Автор: Даутова Фарида Атласовна
Должность: Преподаватель профессиональных дисциплин высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГАПОУ «Альметьевский Медицинский колледж»
Населённый пункт: Город Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Метод контекстного обучения и его роль в формировании профессиональной мотивации студентов медицинских колледжей
Раздел: среднее профессиональное
1
М
ЕТОД
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
И
ЕГО
РОЛЬ
В
ФОРМИРОВАНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ
СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКИХ
КОЛЛЕДЖЕЙ
О
ДНОЙ
ИЗ
ОСНОВНЫХ
ПРОБЛЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ
ПЕРЕХОД
ВЫПУСКНИКОВ
ОТ
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
. О
СНОВНЫЕ
ЕГО
СЛЕДСТВИЯ
ЗАКЛЮЧАЮТСЯ
В
ТРУДНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
И
СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ
МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
И
ДЛИТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ
НЕВЫСОКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИХ
ТРУДА
. П
О
СЛОВАМ
ДОКТОРА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
НАУК
А
.
А
. В
ЕРБИЦКОГО
,
СЛОЖНОСТЬ
ТАКОГО
ПЕРЕХОДА
СВЯЗАНА
С
«
ПРЕВРАЩЕНИЕМ
ЗНАНИЙ
ИЗ
ПРЕДМЕТА
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
СРЕДСТВО
РЕГУЛЯЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
,
СО
СМЕНОЙ
ОДНОГО
ВЕДУЩЕГО
ТИПА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДРУГИМ
,
С
ИЗМЕНЕНИЕМ
СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЗИЦИИ
ЧЕЛОВЕКА
. И
З
УЧЕНИКА
,
ПРИСВАИВАЮЩЕГО
ЗНАНИЯ
,
СТУДЕНТ
ПРЕВРАЩАЕТСЯ
В
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
МАТЕРИАЛЬНЫХ
И
ДУХОВНЫХ
БЛАГ
».
ТАКИМ
ОБРАЗОМ
,
МЕНЯЕТСЯ
ХАРАКТЕР
САМОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
,
ПРИ
ЭТОМ
С
ПОЗИЦИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА
ВЕДУЩИМ
«
ДВИГАТЕЛЕМ
»
ПРОХОЖДЕНИЯ
ДАННОГО
ПЕРЕХОДА
ЯВЛЯЕТСЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
МОТИВОВ
(
ИМЕННО
МОТИВ
–
КОНСТИТУИРУЮЩИЙ
ПРИЗНАК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
). О
СНОВНЫМИ
В
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЯВЛЯЮТСЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
МОТИВЫ
,
В
ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
–
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
. С
ЛЕДОВАТЕЛЬНО
,
УСПЕШНОСТЬ
ПЕРЕХОДА
ОТ
УЧЕБНО
-
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТА
К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА
ВО
МНОГОМ
ЗАВИСИТ
ОТ
ТРАНСФОРМАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
МОТИВОВ
В
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
.
СУЩНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
В
СТРЕМЛЕНИИ
ДОБЫВАТЬ
,
ПРОИЗВОДИТЬ
ЗНАНИЯ
.
«
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
МОТИВАЦИЯ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
СОБОЙ
СИСТЕМУ
ВНУТРЕННИХ
ПОБУЖДЕНИЙ
,
КОТОРЫЕ
ВЫЗЫВАЮТ
ТРУДОВУЮ
АКТИВНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА
,
НАПРАВЛЯЮТ
ЕЕ
НА
ДОСТИЖЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕЙ
И
РЕГУЛИРУЮТ
СТРУКТУРУ
И
ФУНКЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
», –
ЧИТАЕМ
У
В
.
Н
. Д
РУЖИНИНА
.
ОПТИМАЛЬНЫМ
МЕТОДОМ
В
РАЗРЕШЕНИИ
ДАННОЙ
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
НАУКА
ПРИЗНАЕТ
КОНТЕКСТНОЕ
ОБУЧЕНИЕ
.
«
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
МОТИВАЦИЯ
И
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
…
НЕ
ФОРМИРУЕТСЯ
,
ЕСЛИ
В
УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
НЕ
ПРЕДСТАВЛЕНЫ
ТЕ
ИЛИ
ИНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
БУДУЩЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
,
ЕЕ
КОНТЕКСТ
».
ОСНОВА
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
В
ТОМ
,
ЧТО
УЧЕБНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТА
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
НЕ
ТОЛЬКО
В
ЛОГИКЕ
НАУКИ
,
НО
И
ЧЕРЕЗ
МОДЕЛЬ
СПЕЦИАЛИСТА
–
В
ЛОГИКЕ
БУДУЩЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТА
. Т
АКОЙ
ПОДХОД
ОБЕСПЕЧИВАЕТ
СИСТЕМНУЮ
ОРГАНИЗАЦИЮ
УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
,
ПРИДАЕТ
ЕМУ
ЦЕЛОСТНОСТЬ
,
НАПОЛНЯЕТ
УСВАИВАЕМЫЕ
ЗНАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫМ
СМЫСЛОМ
. П
ОСТЕПЕННЫЙ
ПРОЦЕСС
ПЕРЕХОДА
ОТ
ПОЗИЦИИ
СТУДЕНТА
К
ПОЗИЦИИ
СПЕЦИАЛИСТА
ПРЕДПОЛАГАЕТ
И
СМЕНУ
ПРЕДМЕТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. В
КОНТЕКСТНОМ
ОБУЧЕНИИ
ПРОИСХОДИТ
СМЕЩЕНИЕ
ПРЕДМЕТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С
ИНФОРМАЦИИ
,
КОТОРУЮ
ПОЛУЧАЕТ
СТУДЕНТ
,
НА
ОБЪЕКТЫ
МАТЕРИАЛЬНОГО
ИЛИ
ДУХОВНОГО
СОДЕРЖАНИЯ
,
КОТОРЫЕ
СПЕЦИАЛИСТ
ПРЕДЪЯВЛЯЕТ
ОБЩЕСТВУ
.
ТАКИМ
ОБРАЗОМ
,
МЕТОД
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ
:
–
ИНТЕГРИРОВАТЬ
ЗНАНИЯ
ПО
ВСЕМ
УЧЕБНЫМ
ДИСЦИПЛИНАМ
,
МОДЕЛИРОВАТЬ
ЦЕЛОСТНОЕ
ПРЕДМЕТНОЕ
И
СОЦИАЛЬНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
;
–
ОПТИМИЗИРОВАТЬ
ВЕСЬ
ПОТЕНЦИАЛ
АКТИВНОСТИ
СТУДЕНТА
,
ОТ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ
ДО
СОЦИАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ
,
РЕШАТЬ
НЕ
ШАБЛОННЫЕ
ЗАДАЧИ
,
А
ПРОБЛЕМУ
;
–
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
УСВОЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ
И
ОПЫТА
В
ХОДЕ
РАЗРЕШЕНИЯ
МОДЕЛИРУЕМЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СИТУАЦИЙ
,
ЧТО
ОБЕСПЕЧИВАЕТ
УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
МОТИВОВ
СТУДЕНТА
;
–
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
ТРАНСФОРМАЦИЮ
АКАДЕМИЧЕСКОЙ
ПРОЦЕДУРЫ
УСВОЕНИЯ
ЗНАНИЙ
В
ПРОФЕССИОНАЛЬНО
-
ПРАКТИЧЕСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БУДУЩЕГО
СПЕЦИАЛИСТА
,
ФОРМИРОВАТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
МЫШЛЕНИЕ
.
В
РАМКАХ
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
ВЫДЕЛЕНЫ
ТРИ
БАЗОВЫЕ
ФОРМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
:
СОБСТВЕННО
-
УЧЕБНАЯ
,
КВАЗИ
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
,
УЧЕБНО
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
.
