Напоминание

Создание специальных образовательных условий посредством психолого-педагогического сопровождения


Автор: Муратова Римма Маратовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №322
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Создание специальных образовательных условий посредством психолого-педагогического сопровождения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание специальных образовательных условий посредством психолого-

педагогического сопровождения

учитель-дефектолог, Муратова Римма Маратовна

Образование

для

всех

является

важной

задачей

общества.

Специальные

образовательные условия обеспечивают доступ к образовательному процессу для детей с

особыми потребностями, позволяя им развиваться в комфортной и поддерживающей среде.

Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная деятельность специалистов,

направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.

Приоритетным направлением реализации права на образование детей с особыми

образовательными потребностями

является раннее выявление и своевременное оказание

необходимой психолого-педагогической помощи в дошкольном возрасте, позволяющим

обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту поступления в

школу.

Создание образовательных условий для детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ)

предполагает, в том числе организацию психолого-педагогического

сопровождения включающую в себя:

1. Работу психолого-педагогического консилиума (ППк)

2. Выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

3. Организацию психолого-педагогического взаимодействия.

4. Разработку и реализацию программно-методического обеспечения.

5. Оказание педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ОВЗ.

6. Регулярное консультирование и поддержку как для воспитанников и родителей, так и

педагогов.

В системе работы выделяем следующие формы:

диагностика обучающихся с ООП,

обследование дошкольников по запросу родителей,

наблюдение за воспитанниками в образовательной и самостоятельной деятельности

(ежедневно),

контроль динамики и поведения воспитанников в группе,

проведение

индивидуальной

работы

с

обучающимися

и

их

родителями:

тематические беседы, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК,

проведение заседаний ППк,

ведение карт развития,

посещение, взаимопосещение и анализ занятий,

разработка методических рекомендаций участникам образовательного процесса,

организация досуговой организованной деятельности, направленной на развитие

познавательных интересов воспитанников, их общее развитие,

формирование здорового психологического микроклимата в группе.

В нашем образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение

рассматривается, как система деятельности всех педагогов, направленная на создание условий

успешного развития каждого ребенка.

Деятельность педагогов по работе с детьми ОВЗ соответствует 4 этапам:

1.

Диагностический этап. Основной целью проведения данного этапа является

сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление

нарушений и потенциальных возможностей ребёнка.

В конце сентября, после проведения входного мониторинга, проводятся психолого-

педагогические консилиумы (ППк), позволяющие увидеть целостный образ актуального

развития каждого ребенка.

2.

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают

возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и

приёмы

коррекционно-развивающей

работы,

составляют

индивидуальное

программно-

методическое обеспечение (ИОМ/иАОП), распределяют обязанности по их реализации,

уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет

определённые задачи согласно своему направлению.

3. Деятельностный этап.

В рамках проводимой образовательной деятельности реализуются программно-

методические мероприятия комплексного сопровождения детей с ООП включающие

различные виды деятельности, методы и приемы, а также осуществляется формирование

умений работы в макро и микро группе, в паре, умение слушать и слышать товарища.

Для создания благоприятных условий включения детей с ООП в социальное

пространство, создаем ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используем

технологии обеспечения эмоциональной комфортности в процессе общения со сверстниками

и взрослыми в детском саду и дома.

В работе с детьми педагоги ДОУ активно используют элементы здоровьесберегающих

технологий: подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика

для глаз,

дыхательная

гимнастика, динамическая минутка,

корригирующая

гимнастика,

ортопедическая гимнастика, СУ-Джок терапия, музыкотерапия, гимнастика после сна и др.

Весь образовательно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического,

психологического, социального и эмоционального развития.

Предметно-пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок

имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Во

всех

группах

имеются

центры

развития.

Выделено

пространство

для

удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития

изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками,

пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных

ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь,

сухой бассейн. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия

для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Учитывая наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы оснащены

мягкими модулями и мягкой игровой мебелью.

Основные требования к выбору методов обучения и воспитания:

использование

игровой

формы

обучения

как

доминирующего

средства

обучения;

использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности

детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения;

использование подражательности, свойственной детям с тяжёлой умственной

отсталостью;

предметно-действенное обучение с использованием конкретных предметов;

разделение

материала

на

простейшие

элементы

при

сохранении

его

систематичности и логики построения;

постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий

по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции;

частая смена видов деятельности;

частая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;

эмоциональная

положительная

оценка

педагогом

малейших

достижений

ребёнка.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой ИН, ТМНР

принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям обучающихся с легкими

когнитивными нарушениями и определяются индивидуальными возможностями ребенка,

нацеленными на максимальное развитие жизненных компетенций. Накопление доступных

навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности

ориентировано на их перенос в реальную жизнь в семье и обществе.

С обучающимися имеющими интеллектуальную недостаточность с выраженными

нарушениями

поведения,

расстройство

аутистического

спектра

(расторможенность,

«полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, трудности коммуникации и

социального взаимодействия) целесообразно использовать такие методы и приемы обучения и

воспитания, как:

поэтапное обучение каждому навыку через формирование алгоритма выполнения

логически объединенных отдельных действий;

рациональная дозировка на занятии содержания учебного материала;

метод повторения;

практические

упражнения

по

развитию

культурно-гигиенических

навыков

самообслуживания;

имитационные упражнения;

максимальная опора на чувственный опыт;

альтернативные

средства

коммуникации

(карточки,

жесты,

пиктограммы,

визуальное расписание, визуальная инструкция).

При использовании в обучении пиктограмм следует соблюдать последовательность

предъявления

изображений:

реальное

изображение

предметная

картинка

пиктографическое изображение данного действия.

При использовании визуального расписания и визуальной инструкции необходимы

следующие материалы:

планшет, на котором располагаются карточки в строгой последовательности;

карточки с изображением последовательности выполнения действий (предметов) на

липучках или магнитах (изображения могут быть самые разные: от схематичных до предельно

конкретных (фотографии) в зависимости от навыков ребенка;

контейнер «Выполнено» для тех карточек, которые ребенок снимает с планшета.

Поощрением для самостоятельного выполнения последовательности действий будет

доступ к приятной деятельности, например, если ребенок любит прогулки, или специальный

приз.

Процедура обучения:

1. Разметить карточки по порядку на планшете.

2. В конце списка разместить карточку с изображением поощрения.

3. Направить ребенка к планшету с расписанием, направить руку ребенка на нужную

карточку.

4. Дождаться выполнение нарисованного на карточке действия.

5. Направить ребенка к планшету с расписанием, помочь снять карточку и разместить в

контейнере «Выполнено».

6. Повторить для каждого шага последовательности пункты 3–5.

7. Помочь снять последнюю карточку, взять из рук ребенка и дать поощрение.

4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.

Основными задачами работы с родителями являются:

создание

благоприятных

условий

для

повышения

педагогической

и

психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных

мероприятиях.

Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми

ООП, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления

здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы

специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской

деятельности дома. Консультирование осуществляется через индивидуальные беседы,

родительские собрания.

Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через

выставки детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на

праздники, на дни открытых дверей, массовые мероприятия в рамках клуба «Вместе».

Создание специальных образовательных условий через психолого-педагогическое

сопровождение требует совместных усилий педагогов, психологов, родителей и всего

общества, направленных на помощь детям в их обучении и социальной адаптации, является

необходимым шагом для обеспечения равных возможностей для всех детей.



В раздел образования