Напоминание

"Роль сюжетно-ролевых игр в ранней профориентации дошкольников"


Автор: Романченко Людмила Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Журавлик" Зерноградского района
Населённый пункт: с. Гуляй-Борисовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль сюжетно-ролевых игр в ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль сюжетно – ролевых игр в ранней профориентации дошкольников»

Большое значение в формировании

образа мира ребенка имеет игра.

Именно в игре закладываются первые

основы профессиональной деятельно-

сти.… Образно говоря, детская игра –

это профориентатор ребенка.

А. Г. Асмолов

Детство – это тот удивительный мир, где, еще, будучи ребенком,

можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос,

попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о

будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей

с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе

этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного

возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как

неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить тему «профориентации в

детском саду». Тема выбрана не случайно. Возможность работы по ранней

профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим

фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным

периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать

у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования

представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог,

используя в своей деятельности все возможности процесса воспитания и

обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические

особенности дошкольников.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает

важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его

будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка,

стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

В современных нормативных документах в сфере образования большое

внимание отводится социальному развитию личности, формированию

личности инновационного типа, готовой развиваться и активно включаться в

процесс развития общества. Сегодня государство делает ставку на человека

труда. И вся система общего образования ставит целью формирование

личности, готовой к труду. Это в полной мере может быть отнесено и к

системе дошкольного образования детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.) обозначены целевые

ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает

установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,

другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней

профориентации на уровне дошкольного образования.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является

первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Что такое профессиональная ориентация?

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное

направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий,

направленных на выявление личностных особенностей, интересов и

способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном

выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным

возможностям.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического

воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют

активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний

ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности,

наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная

психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте,

можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде

деятельности.

Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться

экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать

очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который

сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в

профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и

мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы

иметь возможность проявить свои способности в различных видах

деятельности.

Для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста

особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка

в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о

социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания человека

закладываются с детства, в том числе и профессиональная направленность.

Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители

тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по

душе, а какой – нет. Важно, чтобы дети могли примерить на себе новые

социальные роли, что в будущем поможет им в выборе будущей профессии.

Одним из наиболее эффективных средств «примеривания социальных ролей»

можно считать сюжетно- ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса и незаменимый

помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущий вид деятельности

дошкольника, но и средство для решения поставленных задач по ранней

профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация

детей, по мнению многих педагогов и психологов, должна начинаться с

младшего дошкольного возраста. Так как в ходе сюжетно-ролевой игры

начинают формироваться определенные отношения к людям, к деятельности

взрослого, к профессиям. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками

или взрослыми дети обмениваются новыми знаниями, учатся договариваться

друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы:

свою речь, обогащая словарь, развивают произвольное внимание,

воображение, восприятие. Сюжетно-ролевая игра охватывает все

образовательные области дошкольного образования.

Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания,

полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно

помочь детям определить содержание предстоящей игры,

последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и

их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игрЫ имитируются

производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда,

модели профессионального поведения, модели межличностных

профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра,

в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о

профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для

ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

В младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят

имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на

результат труда.

Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных

сюжетно-ролевых игр:

- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты

труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины;

продавец взвешивает, отпускает товар);

- принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в

несложном ролевом диалоге;

- правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые

действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину

бензином»);

- передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер

моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро,

аккуратно);

- самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или

иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для

матроса);

- договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о

ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом,

увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение

дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов

и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа

товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные

сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует

стимулировать детей:

- строить сюжет из 4- 6 смысловых эпизодов;

- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом

разворачиваемого сюжета;

- самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и

желаний друг друга;

- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов,

изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в

которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач,

водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия

взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в

профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует

стимулировать детей:

- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан,

штурман, матрос);

- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое

агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека» и др.).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о

профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные

в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей

дошкольного возраста в мир профессий. Данный вид игр способствует

практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе

дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том,

что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре:

они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые

действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он

стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо

профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Используемая литература:

Эльконин Д. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры //

Дошкольное воспитание. – 2008. – №8 2008. – С. 17-23.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //

Психология развития. - СПб: Питер, 2011. - 512 с.

Введение ребенка в социальный мир взрослых через сюжетно-ролевые игры.

Опыт работы негосударственных дошкольных образовательных учреждений

ОАО «РЖД» // Москва 2018г.

Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.

Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях

игровой деятельности дошкольников: В.П.Кондрашов. - Саратов: Изд-во

СГУ, 2011г.

Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры

дошкольников». СПБ, 2020г.

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

Информационные материалы к комплексу «Цифровая лаборатория для

дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии».



В раздел образования