2
В
ФОРМАХ
СОБСТВЕННО
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ
ГЛАВНЫМ
ОБРАЗОМ
ПЕРЕДАЧА
И
УСВОЕНИЕ
ИНФОРМАЦИИ
(
НАПРИМЕР
,
ЛЕКЦИЯ
,
СЕМИНАР
);
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
–
МОДЕЛИРУЮТСЯ
ЦЕЛОСТНЫЕ
ФРАГМЕНТЫ
ПРОИЗВОДСТВА
,
ИХ
ПРЕДМЕТНО
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
И
СОЦИАЛЬНО
-
РОЛЕВОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
(
ДЕЛОВАЯ
ИГРА
И
ДРУГИЕ
ИГРОВЫЕ
ФОРМЫ
),
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЯВЛЯЕТСЯ
УЧЕБНОЙ
ПО
ФОРМЕ
И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПО
СВОЕМУ
СОДЕРЖАНИЮ
;
В
ФОРМАХ
УЧЕБНО
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТ
СОВЕРШАЕТ
ДЕЙСТВИЯ
И
ПОСТУПКИ
,
КОТОРЫЕ
ТРЕБУЮТСЯ
ОТ
СПЕЦИАЛИСТА
В
РАМКАХ
ЕГО
ПРОФЕССИИ
,
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И
ОБЩЕНИЕ
(
НАУЧНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
СТУДЕНТОВ
,
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ПРАКТИКА
,
ПОДГОТОВКА
ДИПЛОМНОГО
ПРОЕКТА
И
Т
.
П
.).
ОСОБЕННО
ВЕЛИКА
РОЛЬ
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
В
ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
СИСТЕМЫ
«
ЧЕЛОВЕК
–
ЧЕЛОВЕК
» (
МЕДИЦИНСКИЕ
И
СОЦИАЛЬНЫЕ
РАБОТНИКИ
,
ПЕДАГОГИ
И
ДР
.),
Т
.
Е
. С
ПЕЦИАЛИСТОВ
ТЕХ
ПРОФЕССИЙ
,
ГДЕ
ВАЖНУЮ
РОЛЬ
,
НАРЯДУ
С
ВЫСОКИМ
УРОВНЕМ
СПЕЦИАЛЬНЫХ
ЗНАНИЙ
И
НАВЫКОВ
,
ИГРАЕТ
СОЦИАЛЬНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МЕЖДУ
ОБЪЕКТОМ
И
СУБЪЕКТОМ
ТРУДА
.
В
СОВРЕМЕННОЙ
ПРАКТИКЕ
ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ
МЕДИЦИНСКИХ
РАБОТНИКОВ
СРЕДНЕГО
ЗВЕНА
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
НЕКОТОРЫЕ
ФОРМЫ
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
:
ДЕЛОВАЯ
ИГРА
,
НАПИСАНИЕ
КУРСОВЫХ
РАБОТ
,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ
В
РАМКАХ
КРУЖКОВОЙ
РАБОТЫ
,
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ОБУЧЕНИЕ
. О
ДНАКО
МНОГИЕ
ФОРМЫ
ПОДОБНЫХ
ЗАНЯТИЙ
,
А
В
ЧАСТНОСТИ
–
ФОРМЫ
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
,
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
ЛИШЬ
НА
ОТКРЫТЫХ
МЕРОПРИЯТИЯХ
,
С
ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ
ЦЕЛЬЮ
,
С
ЗАРАНЕЕ
РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ
РОЛЯМИ
МЕЖДУ
УЧАСТНИКАМИ
