДРУГИЕ

СПОСОБЫ

АКТИВИЗАЦИИ

АУДИТОРИИ

. В

АЖНЫМ

МОМЕНТОМ

ПРИ

РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ

СО

ШКОЛЬНИКАМИ

ЯВЛЯЕТСЯ

ПОЛУЧЕНИЕ

ОБРАТНОЙ

СВЯЗИ

.

ВЫСОКОЕ

МОТИВИРУЮЩЕЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ИМЕЕТ

СОЗДАНИЕ

УЧЕБНЫХ

ФИЛЬМОВ

,

ЧТО

СВЯЗАНО

С

ТЕМ

,

ЧТО

СТУДЕНТЫ

И

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ИМЕЮТ

ВОЗМОЖНОСТЬ

ДЛЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ

В

ДАННОМ

ТВОРЧЕСКОМ

ПРОЕКТЕ

. С

ТУДЕНТЫ

ТЩАТЕЛЬНО

ИЗУЧАЮТ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ

И

НА

ПРАКТИКЕ

ОСВАИВАЮТ

МЕТОДЫ

ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПАЦИЕНТА

,

ВЫЯВЛЯЮТ

У

РЕАЛЬНЫХ

БОЛЬНЫХ

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ

ВИД

ПАТОЛОГИИ

,

ОТРАБАТЫВАЮТ

НЕ

ТОЛЬКО

ОТДЕЛЬНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБЩЕНИЯ

,

НО

И

ЦЕЛОСТНЫЙ

ПРОЦЕСС

ВЕДЕНИЯ

БОЛЬНОГО

.

ОБОБЩАЯ

СКАЗАННОЕ

,

МОЖНО

СДЕЛАТЬ

ВЫВОД

О

ТОМ

,

ЧТО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

И

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ

БУДУЩИХ

МЕДИКОВ

ПОЗВОЛЯЕТ

ИЗБЕЖАТЬ

ИЛИ

,

ПО

КРАЙНЕЙ

МЕРЕ

,

УМЕНЬШИТЬ

МНОГИЕ

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТРАДИЦИОННЫХ

ФОРМ

ОБУЧЕНИЯ

. С

РЕДИ

НИХ

СЛОЖНОСТЬ

И

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЦЕССА

АДАПТАЦИИ

МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

К

ТРЕБОВАНИЯМ

ПРОФЕССИИ

И

К

НОВОМУ

ДЛЯ

НИХ

СОЦИАЛЬНОМУ

ОКРУЖЕНИЮ

,

ФОРМАЛЬНОСТЬ

ЗНАНИЙ

И

ЛИШЕННОСТЬ

ИХ

ЛИЧНОСТНОГО

СМЫСЛА

ДЛЯ

СТУДЕНТОВ

,

ТРУДНОСТЬ

ПЕРЕХОДА

ОТ

ПОЗИЦИИ

РЕЦИПИЕНТА

ИНФОРМАЦИИ

К

АКТИВНОЙ

ПОЗИЦИИ

СПЕЦИАЛИСТА

,

СПОСОБНОГО

САМОСТОЯТЕЛЬНО

ВЫПОЛНЯТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЯЗАННОСТИ

ПО

ОКАЗАНИЮ

МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ

НАСЕЛЕНИЮ

,

ОБЛАДАЮЩЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

МЫШЛЕНИЕМ

.

СУЩЕСТВУЕТ

ОГРОМНЫЙ

ПОТЕНЦИАЛ

ДЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

КОНТЕКСТНОГО

ОБУЧЕНИЯ

В

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

МЕДИЦИНСКИХ

УЧИЛИЩ

И

КОЛЛЕДЖЕЙ

,

ТАК

КАК

ИМЕННО

В

МЕДИЦИНСКОЙ

ПРОФЕССИИ

МОЖНО

НАЙТИ

ШИРОЧАЙШИЙ

ПРОСТОР

ДЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ИДЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

В

ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ

.



В раздел образования