Напоминание

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности


Автор: Кузьмина Вера Васильевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБОО Туора-Кюельская СОШ им. И.Н. Гуляева
Населённый пункт: с. Туора-Кюель, Таттинский улус, Республика Саха (Я)
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кузьмина Вера Васильевна,

старший воспитатель

МБОО Туора-Кюельская СОШ

им. И.Н. Гуляева

Таттинский улус

Республика Саха (Якутия)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ

и его роль в развитии личности

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была

актуальной.

Духовно-нравственное

воспитание

это

формирование

ценностного

отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,

включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других

качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное

российское

общество

остро

переживает

кризис

духовно

нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и

развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской

Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции

модернизации образования.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное

детство,

для

которого

характерно

эмоционально-чувственное

восприятие

действительности. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного

опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни

приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и

упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя

пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и

нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного

человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспитывать

любовь к истории, культуре, помогает сохранить прошлое.

Целенаправленная работа в данном направлении ведется педагогами нашего ДОУ на

протяжении многих лет.

Цель проекта - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-

нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного

педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных

ценностях родного улуса, Республики.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО

являются следующие:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных

действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,

малой родине и Отечеству;

- формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок

для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

для педагогов:

-совершенствование

компетентности

педагогических

кадров

образовательного

учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе

содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к

культуре своего народа;

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного

процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области

духовно-нравственного развития и воспитания детей;

-создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-

нравственного воспитания детей;

Участники проекта:

- воспитатели;

- педагоги ДОУ;

- дети в возрасте от 5 до 7 лет;

- родители (законные представители);

Этапы проекта.

I этап подготовительный:

анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории,

достопримечательностей;

диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и

представлений об истории, культуре и природе родного края.

II этап – основной:

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего

дошкольного возраста организуется по принципу «от простого к сложному» и состоит

из следующих тематических блоков:

1.

«Моя семья - мой дом»

2.

«Детский сад»

3.

"Моя Родина - Россия", "Мой родной улус (село)" (достопримечательности)

4.

«Природа родного улуса» (растения и животные)

5.

«Народные умельцы»

6.

«Ими гордится наше село» (знаменитые люди села)

Работа с родителями:

Формы взаимодействия с родителями.

Традиционные формы взаимодействия с родителями:

Беседы, консультации –

«Как воспитать маленького патриота»;

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»;

«Нравственное воспитание в семье»;

«Патриотизм начинается с детства»

Папки-передвижки, стенды

Дни открытых дверей

• Родительские собрания

Выставки совместных работ

Праздники, развлечения

Игры для детей:

сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки», «Профессии» и др.

III этап – итоговый:

включает в себя:

составление методических рекомендаций педагогам и родителям;

распространение и публикация педагогического опыта в СМИ, образовательных

интернет сайтах, на сайте организации;

выступление на педагогическом совете, самоанализ;

итоговые мероприятия по группам.

Заключение

Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным,

постоянным

и

одним

из

приоритетных

направлений

в

области

воспитательной

деятельности. Патриотизм - нравственная категория. Надо помнить, что к нравственным

поступкам человека побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными

мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию» того, что каждый

человек должен иметь гордость за Родину, понимать роль государства, принимать его

историю, культуру. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает

духовность, гуманизм, милосердие, провозглашает духовные ценности: разум, мир, добро,

справедливость, любовь. В этом и есть содержание патриотизма как нравственного

понятия.

Литература:

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–

7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015. Мельникова

Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и

норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85. Микляева Н. В. Социально-

нравственное

воспитание

дошкольников.

М.:ТЦ

Сфера,

2013.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования.

2. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для

воспитателя детского сада. – М.: Просвещение , 1989. - 96 с.

3. Коневская Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного

возраста // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 6. - С. 31-34.



В раздел образования