ДЕЛОВЫХ
ИГР
И
ОТРЕПЕТИРОВАННЫМИ
СЮЖЕТАМИ
,
ЧТО
ЧАСТО
ПРИХОДИТСЯ
НАБЛЮДАТЬ
ПРИ
ПОСЕЩЕНИИ
ТАКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ
В
МЕДИЦИНСКИХ
УЧИЛИЩАХ
И
КОЛЛЕДЖАХ
. К
ОНЕЧНО
,
ДЛЯ
ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ
ЦЕЛЕЙ
ДОПУСТИМО
ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ
И
ЗАРАНЕЕ
ПОДГОТОВЛЕННЫЙ
СЦЕНАРИЙ
,
НО
ДАЖЕ
В
ЭТОМ
СЛУЧАЕ
ЗАМЕТНЫ
НЕУВЕРЕННОСТЬ
СТУДЕНТОВ
И
ИХ
НЕУМЕНИЕ
ВЛАДЕТЬ
СИТУАЦИЕЙ
,
КОТОРУЮ
ЗАРАНЕЕ
ОТРЕПЕТИРОВАЛИ
УЧАСТНИКИ
ЗАНЯТИЯ
. В
СЕ
ЭТО
ЯВЛЯЕТСЯ
СВИДЕТЕЛЬСТВОМ
НЕДОСТАТОЧНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОДОБНЫХ
ФОРМ
ОБУЧЕНИЯ
В
ПОВСЕДНЕВНОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
МЕДИЦИНСКИХ
УЧИЛИЩ
И
КОЛЛЕДЖЕЙ
. Н
Е
СЕКРЕТ
,
ЧТО
КОНТЕКСТНОЕ
ОБУЧЕНИЕ
ДОЛЖНО
ПРИМЕНЯТЬСЯ
НЕ
ЭПИЗОДИЧЕСКИ
,
А
СИСТЕМНО
,
ЧТО
И
ГАРАНТИРУЕТ
ДОСТИЖЕНИЕ
ПОСТАВЛЕННОЙ
ЦЕЛИ
.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ
ПРИМЕРОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДОВ
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
МОЖЕТ
СЛУЖИТЬ
ОПЫТ
ГОУ
СПО
«А
ЛЬМЕТЬЕВСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ
КОЛЛЕДЖ
». Э
ЛЕМЕНТЫ
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УСПЕШНО
ВКЛЮЧЕНЫ
В
РЯД
НАПРАВЛЕНИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
ЕГО
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
. К
ДАННОЙ
ФОРМЕ
РАБОТЫ
МОЖНО
ОТНЕСТИ
СЛЕДУЮЩЕЕ
:
–
ПРИМЕНЕНИЕ
ДЕЛОВЫХ
ИГР
НА
ЗАНЯТИЯХ
ПО
ДИСЦИПЛИНАМ
ГУМАНИТАРНОГО
,
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И
КЛИНИЧЕСКОГО
ЦИКЛОВ
;
–
ПРИМЕНЕНИЕ
НЕСТАНДАРТНЫХ
ФОРМ
УРОКОВ
(
УРОК
-
АУКЦИОН
,
УРОК
-
ЛОТЕРЕЯ
И
ДР
.);
–
СОЗДАНИЕ
ЛЕКТОРСКОЙ
ГРУППЫ
И
УЧАСТИЕ
В
ВОЛОНТЕРСКОМ
ДВИЖЕНИИ
В
РАМКАХ
СОЦИАЛЬНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
СО
ШКОЛАМИ
ГОРОДА
И
МОЛОДЕЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
«
ОПТИМАЛИСТПОДМОСКОВЬЯ
»;
–
СОЗДАНИЕ
УЧЕБНЫХ
ФИЛЬМОВ
ПО
ДИСЦИПЛИНАМ
КЛИНИЧЕСКОГО
ЦИКЛА
;
–
ПРОВЕДЕНИЕ
ОБЪЕКТНЫХ
ТРЕНИРОВОК
С
УЧАСТИЕМ
СТУДЕНТОВ
СТАРШИХ
КУРСОВ
В
РОЛИ
МЕДИЦИНСКИХ
РАБОТНИКОВ
И
СТУДЕНТОВ
МЛАДШИХ
КУРСОВ
В
КАЧЕСТВЕ
СТАТИСТОВ
.
ДЕЛОВАЯ
ИГРА
ЯВЛЯЕТСЯ
НАИБОЛЕЕ
ИЗВЕСТНОЙ
И
РАСПРОСТРАНЕННОЙ
ФОРМОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я
.
М
. Б
ЕЛЬЧИКОВ
И
М
.
