Автор: Гончарова Ольга Григорьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению (ребенок 6 лет)
Тема: Автоматизация звука «Р»
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия и обучению произношению (ребенок 6 лет)
Тема: автоматизация звука «Р»
Цель:
автоматизировать звук «Р» в слогах, словах, фразах.
Задача образовательная: закрепить произношение звука «Р»
в речевом материале.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать плавный выдох через дыхательные упражнения,
-развивать артикуляционный аппарат через артикуляционную гимнастику,
-развивать слуховую память при восприятии и воспроизведении звука «Р», -развивать
речевые навыки посредством произношения речевого материала в сопряженной,
отраженной и самостоятельной речи,
-развивать слуховое восприятие (слухо-зрительно и на слух) через различение слов и фраз,
-развивать мелкую моторику через дактильную азбуку,
-развивать общую моторику через физминутку.
Воспитательная задача: прививать интерес к процессу обучения.
Оборудование: индивидуальный слуховой аппарат, экран, таблички с речевым
материалом, игрушки, сюжетные картинки, музыкальные игрушки (барабан, гармонь).
Ход занятия.
1.
Организационный момент
Привет! Что будем делать?
Р: Будем заниматься, думать, говорить, слушать.
2.
Основная часть
Упражнения на развитие воздушной струи, голоса:
П: Будем дуть (дает ребенку вертушку). Дуй! Дуй плавно!
Будем говорить: говори громко, тихо (на карточках буквы: А, О, У)
Артикуляционные упражнения для звука «Р»:
П: Делай так! (перед зеркалом показывает упражнения: «лопаточка»,
«маляр», «грибок», «чашечка»).
Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, фразах.
Педагог показывает карточку с буквой «Р»
Ребенок произносит звук.
П: читай! (предлагает карточки со слогами).
Р: (читает) РА, РО, РУ, АРА, АРО, АРУ, АР, ОР, УР
Педагог показывает мешочек с игрушками: Что там?
Р:
(достает из мешочка предметы и называет их): рак, рыба, корова,
помидор, ручка, карандаш, шар.
П: (дает инструкцию на слух): убери шар, помидор и т.д.
Ребенок убирает предметы в мешочек.
Физминутка:
П: Что это?
Р: барабан, гармонь (педагог обращает внимание, что в этих словах
есть звук «Р».
Педагог играет на инструментах, ребенок выполняет соответствующие
движения с проговариванием: барабан (шаги на месте: та-та-та);
гармонь (приседания: ля-ля-ля).
С индивидуальным слуховым аппаратом различать слухо-зрительно, а затем только
на слух фразы.
П: Кто? Что делает? (сюжетные картинки, таблички).
Р: (читает устно-дактильно) Марина моет руки. Артем рисует ракету. Рома ловит рыбу.
Юра играет на барабане.
П: Слушай! ( проговаривает эти фразы слухо-зрительно, затем за
экраном), ребенок повторяет фразы, показывая соответствующую
картинку.
3.
Заключительная часть:
П: Что ты делала?
Р: Я слушала, говорила, читала.
П: Ты правильно говорила звук «Р», занималась хорошо.
Иди в группу.