Автор: Согрина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №73 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика речевых нарушений с детьми 2-3 лет. Учимся слышать и слушать»
Раздел: дошкольное образование
«Профилактика речевых нарушений с детьми 2-3 лет.
Учимся слышать и слушать»
Согрина Л.А. МБДОУ «ДС № 73 г. Челябинска»
Аннотация:
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике
речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного
процесса-педагогами, родителями и непосредственно с воспитанниками детского сада.
Профилактика речевых нарушений у детей 2–3 лет направлена на
побуждение к общению, стимулирование речевого развития и повышение
речевой активности ребёнка. Отсутствие профилактических мер в раннем
дошкольном возрасте может привести к нарушению процесса общения,
трудностям
адаптации
в
детском
коллективе,
речевому
негативизму,
вторичной задержке познавательной деятельности.
В этот период жизни ребенка много зависит от взрослых. Ребенок не
рождается со сложившейся речью. Малыш всему учится в общении, ранний
опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению
слышать, говорить, слушать, думать.
Зачем учиться слушать и слышать?
Слушание — это ключевой элемент общения и понимания. Развитие навыков
слушания способствует:
- улучшению понимания речи;
- формированию умений взаимодействовать с окружающими;
-устранению барьеров в коммуникации.
Некоторые методы профилактики:
Артикуляционные упражнения. Сначала простые, постепенно заменяются
такими, которые являются базой для произношения того или иного звука.
Работа над дыханием. Проводится в игровой форме по подражанию,
отрабатывается короткий спокойный вдох через нос и плавный выдох.
Стимулирование речевых движений. Используются игры с прищепками и
щипцами, пальчиковые игры, игры малой подвижности, лэпбуки.
Развитие активной речи. Происходит через комментирование действий, показ
и рассматривание предметов, выполнение действий с предметом, повторение
ребёнком слов, словосочетаний и предложений.
Сенсорное развитие. Акцентируется внимание на цвете, форме и размере,
развиваются грамматические навыки.
Важную роль играет взаимодействие с родителями. Их нужно включить в
развивающий процесс, провести педагогическое просвещение.
В результате профилактической работы обогащается и активизируется
словарь,
закрепляется
правильное
произношение
звуков,
улучшается
зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика,
координация движений, формируются навыки общения.
Рассмотрим несколько подходов и игр, которые помогут детям учиться
слышать и слушать:
Игры на развитие слухового восприятия
1. Игры с громкостью
Используйте звуковые игрушки (барабаны, бубны, шуршащие игрушки).
Попросите ребенка циклично повторять звуки, меняя громкость (громко-
тихо).
2. Слышать и повторять
Произнесите короткие фразы или звуки, а затем попросите ребенка их
повторить. Это поможет развить слуховую память и внимание.
3.Словесные игры
Играйте в "Тихую игру", где необходимо слушать друг друга и повторять
слова по очереди. Можно также использовать стишки и песенки.
Упражнения для развития внимания
1. Покажи, как ты слышишь
Направьте ребенка на звук (например, звук двери или собаки) и попросите
его показать, что он услышал. Это поможет ему научиться обращаться к
источнику звука.
2. Чтение с интерактивными элементами
Читайте книги с яркими иллюстрациями и задавайте вопросы о персонажах
и событиях. Это поможет ребенку учиться слушать и отвечать на вопросы.
3. Звуковые коллажи
Используйте записи различных звуков (природа, животные) и спрашивайте,
какие звуки ребенок услышал. Можно обсуждать, откуда они могут быть.
Развитие речи через общение
1. Регулярные беседы
Общайтесь с ребенком, обсуждайте его день, задавайте вопросы,
побуждайте к ответам.
2. Показывайте предметы
Назовите предметы вокруг и попросите ребенка рассказать, что он видит.
Это расширяет словарный запас.
3. Используйте стихи и песни
Пойте с ребенком песенки, декламируйте стишки. Это помогает развивать
не только слух, но и ритм.
Заключение
Важно помнить, что в этом возрасте детям требуется много поддержки и
поощрения. Создавайте для них атмосферу, где они могут чувствовать себя
уверенно, и не бойтесь повторять одни и те же игры и упражнения, пока они
не станут понятными. Регулярная практика поможет предотвратить речевые
нарушения и развить слуховые навыки.
Список литературы:
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко// Ростов н / Д.
- Феникс, 2008.- 141 с.
2. Бахарева К.С. Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста/ К. С.
Бахарева//изд.
Феникс
2009.
-
220с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский// М.: Лабиринт, 2008.
352 с.
4. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев//Ленанд,
2015.- 322 с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада/
В.В.
Гербова.
//
М.:
Синтез,
2007.
264
с.