М
. Б
ИРШТЕЙН
(1989)
ОПРЕДЕЛЯЮТ
ДЕЛОВУЮ
ИГРУ
КАК
«
МЕТОД
ИМИТАЦИИ
ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ
РУКОВОДЯЩИХ
РАБОТНИКОВ
ИЛИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
В
РАЗЛИЧНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
СИТУАЦИЯХ
,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ
ПО
ЗАДАННЫМ
ПРАВИЛАМ
ГРУППОЙ
ЛЮДЕЙ
ИЛИ
ЧЕЛОВЕКОМ
С
ЭВМ
В
ДИАЛОГОВОМ
РЕЖИМЕ
,
ПРИ
НАЛИЧИИ
КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЙ
ИЛИ
ИНФОРМАЦИОННОЙ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
». В
ДАННОЙ
СТАТЬЕ
НЕТ
НЕОБХОДИМОСТИ
ПОДРОБНО
ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ
НА
ОПИСАНИИ
ДЕЛОВОЙ
ИГРЫ
,
НАПОМНИМ
ЛИШЬ
ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
ДАННОГО
МЕТОДА
:
3
–
ИМИТАЦИОННОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
КОНКРЕТНЫХ
УСЛОВИЙ
И
ДИНАМИКИ
ПРОИЗВОДСТВА
,
МОДЕЛИРОВАНИЕ
РЕАЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА
ВО
ВСЕМ
МНОГООБРАЗИИ
СЛУЖЕБНЫХ
,
СОЦИАЛЬНЫХ
И
ЛИЧНОСТНЫХ
СВЯЗЕЙ
;
–
ИГРОВОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ
И
ФОРМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
;
–
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
–
РЕАЛИЗУЕТСЯ
ПОСРЕДСТВОМ
ВОВЛЕЧЕНИЯ
В
ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НЕСКОЛЬКИХ
УЧАСТНИКОВ
(
ТРЕБУЕТ
ОТ
РАЗРАБОТЧИКА
ВЫБОРА
И
ХАРАКТЕРИСТИКИ
РОЛЕЙ
,
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ИХ
ПОЛНОМОЧИЙ
,
ИНТЕРЕСОВ
И
СРЕДСТВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
);
–
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕНИЕ
–
НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ
УЧЕБНЫХ
ЦЕЛЕЙ
,
ВСЕСТОРОННЕЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ
ОБСУЖДЕНИЕ
УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
(
ПОЗВОЛЯЕТ
ДОБИТЬСЯ
КОМПЛЕКСНОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ЗНАЧИМЫХ
ПРОЦЕССОВ
И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
);
–
ДВУПЛАНОВОСТЬ
ОТРАЖАЕТ
ПРОЦЕСС
РАЗВИТИЯ
РЕАЛЬНЫХ
ЛИЧНОСТНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
СПЕЦИАЛИСТА
В
«
МНИМЫХ
(
КВАЗИ
')»
ИГРОВЫХ
УСЛОВИЯХ
(
РАЗРАБОТЧИК
СТАВИТ
ПЕРЕД
ОБУЧАЮЩИМСЯ
ДВОЯКОГО
РОДА
ЦЕЛИ
,
ОТРАЖАЮЩИЕ
РЕАЛЬНЫЙ
И
ИГРОВОЙ
КОНТЕКСТЫВ
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
);
–
ПРОБЛЕМНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЯ
ИМИТАЦИОННОЙ
МОДЕЛИ
И
ПРОЦЕССА
ЕЕ
РАЗВЕРТЫВАНИЯ
В
ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.
ТАКИМ
ОБРАЗОМ
,
СУЩЕСТВУЕТ
МАССА
СИТУАЦИЙ
,
КОТОРЫЕ
МОЖНО
МОДЕЛИРОВАТЬ
В
ХОДЕ
ОБУЧЕНИЯ
МЕДИЦИНСКИХ
СЕСТЕР
И
ФЕЛЬДШЕРОВ
. В
ЧАСТНОСТИ
,
В
КОЛЛЕДЖЕ
РАЗРАБОТАНА
И
УСПЕШНО
ПРИМЕНЯЕТСЯ
ДЕЛОВАЯ
ИГРА
«
РОЛЬ
МЕДИЦИНСКОЙ
СЕСТРЫ
В
ФОРМИРОВАНИИ
ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА
ЖИЗНИ
СЕМЬИ
». Д
АННОЕ
ЗАНЯТИЕ
ПОДРАЗУМЕВАЕТ
КОНТРОЛЬ
ИСХОДНОГО
УРОВНЯ
ЗНАНИЙ
СТУДЕНТОВ
,
НЕКОТОРЫЕ
ВИДЫ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ
И
НЕПОСРЕДСТВЕННО
ДЕЛОВУЮ
ИГРУ
,
В
КОТОРОЙ
РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ
РОЛИ
ЧЛЕНОВ
СЕМЬИ
И
МЕДИЦИНСКОГО
РАБОТНИКА
,
А
ЗАТЕМ
ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ
В
ГРУППЕ
РАЗЛИЧНЫЕ
ФАКТОРЫ
,
ОКАЗЫВАЮЩИЕ
ВЛИЯНИЕ
НА
ЗДОРОВЬЕ
ДАННОЙ
СЕМЬИ
,
ВКЛЮЧАЯ
ОБРАЗ
ЖИЗНИ
,
ХАРАКТЕР
РАБОТЫ
,
ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
И
Т
.
