Автор: Романченко Людмила Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Журавлик" Зерноградского района
Населённый пункт: с. Гуляй-Борисовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль сюжетно-ролевых игр в ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Роль сюжетно – ролевых игр в ранней профориентации дошкольников»
Большое значение в формировании
образа мира ребенка имеет игра.
Именно в игре закладываются первые
основы профессиональной деятельно-
сти.… Образно говоря, детская игра –
это профориентатор ребенка.
А. Г. Асмолов
Детство – это тот удивительный мир, где, еще, будучи ребенком,
можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос,
попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о
будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей
с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе
этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного
возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как
неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить тему «профориентации в
детском саду». Тема выбрана не случайно. Возможность работы по ранней
профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим
фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным
периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать
у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования
представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог,
используя в своей деятельности все возможности процесса воспитания и
обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические
особенности дошкольников.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает
важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его
будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка,
стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
В современных нормативных документах в сфере образования большое
внимание отводится социальному развитию личности, формированию
личности инновационного типа, готовой развиваться и активно включаться в
процесс развития общества. Сегодня государство делает ставку на человека
труда. И вся система общего образования ставит целью формирование
личности, готовой к труду. Это в полной мере может быть отнесено и к
системе дошкольного образования детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.) обозначены целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней
профориентации на уровне дошкольного образования.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является
первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Что такое профессиональная ориентация?
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное
направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий,
направленных на выявление личностных особенностей, интересов и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным
возможностям.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического
воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют
активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний
ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности,
наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная
психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте,
можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде
деятельности.
Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться
экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать
очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который
сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в
профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и
мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы
иметь возможность проявить свои способности в различных видах
деятельности.
Для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста
особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка
в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о
социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека
закладываются с детства, в том числе и профессиональная направленность.
Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители
тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по
душе, а какой – нет. Важно, чтобы дети могли примерить на себе новые
социальные роли, что в будущем поможет им в выборе будущей профессии.
Одним из наиболее эффективных средств «примеривания социальных ролей»
можно считать сюжетно- ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса и незаменимый
помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущий вид деятельности
дошкольника, но и средство для решения поставленных задач по ранней
профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация
детей, по мнению многих педагогов и психологов, должна начинаться с
младшего дошкольного возраста. Так как в ходе сюжетно-ролевой игры
начинают формироваться определенные отношения к людям, к деятельности
взрослого, к профессиям. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками
или взрослыми дети обмениваются новыми знаниями, учатся договариваться
друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы:
свою речь, обогащая словарь, развивают произвольное внимание,
воображение, восприятие. Сюжетно-ролевая игра охватывает все
образовательные области дошкольного образования.
Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания,
полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно
помочь детям определить содержание предстоящей игры,
последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и
их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игрЫ имитируются
производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда,
модели профессионального поведения, модели межличностных
профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра,
в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о
профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для
ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
В младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят
имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на
результат труда.
Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных
сюжетно-ролевых игр:
- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты
труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины;
продавец взвешивает, отпускает товар);
- принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в
несложном ролевом диалоге;
- правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые
действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину
бензином»);
- передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер
моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро,
аккуратно);
- самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или
иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для
матроса);
- договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о
ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом,
увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение
дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов
и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа
товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные
сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует
стимулировать детей:
- строить сюжет из 4- 6 смысловых эпизодов;
- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом
разворачиваемого сюжета;
- самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и
желаний друг друга;
- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов,
изображающих инструменты и бытовую технику.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в
которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач,
водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия
взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в
профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует
стимулировать детей:
- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан,
штурман, матрос);
- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое
агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека» и др.).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о
профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные
в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей
дошкольного возраста в мир профессий. Данный вид игр способствует
практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе
дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том,
что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре:
они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые
действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он
стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо
профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Используемая литература:
Эльконин Д. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры //
Дошкольное воспитание. – 2008. – №8 2008. – С. 17-23.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //
Психология развития. - СПб: Питер, 2011. - 512 с.
Введение ребенка в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры.
Опыт работы негосударственных дошкольных образовательных учреждений
ОАО «РЖД» // Москва 2018г.
Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях
игровой деятельности дошкольников: В.П.Кондрашов. - Саратов: Изд-во
СГУ, 2011г.
Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры
дошкольников». СПБ, 2020г.
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
Информационные материалы к комплексу «Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии».