Автор: Муратова Римма Маратовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №322
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Создание специальных образовательных условий посредством психолого-педагогического сопровождения
Раздел: дошкольное образование
Создание специальных образовательных условий посредством психолого-
педагогического сопровождения
учитель-дефектолог, Муратова Римма Маратовна
Образование
для
всех
является
важной
задачей
общества.
Специальные
образовательные условия обеспечивают доступ к образовательному процессу для детей с
особыми потребностями, позволяя им развиваться в комфортной и поддерживающей среде.
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная деятельность специалистов,
направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
Приоритетным направлением реализации права на образование детей с особыми
образовательными потребностями
является раннее выявление и своевременное оказание
необходимой психолого-педагогической помощи в дошкольном возрасте, позволяющим
обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту поступления в
школу.
Создание образовательных условий для детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)
предполагает, в том числе организацию психолого-педагогического
сопровождения включающую в себя:
1. Работу психолого-педагогического консилиума (ППк)
2. Выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
3. Организацию психолого-педагогического взаимодействия.
4. Разработку и реализацию программно-методического обеспечения.
5. Оказание педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ОВЗ.
6. Регулярное консультирование и поддержку как для воспитанников и родителей, так и
педагогов.
В системе работы выделяем следующие формы:
диагностика обучающихся с ООП,
обследование дошкольников по запросу родителей,
наблюдение за воспитанниками в образовательной и самостоятельной деятельности
(ежедневно),
контроль динамики и поведения воспитанников в группе,
проведение
индивидуальной
работы
с
обучающимися
и
их
родителями:
тематические беседы, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК,
проведение заседаний ППк,
ведение карт развития,
посещение, взаимопосещение и анализ занятий,
разработка методических рекомендаций участникам образовательного процесса,
организация досуговой организованной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов воспитанников, их общее развитие,
формирование здорового психологического микроклимата в группе.
В нашем образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение
рассматривается, как система деятельности всех педагогов, направленная на создание условий
успешного развития каждого ребенка.
Деятельность педагогов по работе с детьми ОВЗ соответствует 4 этапам:
1.
Диагностический этап. Основной целью проведения данного этапа является
сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление
нарушений и потенциальных возможностей ребёнка.
В конце сентября, после проведения входного мониторинга, проводятся психолого-
педагогические консилиумы (ППк), позволяющие увидеть целостный образ актуального
развития каждого ребенка.
2.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают
возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и
приёмы
коррекционно-развивающей
работы,
составляют
индивидуальное
программно-
методическое обеспечение (ИОМ/иАОП), распределяют обязанности по их реализации,
уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет
определённые задачи согласно своему направлению.
3. Деятельностный этап.
В рамках проводимой образовательной деятельности реализуются программно-
методические мероприятия комплексного сопровождения детей с ООП включающие
различные виды деятельности, методы и приемы, а также осуществляется формирование
умений работы в макро и микро группе, в паре, умение слушать и слышать товарища.
Для создания благоприятных условий включения детей с ООП в социальное
пространство, создаем ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используем
технологии обеспечения эмоциональной комфортности в процессе общения со сверстниками
и взрослыми в детском саду и дома.
В работе с детьми педагоги ДОУ активно используют элементы здоровьесберегающих
технологий: подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика
для глаз,
дыхательная
гимнастика, динамическая минутка,
корригирующая
гимнастика,
ортопедическая гимнастика, СУ-Джок терапия, музыкотерапия, гимнастика после сна и др.
Весь образовательно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического,
психологического, социального и эмоционального развития.
Предметно-пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок
имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Во
всех
группах
имеются
центры
развития.
Выделено
пространство
для
удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития
изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками,
пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных
ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь,
сухой бассейн. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия
для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Учитывая наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы оснащены
мягкими модулями и мягкой игровой мебелью.
Основные требования к выбору методов обучения и воспитания:
использование
игровой
формы
обучения
как
доминирующего
средства
обучения;
использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности
детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения;
использование подражательности, свойственной детям с тяжёлой умственной
отсталостью;
предметно-действенное обучение с использованием конкретных предметов;
разделение
материала
на
простейшие
элементы
при
сохранении
его
систематичности и логики построения;
постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий
по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции;
частая смена видов деятельности;
частая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
эмоциональная
положительная
оценка
педагогом
малейших
достижений
ребёнка.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой ИН, ТМНР
принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям обучающихся с легкими
когнитивными нарушениями и определяются индивидуальными возможностями ребенка,
нацеленными на максимальное развитие жизненных компетенций. Накопление доступных
навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности
ориентировано на их перенос в реальную жизнь в семье и обществе.
С обучающимися имеющими интеллектуальную недостаточность с выраженными
нарушениями
поведения,
расстройство
аутистического
спектра
(расторможенность,
«полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, трудности коммуникации и
социального взаимодействия) целесообразно использовать такие методы и приемы обучения и
воспитания, как:
поэтапное обучение каждому навыку через формирование алгоритма выполнения
логически объединенных отдельных действий;
рациональная дозировка на занятии содержания учебного материала;
метод повторения;
практические
упражнения
по
развитию
культурно-гигиенических
навыков
самообслуживания;
имитационные упражнения;
максимальная опора на чувственный опыт;
альтернативные
средства
коммуникации
(карточки,
жесты,
пиктограммы,
визуальное расписание, визуальная инструкция).
При использовании в обучении пиктограмм следует соблюдать последовательность
предъявления
изображений:
реальное
изображение
—
предметная
картинка
—
пиктографическое изображение данного действия.
При использовании визуального расписания и визуальной инструкции необходимы
следующие материалы:
планшет, на котором располагаются карточки в строгой последовательности;
карточки с изображением последовательности выполнения действий (предметов) на
липучках или магнитах (изображения могут быть самые разные: от схематичных до предельно
конкретных (фотографии) в зависимости от навыков ребенка;
контейнер «Выполнено» для тех карточек, которые ребенок снимает с планшета.
Поощрением для самостоятельного выполнения последовательности действий будет
доступ к приятной деятельности, например, если ребенок любит прогулки, или специальный
приз.
Процедура обучения:
1. Разметить карточки по порядку на планшете.
2. В конце списка разместить карточку с изображением поощрения.
3. Направить ребенка к планшету с расписанием, направить руку ребенка на нужную
карточку.
4. Дождаться выполнение нарисованного на карточке действия.
5. Направить ребенка к планшету с расписанием, помочь снять карточку и разместить в
контейнере «Выполнено».
6. Повторить для каждого шага последовательности пункты 3–5.
7. Помочь снять последнюю карточку, взять из рук ребенка и дать поощрение.
4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Основными задачами работы с родителями являются:
создание
благоприятных
условий
для
повышения
педагогической
и
психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных
мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми
ООП, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления
здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы
специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской
деятельности дома. Консультирование осуществляется через индивидуальные беседы,
родительские собрания.
Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через
выставки детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на
праздники, на дни открытых дверей, массовые мероприятия в рамках клуба «Вместе».
Создание специальных образовательных условий через психолого-педагогическое
сопровождение требует совместных усилий педагогов, психологов, родителей и всего
общества, направленных на помощь детям в их обучении и социальной адаптации, является
необходимым шагом для обеспечения равных возможностей для всех детей.