Д
. В
ЗАВЕРШЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНО
ПРОВОДИТСЯ
ОБСУЖДЕНИЕ
ИТОГОВ
ИГРЫ
.
В
КОЛЛЕДЖЕ
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
НЕСТАНДАРТНЫЕ
ФОРМЫ
УРОКОВ
. Т
АК
,
ПРОВОДИТСЯ
ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
«
ЛАБОРАТОРНЫЕ
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
»
В
ФОРМЕ
УРОКА
-
АУКЦИОНА
. С
ТУДЕНТЫ
РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ
ПО
КОМАНДАМ
,
КАЖДАЯ
ИЗ
КОТОРЫХ
ВЫБИРАЕТ
ОДИН
ИЗ
ВИДОВ
ЛАБОРАТОРНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
. П
РЕПОДАВАТЕЛЬ
ПРЕДЪЯВЛЯЕТ
ЛОТЫ
,
КОТОРЫЕ
ОТНОСЯТСЯ
К
ТОМУ
ИЛИ
ИНОМУ
ВИДУ
ОБСЛЕДОВАНИЯ
,
ДЕМОНСТРИРУЯ
НА
ЭКРАНЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
К
ВОПРОСУ
. В
ОПРОСЫ
ПОСТРОЕНЫ
ТАКИМ
ОБРАЗОМ
,
ЧТО
СОДЕРЖАТ
НЕКОТОРЫЕ
ОТДЕЛЬНЫЕ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ИЛИ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЛАБОРАТОРНЫХ
АНАЛИЗОВ
. П
РИ
ЭТОМ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
МЕТОД
АССОЦИАЦИЙ
(
НАПРИМЕР
,
КИСЛАЯ
РЕАКЦИЯ
МОЧИ
АССОЦИИРУЕТСЯ
С
ФОТОГРАФИЕЙ
ЛИМОНА
),
А
ТАКЖЕ
ФОТОГРАФИИ
МИКРОСКОПИИ
,
ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ
АНАЛИЗОВ
. С
ТУДЕНТЫ
ДОЛЖНЫ
ОБОСНОВАТЬ
ВИД
АНАЛИЗА
,
ОПРЕДЕЛИТЬ
ЗАДАННУЮ
ХАРАКТЕРИСТИКУ
ПРЕДМЕТА
ИССЛЕДОВАНИЯ
,
НАЗВАТЬ
ГРАНИЦЫ
НОРМЫ
,
НАЗВАТЬ
ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС
И
ОБЪЯСНИТЬ
ПАЦИЕНТУ
МЕТОДИКУ
ПОДГОТОВКИ
К
ДАННОМУ
ВИДУ
ИССЛЕДОВАНИЯ
.
