Напоминание

«Профилактика речевых нарушений с детьми 2-3 лет. Учимся слышать и слушать»


Автор: Согрина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №73 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика речевых нарушений с детьми 2-3 лет. Учимся слышать и слушать»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Профилактика речевых нарушений с детьми 2-3 лет.

Учимся слышать и слушать»

Согрина Л.А. МБДОУ «ДС № 73 г. Челябинска»

Аннотация:

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике

речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного

процесса-педагогами, родителями и непосредственно с воспитанниками детского сада.

Профилактика речевых нарушений у детей 2–3 лет направлена на

побуждение к общению, стимулирование речевого развития и повышение

речевой активности ребёнка. Отсутствие профилактических мер в раннем

дошкольном возрасте может привести к нарушению процесса общения,

трудностям

адаптации

в

детском

коллективе,

речевому

негативизму,

вторичной задержке познавательной деятельности.

В этот период жизни ребенка много зависит от взрослых. Ребенок не

рождается со сложившейся речью. Малыш всему учится в общении, ранний

опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению

слышать, говорить, слушать, думать.

Зачем учиться слушать и слышать?

Слушание — это ключевой элемент общения и понимания. Развитие навыков

слушания способствует:

- улучшению понимания речи;

- формированию умений взаимодействовать с окружающими;

-устранению барьеров в коммуникации.

Некоторые методы профилактики:

Артикуляционные упражнения. Сначала простые, постепенно заменяются

такими, которые являются базой для произношения того или иного звука.

Работа над дыханием. Проводится в игровой форме по подражанию,

отрабатывается короткий спокойный вдох через нос и плавный выдох.

Стимулирование речевых движений. Используются игры с прищепками и

щипцами, пальчиковые игры, игры малой подвижности, лэпбуки.

Развитие активной речи. Происходит через комментирование действий, показ

и рассматривание предметов, выполнение действий с предметом, повторение

ребёнком слов, словосочетаний и предложений.

Сенсорное развитие. Акцентируется внимание на цвете, форме и размере,

развиваются грамматические навыки.

Важную роль играет взаимодействие с родителями. Их нужно включить в

развивающий процесс, провести педагогическое просвещение.

В результате профилактической работы обогащается и активизируется

словарь,

закрепляется

правильное

произношение

звуков,

улучшается

зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика,

координация движений, формируются навыки общения.

Рассмотрим несколько подходов и игр, которые помогут детям учиться

слышать и слушать:

Игры на развитие слухового восприятия

1. Игры с громкостью

Используйте звуковые игрушки (барабаны, бубны, шуршащие игрушки).

Попросите ребенка циклично повторять звуки, меняя громкость (громко-

тихо).

2. Слышать и повторять

Произнесите короткие фразы или звуки, а затем попросите ребенка их

повторить. Это поможет развить слуховую память и внимание.

3.Словесные игры

Играйте в "Тихую игру", где необходимо слушать друг друга и повторять

слова по очереди. Можно также использовать стишки и песенки.

Упражнения для развития внимания

1. Покажи, как ты слышишь

Направьте ребенка на звук (например, звук двери или собаки) и попросите

его показать, что он услышал. Это поможет ему научиться обращаться к

источнику звука.

2. Чтение с интерактивными элементами

Читайте книги с яркими иллюстрациями и задавайте вопросы о персонажах

и событиях. Это поможет ребенку учиться слушать и отвечать на вопросы.

3. Звуковые коллажи

Используйте записи различных звуков (природа, животные) и спрашивайте,

какие звуки ребенок услышал. Можно обсуждать, откуда они могут быть.

Развитие речи через общение

1. Регулярные беседы

Общайтесь с ребенком, обсуждайте его день, задавайте вопросы,

побуждайте к ответам.

2. Показывайте предметы

Назовите предметы вокруг и попросите ребенка рассказать, что он видит.

Это расширяет словарный запас.

3. Используйте стихи и песни

Пойте с ребенком песенки, декламируйте стишки. Это помогает развивать

не только слух, но и ритм.

Заключение

Важно помнить, что в этом возрасте детям требуется много поддержки и

поощрения. Создавайте для них атмосферу, где они могут чувствовать себя

уверенно, и не бойтесь повторять одни и те же игры и упражнения, пока они

не станут понятными. Регулярная практика поможет предотвратить речевые

нарушения и развить слуховые навыки.

Список литературы:

1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко// Ростов н / Д.

- Феникс, 2008.- 141 с.

2. Бахарева К.С. Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста/ К. С.

Бахарева//изд.

Феникс

2009.

-

220с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский// М.: Лабиринт, 2008.

352 с.

4. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев//Ленанд,

2015.- 322 с.

5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада/

В.В.

Гербова.

//

М.:

Синтез,

2007.

264

с.



В раздел образования