В
ХОДЕ
УРОКА
КАЖДАЯ
КОМАНДА
НАБИРАЕТ
НЕКОТОРОЕ
КОЛИЧЕСТВО
ДАННЫХ
,
ПО
КОТОРЫМ
ОНА
МОЖЕТ
ПРЕДПОЛОЖИТЬ
ВОЗМОЖНУЮ
ПАТОЛОГИЮ
У
ПАЦИЕНТА
,
НАЗВАТЬ
ДРУГИЕ
МЕТОДЫ
ОБСЛЕДОВАНИЯ
,
КОТОРЫЕ
ПРИМЕНЯЮТСЯ
ПРИ
ДАННОМ
ЗАБОЛЕВАНИИ
. Т
АКОЙ
УРОК
ВСЕГДА
ЭМОЦИОНАЛЬНО
НАСЫЩЕН
,
ОРИГИНАЛЬНОЕ
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ
ЗАДАНИЙ
СТИМУЛИРУЕТ
ИНИЦИАТИВУ
И
МЫСЛИТЕЛЬНУЮ
АКТИВНОСТЬ
СТУДЕНТОВ
,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МЕТОДА
АССОЦИАЦИЙ
СПОСОБСТВУЕТ
ЗАКРЕПЛЕНИЮ
ПРОЙДЕННОГО
МАТЕРИАЛА
,
ОБЩЕНИЕ
В
ГРУППЕ
И
С
«
ПАЦИЕНТОМ
»
СПОСОБСТВУЕТ
СТАНОВЛЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
РЕЧИ
.
НА
БАЗЕ
КОЛЛЕДЖА
В
ТЕЧЕНИЕ
НЕСКОЛЬКИХ
ЛЕТ
УСПЕШНО
РАБОТАЕТ
ЛЕКТОРСКАЯ
ГРУППА
СТУДЕНТОВ
. С
ОВМЕСТНО
С
УПРАВЛЕНИЕМ
ПО
ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ
,
С
НЕСКОЛЬКИМИ
ШКОЛАМИ
ГОРОДА
СТУДЕНТЫ
ПРИНИМАЮТ
АКТИВНОЕ
УЧАСТИЕ
В
ПРОПАГАНДЕ
ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА
ЖИЗНИ
И
САНИТАРНО
-
ГИГИЕНИЧЕСКОМ
ПРОСВЕЩЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ
. У
ЧАСТИЕ
В
ЛЕКТОРСКОЙ
ГРУППЕ
СТУДЕНТОВ
-
МЕДИКОВ
ОТВЕЧАЕТ
НЕСКОЛЬКИМ
ЦЕЛЯМ
(
С
ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
4
ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА
НИХ
):
ФОРМИРОВАНИЕ
УСТАНОВКИ
НА
ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ
ЖИЗНИ
У
УЧАСТНИКОВ
ЛЕКТОРИЯ
,
ПОВЫШЕНИЕ
УЧЕБНОЙ
И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ
,
РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ
КАЧЕСТВ
И
НАВЫКОВ
ПУБЛИЧНОГО
ВЫСТУПЛЕНИЯ
. С
ТУДЕНТЫ
ПОДГОТАВЛИВАЮТ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
,
ОРИЕНТИРУЯСЬ
НА
ВОЗРАСТНОЙ
И
ПОЛОВОЙ
СОСТАВ
,
А
ТАКЖЕ
НА
ИЗВЕСТНЫЙ
КРУГ
ПРОБЛЕМ
,
ХАРАКТЕРНЫХ
ДЛЯ
ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
: «
ГИГИЕНА
ЮНОШИ
», «
ГИГИЕНА
ДЕВУШКИ
», «
ЭНЕРГЕТИКИ
:
ЭТО
ОПАСНО
?!», «
ЗРЕНИЕ
–
БЕСЦЕННЫЙ
ДАР
», «
СТРАШНОЕ
СЛОВО
"
АБОРТ
"»
И
ДР
.
СТУДЕНТЫ
-
МЕДИКИ
,
УЧАСТВУЯ
В
РАБОТЕ
ЛЕКТОРИЯ
,
МОГУТ
СУЩЕСТВЕННО
ПОВЫСИТЬ
УРОВЕНЬ
СОБСТВЕННЫХ
ЗНАНИЙ
,
ПОЧУВСТВОВАТЬ
СОБСТВЕННУЮ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
,
ПЕРЕЖИТЬ
СИТУАЦИЮ
УСПЕХА
,
ЧТО
ПОЛОЖИТЕЛЬНО
ВЛИЯЕТ
НА
УРОВЕНЬ
ИХ
УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ
И
СПОСОБСТВУЕТ
ЕЕ
ТРАНСФОРМАЦИИ
В
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
. В
О
ВРЕМЯ
ЗАНЯТИЙ
В
КЛАССАХ
ОНИ
УЧАТСЯ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПРИЕМЫ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ВНИМАНИЯ
СЛУШАТЕЛЕЙ
,
ИГРОВЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
,
ЭКСПРЕСС
-
ОПРОСЫ
И
ДРУГИЕ
СПОСОБЫ
АКТИВИЗАЦИИ
АУДИТОРИИ
. В
АЖНЫМ
МОМЕНТОМ
ПРИ
РАБОТЕ
СТУДЕНТОВ
СО
ШКОЛЬНИКАМИ
ЯВЛЯЕТСЯ
ПОЛУЧЕНИЕ
ОБРАТНОЙ
СВЯЗИ
.
ВЫСОКОЕ
МОТИВИРУЮЩЕЕ
ЗНАЧЕНИЕ
ИМЕЕТ
СОЗДАНИЕ
УЧЕБНЫХ
ФИЛЬМОВ
,
ЧТО
СВЯЗАНО
С
ТЕМ
,
ЧТО
СТУДЕНТЫ
И
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ИМЕЮТ
ВОЗМОЖНОСТЬ
ДЛЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ
В
ДАННОМ
ТВОРЧЕСКОМ
ПРОЕКТЕ
. С
ТУДЕНТЫ
ТЩАТЕЛЬНО
ИЗУЧАЮТ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
И
НА
ПРАКТИКЕ
ОСВАИВАЮТ
МЕТОДЫ
ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПАЦИЕНТА
,
ВЫЯВЛЯЮТ
У
РЕАЛЬНЫХ
БОЛЬНЫХ
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
ВИД
ПАТОЛОГИИ
,
ОТРАБАТЫВАЮТ
НЕ
ТОЛЬКО
ОТДЕЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ
,
НО
И
ЦЕЛОСТНЫЙ
ПРОЦЕСС
ВЕДЕНИЯ
БОЛЬНОГО
.
ОБОБЩАЯ
СКАЗАННОЕ
,
МОЖНО
СДЕЛАТЬ
ВЫВОД
О
ТОМ
,
ЧТО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
И
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
БУДУЩИХ
МЕДИКОВ
ПОЗВОЛЯЕТ
ИЗБЕЖАТЬ
ИЛИ
,
ПО
КРАЙНЕЙ
МЕРЕ
,
УМЕНЬШИТЬ
МНОГИЕ
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТРАДИЦИОННЫХ
ФОРМ
ОБУЧЕНИЯ
. С
РЕДИ
НИХ
СЛОЖНОСТЬ
И
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ
МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
К
ТРЕБОВАНИЯМ
ПРОФЕССИИ
И
К
НОВОМУ
ДЛЯ
НИХ
СОЦИАЛЬНОМУ
ОКРУЖЕНИЮ
,
ФОРМАЛЬНОСТЬ
ЗНАНИЙ
И
ЛИШЕННОСТЬ
ИХ
ЛИЧНОСТНОГО
СМЫСЛА
ДЛЯ
СТУДЕНТОВ
,
ТРУДНОСТЬ
ПЕРЕХОДА
ОТ
ПОЗИЦИИ
РЕЦИПИЕНТА
ИНФОРМАЦИИ
К
АКТИВНОЙ
ПОЗИЦИИ
СПЕЦИАЛИСТА
,
СПОСОБНОГО
САМОСТОЯТЕЛЬНО
ВЫПОЛНЯТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
ПО
ОКАЗАНИЮ
МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ
,
ОБЛАДАЮЩЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
МЫШЛЕНИЕМ
.
СУЩЕСТВУЕТ
ОГРОМНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ
ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
КОНТЕКСТНОГО
ОБУЧЕНИЯ
В
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
МЕДИЦИНСКИХ
УЧИЛИЩ
И
КОЛЛЕДЖЕЙ
,
ТАК
КАК
ИМЕННО
В
МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОФЕССИИ
МОЖНО
НАЙТИ
ШИРОЧАЙШИЙ
ПРОСТОР
ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ИДЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
В
ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
.